Шри Ишопанишад. Мантра пятнадцатая

Мантра пятнадцатая

хиранмайена патрена
сатйасйапихитам мукхам
тат твам пушанн апаврну
сатйа-дхармайа дрштайе

хиранмайена - золотистым сиянием; патрена - ослепительным покровом; сатйасйа - Высшей Истины; апихитам - скрыт; мукхам - лик; тат - этот покров; твам - Себя; пушан - о хранитель; апаврну - пожалуйста, удали; сатйа - чистому; дхармайа - преданному; дрштайе - чтобы явить.

О мой Господь, поддерживающий все живое! Твой истинный лик скрыт Твоим ослепительным сиянием. Удали же этот покров и яви Себя Твоему чистому преданному.

Комментарий: В Бхагавад-гите (14.27) Господь описывает ослепительное сияние Своего тела (брахмаджьоти) следующим образом:

брахмано хи пратиштхахам
амртасйавйайасйа ча
шашватасйа ча дхармасйа
сукхасйаикантикасйа ча

“Я - первооснова безличного Брахмана, бессмертного, не исчерпаемого и вечного, который представляет собой изначальное состояние высшего счастья”. Брахман, Параматма и Бхагаван - это три аспекта одной и той же Абсолютной Истины. Начинающим легче постичь Брахман. Параматма, Сверхдуша, - это аспект Абсолютной Истины, доступный более духовно развитым людям, а осознание Бхагавана является высшей ступенью постижения Абсолютной Истины. Это подтверждается в Бхагавад-гите (7.7), где Господь Кришна говорит, что Он - высшее проявление Абсолютной Истины: маттах паратарам нанйат. Следовательно, Кришна является источником и брахмаджьоти, и всепроникающей Параматмы. Далее в Бхагавад-гите (10.42) Кришна говорит:

атха ва бахунаитена
ким джнатена таварджуна
виштабхйахам идам кртснам
экамшена стхито джагат

“Какой смысл говорить обо всем этом так подробно, о Арджуна? Одной лишь малой частицей Себя Я пронизываю и поддерживаю целую вселенную”. Таким образом, с помощью одной из Своих полных частей - всепроникающей Параматмы - Господь поддерживает все материальное космическое творение. В духовном мире все сущее также держится на Господе. Поэтому в данной шрути-мантре Шри Ишопанишад Господа называют пушан, что значит поддерживающий все сущее.

Шри Кришна, Личность Бога, всегда исполнен трансцендентного блаженства (ананда-майо 'бхйасат). Когда пять тысяч лет тому назад Кришна жил во Вриндаване, Он все время, с самого начала Своих игр, пребывал в трансцендентном блаженстве. Убийство различных демонов, таких, как Агха, Бака, Путана и Праламба, было для Него всего лишь приятным развлечением. Он наслаждался со Своей матерью, братом и друзьями, живя в Своей деревне, и, когда Он играл роль шаловливого воришки масла, все окружающие испытывали небесное блаженство от Его проказ. Господа называют воришкой масла не для того, чтобы упрекнуть Его, поскольку, воруя масло, Он одаривал Своих чистых преданных блаженством. Все, что Господь делал во Вриндаване, Он делал ради того, чтобы доставить наслаждение окружавшим Его преданным. Господь явил Свои игры, чтобы привлечь к Себе внимание тех, кто стремится найти Абсолютную Истину: спекулятивных философов и акробатов, занимающихся так называемой хатха-йогой.

В Шримад-Бхагаватам (10.12.11) Шукадева Госвами так описывает детские игры Господа и Его друзей-пастушков:

иттхам сатам брахма-сукханубхутйа
дасйам гатанам пара-даиватена
майашританам нара-даракена
сакам виджахрух крта-пунйа-пунджах

“Верховный Господь, Личность Бога, которого гьяни постигают как безличный, исполненный блаженства Брахман, которому преданные поклоняются как Всевышнему, смиренно служа Ему, и которого мирские люди считают обыкновенным человеком, играл с мальчиками-пастушками, которые получили такую возможность, совершив великое множество благочестивых поступков”.

Итак, Господь постоянно занят трансцендентной деятельностью со Своими духовными спутниками, с которыми Его связывают любовные отношения шанты (нейтралитета), дасьи (служения), сакхьи (дружбы), ватсальи (родительской любви) и мадхурьи (супружеской любви).

В писаниях сказано, что Господь никогда не покидает Вриндавана-дхаму, поэтому резонно задать вопрос: каким образом Он управляет делами творения? Ответ на этот вопрос дает Бхагавад-гита (13.14-18): Параматма, полная часть Господа, или Сверхдуша, пронизывает все материальное творение. Сам Господь не принимает участия в созидании, сохранении и разрушении материального мира, но в образе Своей полной экспансии, Параматмы, Он является причиной всего происходящего в мире. Каждое живое существо является атмой, душой, но Параматма, Сверхдуша, - это высшая атма, которая управляет всеми индивидуальными душами.

Этот метод постижения Бога - великая наука. Приверженцы материалистической санкхья-йоги не идут дальше анализа двадцати четырех элементов материального творения и медитации на них. Им практически ничего не известно о пуруше, Верховном Господе. Трансценденталисты, придерживающиеся имперсоналистических взглядов на природу Абсолюта, просто сбиты с толку ослепительным сиянием брахмаджьоти. Но тот, кто хочет увидеть Абсолютную Истину во всей Ее полноте, должен сначала подняться над двадцатью четырьмя материальными элементами, а затем проникнуть за Ее ослепительное сияние. В Шри Ишопанишад содержится намек на это в молитве об удалении хиранмая-патры, ослепитель ного сияния, скрывающего Господа. Пока этот покров не будет удален и пока человек не увидит истинный лик Верховной Личности Бога, он не сможет полностью постичь Абсолютную Истину.

Параматма, аспект личности Бога, - это одна из трех Его полных экспансий, или вишну-таттв, называемых пуруша-аватарами. Вишну-таттва, находящаяся внутри вселенной, носит имя Кширодакашайи Вишну. Именно этот Вишну является одним из трех главных божеств вселенной: Брахмы, Вишну и Шивы. Он - всепроникающая Параматма, Сверхдуша, пребывающая в сердце каждого живого существа. Вторая вишну-таттва во вселенной - это Гарбходакашайи Вишну, единая Сверхдуша всех живых существ, а над ними стоит Каранодакашайи Вишну, возлежащий в Причинном океане. Он является творцом всех вселенных. Серьезные последователи системы йоги могут с ее помощью выйти за пределы сферы двадцати четырех элементов мироздания и непосредственно увидеть этих вишну-таттв. Изучение эмпирической философии помогает осознать безличное брахмаджьоти, которое представляет собой ослепительное сияние трансцендентного тела Господа Шри Кришны. То, что брахмаджьоти - это сияние, исходящее от Кришны, подтверждается в Бхагавад-гите (14.27) и в Брахма-самхите (5.40):

йасйа прабха прабхавато джагад-анда-коти-
котишв ашеша-васудхади вибхути-бхиннам
тад брахма нишкалам анантам ашеша-бхутам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

“В миллионах и миллионах вселенных находятся бесчисленные планеты, на каждой из которых уникальные условия жизни. И все эти планеты расположены в одном уголке брахмаджьоти. Это брахмаджьоти является излучением Верховной Личности Бога, Говинды, которому я поклоняюсь”.

В этой мантре Брахма-самхиты отражено зрелое понимание Абсолютной Истины. А в обсуждаемой нами шрути-мантре Шри Ишопанишад описана промежуточная ступень на пути к более глубокому пониманию, запечатленному в Брахма-самхите. Данная мантра Шри Ишопанишад - простая молитва, обращенная к Господу, в которой Его просят удалить покров брахмаджьоти и открыть Свое истинное лицо. Сияние брахмаджьоти подробно описано в нескольких мантрах Мундака-упанишад (2.2.10-12):

хиранмайе паре коше
вираджам брахма нишкалам
тач чхубхрам джйотишам джйотис
тад йад атма-видо видух

на татра сурйо бхати на чандра-таракам
нема видйуто бханти куто 'йам агних
там эва бхантам ану бхати сарвам
тасйа бхаса сарвам идам вибхати

брахмаиведам амртам пурастад брахма
пашчад брахма дакшинаташ чоттарена
адхаш чордхвам ча прашртам брахмаи-
ведам вишвам идам вариштхам

“В духовном царстве, лежащем за пределами оболочек материального мира, разлито безграничное сияние Брахмана, не затронутое материальной скверной.
Трансценденталисты считают этот ослепительный белый свет источником всякого света. В том царстве нет нужды в солнечном и лунном свете, огне или электричестве. Воистину, всякий свет, воспринимаемый в материальном мире, представляет собой всего лишь отблеск этого высшего света. Этот Брахман находится спереди и сзади, на севере, на юге, на востоке и на западе, а также сверху и снизу. Иначе говоря, высшее сияние Брахмана заливает и материальное, и духовное небо”.

Совершенное знание - это понимание того, что Кришна является первопричиной сияния Брахмана. Это знание можно получить из таких писаний, как Шримад-Бхагаватам, в котором детально изложена наука о Кришне. В Бхагаватам его автор, Шрила Вьясадева, установил, что разные люди, в зависимости от глубины постижения Высшей Истины, описывают Ее либо как Брахман, либо как Параматму, либо как Бхагавана. Шрила Вьясадева нигде не говорит, что Высшая Истина является дживой, обыкновенным живым существом. Живое существо ни в коем случае не следует считать всемогущей Высшей Истиной. Будь живое существо Всевышним, ему не нужно было бы молить Господа, чтобы Он удалил Свой ослепительно сверкающий покров и позволил увидеть Его истинное лицо.

Подводя итог, можно сказать, что безличный Брахман осознает тот, кто ничего не знает об энергиях Высшей Истины. Тот, кто имеет представление о материальных энергиях Господа, но ничего или почти ничего не знает о духовной энергии, осознает Параматму. Таким образом, осознание Брахмана и осознание Параматмы - это частичное осознание Абсолютной Истины. Однако когда спадает покров хиранмайи и человек осознает Шри Кришну, Верховную Личность Бога, вместе со всеми Его энергиями, то он понимает, что Господь Шри Кришна, которого называют Васудевой, есть все: Брахман, Параматма и Бхагаван - васудевах сарвам ити. Он - Бхагаван, корень дерева, а Брахман и Параматма - Его ветви.

В Бхагавад-гите (6.46-47) проводится сравнительный анализ трех типов трансценденталистов: тех, кто поклоняется безличному Брахману (гьяни), тех, кто поклоняется Параматме (йогов), и преданных Господа Шри Кришны (бхакт). Там сказано, что гьяни, изучающие ведическую мудрость, лучше обыкновенных карми, что йоги стоят даже выше гьяни, а те из йогов, которые отдают все свои силы служению Господу, являются самыми лучшими. Иными словами, философ лучше того, кто работает ради наслаждения плодами своего труда, мистик лучше философа, а из всех йогов-мистиков лучше всех тот, кто следует путем бхакти-йоги, постоянно занимаясь служением Господу. И Шри Ишопанишад открывает нам путь к этому совершенству.

7 симпатий

Это серьезный уровень, увидеть сияние Господа. Вот интересно, преданным открывается это сияние, или мы проскакиваем эту стадию и видим Господа сразу, в соответствии с той расой, которая превалирует в наших отношениях?

3 симпатии

Господь может показать любое своё проявление.

3 симпатии

То о чем описано в этом посте, тяжело даже осознать и представить себе, а не то что достичь такого уровня что бы увидеть самому. Наверное это лучше, что можно себе представить! Очень бы хотелось достичь такого положения. Будем к этому стремиться! Будем изучать книги Шрилы Пробхупады, смиренно следовать его наставлениям, а так же слушать ваши наставления, Патита Павана и когда-нибуть это случиться!

2 симпатии

Этот ослепительно белый свет — это свет духовного мира. Вот у меня возник такой вопрос. Не раз слышала, что некоторые люди, впавшие в кому, рассказывают о каком-то ярком белом свете в конце длинного темного коридора, и у меня лично есть пара таких знакомых. Но попасть в духовный мир, насколько я могу понять, это невероятно редкая удача или благословение. Тогда какой свет они видят? Может это свет с других планет, которые расположены в одном уголке брахмаджьоти, и он является излучением Верховной Личности Бога? Спасибо!

3 симпатии

Думаю что каждый видит свой свет, кто-то возможно видит свет от костров, которые горят под котлами в аду…

5 симпатий

Очень сложный, глубокий комментарий к невероятно светлой мантре. Даже от самих слов этой мантры исходит сияние. Но комментарий пока трудноват мне для понимания. Сколько описаний Шри Кришны. Он все, везде и вся. Все находится в Нем. Он поддерживает все творение. Непостижимо и в тоже время это самое разумное из всех знаний. Вот бы с детства люди поняли это хоть немного, думаю было бы меньше страданий, греховных поступков, ошибок.
Господь Шри Кришна всегда исполнен блаженства , но в этом мире, частичку его блаженства мы тоже можем почувствовать, если полностью предаться Господу.
Откуда этот страх полностью предаться Господу? Почему присутствует какое то опасение, надежда на свои силенки? Это же полная глупость или западня нашего ума?
Это наверно и есть невежество.
Но есть другой мир.
“В духовном царстве, лежащем за пределами оболочек материального мира, разлито безграничное сияние Брахмана, не затронутое материальной скверной.»
Это невероятно красиво.
Человек каждый день сталкивается с материальной скверной. Конечно если у него хоть немного есть «зрение», а так большенство считают, что все просто СУПЕР и не замечают ни страданий , ни временности всего. Думают все так и будет всегда. Единственно заезженную фразу « как быстро летит время» говорят когда видят чужих детей или смотрят фотоальбом. Сказали , но ничего нигде не отложилось , не задумались, не сделали самоанализ.
Вообщем считают , что они хорошие люди и нет у них никаких грехов.
А ведь как важно ,увидеть свои вредные привычки, греховные поступки и увидеть их честно.
Я только недавно стала явно видеть, где проявляется моя гордыня, где зависть, и это только начало самоосознания.
Это интересное путешествие.
Еременко-Шэн Людмила

4 симпатии

Какой могущественный Господь! И очень глупо считать себя равными Богу, это просто смешно.
И какой же милостивый Кришна, что даёт своим бхактам насладиться общением с Собой, приходя в этот мир. Самое главное, что Кришна Сам наслаждается общением со Своими преданными. Вот она, Любовь…
Виктория Григоренко.

3 симпатии

Наша самая большая задача понять, разглядеть, увидеть, что источник красоты этого мира, источник света имеет Личностную природу. Не могут краски сами смешаться в произвольном сочетании, чтобы получилась настоящая картина - произведение искусства. За каждой картиной стоит автор. Не могут просто так разлиться краски, звуки и запахи природы, чтобы получился восхитительный закат солнца, эстетическое чудо, за всем великолепием стоит Верховная Личность Бога. И совершенное знание - это понимание того, что Кришна является первопричиной сияния Брахмана.

С большим интересом, трепетом, удивлением и восхищением мы изучаем “Шримад Бхагаватам”, в котором описаны деяния Кришны, изложена наука о Кришне. И данная мантра “Шри Ишопанишад” - как молитва, обращённая к Господу, в которой Его просят удалить покров ослепительного сияния Своего тела и позволить увидеть Его истинное лицо.

5 симпатий

Удивительное объяснение,как будто совершила экскурсию,где показали Бхагавана,Параматму и Брахмана.
Удивительно,как мы зависим от Кришны, который Своим светом греет нас теплом,а через Свою душу любовью. Внешний и внутренний мир. Все мы обязаны только Кришне.
И когда нибудь, мы совершим очень много благочестивых поступков, постигнем науку,поднимимся над двадцатью четырьмя материальными элементами,а затем проникнем за Ее ослепительное сияние и тогда может быть нам и откроется лик Верховной Личности Бога.
Но бхакти йога в преданном служении быстрее открывает нам этот путь. И Господь открывает Свой истинный лик.
Гульнара Табакаева.

4 симпатии

Проникновенная молитва, которая указывает, что за ослепительным сиянием скрыта Личность Бога, это так завараживает! Насколько великолепен и непостижим Господь!
Важно было прочесть, что Господь не принимает участия в созидании, сохранении и разрушении материального мира, но в образе Своей полной экспансии, Параматмы, Он является причиной всего происходящего в мире.
Немного сложно для понимания три полные экспансии, вишну-таттвы Бога. Если я правильно поняла? (экспансии - это как три грани Личности Бога)

  1. Кширодакашайа Вишну - экспансия, находящаяся внутри вселенной, сверхдуша, находящаяся в сердце каждого живого существа.
  2. Гарбходакашайа Вишну -экспансия, единая Сверхдуша всех живых существ.
  3. Каранодакашайа Вишну - экспансия, возлежит в Причинном океане, творец всех Вселенных.
    Омельянюк Екатерина
2 симпатии

Шримад-бхагаватам 1.3.2

йасйа̄мбхаси ш́айа̄насйа
йога-нидра̄м̇ витанватах̣
на̄бхи-храда̄мбуджа̄д а̄сӣд
брахма̄ виш́ва-ср̣джа̄м̇ патих̣

Перевод

Экспансия пуруши возлежит на водах Вселенной, и из озера Его пупа вырастает стебель лотоса, а из цветка лотоса на вершине этого стебля появляется Брахма, господин всех конструкторов во Вселенной.

Комментарий

Первым пурушей является Каранодакашайи Вишну. Из пор на Его коже появляются бесчисленные вселенные. В каждую вселенную пуруша входит в форме Гарбходакашайи Вишну. Он возлежит на водах Своего тела, заполняющих половину вселенной, а из пупа Гарбходакашайи Вишну вырастает лотос, на котором рождается Брахма — отец всех живых существ и главный среди полубогов-конструкторов, участвующих в создании совершенного порядка во вселенной и управляющих ею. Внутри стебля лотоса находятся планетные системы четырнадцати типов. Планеты типа Земли расположены посередине. Над ними находятся другие, лучшие планетные системы, высочайшая из которых — Брахмалока или Сатьялока. Под системой планет типа Земли расположены семь низших планетных систем, населенных асурами и подобными им материалистичными живыми существами.

Из Гарбходакашайи Вишну исходит экспансия Кширодакашайи Вишну, который является общей Параматмой всех живых существ. Его называют Хари, и Он — источник всех воплощений во Вселенной.

Из вышесказанного следует, что пуруша-авата̄ра проявляется в трех аспектах: первый — Каранодакашайи, создающий совокупность материальных ингредиентов в махат-таттве; второй — Гарбходакашайи, который входит в каждую вселенную, и третий — Кширодакашайи Вишну, являющийся Параматмой всех материальных объектов — и живых, и неживых. Тот, кто постиг эти полные аспекты Личности Бога, обладает истинным знанием о Боге и благодаря этому, по утверждению «Бхагавад-гиты», освобождается от материальной обусловленности: рождения, смерти, старости и болезней.

4 симпатии

Бхагавад-гита. Глава 7. Текст 4
“Чтобы создать материальный мир, полная экспансия Господа Кришны, Вишну, принимает три облика. Первый из Них - Маха-Вишну, Он создаёт совокупность материальной энергии, называемую махат-таттвой. Второй - Гарбходакашайи Вишну, который входит в каждую вселённую, чтобы создать там многообразие жизни. Третий, Кширодакашайи Вишну, как вездесущая Сверхдуша, Параматма, пронизывает все вселённые. Он пребывает даже в атомах. Каждый, кто постиг этих трех Вишну, сможет освободиться из материального плена”.

Сорокоумова Наталья

2 симпатии

Вначале всего творения существовал только Кришна .
У творения и разрушения нет конца ,как у причинно -следственной связи .Вся материя из Параматмы .
Параматма входит и создаёт все эти формы .
Джива -,которая спит ,забывает кто стоит за всем ,она погружается во что то другое ,в «ингредиенты» видит ,что то другое …,но только не Кришну …
Кришна это всё.
Джапа -это сознание .
Нет разницы между Кришной и Его Именем.
Параматма ,Брахман …-это второстепенные имена Кришны
Первостепенные -человекоподобные имена
Всё духовное за пределами этого мира имеет сияние .
Воспевая без оскорблений ,проявляются лилы.
Мы должны думать о душе -душа как птичка ,она может улететь в любой момент
Глупо привязываться к телу ,( но в этом наша слабость ума .
Все желания из ума ,который можно успокоить непрерывным слушанием .
Молить о милости .
Вера в сердце преданного ,а духовная жизнь начинается у стоп гуру ,Он проявляет свет трансцендентного знания
Мы зависим от других и сами не сможем служить лоточным стопам Кришны .
Мы находимся на грани смерти . И новое рождение и условие будет зависеть от милости Кришны .
Лена Пяйко

2 симпатии

Такое впечатление, что я либо всё понимаю, либо вообще ничего не знаю и не понимаю. Конечно, вероятнее, что полный ноль. Даже не знаю, что писать. Поняла, что Бог удивительный. На столько удивительный, что не осознать нам Его никак своими материальными умом и разумом. Великие преданные настолько приближаются к Нему, что начинают видеть Его. Остальные, в лучшем случае, общаются с Параматмой. Кришна нам себя не покажет. Наш уровень предания слишком не убедительный. И не стоит пытаться привлечь Его внимание, став философом или акробатом. Надо становиться бхактой. Наш путь – бхакти-йога.
Вопросы, Патита Павана:

  1. Эта мантра от собирательного образа преданного? Этот преданный уже готов постичь Бхагавана?
  2. Нам показана высокая планка предания как образец, куда мы идём?
  3. В чём трудность осознания Бхагавана? Мы не предаёмся, значит, до конца? Какую-то долю свободы хотим иметь всё равно? Вроде как, почитал мантру, выполнил служение и всё, теперь свободное время?
    Ольга Пащенко
4 симпатии

Это сильное желание духовной жизни.

Да, веды задают высшую цель.

Преданный хочет служить только Кришне, а не себе. Он ничего для себя не оставляет, ни секунды.

6 симпатий

Харе Кришна! Патита Павана, Господь Кришна говорит Арджуне: “Какой смысл говорить обо всем этом так подробно, о Арджуна?”. Зачем же преданные так стремятся увидеть “истинный лик”?
Ольга Пащенко

1 симпатия

Он не хочет говорить подробно о Параматме, потому что преданным интересен сам Кришна лично.

1 симпатия

Харе Кришна, дорогие преданные!
Сияние, яркий свет очень привлекательны - даже если взять материальные объекты: когда смотрим на включённую лампочку, то самой лампочки не видно (тем более не видно её устройства), а вот свет очень заметен. А если слишком яркая лампочка, то ничего вокруг не видно, только свет.
И если мы смотрим на свет, то мы оцениваем с точки зрения своего блага: как я могу этот свет использовать.

Так же и Господа мы не видим, если привлекаемся Его сиянием. А раз не видим, то ни познать не сможем, ни развить отношения. Только ещё больше на себе сосредотачиваемся: погружаемся в свои ощущения от света (восторг или раздражение).

Поэтому преданный молит Господа, чтобы его (переданного) внимание было направлено не на себя самого, а на Него, на Господа.
И преданный также хорошо понимает, что штурмом Господа не взять: только Он Сам может открыть Себя. Что никакими усилиями невозможно заставить Господа это сделать. Т.е. преданный не самонадеян, разумен и смиренен.
Намачандрика Деви даси

4 симпатии

Моя голова не вмещает масштабы сказанного к сожалению. Мы даже не капля в море, ещё меньше. И сколько же жизней нам надо расти, чтобы приблизиться к пониманию личности Бога. Только если он сам проявит милость и даст нам рост это возможно. Сами мы не способны вот мое мнение. Поэтому становится явственно почему мы должны смириться и служить Господу, чтобы заслужить его милости и продвинуться хоть на чуть-чуть, другого пути нет. Все остальные пути либо позволят нам топтаться на месте, или отбросят нас назад через разочарование.
Пряничникова Мария.

3 симпатии
Сайт go-loka.ru не осуществляет какую-либо миссионерскую деятельность от имени какого-либо религиозного объединения, не направлен на распространение сведений о каком-либо вероучении среди лиц, не являющихся его последователями, не преследует цель вовлечения в какое-либо религиозное объединение.

© Сopyright, 2019, Клуб "БАЛАНС". Все права защищены.