Шри Ишопанишад. Мантра четырнадцатая

Мантра четырнадцатая

самбхутим ча винашам ча
йас тад ведобхайа саха
винашена мртйум тиртва
самбхутйамртам ашнуте

самбхутим - вечная Личность Бога, Его трансцендентное имя, форма, игры, качества и атрибуты, разнообразие в Его обители и т.д.; ча - и; винашам - временные материальные проявления полубогов, людей, животных и пр. с их ложными именами, славой и т.д.; ча - и; йах - кто; тат - то; веда - знает; убхайам - оба; саха - вместе; винашена - со всем, что подвергается уничтожению; мртйум - смерть; тиртва - превзойдя; самбхутйа - в вечном царстве Бога; амртам - бессмертием; ашнуте - наслаждается.

ПЕРЕВОД
Человек должен в совершенстве постичь Личность Бога Шри Кришну и Его трансцендентное имя, форму, качества и игры, так же как и временное материальное творение с его смертными полубогами, людьми и животными. Тот, кто постиг это, попирает смерть и поднимается над эфемерным космическим проявлением, чтобы в вечном царстве Бога наслаждаться вечной жизнью, исполненной блаженства и знания.

КОММЕНТАРИЙ
Благодаря так называемому научному прогрессу человеческая цивилизация создала множество материальных вещей, включая космические корабли и атомную энергию. Но она не смогла избавить человека от необходимости умирать, снова рождаться, стареть и страдать от болезней. Всякий раз, когда разумный человек спрашивает об этих проблемах так называемых ученых, они со свойственной им изворотливостью заявляют в ответ, что материалистическая наука не стоит на месте и в будущем сможет сделать человека бессмертным, вечно юным и неподверженным болезням. Подобные ответы доказывают элементарное непонимание учеными фундаментальных законов материальной природы. В материальной природе все подчиняется строгим законам материи и обязано пройти через шесть стадий существования: рождение, рост, сохранение, производство потомства, увядание и, наконец, смерть. Никто из тех, кто так или иначе связан с материальной природой, не может обойти эти шесть законов бытия. Поэтому никто - ни полубог, ни человек, ни животное, ни растение - не может жить в материальном мире вечно.

Продолжительность жизни у разных видов живых существ может быть разной. Господь Брахма, главенствующее живое существо в этой материальной вселенной, живет много миллионов лет, тогда как крошечный микроб - всего несколько часов. Но никто в материальном мире не может жить вечно. Здесь все рождается или создается в определенных условиях, существует в течение какого-то времени, и если это живое существо, то оно растет, производит на свет себе подобных, постепенно стареет и в конце концов умирает. В соответствии с этими законами, даже Брахмы (которых миллионы в разных вселенных) рано или поздно должны будут умереть. Поэтому вся материальная вселенная называется Мартьялокой - обителью смерти.
Ученые-материалисты и политики стараются изгнать из вселенной смерть, потому что не знают о бессмертии духовной природы. Причина этого в том, что они не знакомы с ведической литературой, которая исполнена мудрости зрелого трансцендентного опыта. Но, к сожалению, современные люди не хотят получать знания, содержащиеся в Ведах, Пуранах и других священных писаниях.
Из Вишну-пураны (6.7.61) мы узнаем следующее:

вишну-шактих пара прокта
кшетраджнакхйа татха пара
авидйа-карма-самджнанйа
тртийа шактир ишйате

“Личность Бога, Господь Вишну, обладает различными энергиями, которые называются пара (высшая) и апара (низшая). Живые существа относятся к высшей энергии”. Материальная энергия, под властью которой мы в настоящее время находимся, является низшей энергией. Эта энергия, которая окутывает живые существа покровом невежества (авидьи) и побуждает их заниматься кармической деятельностью, создает материальный мир. Но есть и другая форма высшей энергии Господа, которая отличается и от низшей, материальной, энергии, и от живых существ. Из этой высшей энергии создана вечная, неразрушимая обитель Господа, что подтверждается и в Бхагавад-гите (8.20):

парас тасмат ту бхаво 'нйо
'вйакто 'вйактат санатанах
йах са сарвешу бхутешу
нашйатсу на винашйати

Все материальные планеты-низшие, средние и высшие, включая Солнце, Луну и Венеру - рассеяны по вселенной. Они существуют только в течение жизни Брахмы. Более того, некоторые низшие планеты уничтожаются в конце каждого дня Брахмы, а на заре следующего дня Брахма создает их вновь. На высших планетах время исчисляется иначе, чем на Земле. Одни сутки на многих высших планетах равняются земному году. Период из четырех земных эпох (Сатьи, Треты, Двапары и Кали) равен примерно двенадцати тысячам лет по временной шкале высших планет. Этот период времени, умноженный на тысячу, составляет один день Брахмы, и столько же длится его ночь. Такие дни и ночи складываются в месяцы и годы. Брахма живет сто таких лет, и в конце его жизни вся проявленная вселенная уничтожается.

Когда наступает ночь Брахмы, обитатели высших планет, к которым относятся Солнце и Луна, и живые существа, населяющие планетную систему Мартьялока (Землю), а также низшие планеты вселенной, погружаются в воды потопа. В течение этого времени ни одно живое существо, ни одна форма жизни не находится в проявленном состоянии, хотя их духовное существование продолжается. Это непроявленное состояние бытия именуется авьяктой. В конце жизни Брахмы, когда гибнет вся вселенная, также наступает период авьякты. Однако помимо этих двух непроявленных состояний бытия существует иная непроявленная природа - духовная атмосфера, или духовное небо, со множеством планет, которые существуют вечно и не прекращают своего существования, даже когда в конце жизни Брахмы все планеты внутри этой материальной вселенной уничтожаются. Материальный мир состоит из множества материальных вселенных, каждой из которых управляет свой Брахма. Все космическое мироздание, находящееся в ведении различных Брахм, составляет только одну четверть энергии Господа (экапад-вибхути), и эта энергия называется низшей. Духовная природа, неподвластная Брахме, называется трипад-вибхути (она составляет три четверти энергии Господа). Это - высшая энергия, пара-пракрити.

Абсолютным повелителем духовной природы является Господь Шри Кришна. Как сказано в Бхагавад-гите (8.22), к Нему можно приблизиться только с помощью беспримесного преданного служения, никакой другой метод - ни гьяна (философия), ни йога (мистицизм), ни карма (деятельность ради наслаждения ее плодами) - для этого не подходит. Карми, то есть те, кто трудится только ради плодов своего труда, могут попасть на планеты Сваргалоки, в число которых входят Солнце и Луна. Гьяни и йоги могут достичь еще более высоких планет, таких, как Махарлока, Таполока и Брахмалока, а если с помощью преданного служения они развивают в себе еще более возвышенные качества, то получают возможность войти в духовный мир, в сияющую космическую атмосферу духовного неба (Брахман) или на планеты Вайкунтхи, в зависимости от уровня своего духовного развития. Однако несомненно, что тот, у кого нет опыта преданного служения, не сможет попасть на духовные планеты Вайкунтхи.

На материальных планетах каждый, начиная с Брахмы и кончая муравьем, стремится господствовать над материальной природой. Это называется материальной болезнью. До тех пор пока живое существо не излечится от этой болезни, оно будет вынуждено вновь и вновь менять тела, принимая форму то человека, то полубога, то животного. Но, какое бы тело оно ни получило, в конце концов ему придется перейти в непроявленное состояние, в котором находятся живые существа во время уничтожения вселенной двух типов - в течение ночи Брахмы и в конце жизни Брахмы. Если же мы хотим вырваться из этого круговорота рождений и смертей и избавиться от сопутствующих ему старости и болезней, то должны попытаться попасть на духовные планеты, где можно жить вечно, общаясь с Господом Кришной или Его полными экспансиями, Его формами Нараяны. Господь Кришна и Его полные экспансии царят на каждой из бесчисленных духовных планет, и этот факт подтверждают шрути-мантры: эко ваши сарва-гах кршна идйах/эко 'пи сан бахудха йо 'вабхати (Гопала-тапани-уп., 1.3.21).

Никто не может подчинить своей власти Кришну, поэтому обусловленные души пытаются подчинить своей власти материальную природу, но в результате сами попадают под власть ее законов, которые обрекают их на муки повторяющихся рождений и смертей. Господь приходит в этот мир, чтобы восстановить принципы религии, главным из которых является воспитание в человеке покорности Его воле. Таково заключительное наставление Господа в Бхагавад-гите (18.66): сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа - “Оставь все другие пути и просто предайся Мне”. К несчастью, глупые люди перетолковали это самое важное указание на свой лад и разными способами вводят людей в заблуждение. Людям говорят, что они должны открывать больницы, а не стремиться получить знания, необходимые для того, чтобы с помощью любовного служения Богу попасть в духовное царство. Их учат интересоваться только деятельностью, приносящей временное облегчение, которая никогда не принесет живому существу настоящего счастья. Они учреждают всевозможные общественные и полуофициальные организации, надеясь обуздать разрушительные силы природы, но не знают, каким образом умиротворить неодолимую природу. Многие люди слывут великими знатоками Бхагавад-гиты, но эти знатоки не увидели рекомендованного в Гите метода, с помощью которого можно умиротворить материальную природу. В Бхагавад-гите (7.14) прямо сказано, что единственный способ умиротворить могущественную природу - это пробудить в себе сознание Бога.

В этой мантре Шри Ишопанишад говорится, что каждый должен одновременно знать и самбхути, (Личность Бога), и винашу (временное материальное проявление). Зная только временное материальное проявление, никто не сможет спастись, так как живые существа в этом мире на каждом шагу подстерегает гибель (аханй ахани бхутани гаччхантиха йамалайам). Строительство больниц тоже никого не защитит от разрушительных сил природы. Спастись может только тот, кто обладает совершенным знанием о вечной жизни, исполненной блаженства и знания. Вся ведическая культура направлена на то, чтобы обучить людей искусству обретения вечной жизни. Людей часто прельщает эфемерная привлекательность вещей, обещающих им чувственные наслаждения. Но служение этим вещам уводит людей с истинного пути и способствует их деградации.

Поэтому мы должны спастись сами и указать своим ближним путь, ведущий к спасению. Истина не может нравиться или не нравиться. Она просто существует. Если мы хотим вырваться из круговорота рождений и смертей, то должны заняться преданным служением Господу. Это не тот случай, когда может идти речь о компромиссах, ибо это вопрос жизненной необходимости.

5 симпатий

В материальном проявлении всё со временем уничтожается, но в духовном все не так, и если мы что-то получаем, то оно уже не теряется и не уничтожается. В действительности же, мы даже не получаем знание, оно изначально находится в нашем сердце, только сейчас оно покрыто иллюзией, и нужно очистить наше сердце и тогда мы всё вспомним — вспомним, что мы вечные души, вспомним о своих отношениях с Господом и о своём вечном предназначение служить Его лотосным стопам, служа Его преданным. И в этом наше спасение.

5 симпатий

После прочтения комментария мне вспомнилась “Сказка о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина, где старуха захотела господствовать над золотой рыбкой и что бы рыбка была у неё на посылках. (Эту сказку кстати очень полезно периодически перечитывать и желательно вместе с детьми).
Наверное и мы попали в материальный мир, потому что захотели подчинить своей власти Бога, позавидовали Ему. Поэтому Господь и создал материальную вселённую, где обусловленные души пытаются подчинить своей власти материальную природу, но в результате сами попадают под власть её законов, которые обрекают их на муки повторяющихся рождения и смертей. И Господь приходит в этот мир, что бы восстановить принципы религии, главным из которых является воспитание в человеке покорности Его воле.
Сорокоумова Наталья

6 симпатий

Нужно знать одновременно и духовное и материальное.
Не стоит привязываться к материальному. Изучение только материи и ее законов не спасет от смерти и разрушения. Материя подчиняется законам времени, поэтому временна. В материальном мире можно все сделать идеальным образом и качественно, но время когда-то разрушит все.
Но кроме проявленной и непроявленной материи есть еще высшая духовная обитель, которая не уничтожается ни при каких обстоятельствах.
Правильное использование материи поможет духовному развитию. Выполняя материальные обязанности как жертвоприношение Кришне, ради его удовлетворения, можно освободиться от материального рабства и вернуться в духовный мир.
Вернуться в духовный мир можно только при помощи чистого преданного служения в материальном мире. Точно также как и заработать благочестие.

Алифанова Елена

4 симпатии

Прочитав комментарий так и не понял зачем нужно изучать материальное творение, ведь весь комментарий говорится о том, что нужно изучать именно духовное знание? :slightly_frowning_face:

1 симпатия

Поразмыслите, зачем Кришна в Бхагавад-гите описывает материальные гуны и действие иллюзии через 6 внутренних врагов?

1 симпатия

Когда я была маленькой, у меня была надежда, что пока я выросту, учёные изобретут бессмертие. Теперь, изучая духовные знания, я поняла, что этого никогда не произойдёт. Зато теперь понимаю, что мы и так бессмертные души. Теперь только нужно вырваться из круговорота рождений и смертей. А поможет в этом только преданное служение Абсолютной Истине. И никак иначе. Главное отнестись к этому очень серьезно.
Виктория Григоренко.

6 симпатий

В этой мантре Шри-Ишопанишад снова и снова направляет нас к глобальной высшей цели человеческой жизни - вырваться из круговорота рождений и смертей, заняться преданным служением Господу и попасть на духовные планеты, где можно жить вечно, общаясь с Господом Кришной. Мы же хотим господствовать над всем в этом мире, быть властелинами над материей. Но силы природы не поддаются нам, столько всего непредсказуемого!

И есть только “единственный способ умиротворить могущественную природу - это пробудить в себе сознание Бога”, т.е. действовать в согласии с Высшим сознанием, служить Абсолютной Истине. Этому учит вся ведическая культура - не служить вещам, которые обещают чувственные наслаждения и приводят к деградации, а возвышать своё сознание, вспомнить о своих вечных отношениях с Господом и начать служить Его лотосным стопам, служа Его преданным.

6 симпатий

Очень светлая мантра. От неё исходит сияние и чувство блаженства. Очень подробно описано все мироздание. Как живем мы здесь и куда нужно попасть - в обитель Господа. Ошибочное утверждение , что человек хозяин природы , вводит людей в глубокую иллюзию. В детстве ребёнок ещё свободен от навязанных стереотипов , но как только начинает пробуждаться сознание он вдруг понимает , что оказывается он хозяин и все ему должны подчиняться. Начинает с родителей, окружающих . Потом аппетит растёт , хочется все и вся, и бежит вприпрыжку в гору , но в какой то этап наступает пресыщение, и тогда оказывается , что бежал оказывается не вверх , а вниз и не то чтобы что то накопил, а все растерял.
Пустота и груз грехов - вот что обнаруживается. Это ещё считай повезло ,если человек это чувствует и видит, значит есть надежда ещё поменять свой вектор. Но большинство так и бегает по раскалённой сковороде и закидывает в свой багаж ещё больше грехов. Печальное зрелище.
А ведь спастись может только тот, кто обладает совершенным знанием о вечной жизни, исполненной блаженства и знания.
Нужно лишь почувствовать, что на самом деле я не господин и хозяин, покоритель природы и космоса, а просто слуга Господа.
И моя задача здесь ,со всей искренностью и любовью служить Господу Шри Кришне.
Поэтому мы должны спастись сами и указать своим ближним путь, ведущий к спасению.
Еременко-Шэн Людмила

5 симпатий

Т. Е. изучить

Означает не как деньги зарабатывать в этом мире и какие физические законы действуют, а именно с позиции механики действия гун и иллюзии на дживу? Получив это знание мы можем стараться подниматься хотябы на гуну благости и выходить из иллюзии (из под действия гун материального мира) чтобы максимально эффективно продвигаться в духовном развитии. :pray:

1 симпатия

Зная лестницу йоги и особенности каждой ступеньки мы можем понимать, как менять свою жизнь.

3 симпатии

И духовный мир, и мир материальный являются энергиями Господа. Поэтому, видимо, пренебрегать ни тем, ни другим не нужно.
Мне кажется, что акцент на изучении духовного сделан потому, что в основном сейчас вообще оно не изучается: все сконцентрированы на изучении материи - для того, чтобы подчинить её себе и властвовать (“не будем ждать милости от природы” и т.д.). Т.е. и так уже кругом материальное изучают, без напоминаний.
Но для преданных также актуальным является понимание необходимости изучения материи, т.к. можно “зафанатеть”, и тогда случится перекос, неверное понимание отречения, например, или пренебрежение отношение к материальному и пр. Т.е. должен быть, во-первых, баланс, во-вторых, правильное понимание иерархии ценностей, причинно-следственных связей, смысла существования материи и пр.

В комментарии к стиху 4.6.43 Шрила Прабхупада пишет: “В материальном мире мы по-разному относимся к различным гуна-аватарам, считая одно качество природы выше другого, но на самом деле все качества природы несут благо, поскольку все они являются экспансиями высшего блага. Гуну невежества, тамо-гуну, считают низшим качеством, однако в конечном счёте она тоже благотворна.”
Здесь, конечно, идёт сравнение гун, но сам принцип Прабхупада нам объясняет: всё является экспансией высшего блага, а значит при правильном подходе и задействовании можно это высшее благо обрести.

Ещё такой момент мне кажется важным: человек, имеющий духовное вИдение, по-иному относится к материальному знанию и материи как таковой - без духа эксплуатации, бережно, видит мир как энергию Господа, восхищается и, в конечном итоге, использует всё в служении, а не для чувственного наслаждения.

Если у нас не будет знания о материи, то даже Кришне воды нагреть не сможем: ни стакана не будет, ни огня.
Намачандрика Деви даси

6 симпатий

Чтобы найти Истинный путь, надо посомневаться, поизучать разные возможности. Это хорошо и правильно. Наш выбор должен быть добровольным. В этом милость Бога. Учёные-материалисты бьются над решением проблем болезни и смерти. Но их способы неэффективны. Сплошной самообман. Бессмертных нет. Даже Хираньякашипу погиб. Хотя был сверхмогучим. Мы должны чётко понимать цель жизни. Нас не должны прельщать материальный мир или райские планеты. Нет. Мы выбираем преданное служение. Этот путь указал сам Кришна. И мы не хотим господства. Счастье в служении Богу.
Вопросы, Патита Павана:

  1. Как человек может “в совершенстве постичь Личность Бога”, если даже Брахма этого не может?
  2. Что вообще подразумевается под этим “постичь”? Плюсы и минусы материи? Мир полубогов, например, звучит, как сказка. Как это постичь? Побыть хоть одну жизнь полубогам что ли? Но мы же не будем это потом помнить. Остаётся сплошная теория. Так?
  3. Постичь Бога, наверное, можно уже на пути преданного служения. Но этот путь уже должен быть выбран заранее. Как же постигать? По трактатам?
  4. Тот, “кто постиг это”, не сделает выбор в пользу Брахмалоки, например?
    Ольга Пащенко
2 симпатии

За духовной и материальной энергией,стоит Сам Кришна. Всё принадлежит Ему. Надо только научиться служить Кришне, научиться всё материальное использовать в удовольствие Кришне. И только бхакти йога поможет нам постичь Бога. Только через служение Ему,мы узнаем Саму Абсолютную Истину.
Но наше невежество, наше желание самим наслаждаться,самим всё контролировать,мешает нам увидеть Бога в других живых существах от муравьишки до полубогов.
Гульнара Табакаева

4 симпатии

Мы и не ставим задачу постичь Бога, тем более в совершенстве. Наша задача служить Господу непрерывно и бескорыстно. Это вполне решаемая задача под руководством духового учителя в сотрудничестве с другими преданными.

6 симпатий

Постичь в совершенстве Личность Бога Шри Кришну (для обусловленной души) - значит понять Его природу, Его энергии. Понять, что человеческая жизнь предназначена для служения Богу и это хороший шанс встать на путь очищения своего сознания. Если человек сможет осознать, что “все покоится на энергии Кришны и ничто не может существовать вне и помимо Кришны” (Бхагавад-гита гл. 9.18), то он получит самую драгоценную награду - бхакти. И пробудившееся сознание начнет постепенно сбрасывать с себя толстую коросту иллюзии материальной энергии. Познавая Господа, человек постепенно перейдёт во власть духовной энергии и поймёт, что материя предназначена для служения духу. И уже здесь на земле станет свободной дживой, наслаждаясь отношениями в преданном служении Господу Шри Кришне.

4 симпатии

Мы не можем отказаться от материи как бы мы не хотели, но она должна проходить через духовную составляющую. Об этом люди забыли. Духовную часть просто выбросили как ненужный балласт который мешает наслаждаться материей пока тошнить не начнет. А духовная субстанция неоднозначная вещь. С одной стороны обладает великой силой, с другой стороны если человек начал попирать её вернуться к ней и очиститься очень сложно. Материя сама по себе очень тяжёлая. А как всё тяжёлое она тащит нас вниз. Напоминает мне утопленника с камнем на шее. Только камень добровольно вешаем и выкидывать не хотим, хоть и тонем.
Пряничникова Мария.

1 симпатия
Сайт go-loka.ru не осуществляет какую-либо миссионерскую деятельность от имени какого-либо религиозного объединения, не направлен на распространение сведений о каком-либо вероучении среди лиц, не являющихся его последователями, не преследует цель вовлечения в какое-либо религиозное объединение.

© Сopyright, 2019, Клуб "БАЛАНС". Все права защищены.