Шри Ишопанишад. Мантра пятая

Мантра пятая

тад эджати тан наиджати
тад дуре тад в антике
тад антар асйа сарвасйа
тад у сарвасйасйа бахйатах

тат - этот Верховный Господь; эджати - ходит; тат - Он; на - не; эджати - ходит; тат - Он; дуре - далеко отсюда; тат - Он; у - также; антике - очень близко; тат - Он; антах - внутри; асйа - этого; сарвасйа - всего; тат - Он; у - также; сарвасйа - всего; асйа - этого; бахйатах - вовне.

ПЕРЕВОД
Верховный Господь и ходит, и не ходит. Он далеко и в то же время очень близко. Он пребывает внутри всего, и все же Он вне всего.

КОММЕНТАРИЙ
Здесь описываются некоторые из трансцендентных деяний Верховного Господа, совершаемые Его непостижимыми энергиями. Противоречащие друг другу утверждения, приведенные здесь, доказывают непостижимость энергий Господа. Он ходит и не ходит. Обычно, если про того, кто может ходить, сказать, что он не может ходить, то это будет нелогично. Но когда речь идет о Господе, такое противоречие всего лишь свидетельствует о Его непостижимом могуществе. Ограниченность наших знаний не позволяет нам примирить подобные противоречия, поэтому наши представления о Господе ограничены тесными рамками наших умственных способностей. К примеру, философы-имперсоналисты школы майявады признают только те деяния Господа, в которых не проявляются Его личностные качества, и отвергают Его личностный аспект. Но школа бхагаваты, отстаивая совершенные представления о Господе, говорит о существовании непостижимых энергий Господа, которые позволяют Ему одновременно обладать личностными и безличными чертами. Бхагаваты знают, что, если мы не признаем существование непостижимых энергий, выражение Верховный Господь теряет смысл.

Из того, что мы не видим Господа своими глазами, еще не следует, что Он не существует как личность. Чтобы опровергнуть этот аргумент, Шри Ишопанишад утверждает, что Господь находится очень далеко и в то же время очень близко от нас. Обитель Господа находится за пределами материального неба, границы которого нам неизвестны. Если мы не в состоянии достичь границ даже материального неба, то можно себе представить, как далеко от нас находится духовное небо, простирающееся за пределами материального неба. Духовное небо расположено очень далеко от материальной вселенной, что подтверждается в Бхагавад-гите (15.6). Но несмотря на то, что Господь находится так далеко от нас, Он может мгновенно, за долю секунды, низойти к нам со скоростью, превосходящей скорость ветра или мысли. Он способен бежать так быстро, что никто не в силах обогнать Его. Об этом уже говорилось в предыдущем стихе.

Тем не менее, когда Верховный Господь предстает перед нами, мы смотрим на Него свысока. Господь осуждает это в Бхагавад-гите (9.11), говоря, что глупцы осмеивают Его, принимая за простого смертного. Он не принадлежит к числу смертных и не появляется перед нами в теле, созданном материальной природой. Многие псевдоученые утверждают, что, нисходя в материальный мир, Господь получает материальное тело, подобно обыкновенным живым существам. Не ведая о непостижимых способностях Господа, эти глупцы низводят Его до уровня обыкновенных людей.

Господь исполнен непостижимых энергий, поэтому Он может принять от нас служение в любой форме и обладает способностью преобразовывать Свои разнообразные энергии по Своему желанию. Неверующие утверждают, что Господь не может воплотиться в материальном мире или что если Он и нисходит сюда, то является в теле, созданном из материальной энергии. Эти аргументы теряют силу, если мы признаем существование непостижимых энергий Господа. Тогда мы поймем, что даже если Господь появляется перед нами в форме, созданной из материальной энергии, то Ему вполне по силам превратить эту материальную энергию в духовную. Обе эти энергии исходят из одного источника и потому подвластны его воле. Например, Господь может появиться в образе арча-виграхи, то есть в форме Божества, якобы изваянного из глины, камня или дерева. И хотя эти формы созданы из дерева, камня или иного материала, вопреки мнению иконоборцев, они вовсе не являются идолами.

Несовершенное зрение, присущее всем, кто ведет несовершенное материальное существование, мешает нам увидеть Верховного Господа. Но, проявляя благосклонность к преданным, которые хотят увидеть Его материальными глазами, Господь является в так называемой материальной форме, чтобы принимать от них служение. Это не значит, что такие преданные, находящиеся на низшей ступени преданного служения, поклоняются идолу. На самом деле они поклоняются Господу, который согласился явиться им в доступном для них виде. Форма арча не является формой, созданной по желанию или прихоти поклоняющегося, а существует вечно со всеми Своими атрибутами. Искренний преданный способен ощутить это, а атеисты нет.

В Бхагавад-гите (4.11) Господь говорит, что Его отношение к преданному зависит от глубины любви и преданности последнего. Он оставляет за собой право не открывать Себя никому, кроме тех, кто полностью предался Ему. Таким образом, Он всегда доступен предавшейся Ему душе, тогда как от непреданного Ему Он бесконечно далек, и к Нему невозможно приблизиться.

В этой связи следует обратить внимание на два слова, которые часто употребляются в богооткровенных писаниях и характеризуют Господа: сагуна (с качествами) и ниргуна (без качеств). Некоторые комментаторы утверждают, что слово сагуна относится к воплощениям Господа, наделенным воспринимаемыми чувствами качествами, и потому подразумевает, что, приходя в этот мир, Господь принимает материальную форму и попадает под власть законов материальной природы. Но на самом деле это не так. Для Господа нет разницы между материальной и духовной энергией, потому что Он - источник всех энергий. Он повелитель всех энергий и потому, в отличие от нас, никогда не попадает под их влияние. Материальная энергия подвластна Ему, поэтому Он может использовать материальную энергию в Своих целях, не попадая под влияние качеств этой энергии. (В этом смысле Он - ниргуна, не имеющий качеств.) Это, однако, не означает, что Господь является чем-то бесформенным. В конечном счете Он - вечная форма, изначальный Господь. А Его безличный аспект, сияние Брахмана, - это всего лишь излучение, исходящее от Его Личности, подобно тому как солнечные лучи являются сиянием бога Солнца.

Когда отец-атеист Прахлады Махараджи, мальчика-святого, спросил его: “Где твой Бог?”, - Прахлада ответил, что Бог пребывает всюду. Разгневавшись, отец сказал: “Это значит, что твой Бог и в колоннах дворца?”, - на что мальчик ответил: “Да”. Тогда царь-атеист разбил стоявшую перед ним колонну, и в то же мгновение из нее появился Господь в образе Нрисимхи (получеловека-полульва) и убил царя-атеиста. Итак, Господь пребывает внутри всего и творит все с помощью Своих различных энергий. Благодаря Своим непостижимым способностям Он может появиться в любом месте, чтобы одарить милостью своих искренних преданных. Господь Нрисимха появился из колонны не по приказу царя-атеиста, а исполняя желание Своего преданного Прахлады. Атеист не способен заставить Господа предстать перед ним, но, чтобы оказать милость Своему преданному, Господь может явиться в любом месте. Бхагавад-гита (4.8) также утверждает, что Господь приходит в этот мир, чтобы уничтожить неверующих и защитить верующих. Разумеется, для уничтожения безбожников у Господа есть много энергий и посредников, которые и без Него могут выполнить эту задачу, но забота о Своих преданных доставляет Господу удовольствие, и потому Он Сам воплощается в материальном мире. В сущности, Он нисходит только для того, чтобы явить милость Своим преданным, и ни для чего другого.

В Брахма-самхите (5.35) говорится, что Говинда, изначальный Господь, в образе Своей полной части входит во все сущее. Он входит во вселенную и в каждый ее атом. Он находится вне всего в Своей форме вират и внутри всего как антарьями. Как антарьями Он является свидетелем всех наших поступков и награждает нас плодами нашей деятельности (карма-пхала). Сами мы можем забыть, что делали в предыдущих жизнях, но так как Господь наблюдает за всеми нашими поступками, то результаты наших действий никогда не исчезают, и мы вынуждены испытывать на себе их последствия.

По сути дела, как внутри, так и снаружи всего нет ничего, кроме Господа. Все сущее есть проявление Его различных энергий, подобно теплу и свету, которые исходят от огня. В этом смысле Его многообразные энергии тождественны друг другу. Но несмотря на это тождество, Господь в Своей личностной форме бесконечно наслаждается всем, что доставляет ничтожное наслаждение Его мельчайшим неотъемлемым частицам - живым существам.

4 симпатии

Ооо сегодня опять прасад. :pray:

Ограниченность знаний не даёт нам понять противоречивости Господа. Его способности непостижимы. Господь исполнен непостижимых энергий. Он может принять любую форму, но неверующим это сложно понять.
Господь является в материальной форме, чтобы порадовать Своих преданных. Он источник всех энергий.
Чтобы оказать милость искреннему преданному, господь может явиться в любом месте, в любое время.
Виктория Григоренко.

Сначало трудно понимается, что у Бога много энергий, а потом когда накладываешь на жизнь видишь как иногда просто по волшебству меняются ситуации, особенно в трудные минуты. И вправду слышит! И даже даст правильный ответ или совет, через переданных.

Удивительный стих о непостижимом мистическом могуществе Господа! Деяния Господа трансцендентны и совершаются Его непостижимыми энергиями. От взоров обычных людей Господь скрыт. Только если мы разовьём в себе духовную любовь к Господу, мы сможем увидеть Верховную Личность Бога. Энергия Господа разлита по всему творению, подобно солнечному свету, который освещает всю вселенную, и всё сущее покоится на ней.

Господь говорит в “Бхагавад-гите как она есть” ( 9.5 ): " И в то же время всё сотворённое находится вне Меня. Узри же Моё мистическое могущество! Будучи опорой всех живых существ и пребывая всюду, Я не являюсь частью материального мироздания, ибо Я сам - источник творения". Ограниченность нашего ума не даёт нам понять противоречивость Господа. И для того, чтобы явить милость Своим преданным, Он нисходит в материальный мир.

2 симпатии

Никак не могу понять эту фразу, чем наслаждается Господь? :pray:

2 симпатии

Как удивительно написано! Одно только, что прочитала эту мантру и удивительный комментарий ,как будто очищает сознание. Какое счастье понять, что Господь везде. И главное прочувствовать это изнутри , из сердца. Вот спрашивают , что такое счастье , а ведь это и есть самое настоящее счастье! Не поддельное, не придуманное.
Но мы же материальные люди , мы совершаем не всегда только хорошие поступки, за многие нам стыдно, а на некоторые просто закрываем глаза. А Господь видит все и милостиво , Он нас прощает. А уж , что Карма приходит , это плоды наших действий.
Почему многие не ходят признать , что Господь это личность, не что то безличное? Ведь мы то возникли и все мы считаем себя личностями, только потому что наш отец, наш Господь сам первостепенная, несравненная, Абсолютная личность. Это же очень разумно, я так думаю.
Я пока плохо чувствую, что Господь везде и во всем. Все думаю , что это как нибудь спрячу, похоже на поведение ребёнка , правда? Разумом я уже хорошо понимаю, но действия очень хромают. За это очень стыдно.
Обитель Господа , его энергии - это без начала и конца, неподвластно человечному пониманию. Словами не возможно передать, просто где внутри как свет какой то, восторг, тепло, спокойно.
Я думаю Господь наслаждается служением своих преданных, их успехами, из чистой жизнью. Что в этом материальном мире они хорошо проходят своё «обучение» и хотят вернуть свою бесконечную любовь к Господу. Нужно стремится к этому , чтобы порадовать Его.
Еременко-Шэн Людмила

3 симпатии

Вообще не понятно ,когда читаешь про Кришну во Вриндаване ,задаёшься вопросом где Он ,Он всё таки во Вриндаване ,то ли Он уходит от туда …
Там преданные живут ,совершенные живые существа ,и Кришна устраивает для них проблему ,проблему разлуки .конечно с другой стороны Он вообще от туда никогда ни уходит…в этом непостижимость Его могущества ,как преданные привязаны к нему и любят его в экстазе ,а у них иногда ни совсем простая судьба и много проблемных ситуаций.-и это ни понятно ни постижимо .
На земле жить ,это наверно как в аду …?
Иногда мне кажется ,что Кришна это самый могущественный Бог исполняющий все мои желания ,я замечаю в себе это настроение ,меня отвлекают мысли о теле, о деньгах ,об отношениях .В уме куча желаний …и воспоминаний о греховных экспериментах мешающих моему очищению ,это обидно ,я стараюсь выражать почтение ,работать над искренностью ,понимать то ,что я во многом виновата ,и ищу спасение в знании ,что Всё что бы ни делал Бог всё благо ,так как его цель ,сделать так, чтоб я смогла полюбить Его .Эти светлые мысли возвращают меня ,я опять иду к преданным ,воспеваю 16 кругов ,придерживаюсь 4 принципам ,стремлюсь увидеть Кришну какой он есть на самом деле .
Терпеливо жду милости и раскаиваюсь за свои грехи ,так как эта наука ,в цепи духовных учителей ,может вырвать из круговорота рождений и смертей .
Иногда когда сын болеет приходит отец и даёт ему горькие лекарства -это милость отца ,так как он хочет здоровья своему сыну .
На практике тоже есть заносчивое настроения ,в основном когда получается воспевать круги со вкусом и радостно ,по глупости начинаю внутри себя ,считать себя умнее и лучше других ,а в книгах и в комментариях Шрилы Прабхупады ,вижу ни то ,о чем говорится ,а то что хочу получить …
Это конечно говорит о том ,насколько сильно осквернено моё сознание и оскорбительном моём умонастроении .
Тогда становится вообще ни чего не охото ни общения ни практики …
Поэтому постоянно приходится прилагать усилия -отрабатывать свои оскорбления ,отдать свой долг …вдохновляется тем ,что Он свидетель всех наших поступков и лично награждает нас плодами нашей деятельности …
Иногда ни идёт мантра ,а приходит радость и счастье от работы …возможно это хорошо ,но хотелось бы зайти в прямые процессы служения ,понять ,что то важное ,ни падать всё ниже и ниже.
Ни кого ни винить ,уметь быть благодарной .
Пяйко Лена

1 симпатия

Тем же самым что и мы, только в абсолютной форме.

4 симпатии

Аааааа, кажется до меня наинант доходить))))) Имеется наверно ввиду что когда Господь является в материиальном мире, то вроде он наслаждается тем же самым но на другом уровне! Спасибо Патита Павана прабху!

1 симпатия

Мы не можем видеть Господа своими глазами в Его личностной форме, но мы можем ощущать Его присутствие, например, посредством мысли. Разве не чудо, когда мгновенно я могу оказаться на другом краю света? Или же, думая о каком-то человеке, то или он сам, или информация о нём вдруг приходит в мою жизнь? Или когда решаю какую-либо проблему, то подсказка может неожиданно появиться в “случайно” раскрытой книге или других средствах информации? Мы не понимаем, как всё это происходит, но это происходит с нами каждый день. И это всё и есть непостижимые энергии нашего Господа. Поэтому, несмотря на то, что Господь находится так далеко от нас, Он может мгновенно, за долю секунды, низойти к нам со скоростью, превосходящей скорость ветра или мысли. Такова Его милость!

И когда мы хотим увидеть Господа, Он благосклонно соглашается явиться нам в форме, которую мы способны увидеть своим несовершенным зрением: в форме Божества, изваянного из глины, камня или дерева. Абсолютно всё подвластно Господу, всё сущее есть проявление Его различных энергий, поэтому нет ничего, кроме Господа.

5 симпатий

Раскрываются непостижимые возможности Господа, взаимоисключающие качества: Он ходит и не ходит, Он далеко и он близко, Он пребывает внутри всего, и все же он вне всего. Без этих качеств Бог не Бог. Он должен обладать необычными качествами.
Для преданных - Он ходит, для материалистов Он не ходит. Материалист не может поверить, что Бог может ходить.
Господь вне всего - как Брахман, который проникает повсюду, вернее, он как бы за пределами этого материального мира. И так же как вселенская форма, вне всего. А как Параматма - Он находится в сердце каждого.
Для материалиста Кришна далеко, для преданного Он близко, может Его почувствовать очень легко.
Господь находится повсюду, но если наше сердце не настроено на это восприятие, то мы не будем ощущать Его присутствие. Поэтому Он для кого-то присутствует, для кого-то не присутствует, внутри всего - вне всего, ходит – не ходит, далеко - близко. То есть, это одновременно происходит, потому что у людей разное сознание и они по-разному способны воспринимать Его или не воспринимать Его. Все это зависит от того на какую волну настроено наше сердце.
Алифанова Елена

2 симпатии

Добрый вечер! На то Он и Господь, что непостижим, и нам своим сознанием сложно понять противоречивое!!! Только по Его милости, и по мере развития преданности, и очищения сердца знания открываются в срок…
По мне, такие стихи вызывают ещё больше восхищения и веры, что так может только одна Абсолютная Истина!!!
Омельянюк Екатерина

1 симпатия

Бог - это Бог! Его могущество нам не понять. Принять и признать - да, необходимо. Иначе, путь-дорога в школу майавады. И не нам оценивать Его деяния, в каком теле Он присутствует в материальном мире. Наши несовершенные чувства на то и несовершенны. Поверим им и… тьма и невежество. Верить надо “Бхагават-гите”, Учителю. Глубина нашего предания, глубина любви прямо пропорциональны степени Его открытости нам. Надо научиться видеть Господа везде.
Вопросы:

  1. Интересно, где-нибудь описывается граница раздела материального и духовного миров? Как это всё выглядит?
  2. Мы попали в материальный мир, чтобы наслаждаться. Но получается, что и наслаждаться-то не умеем?
  3. А в духовном мире наши наслаждения тоже ничтожны?
  4. Когда искатель Истины читает такие описания Бога, то, наверное, ещё больше восхищается, ещё больше привязывается к Нему? Но представителей майавады, материалистов они ни в чём не убеждают? Ступор?
  5. Неверующий, когда смотрит на воплощение Бога, видит тело. А как преданный видит воплощение Бога? Как он Его узнаёт, что это именно Он?
    Ольга Пащенко
1 симпатия

Описывается в Шримад Бхагаватам и очень подробно.

2 симпатии

Веды учат как правильно наслаждаться.

3 симпатии

Наслаждения зависят от их качества.

2 симпатии

Они их просто не читают.

2 симпатии

По признакам, описанным в ведах.

2 симпатии

Необычайно глубокое описание господа, а то что не видим мы его своими глазами, так это от того, что в материальном мире и теле нам даны материальные глаза, а видеть Бога возможно духовным взором. Недавно по совету преданных прочла книгу Лиламрита Шрилы Прабхупады, где описано как на одном киртане он стал выкрикивать “Нараяна, Нараяна” - он увидел как Господь пришёл на киртане, вот описана иллюстрация духовного взора.
Но ведь и в обычной материальной жизни мы видим Господа во всём : вырастают каждый год вкусные фрукты, в южных районах - необычайно вкусные, у кого-то из нас случаются долгожданные события, наконец торжество духовных знаний сквозь материальной рутины - это ли не рука Верховного Господа? Мы и это видим, но почему-то списыаем все на свои достижения, результаты собственных трудов и т. д. Хотя уже и знаем, что в этом мире нам ничего не принадлежит, вспоминается анекдот про учёного, который представился в свой срок и попал на аудиенцию к Господу, стал рассказывать ему до каких высот дошёл прогресс, что мол человек уже и корабли в космос запускает и людей в пробирке выращивает и вообщем вполне может обходиться без Бога. На что Господь спросил: “а прямо сейчас можешь построить космический корабль?”
“да, конечно, могу” ответил бывший учёный, и нагнулся за горстью пыли, что бы начать чертить проект.
Господь его остановил и говорит :“погоди, погоди, ты мою пыль не трогай, возьми свою…”
Получается такие мы не благодарные, не хотим в упор видеть бога, а он во всем.
Благодарю вас за столь важное служение.
Светлана Скориянтова

2 симпатии
Сайт go-loka.ru не осуществляет какую-либо миссионерскую деятельность от имени какого-либо религиозного объединения, не направлен на распространение сведений о каком-либо вероучении среди лиц, не являющихся его последователями, не преследует цель вовлечения в какое-либо религиозное объединение.

© Сopyright, 2019, Клуб "БАЛАНС". Все права защищены.