Остров философии УДИВЛЕНИЯ

to be or not to be


как репетитор английского, хочу поделиться с вами одним моим открытием глубины этого языка…
Возьмём слово “подарок” и “настоящее” (время). Они оба маркируются словом present… Ого! А ведь время то оно и есть самый драгоценный подарок. Жму теперь опубликовать пост, с радостью делясь рецептомммм…

To Be or not To Be…

3 симпатии


Спорим, вы не знали, что у сов такие ДЛИННЫЕ ЛАПЫ!

2 симпатии

61046431_10158112826862784_3605537187140993024_n

Который из них ты? Человек, которым ты являешься сегодня? Человек, которым ты был пять лет назад? Человек, который будет через пятьдесят лет? Когда я “есть” я? На этой неделе? Сегодня? Сей час? Сию секунду? Что собой представляет твое Я?

Тесей известен в греческой мифологии как победитель Минотавра. Афиняне долго сохраняли корабль, на котором Тесей вернулся. Но он пришел в негодность. Они заменили отремонтировали его, заменив старые прогнившие доски новыми.
Этот корабль стал предметом философского спора: кто-то считал, что несмотря на то, что корабль был полностью обновлен, однако он остался прежним. Другие считали, что корабль стал совершенно новым. Эти философские споры назвали Парадоксом Тесея. Спор не прекращается и до сих пор. Это похоже на тот самый нерешенный фисофами вопрос - что было сначала - яйцо или курица.
Плутарх спрашивал в связи с пародоксом Тесея: Который из них ты? Человек, которым ты являешься сегодня? Человек, которым ты был пять лет назад? Человек, который будет через пятьдесят лет? Когда я “есть” я? На этой неделе? Сегодня? Сей час? Сию секунду? Что собой представляет твое Я? Ты - физическое тело? Или ты - это твои мысли и чувства? Ты - это твои действия?
Дальше - больше. Пытаясь придти к однозначному ответу, Гераклит выдвинул идею, что нельзя войти в одну и ту же реку дважды. Плутарх оспаривал это утверждение.
Спустя столетия философ Томас Гоббс добавил к этой философской загадке новый вопрос: «Что произойдет, если оригинальные доски будут собраны после того, как их заменили, и будут использовали для постройки другого корабля?»

1 симпатия

Глаза Бога. Пещера в Болгарии

2 симпатии

5 симпатий


Как приятно, что есть слова и звуки:
не есть ли слова и звуки радуга и призрачные мосты,
перекинутые через всё, что разъединено навеки?

Ницше «Так говорил Заратустра»

1 симпатия

Граница между Бельгией и Голландией между столиками в кафе.

26eab4

2 симпатии

1 симпатия

Теперь мы знаем, как выглядят ангелы

601c91

1 симпатия

1163b7

2 симпатии

Философия начинается с удивления

Автор: Наталья Радченко

Хорошо помню тот момент, когда я впервые удивилась тому, что вообще живу. Мне было шесть, и я отчетливо помню место, где это случилось (наверное, потому, что это было важно для меня). С тех пор меня, конечно, многое удивляло. Например, необычные жизненные повороты — неожиданные на первый взгляд, которые приводили к важным встречам, изменившим мою жизнь. Люди — те, которых я встречаю в своей реальной жизни или о которых читала. Конечно, книги, фильмы, музыка, которые открывают мне что-то новое о самой себе. Но, например, еще и первое цветущее дерево, которое встречается мне весной. Или вот буквально сегодня: яркое-яркое солнце после бури — огромный солнечный диск, внезапно заливший светом всю улицу.

Конечно, факт удивления сам по себе — это еще не философия. Но, как говорит Аристотель, удивление заставляет нас размышлять, познавать мир, а это единственное занятие, которое не приносит нам никакой видимой пользы и поэтому является единственно свободным.

Попробуем разобраться. Пифагор, впервые употребивший понятие «философия», говорил о «любви к мудрости». Любовь или, другими словами, стремление к «мудрости», к пониманию мира очень естественно для человека. Вспомните любого ребенка — ему важно знать, почему снег белый, а вода мокрая, чем слышат муравьи и почему, когда закрываешь глаза, видятся разные узоры. Но чем старше мы становимся, тем меньше у нас таких вопросов (хотя, признаться честно, на большинство из них у нас так и нет ответов). Мы привыкаем к обстоятельствам своей жизни, мы все больше беспокоимся о заработке, о своем статусе в обществе, о хорошем отдыхе, о семье, о детях, об их благополучии. И когда ребенок спрашивает у нас: «Почему небо голубое?», мы отлично понимаем, что этот вопрос исчез когда-то у нас, исчезнет и у него, надо просто немного подождать.

Не могу не вспомнить Антуана де Сент-Экзюпери, который посвящает своего «Маленького принца» «тому мальчику, каким был когда-то мой взрослый друг». И добавляет: «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».

Почему же это так важно — задавать себе эти вопросы, не связанные с нашей практической жизнью, и искать на них ответы? Я думаю, все величайшие произведения — музыкальные, литературные, живописные — создавались именно тогда, когда их автор был чем-то удивлен — или вдохновлен, другими словами. Можно назвать это еще влюбленностью, будь то влюбленность в даму сердца, которая вдохновляет поэта, или в античную культуру, которая направляла художников эпохи Возрождения. Их произведения — это и есть тот самый поиск, свободный абсолютно от всех обстоятельств. Когда человек вдохновлен — его мечте не мешает ни отсутствие средств, ни нехватка времени, ни мнение окружающих. Когда, наоборот, нас ничто не удивляет, когда мы «уже все знаем», жизнь становится скучной и рутинной.

Но удивления как эмоции мало. Нас могут удивлять необычные пейзажи или милые видеоролики о животных. Однако, если за этой эмоцией не следует поиск, внутренняя работа, открытие, более глубокое понимание — тогда это не то удивление, о котором у нас идет речь.

Хорошим примером философского удивления может быть известное многим высказывание Иммануила Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них — это звездное небо над головой и моральный закон внутри меня».

Другой замечательный мыслитель, Мераб Мамардашвили, говорит, что философ — это тот, кто считает чудом то, что в этом мире вообще что-то есть. Потому что распад и хаос намного естественней, чем красота, или мысль, или чувство чести, достоинства. Действительно, когда встречаешься с проявлением доброты или честности — того, что Кант называет моральным законом, — это всегда удивительно. Но дело еще в том, что мы можем заметить только то, что нам созвучно. Только то, над чем размышляли сами. Мы можем оценить выбор человека, если сами сталкивались с подобными выборами (пусть не равнозначными, но требовавшими от нас похожих усилий). Поэтому здесь возникает круг: наши размышления дают пищу новым удивлениям, и наоборот: то, что поражает нас, побуждает к новым осмыслениям.

Я иногда вспоминаю тот первый свой опыт размышлений о смысле жизни — конечно, у шестилетнего ребенка не нашлось тогда ответа, но сам вопрос актуален для меня и сегодня. Он расширяется, наполняется оттенками, дополнительными вопросами, промежуточными ответами. Но тяжелее всего, когда этот вопрос исчезает из поля зрения, тогда для меня очень важно вернуть его, найти то, что позволило бы снова удивляться жизни, радоваться каждому утру, то, чем хотелось бы делиться с друзьями. Это одновременно и просто, и сложно — потому что не происходит само по себе, а требует усилий. Это и есть философская работа — непростая, но очень интересная, полная открытий и — как говорил Платон — окрыляющая душу.

А чтобы это небольшое размышление было полезно вам, дорогие читатели, напоследок спрошу: «А что удивило вас вчера / за прошлую неделю / за месяц?» Не поленитесь ответить себе на этот вопрос. За такими ответами обычно скрывается много приятных сюрпризов.

1 симпатия

«… Понятие слова двояко:
есть слово, произносимое голосом,
но по произношении исчезает в воздухе;
и есть слово внутреннее,
заключенное в сердцах наших…»

Св. Василий Великий

2 симпатии

Слова только мешают понимать друг друга.
Все мы похожи на человека, который бедными своими словами объясняет печальному, что печалиться ему не о чем. Но разве слову справиться с горем?

Сент-Экзюпери

3 симпатии

Узнать можно только те вещи, которые приручишь.
Сент-Экзюпери

1 симпатия

Спрашивают о том, что удивляет, и философия начинается с удивления. В платоновском диалоге «Теэтет» Сократ говорит: «Ибо как раз философу свойственно испытывать изумление. Оно и есть начало философии…»

Удивление — это одна из первичных, базисных эмоций, направляющих восприятие, информационное освоение мира в условиях неопределенности, встречи с новым и неизвестным. В удивлении приостанавливается деятельность, фиксируется дистанция для уточнения ориентации.

Необычное явление может вызвать и другие базисные эмоции: страх, любопытство, радость и т.п. Поэтому возможны различные способы осмысления мира. Страх — особенно страх смерти — находится у истоков религии. Любопытство ведет к пробам предмета и тем самым — к науке. Радость - источник искусства. Удивление ведет к проблематизации сущего, пониманию его неоднозначности и позиции умудренного жизнью человека.

Аристотель указывал на историчность и разнообразие удивлений: «Ибо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной»

1 симпатия

Сова должна быть в сапогах.:grin:

1 симпатия

Очень ценное добавление! Спасибо!!!

1 симпатия

Carpe diem (произносится «ка́рпэ ди́эм», буквально — «лови день») — крылатое латинское выражение, означающее «живи настоящим», «лови момент».

1 симпатия

Рвите розы, пока не поздно. На латинском эта фраза звучит как carpe diem. Дословный перевод — лови мгновение.

Общество мертвых поэтов

1 симпатия

«Сейчас» — это всё, что у тебя есть…

Мирный воин
f_cB6XptiBk

4 симпатии
Сайт go-loka.ru не осуществляет какую-либо миссионерскую деятельность от имени какого-либо религиозного объединения, не направлен на распространение сведений о каком-либо вероучении среди лиц, не являющихся его последователями, не преследует цель вовлечения в какое-либо религиозное объединение.

© Сopyright, 2019, Клуб "БАЛАНС". Все права защищены.