Раджа-видья — царь знания. 1 глава

Глава 1 - Раджа-видья — царь знания

шри-бхагаван увача
идам ту те гухйатамам
правакшйамй анасуйаве
джнанам виджнана-сахитам
йадж джнатва мокшйасе 'шубхат

Верховный Господь сказал: Дорогой Арджуна, поскольку ты никогда не завидуешь Мне, Я открою тебе самое сокровенное знание, обладая которым ты освободишься от всех страданий материального мира" (Б.-г., 9.1).

Первые слова девятой главы “Бхагавад-гиты” свидетельствуют о том, что мы слышим речь Верховного Господа. В этом стихе Шри Кришну называют Бхагаваном. Слово бхага означает “совершенства”, а ван — “обладающий”. Каждый по-своему представляет себе Бога, но в ведических писаниях дается четкое определение понятия “Бог”, и оно выражено в одном слове — “Бхагаван”. Бхагаван исполнен всех совершенств: знания, богатства, могущества, красоты, славы и отрешенности. И только того, кто обладает этими достояниями в полной мере, можно признать Богом. На свете много богатых, мудрых, знаменитых, красивых и могущественных людей, но ни один из них не вправе утверждать, что владеет сразу всеми этими совершенствами. Один только Кришна говорит, что обладает ими полностью.

бхоктарам йаджна-тапасам
сарва-лока-махешварам
сухрдам сарва-бхутанам
джнатва мам шантим рччхати

“Мудрецы, знающие, что Я — высшая цель всех жертвоприношений и аскез, верховный владыка всех планет и полубогов, а также благодетель и доброжелатель всех живых существ, избавляются от материальных страданий и обретают умиротворение” (Б.-г., 5.29).

В этом стихе Кришна говорит, что Он наслаждается всеми видами деятельности и является властелином всех планет (сарва-лока-махешварам). Кто-то может гордиться тем, что владеет большим участком земли, но Кришна заявляет, что Ему принадлежат все планетные системы. А также Он говорит о Себе, что является другом всех живых существ (сухрдам сарва-бхутанам). Тот, кто осознал, что все принадлежит Богу и что Бог является другом каждого и верховным наслаждающимся, становится полностью умиротворенным. Такова истинная формула мира. Но не будет покоя тому, кто думает, что владеет всем сам. Кто в этом мире может претендовать на собственность? Всего несколько сотен лет назад индейцы считали себя хозяевами Америки. Теперь белые люди думают, что это их собственность, а через четыреста или, может быть, тысячу лет придет кто-нибудь другой и тоже заявит на нее свои права. Эта земля уже существовала, а европейцы пришли и без всяких оснований объявили себя ее хозяевами. Но эта философия мнимых собственников противоречит ведическим предписаниям. В “Шри Ишопанишад” говорится: “Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему” (ишавасйам идам сарвам). И это очевидно, но, находясь под влиянием иллюзии, мы воображаем, что сами владеем всем. На самом же деле все сущее принадлежит Богу, поэтому Его называют самым богатым.

Конечно, существует немало людей, которые провозглашают себя Богом. Например, в Индии всегда можно встретить по крайней мере дюжину людей, называющих себя Богом. Но, если вы спросите, принадлежит ли им все сущее, они затруднятся ответить на ваш вопрос. Так можно понять, кто Бог, а кто нет. Бог владеет всем, следовательно, никто и ничто не может сравниться с Ним в могуществе. Когда Кришна находился на этой планете, никто не мог победить Его. Нигде нет упоминаний о том, что Он хоть раз потерпел поражение в битве. Кришна принадлежал к роду кшатриев (воинов), а кшатрии обязаны защищать слабых. Что же касается богатства Кришны, то у Него было 16 108 жен, и у каждой был свой дворец. Кришна одновременно явил 16 108 Своих воплощений, чтобы наслаждаться с каждой из них отдельно. В это трудно поверить, но так утверждается в “Шримад-Бхагаватам”, и все великие мудрецы Индии признают “Бхагаватам” священным писанием, а Кришну — Богом.

Слово гухйатамам в первом стихе девятой главы “Бхагавад-гиты”, указывает на то, что знание, которое Кришна хочет открыть Арджуне, самое сокровенное. Но почему Он решил доверить его именно Арджуне? Потому что Арджуна — анасуйу, независтлив. В материальном мире мы всегда завидуем тому, кто в чем-то превосходит нас; мы завидуем не только друг другу, но и Богу. Поэтому, когда Кришна говорит: “Я владыка”, мы не верим Ему. Другое дело Арджуна: он внимает Кришне без зависти и не возражает, а, наоборот, соглашается со всем, что говорит ему Кришна. Такое отношение делает Арджуну способным воспринять “Бхагавад-гиту”, и только таким образом можно понять эту науку. Бога невозможно постичь с помощью умозрительного философствования; нам необходимо слушать и принимать то, что мы слышим.

Поскольку Арджуна не был завистлив, Кришна открыл ему сокровенное знание. Это знание не только теоретическое, но и практическое (виджнана-сахитам). Знание, содержащееся в “Бхагавад-гите”, нельзя считать порождением сентиментальности или предрассудков. Оно соединяет в себе гьяну и вигьяну — теоретическую глубину и научную достоверность. Любой, кто обрел это знание, непременно получит освобождение. Жизнь в материальном мире устроена так, что мы постоянно сталкиваемся с трудностями и страдаем. Слово мокша означает “освобождение”, и в данном стихе говорится, что каждый, кто руководствуется этим знанием, освободится от всех страданий. Вот почему необходимо понять, что говорит об этом знании Сам Кришна.

раджа-видйа раджа-гухйам
павитрам идам уттамам
пратйакшавагамам дхармйам
су-сукхам картум авйайам

“Это знание — царь всего знания, тайна тайн. Это знание — самое чистое, и поскольку оно позволяет непосредственно воспринять собственную сущность через духовное самоосознание, то является совершенством религии. Оно вечно, и постижение его радостно” (Б.-г., 9.2).

Как утверждается в “Бхагавад-гите”, высшим знанием (раджа-видйа раджа-гухйам) является сознание Кришны, потому что, как мы узнаём из “Бхагавад-гиты”, отличительный признак того, кто действительно обладает знанием, — это преданность Кришне. Просто рассуждая о Боге, но не предавшись Ему, невозможно овладеть совершенным знанием. В “Бхагавад-гите” совершенное знание описывается так:

бахунам джанманам анте
джнанаван мам прападйате
васудевах сарвам ити
са махатма су-дурлабхах

“Пройдя через множество рождений и смертей, по-настоящему мудрый человек предается Мне, поняв, что Я — причина всех причин и все сущее. Такая великая душа встречается очень редко” (Б.-г., 7.19).

Не предавшись Богу, невозможно постичь Его. Много жизней может пройти, прежде чем мы предадимся Верховному Господу, но, признав Его величие, можно предаться Ему сразу. Однако, как правило, в материальном мире мы даже не пытаемся сделать это. В большинстве своем мы завистливы и думаем: “Зачем предаваться Богу? Я независим и буду действовать сам по себе”. Поэтому, чтобы избавиться от такого заблуждения, мы вынуждены тяжело трудиться в течение многих жизней. В этом смысле имя Кришна имеет особое значение. Крш означает “повторение рождений”, а на — “тот, кто прекращает его”. Остановить колесо наших рождений может только Бог. Без Его беспричинной милости никто не в силах вырваться из круговорота рождения и смерти.

В девятой главе говорится о раджа-видье. Раджа означает “царь”, видйа — “знание”. В жизни часто бывает, что кто-то занимает видное положение в одной отрасли знания, а кто-то в другой. Но раджа-видья стоит над всем остальным знанием, занимающим по отношению к нему зависимое положение. Слово раджа-гухйам указывает на то, что это высочайшее знание является самым сокровенным, а павитрам говорит о том, что оно кристально чисто. Это знание также уттамам: уд означает “превосходить”, а тама — это “тьма”; таким образом, словом уттамам называют знание, находящееся вне этого мира, за границами знания, доступного в этом мире. Это знание принадлежит к свету, и тьма не затрагивает его. Тот, кто ступил на путь постижения этого знания, сможет сам увидеть, насколько он приблизился к совершенству (пратйакшавагамам дхармйам). Су-сукхам картумозначает, что это знание приносит счастье и, следуя этим путем, человек испытывает радость. Слово же авйайам свидетельствует о том, что оно не подвластно времени. В материальном мире каждый стремится получить образование или накопить богатство, но ни то, ни другое не есть авйайам, так как после смерти тела все это оказывается совершенно бесполезным. Со смертью тела нашему образованию, ученым степеням, банковским счетам, семье — всему приходит конец. Все, что мы совершаем в материальном мире, не вечно. Вечно только это знание.

нехабхикрама-нашо 'сти
пратйавайо на видйате
св-алпам апй асйа дхармасйа
трайате махато бхайат

“Тот, кто идет по этому пути, не знает потерь. Даже небольшое продвижение по нему защитит человека от величайшей опасности” (Б.-г., 2.40).

Знание, полученное в сознании Кришны, настолько совершенно, что человек, который действовал в сознании Кришны, но не достиг в этой жизни успеха, в следующей получит возможность начать с того уровня, на котором остановился. Иначе говоря, деятельность в сознании Кришны никогда не проходит бесследно, но материальные достижения, поскольку они связаны с телом, с его смертью уничтожаются. Знание, связанное с разными видам самоотождествления, не вечно. Можно считать себя мужчиной или женщиной, американцем или индийцем, христианином или индусом, так или иначе отождествляя себя с телом, но стоит телу уйти в небытие, как все эти понятия исчезают вместе с ним. На самом же деле мы — дух, поэтому, куда бы мы ни отправились, нас будет всегда сопровождать наша духовная деятельность.

Шри Кришна говорит, что практическое постижение раджа-видьи, царя знания, делает человека счастливым. Всем очевидно, что любая деятельность в сознании Кришны приносит радость. Мы поем и танцуем, вкушаем прасад (пищу, предложенную Кришне) и обсуждаем “Бхагавад-гиту”. Таковы наши основные занятия. В сознании Кришны нет строгих правил и ограничений. Нам не нужно долго сидеть выпрямив спину, выполнять многочисленные гимнастические упражнения или управлять своим дыханием. Нет, наш метод очень прост и приносит радость. Всем нравится танцевать, петь, вкушать прасад и постигать истину. Этот процесс действительно су-сукхам — очень радостный.

В материальном мире есть много уровней образования. Одним не под силу закончить даже начальную или среднюю школу, а другие продолжают обучение, получают университетское образование и различные ученые степени. Так что же такое раджа-видья — суммум бонум (* Суммум бонум — высшее благо (лат.) Прим. переводчика) .

царь всего знания? Это — сознание Кришны. Истинное знание — это понимание того, кто я. Пока мы не поймем, кто мы, нам не достичь истинного знания. Когда Санатана Госвами впервые пришел к Чайтанье Махапрабху, после того как оставил государственную службу, он спросил Господа: “Что такое истинное образование?” Надо сказать, что Санатана Госвами владел многими языками, в том числе санскритом, но все же задал этот вопрос.

— Люди считают меня высокообразованным, — сказал он Господу, — и у меня хватает глупости верить им.
Господь удивился:
— Но почему бы тебе не считать себя высокообразованным? Ты великий знаток санскрита и персидского.
— Возможно, это и так, но я не знаю, кто я на самом деле, — ответил Санатана Госвами. И добавил: — Я не хочу страдать, но все равно страдаю. Люди считают меня образованным человеком, а я не знаю, откуда пришел и куда иду. Мне нравится, когда меня называют великим ученым, но фактически я великий глупец, ибо не ведаю, кто я есть.
На самом деле Санатана Госвами говорил это от нашего имени, потому что каждый из нас сейчас находится в таком же положении. Можно сколько угодно гордиться своим академическим образованием, но, если нам вдруг зададут вопрос о природе нашего “Я”, нам нечего будет ответить. Все мы отождествляем себя со своим телом, но из Вед можно узнать, что тело не является нашим “Я”. Только осознав, что мы не тело, можно прийти к истинному знанию и понять свою сущность. Это и есть начальная ступень познания.

В более глубоком смысле раджа-видья — это не только осознание своей истинной сущности, но и деятельность в соответствии с таким пониманием. Разве можно действовать правильно, не зная, кем ты являешься? Если мы имеем о себе ошибочное представление, то и действовать будем неверно. Одного знания о том, что мы отличны от материального тела, еще недостаточно, ибо осознание своей духовной природы должно выражаться и в нашей деятельности. Такая духовная деятельность, опирающаяся на высшее знание, и есть деятельность в сознании Кришны. На первый взгляд может показаться, что обрести это знание не так-то просто, однако оно стало доступно каждому по милости Кришны и Господа Чайтаньи Махапрабху, который дал нам метод повторения Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Чайтанья Махапрабху объяснил, что живые существа делятся на две основные категории: движущиеся и неподвижные. Деревья, травы и другие растения, камни и т.д. неподвижны, поскольку не обладают достаточно развитым сознанием. Сознание у них есть, но оно не проявлено. Если живое существо не сознает своего положения, оно подобно камню, хотя и может находиться в человеческом теле. Существует свыше 8 000 000 видов жизни: птицы, пресмыкающиеся, животные, насекомые, люди, полубоги и др., — и из них люди составляют лишь малую часть. Далее Господь Чайтанья сказал, что из 400 000 видов людей только небольшая часть относится к цивилизованным и совсем немногие цивилизованные люди следуют священным писаниям.

Сейчас многие называют себя последователями той или иной религии: христианства, индуизма, ислама, буддизма и т. д., но на самом деле не верят в священные писания. Однако даже те, кто верит писаниям, как правило, привязаны к благочестивой филантропической деятельности. Они думают, что религия — это ягья (жертвоприношения), дана (благотворительность) и тапасья (аскеза). Те, кто совершают тапасью, добровольно налагают на себя суровые ограничения, как, например, брахмачари (ученики, хранящие целомудрие) или санньяси (давшие обет отречения от мира). Благотворительность выражается в том, что человек добровольно раздает свои богатства. В наш век жертвоприношения не проводятся, но в исторических хрониках, таких, как “Махабхарата”, упоминается, что цари во время жертвенных церемоний раздавали драгоценные камни, серебро и золото. Ягьи предназначались для царей, а семейные люди должны были заниматься благотворительностью, требующей не таких больших затрат. Те, кто верил в писания, следовали этим принципам. А в наше время люди исповедуют определенную религию только на словах, ничего не делая на практике. Из миллионов таких “верующих” лишь очень немногие занимаются благотворительностью, совершают жертвоприношения и аскезу. И как говорит далее Чайтанья Махапрабху, из миллионов людей во вселенной, следующих принципам религии, лишь немногие обретают совершенное знание и приходят к пониманию своего “Я”.

Но недостаточно просто знать, что “я не тело, а вечная душа”. Необходимо выпутаться из сетей материальной природы. Это называется мукти, освобождением. Из сотен тысяч людей, постигших свою истинную сущность, только считанные единицы могут действительно получить освобождение. А из тысяч освобожденных едва ли один может понять, кто такой Кришна. Таким образом, познать Кришну отнюдь не легко. Поэтому в век Кали, век невежества и хаоса, практически никто не может получить освобождение. Человеку необходимо сначала стать цивилизованным, затем религиозным, заниматься благотворительностью, совершать жертвоприношения, потом подняться на уровень знания, после чего обрести освобождение и в конце концов, уже будучи освобожденным, осознать Кришну. Этот путь описан также в “Бхагавад-гите”:

брахма-бхутах прасаннатма
на шочати на канкшати
самах сарвешу бхутешу
мад-бхактим лабхате парам

“Достигнув трансцендентного уровня, человек сразу постигает природу Верховного Брахмана и сердце его наполняется радостью. Он ни о чем не скорбит, ничего не желает и одинаково относится ко всем живым существам. С этого момента человек посвящает себя чистому преданному служению Мне” (Б.-г., 18.54).

Таковы качества человека, получившего освобождение. Первым из них является то, что такой человек становится очень счастливым, он никогда не бывает мрачным или встревоженным. Его никогда не терзают такие мысли: “У меня нет этой вещи. Я должен раздобыть ее. Теперь мне нужно оплатить счет. Нужно сбегать туда, нужно сбегать сюда”. Тот, кто свободен, не знает тревог. Он может быть последним нищим, но никогда не будет жаловаться на судьбу или считать себя бедняком. Он и не думает о себе как о бедняке. Лишь те, кто отождествляют себя с материальным телом и считают, что им принадлежит какая-то собственность, делят людей на бедных и богатых. Но тот, кто свободен от материальных представлений о жизни, не имеет ничего общего с нуждой или богатством. “Мне нечего терять и нечего приобретать, — думает он. — Я не имею к этому никакого отношения”. Такой человек не видит разницы между бедными и богатыми, образованными и невежественными, красивыми и безобразными и т.д. Поскольку он смотрит на все с духовного уровня, то не замечает двойственности материального мира и относится к каждому живому существу как к неотъемлемой частице Кришны. Видя таким образом истинную природу всех живых существ, он пытается вернуть их в сознание Кришны. Он считает, что каждый человек, кем бы он ни был — брахманом или шудрой, черным или белым, индусом, христианином и т.д., должен пробудить в себе сознание Кришны. И если человек утвердился в таком понимании, то мад-бхактим лабхате парам — он действительно достоин стать чистым преданным Кришны.

Однако в век Кали достичь этого не так легко. В “Шримад-Бхагаватам” дается описание людей, живущих в Кали-югу: их жизнь будет очень коротка, они станут пассивны и медлительны, будут много спать, а все свободное от сна время будут зарабатывать деньги. На духовную деятельность у них останется от силы два часа в день. Так можно ли надеяться на то, что они сумеют понять духовные вопросы? И даже если кто-то из них почувствует стремление к духовному прогрессу, он легко может попасть в ловушку многочисленных псевдодуховных обществ. Люди этого века — неудачники. Им приходится преодолевать немало трудностей, чтобы удовлетворить свои потребности в еде, сне, совокуплении и самозащите — основные жизненные потребности, которые без труда удовлетворяют даже животные. Но и те, кто имеет в этот век все необходимое для жизни, все равно не знают покоя, так как всегда существует угроза войны. Если начнется война, им придется защищаться от врагов либо самим нападать на кого-то. Кроме того, в Кали-югу людей преследуют болезни и экономические проблемы. Поэтому Господь Шри Кришна решил, что, следуя предписанным правилам и ограничениям, люди этого века не смогут достичь уровня совершенного освобождения.

И тогда по Своей беспричинной милости Шри Кришна явился в образе Господа Чайтаньи Махапрабху и показал всем, как достичь высшего совершенства жизни и испытать духовный экстаз, повторяя Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Это самый эффективный метод, так как независимо от того, освобождены мы или нет, благоприятно наше окружение для духовной жизни или нет, воспользовавшись этим методом, мы очень быстро очистимся. Поэтому он называется павитрам, чистым. Более того, человек, обратившийся к сознанию Кришны, уничтожает все непроросшие семена последствий своих греховных поступков. Как огонь превращает в пепел любой попавший в него предмет, так и сознание Кришны испепеляет последствия всех грехов, совершенных нами в прошлых жизнях.

Мы должны знать, что страдаем вследствие своей греховной деятельности, причина которой кроется в нашем невежестве. Грешат и преступают закон только те, кто не понимает сути вещей. Например, наивный ребенок по своему невежеству сует руку в огонь и тут же обжигается, потому что огонь беспристрастен и не делает исключения даже для такого наивного ребенка. Ведь огонь всегда огонь. Аналогично этому, мы не знаем ни того, как функционирует материальный мир, ни того, кто и как управляет им, и из-за своего невежества совершаем глупые поступки. Но природа неумолима и не позволяет нам избежать последствий наших действий. Совершаем мы свои поступки осознанно или неосознанно, нам приходится страдать так, как мы того заслужили. Однако, обретя знание, можно понять, каково наше истинное положение, кто такой Бог и каковы наши взаимоотношения.

Это знание, которое освобождает от страданий, можно обрести только в человеческой форме жизни, ибо животным оно недоступно. Вот для чего существуют разнообразные священные писания. Они написаны на разных языках и распространяются во всех частях света, чтобы люди могли получить знание и действовать в соответствии с ним. Господь Чайтанья Махапрабху говорил, что с незапамятных времен люди забыли о своих взаимоотношениях с Богом, и потому Кришна посылает Своих представителей, которые доносят до человечества эти священные писания. И мы должны воспользоваться ими, особенно “Бхагавад-гитой”, являющейся самым важным священным писанием современности.

7 симпатий

Ответ на задание по первому стиху первой главы книги Шрилы Прабхупады Раджа Видья- Царь знания. ( ШМД)
Арджуна очень дорог Верховному Господу , это чувствуется по манере обращения Господа к Арджуне. Его друг Арджуна благодаря отсутствию зависти к Верховной личности Бога , получил трансцендентный бонус - милость от Кришны - рассказ о сокровенном духовном знании. Когда мы полностью избавимся от зависти в этом мире, и мы заслужим, чтоб сокровенное знание открылось нам по беспричинной милости Абсолюта.

Вопросы: 1.Когда то Арджуна завидовал Верховной Личности Бога? Ведь он же оказался в этом материальном мире? В шастрах говорится, что мы здесь оказались, потому что стали завидовать Кришне, находясь в духовном мире???
2. Освобождение , которое Кришна предлагает Арджуне, что это ?

1 симпатия

Арджуна играет роль позавидовавшего, чтобы задать вопросы от нашего имени.

Освобождение для преданного - это выполнять служение Кришне, как и где Он попросит.

2 симпатии

1.Арджуна, наверное, пришел в этот мир как вечный спутник господа. В Бхагават Гите говорится, что он все знает, но задаёт вопросы, что бы ответы достались всем, в том числе и нам.
2.Освобождение это выполнять свой долг. Свои обязанности. Лучше плохо выполнять свои, чем хорошо выполнять чужие обязанности.

1 симпатия

Очень многогранный текст. Что тут можно написать. Если с детства не был воспитан в семье в которой уделяли большое или даже основное внимание духовной жизни, то такому человеку будет не просто совмещать материальные обязанности и свой духовный рост. Может просто не хватать физических сил. Конечно нужно пересмотреть приоритеты и уделить духовному развитию больше и сил и времени. Но это если человек один и сам себе хозяин. Если человек семейный , то очень немногим это удаётся. Поэтому и тяжело понять ,что я не есть это тело, я есть душа. Тело постоянно о себе напоминает. Но думаю как бы не было тяжело, нужно все таки стараться воспевать святые имена Бога. Это окно в которое входит чистый свет радости. А с возрастом в этом материальном мире радости все меньше и меньше, поэтому не нужно закрывать это окошко. Иначе ,в один непрекрасный момент, можно оказаться просто в темноте.
Еременко-Шэн Людмила

6 симпатий

Спасибо.
Вопрос. 1. Попадание души при смене тела в духовный мир - это тоже освобождение ? Или это что то другое.
2. « никогда не завидуешь мне» - кому не завидуешь? Верховному Господу? Полубогам? Окружающим тебя людей ( душ) в материальном мире? Сотрудникам? Друзьям? Близким? Преданным?
Каким способом можно избавится или учиться избавляться от зависти ?

Ответ на задание ОСЖ:
В этом тексте изложена основная концепция вайшнавизма, он объемный, сложно комментировать такое полное знание с моей позиции начинающего преданного.
Душа родившаяся в теле человека, уже по одной этой причине очень удачлива, а если ей удается сталкнуться с ведическим знанием, то это самое лучшее, что может произойти в жизни каждого человека. Не важно, в каком возрасте человек приходит к этому знанию, необходимо немедленно приступать к практике, потому что времени нет. В век Кали слишком много соблазнов, неблагоприятное рождение тоже не особо помогает, неокрепшую веру легко потерять, но если принять с открытым сердцем знание о Кришне и о положении души, то останется только полностью предаться Кришне и молить о прощении.
На самом деле, как и написано в тексте, очиститься е следовать правильному, культурному образу жизни очень трудно. Невежество и дурные привычки как клещами цепляются за разум, ум очень беспокоен и нетерпелив. Только стойкая вера и сила воли, а также четкая цель и глубокое раскаяние смогут спасти от ужасов материального существования.
Передо мной четко стоит цель, мне понятны наставления и методы. Вопросы у меня возникают в основном в практическом плане, потому что отсутствует личное общение с вайшнавами, а в интернете не всегда удается найти детали. Но я полностю полагаюсь на Кришну, ведь Он привел меня к вам. Я уверена, что в нужное время он позволит мне встретиться с преданными.

6 симпатий

Да, это высшая форма освобождения.

Если нет зависти к Богу, то нет зависти и ни к кому другому.

Служить и прославлять тех, кому завидуешь…

6 симпатий

На самом деле у меня есть один вопрос. Как так получилось, что я как душа отвернулась от Кришны, если служение Ему приносит бесконечное блаженство? Как вообще может быть, что меня как душу, напрямую общающуюся с Кришной, мог заинтересовать материальный мир? Потому что я хотела наслаждаться отдельно от Него и почувствовать себя Богом? Но ведь отношения с Кришной это самое возвышенное и прекрасное, что может быть.

2 симпатии

Шримад-бхагаватам 4.28.53

апи смараси ча̄тма̄нам
авиджн̃а̄та-сакхам̇ сакхе
хитва̄ ма̄м̇ падам анвиччхан
бхаума-бхога-рато гатах̣

Перевод

Брахман продолжал: Дорогой друг, хоть ты и не узнал Меня сразу, разве ты не помнишь, что в прошлом у тебя был очень близкий друг? К несчастью, покинув Меня, ты решил стать наслаждающимся в материальном мире.

Комментарий

В «Бхагавад-гите» (7.27) говорится:

иччха̄-двеша-самуттхена
двандва-мохена бха̄рата
сарва-бхӯта̄ни саммохам̇
сарге йа̄нти парантапа

«О потомок Бхараты [Арджуна], о покоритель врагов, появляясь на свет, все живые существа оказываются во власти иллюзии, порожденной двойственностью желания и ненависти». Здесь объясняется, как живое существо попадает в материальный мир. В духовном мире нет ни двойственности, ни ненависти. Верховная Личность Бога распространяет Себя во множество форм. Чтобы испытывать все возрастающее блаженство, Верховная Личность Бога проявляет Себя в формах, относящихся к разным категориям. В «Вараха-пуране» говорится, что один вид экспансий Господа — вишну-таттва (которую по-другому называют свамшей ), а другой — пограничная энергия ( вибхиннамша, или живое существо). Живые существа, частицы Верховного Господа, бесчисленны и подобны корпускулам солнечного света, которые являются бесчисленными экспансиями Солнца. Экспансии, относящиеся к категории вибхиннамши и представляющие собой пограничную энергию Господа, — это живые существа. Когда живые существа хотят наслаждаться независимо от Господа, в их сознании возникает двойственность и у них появляется ненависть к служению Господу. Так живые существа падают в материальный мир. В «Према-виварте» сказано:

кр̣шн̣а-бахирмукха хан̃а̄ бхога-ва̄н̃чха̄ каре
никат̣а-стха ма̄йа̄ та̄ре джа̄пат̣ийа̄ дхаре

Естественное состояние каждого живого существа — служить Господу с трансцендентной любовью. Но когда у него возникает желание стать Кришной или подражать Кришне, оно падает в материальный мир. Кришна — верховный отец, и Его любовь к живому существу вечна. Когда живое существо падает в материальный мир, Верховный Господь сопровождает его в форме Параматмы (экспансии свамша ). Благодаря этому у живого существа всегда остается возможность рано или поздно вернуться домой, к Богу.

Злоупотребив своей независимостью, живое существо отвергает служение Господу и занимает положение наслаждающегося в материальном мире. Иными словами, живое существо оказывается в материальном теле. Стремясь занять как можно более высокое положение, оно вместо этого попадает в круговорот рождений и смертей и становится то человеком, то полубогом, то кошкой, то собакой, то деревом и т.д. Так живое существо выбирает себе тело, принадлежащее к одной из 8 400 000 форм жизни, и пытается найти удовлетворение в многообразии материальных наслаждений. Однако Сверхдуше не нравится такой образ действий живого существа, и Она побуждает его подчиниться власти Верховной Личности Бога. В этом случае Господь начинает Сам заботиться о живом существе. Но, пока живое существо не очистилось от скверны материальных желаний, оно не может предаться Верховному Господу. В «Бхагавад-гите» (5.29) Господь говорит:

бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇
сарва-лока-махеш́варам
сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇
джн̃а̄тва̄ ма̄м̇ ш́а̄нтим р̣ччхати

«Мудрецы, знающие, что Я — высшая цель всех жертвоприношений и аскез, Верховный Владыка всех планет и полубогов, а также благодетель и доброжелатель всех живых существ, избавляются от всех материальных страданий и обретают умиротворение».

Верховный Господь — лучший друг каждого живого существа, но тот, кто в надежде обрести счастье строит собственные планы и запутывается в хитросплетениях гун материальной природы, не может воспользоваться Его наставлениями. Когда создается материальный мир, живые существа получают различные тела в соответствии со своими прошлыми желаниями. Это значит, что все виды или формы жизни были созданы одновременно. Учение Дарвина, согласно которому на заре творения человека не существовало, он появился значительно позже в результате длительной эволюции, — просто-напросто глупая гипотеза. Из Вед мы узнаем, что первым сотворенным существом во вселенной был Господь Брахма. Наделенный уникальным разумом, Господь Брахма мог взять на себя такую задачу, как создание всего того, что окружает нас в материальном мире.

7 симпатий

Брахма-бхута - вот уровень когда можно заниматься чистым преданным служением. И понимаешь насколько он для тебя недостижим. Мало того что надо осознать свою вечную природу, надо ещё осознать и природу Господа. Как то это настолько далеко от меня что порой приходит уныние. Но есть технология, есть гуру с его наставлениями, есть преданное служение, пусть и нечистое и следуя этим процессам я надеюсь всё таки достичь совершенства.

3 симпатии

А где написано что это освобождение?

Мне кажется, что исполнение обязанностей лишь способствует тому, чтобы обрести освобождение, но не является самим освобождением как таковым

По беспричинной милости через Его посланников к нам пришло знание о том, что Бог есть БХАГАВАН, то есть обладающий всеми совершенствами. Что Он наш друг и является верховным наслаждающимся всеми видами деятельности и мы, осознав свою духовную природу, признав Его величие, становимся способными действовать в сознании Кришны, избавляясь от тревог, связанных с материальным телом.
Это знание приносит счастье, а следуя таким путем человек испытывает радость.
Бога можно постичь только слушая и принимая то, что слышим. Услышать Его речь может только тот, кто не завидует.
Тот, кто относится ко всем живым существам как к неотъемлемой частице Кришны, пытается вернуть их в Сознание Кришны и сам утвердился в этом понимании становится достойным увидеть Господа.
По Милости Господа Чайтаньи это знание стало доступно методом повторения манты Харе Кришна.

Вопросы:

  1. “Не предавшись Богу, невозможно постичь Его”.
    Что мы здесь понимаем по словом “постичь”?
    Понять разумом, увидеть?
    2." Тот кто ступил на путь постижения этого знания, сможет сам увидеть насколько он приблизился к совершенству."

Что здесь имеется ввиду? Сам увидит на сколько он приблизился к Богу по качествам?
Благодарю :pray:

2 симпатии

Увидеть Его во всём, абсолютно во всём, то есть стать Сознающим Кришну.

Увидеть своё истинное положение на пути к совершенству. Свою ступень развития.

2 симпатии

При всем многообразии приведенных цитат и комментариев к ним так и не удалось получить ответ на вопрос "как душа в духовном мире знаю, понимая и получая “самое-самое” решила променять “это” на несовершенный материальный мир, как можно отвернуться от того кто даёт наивысшее блаженство, зная , что в материальном мире наслаждений будет меньше чем в духовном мире…

Все ответы уже даны в этих нескольких текстах: Шримад Бхагаватам 4.28.53-55**

Перечитывайте их столько, сколько надо для понимания послания Шрилы Прабхупады.

Эти тексты полноценны и самодостаточны!

Всё принадлежит Кришне. И пока мы мы будем думать, что хоть что-то в этом мире принадлежит нам - не видать нам умиротворения и покоя.
Бог тот, кто владеет всем. Поэтому, очень странно выглядят люди, которые объявляют себя Богом.
Признав и осознав величие Бога, можно моментально Ему предаться. И тогда, по Его милости, вырваться из круговорота перерождений.
Ни одно материальное знание не вечно. Вечно только знание о Кришне. И только это знание может сделать нас счастливыми.
Нам важно понять, кто я. И понимание этого, и есть истинное знание. Поняв это нужно действовать в соответствии с полученным знанием.
В наш век тяжело достичь высшего совершенства, но благодаря Господу Чайтанье, мы знаем метод, позволяющий быстро очистится. И этот метод Харе Кришна маха-мантра.
Виктория Григоренко.

6 симпатий

Бхагаван, Бог, исполнен всех совершенств в полной мере: богатства, могущества, красоты, славы, знания и отрешенности. С одной стороны - Он всемогущий и властелин всех планетных систем, всё принадлежит Богу. С другой стороны - Он наш лучший друг и верховный наслаждающийся. Это и есть истинная формула мира. Необходимо осознать её и выйти из-под влияния иллюзии, что мы сами владеем всем.

“Обычно люди говорят, что Бог велик, но, как правило, они не знают, насколько Он велик. Тот, кто действительно постиг величие Бога, немедленно предается Ему и посвящает себя преданному служению Господу. У человека, которому открылось подлинное величие Господа, нет другого выбора, кроме как предаться Ему” ( “Бхагавад-гита как она есть” 10.7, комментарий). Именно об этом и говорит сокровенное, духовное знание, раджа-видья. Это знание вечно, и постижение его радостно. Это осознание своей истинной природы, своей сущности. И это деятельность, в соответствии с таким пониманием. Это понимание, что природа души - служить, служить Богу и Его детям.

Это знание, которое освобождает нас от страданий и делает нас счастливыми, мы получаем из священных писаний. Это - главная задача в человеческой форме жизни. Не тратить драгоценное время впустую, а задавать вопросы об Абсолютной Истине, искать ответы у мудрецов, применять их в своей жизни. И самый эффективный метод достичь совершенства жизни - это воспевание Харе Кришна Маха-мантры.

4 симпатии

Первое и самое главное от чего следует избавиться, чтобы хоть чего-то понять – это от зависти. От зависти к кому-либо, и докопаться до самых глубин, до небольшой червоточинки, которая разрушает всё остальное, и не только разрушает, но и является причиной падения нашей души в этот материальный мир, полный болезни, страданий и смерти – это зависть к Богу. Зачем завидовать, ведь ни у кого из нас нет столько квалификации, как у Бога, да и нет такой чистоты, чтобы так заботливо и бережно относиться к каждой душе. А вот быть под покровительством, заботой под Кришной нет ничего прекраснее. Когда всё определено, когда мама и папа зовут домой. Когда я дружу с Его детьми. Радуюсь родителям, то больше ничего и не надо.

Арджуна не завидовал Господу Кришне, поэтому ему было доверено самое сокровенное знание, которое освобождает от всех страданий этого материального мира. И это большая честь читать и слышать это знание. Знание это заключается в том, что:

  1. Только Кришна исполнен всех совершенств: знания, богатства, могущества, красоты, славы и отрешенности, Кришна верховный владыка всех планет и полубогов.
  2. Кришна — высшая цель всех жертвоприношений и аскез.
  3. Кришна – благодетель и доброжелатель всех живых существ.

Но невозможно просто филосовствованием познать Бога и получить освобождения. Даже зная теоретически эти знания, можно так и остаться кружиться в круговороте рождений и смертей. Сокровенное знание познаётся не умом, а сердцем (преданным служением). «Просто рассуждая о Боге, но не предавшись Ему, невозможно овладеть совершенным знанием».

Также необходимо понимать исходную точку, от которой двигаться. Это понимание кто я. А я – это не тело, а душа. Я вечный слуга Бога. Но и этого знания достичь не так просто, потому что в век Кали-Юги существует множество беспокойств. Тогда Господь Кришна, как Чайтанья Махапрабху дал метод служения Господу – это воспевание Харе Кришна Маха-мантры. Другого шанса у нас нет. И пока у нас есть наше материальное тело, мы должны беречь то, что мы узнали и каждый день поддерживать чистоту, вспоминать о сокровенных знаниях и повторять святые. Другого способа постичь сокровенное знание, понять Кришну и обрести освобождение у нас нет.

Анастасия Любельская

2 симпатии

Ответ на дз по ОСЖ

Все очень логично и прекрасно изложено!
Мои поклоны Вам , Патита Павана как вдохновляющему знатоку ведический писаний и нашему вдохновителю :pray::pray::pray:
Вы можете все объяснить , а это очень важно до учителя. Благодарю:sunny::sunny::sunny:

Как я поняла :
Кришна Бхагаван , обладает всеми достояниями.
Кришна друг всех живых существ.
Все принадлежит Кришне!

Зависть и гордыня мои главные пороки!
Буду учиться прославлять и служить этим личностям .

Сокровенное знание которое открывается не всем. Но очень хочется постигать его. И очень благодарю за эту возможность. Ну хоть я много чего не понимаю в силу своего невежества , но ищу пути учиться.

…и поскольку оно позволяет непосредственно воспринять собственную сущность через духовное самоосознание, то является совершенством религии.
для меня открытие :bulb:
Духовное самосознание … я понимаю это как ОСОЗНАТЬ СЕБЯ ДУШОЙ.

Нет потерь на этом пути, но в кали югу надо усердно духовно трудиться чтоб выбраться обратно домой и путь этот меня немного смутил

Человеку необходимо сначала стать цивилизованным, затем религиозным, заниматься благотворительностью, совершать жертвоприношения, потом подняться на уровень знания, после чего обрести освобождение и в конце концов, уже будучи освобожденным, осознать Кришну. : долго!!! И в век кали все заторможенно и медленно.

Вся надежда на чистое повторение маха мантры. В этот век !

Благодарю :pray::sunny::star2::star2::star2:

4 симпатии
Сайт go-loka.ru не осуществляет какую-либо миссионерскую деятельность от имени какого-либо религиозного объединения, не направлен на распространение сведений о каком-либо вероучении среди лиц, не являющихся его последователями, не преследует цель вовлечения в какое-либо религиозное объединение.

© Сopyright, 2019, Клуб "БАЛАНС". Все права защищены.