Шри Ишопанишад. Мантра шестнадцатая

Мантра шестнадцатая

пушанн экарше йама сурйа праджапатйа
вйуха рашмин самуха теджо
йат те рупам калйана-тамам тат те пашйами
йо 'сав асау пурушах со 'хам асми

пушан - о хранитель; эка-рше - изначальный философ; йама - регулирующий принцип; сурйа - конечная цель сури (великих преданных); праджапатйа - доброжелатель праджапати (прародителей человечества); вйуха - милостиво удали; рашмин - лучи; самуха - пожалуйста, удали; теджах - сияние; йат - так, чтобы; те - Твоя; рупам - форма; калйана-тамам - самая благодатная; тат - которую; те - Твою; пашйами - я мог бы видеть; йах - тот, кто; асау - подобен солнцу; асау - тот; пурушах - Личность Бога; сах - сам; ахам - я; асми - есть.

ПЕРЕВОД
О мой Господь, о изначальный философ, хранитель вселенной, о регулирующий принцип, конечная цель чистых преданных, благодетель прародителей человечества! Пожалуйста, удали сияние Своих ослепительных трансцендентных лучей, чтобы я смог увидеть Твою исполненную блаженства форму. Ты - вечная Верховная Личность Бога, подобная солнцу, как и я.

КОММЕНТАРИЙ
Солнце и его лучи качественно тождественны друг другу. Аналогично этому, Господь и живые существа качественно не отличаются друг от друга. Солнце одно, а число частичек, из которых состоят его лучи, бесконечно. Солнечные лучи составляют часть Солнца, Солнце же вместе со своими лучами и является собственно Солнцем. Планета Солнце - обитель бога Солнца, и, аналогично этому, высшая духовная планета, Голока Вриндавана, от которой исходит сияние брахмаджьоти, - обитель Господа, где Он наслаждается Своими вечными играми. Это подтверждается в Брахма-самхите (5.29):

чинтамани-пракара-садмасу калпа-вркша-
лакшавртешу сурабхир абхипалайантам
лакшми-сахасра-шата-самбхрама-севйаманам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

“Я поклоняюсь Говинде, предвечному Господу, прародителю всех живых существ, который пасет коров, исполняющих все желания, и живет в обители из философского камня, окруженной деревьями желаний. Там Ему с любовью и благоговением служат сотни и тысячи богинь процветания”.

В Брахма-самхите говорится, что брахмаджьоти пред ставляет собой лучи, исходящие от высшей планеты духовного мира, Голоки Вриндаваны, подобно солнечным лучам, которые исходят от планеты Солнце. Пока человек не проникнет за завесу ослепительного сияния брахмаджьоти, он не сможет ничего узнать о царстве Господа. Ослепленные сиянием брахмаджьоти, философы-имперсоналисты не могут постичь ни обители Господа, ни Его трансцендентной формы. Недостаток знаний мешает им понять исполненную блаженства трансцендентную форму Господа Кришны. Вот почему в этой молитве Шри Ишопанишад обращается к Господу с просьбой удалить ослепительное сияние брахмаджьоти и дать возможность чистому преданному увидеть Его всеблаженную трансцендентную форму.

Познавая безличное брахмаджьоти, человек осознает благостный аспект Всевышнего. В процессе познания Параматмы, всепроникающего аспекта Господа, на йога нисходит еще более благостное озарение. Но, встретившись с Верховной Личностью Бога лицом к лицу, преданный постигает самую благостную форму проявления Всевышнего. Высшую Истину в этой мантре называют изначальным философом, хранителем и благодетелем вселенной, поэтому Она никак не может быть безличной. Таково заключение Шри Ишопанишад. Слово пушан (хранитель) особенно важно, так как, храня все живые существа, Господь проявляет особую заботу о Своих преданных. Проникнув за завесу безличного брахмаджьоти и познав личностный аспект Господа и Его блаженную вечную форму, преданный осознает Абсолютную Истину в полном объеме.

В Бхагават-сандарбхе (3.1.3-6) Шрила Джива Госвами говорит: “В полном объеме Абсолютную Истину постигают, осознавая Личность Бога, поскольку Господь всемогущ и владеет всеми трансцендентными энергиями. Осознание брахмаджьоти не предполагает полного понимания энергий Абсолютной Истины, следовательно, осознание Брахмана - это только частичное осознание Личности Бога. О ученые мудрецы, первый слог слова бхагаван (бха) имеет два значения: первое - “тот, кто обеспечивает всем необходимым”, второе - “защитник”. Второй слог (га) означает “проводник”, “повелитель” или “творец”. Слог ван указывает на то, что все существа пребывают в Нем, а Он пребывает в каждом существе. Иначе говоря, трансцендентное слово бхагаван означает безграничное знание, власть, энергию, богатство, силу и влияние, причем все эти достояния свободны от малейшей примеси материальной скверны”.

Господь обеспечивает Своих чистых преданных всем необходимым и неуклонно ведет их к совершенству любви к Богу. Как повелитель Своих преданных, Он в конце концов награждает их желанным плодом преданного служения, даруя им Себя. По беспричинной милости Господа преданные получают возможность лицезреть Его. Таким образом Господь помогает Своим преданным достичь высшей духовной планеты, Голоки Вриндаваны. Будучи творцом, Господь может одарить Своего преданного всеми необходимыми качествами, чтобы тот мог в конце концов достичь Его. Господь является причиной всех причин. Иначе говоря, поскольку у Самого Господа нет причины, Он является первопричиной всего сущего. Таким образом, Он наслаждается Сам Собой, проявляя Свою внутреннюю энергию. Внешняя энергия создана не Им Самим, так как Он распространяет Себя в форме Своих экспансий пуруши и в этих формах поддерживает материальное проявление. Посредством этих экспансий Он творит, поддерживает и уничтожает космическое проявление.
Живые существа также являются отделенными экспансиями Личности Бога, и, поскольку некоторые из них хотят господствовать, подражая Верховному Господу, Он позволяет им войти в космическое творение, чтобы они могли полностью удовлетворить свое желание властвовать. Присутствие неотъемлемых частиц Господа, живых существ, приводит проявленный мир в движение, запуская механизм причинно-следственных связей. Таким образом, живым существам предоставляют все возможности господствовать над материальной природой, но истинным повелителем остается Сам Господь в форме Своего полного проявления, Параматмы (Сверхдуши), являющейся одним из пуруш.

Таким образом, между живым существом (атмой) и наделенным властью Господом (Параматмой), то есть между душой и Сверхдушой, огромная разница. Параматма властвует, а атма подвластна, следовательно, они относятся к разным категориям. Но, поскольку Параматма тесно связана с атмой, Ее называют постоянным спутником живого существа.

Всепроникающий аспект Господа, который существует во всех состояниях (бодрствования, сна, а также в непроявленном состоянии) и который порождает джива-шакти, жизненную силу, в форме как обусловленных, так и освобожденных душ, называют Брахманом. Господь является источником как Параматмы, так и Брахмана, следовательно, в конечном счете все живые существа и все сущее исходит из Него. Тот, кто понял эту истину, посвящает себя преданному служению Господу. Такой чистый и обладающий полным знанием преданный Господа привязан к Нему всем сердцем, и, когда такие преданные собираются вместе, они не занимаются ничем другим, кроме прославления трансцендентных деяний Господа. Те, кто не достиг уровня совершенства чистых преданных, а именно те, кто познал только проявления Господа в виде Брахмана или Параматмы, не способны понять смысл действий совершенных преданных. Господь Сам помогает чистым преданным, вкладывая необходимое знание в их сердца. Проявляя особую благосклонность к Своим преданным, Он рассеивает всю тьму невежества. Философы-эмпирики и йоги не могут себе этого представить, так как в большей или меньшей степени полагаются на собственные способности и усилия. Как сказано в Катха-упанишад (1.2.23), Господа может познать только тот, кто заслужил Его милость, и никто другой. Господь дарует эту особую милость только Своим чистым преданным. Итак, в этой мантре Шри Ишопанишад речь идет о милости Господа, которую не способно проявить брахмаджьоти.

7 симпатий

Такой это тонкий момент- я пока не могу до конца понять это. Конечно, общаясь с людьми- сразу понятно, что ооочень многие просто не могу понять. И это удивительно, но в головах как будто бы стоит блок на знания. И сказанное в этой мантре как раз говорит о том, что полагаясь на себя, понять Абсолютную Истину невозможно…
Для меня изначально было открытием, что на себя тут полагаться не надо- ведь мы привыкли именно так действовать в этом мире. С тех пор учусь не полагаться на себя, ни на свой разум, ни на ложное эго… пока даётся не просто…

3 симпатии

Материальный ум несовершенен. Если уж и полубоги не могут полностью постичь Абсолютную Истину, то что можно говорить о нас, жителях планеты земля. Имперсоналист ставит в центр энергию, и так, он может постичь силу животворящего Брахмана, эту силу возрождения, созидания, вечного начала…Но, такому мудрецу чужды мысли о том, что за этой энергией кто-то стоит…Энергия не может существовать сама по себе и возникать ниоткуда. И если есть энергия, то есть и Тот, Кто её излучает, есть Источник. Сама энергия брахмаджьоти проявлена на земле и её легко обнаружить (цикличность-смена времён года, сила пробуждающегося семени, тепло солнца, живительная влага ночи и т.д.) - это то, что нужно нашему уму, привыкшему всегда и во всём искать доказательства: то что видно, можно потрогать или хотя бы логически доказать…Но Сам Источник не подвластен логическим доказательствам материального ума… так как пребывает здесь в не проявленном состоянии, надежно укутавшись в свою внутреннюю энергию йога-майю. Он находиться за пределами своего животворящего сияния - очень далеко, и в то же время, в сердце каждого живого существа - очень близко. Это значит, что любящее сердце быстро доберется до Самого Источника. В этой молитве Шри Ишопанишад просит Господа о милости для любящего сердца, для того, кто отдал своё сердце Господу. И так преданный сможет увидеть Верховную Личность Бога, потому что сияние Брахмана больше не будет ослеплять его:
“Я ни к кому не питаю ни вражды, ни пристрастия. Я одинаково отношусь ко всем. Но тот, кто с любовью и преданностью служит Мне, - тот Мой друг. Он всегда в Моём сердце, и Я ему то же друг”. Бхагавад-гита (9.29). То есть, только по взаимной любви можно увидеть Господа Шри Кришну…а Он всегда отвечает взаимностью, так как любит нас безусловно, но Ему так приятно, когда кто-то отвечает на Его любовь…

Вот и вопрос, а как это понять? Далее говорится, что

Познать Господа может только чистый преданный, но заниматься преданным служением может только тот кто познал Господа. Замкнутый круг. Правда есть в Бхагават гите стих

“В этом мире нет ничего более чистого и возвышенного, чем духовное знание. [Это знание — спелый плод всей практики йоги.] Тому, кто достиг совершенства в преданном служении, это знание в свой срок открывается изнутри.”
( Бхагавад Гита Как Она Есть, Text 4.38 - purport )

Занимайся преданным служением и будет осознание. Но правда так и непонятно как приступить к преданным служению пока не осознал духовное знание(((((

Приступить по приказу духовного учителя.

1 симпатия

:+1: Вот это мне нравится ! Учитель сказал - ученик сделал! Харибол!

1 симпатия

Господь, видя наше желания побыть Богом, даёт нам бесчисленное множество вселенных, “играйся - не хочу”. Но мы должны вспомнить, что материальный мир - это иллюзия, и мы слуги Бога, а не Боги.
Если Господь Сам вкладывает в сердца преданных необходимые знания, то нам нужно стать Его преданными. А сделать это можно только с помощью духовного учителя, выполняя все его наставления. И тогда мы привяжемся к Господу всей душой.
Виктория Григоренко.

1 симпатия

Без комментария Шрилы Прабхупады я бы додумала мантру не так. “… подобный солнцу, как и я” – я бы тут развернула мысль. Это только подтверждает, что без ачарьев мы не постигнет Бога.
Эта молитва очень глубокая и исчерпывающая. Перечислены самые важные качества Бога. Значит, Бог – личность. Брахмаджьоти не обладает качествами. Это лишь сияние. Ничто не должно нас отвлекать от Бога. Только чистом преданному будет открыта Высшая Истина.
Господь удивительный. Он дарует своему преданному Себя. Это трудно представить. Он помогает преданному продвигаться к Нему. В то же время Он наслаждается Сам Собой. И ни в чём не нуждается. Молитв явно сильно возвышенной личности. Трудно осознать её.
Вопросы, Патита Павана :

  1. Брахмаджьоти не обладает качествами?
  2. Зачем подряд две похожие молитвы?
  3. «Завесу» брахмаджьоти может убрать только Бог? Преданный сам «не проникнет»?
  4. Брахмаджьоти - обязательный этап для всех?
  5. Те, кто падают с брахмаджьоти обратно в материальный мир, обладают запасом духовного благочестия? Ведь получается, они Верховной Личности не служили? Могут они родиться в боагочестивых семьях? Или начнут с низших форм?
    Ольга Пащенко
1 симпатия

1 - личностными нет
2 - они не похожи
3 - только Бог
4 - нет
5 - в нём можно находиться вечно

3 симпатии

15 и 16 мантры похожи, на мой взгляд. «Удали же этот покров (сияния) и яви Себя Твоему чистому преданному» - 15 мантра и «…удали сияние Своих ослепительных трансцендентных лучей, чтобы я смог увидеть Твою исполненную блаженства форму» - 16 мантра.

Царство Господа – высшая планета духовного мира Голока Вриндавана. Человек не может узнать о нем из-за сияния брахмаджьоти, которое ослепляет. Поэтому те, кто поклоняются брахмаджьоти не могут понять трансцендентную форму Господа, не могут понять, что Господь – личность. «Осознание брахмаджьоти не предполагает полного понимания энергий Абсолютной Истины, следовательно, осознание Брахмана — это только частичное осознание Личности Бога.»

«Проникнув за завесу безличного брахмаджьоти и познав личностный аспект Господа и Его блаженную вечную форму, преданный осознает Абсолютную Истину в полном объеме.» Т.е. итогом преданного служения в материальном мире должна быть личная встреча с Богом. «Как повелитель Своих преданных, Он в конце концов награждает их желанным плодом преданного служения, даруя им Себя. По беспричинной милости Господа преданные получают возможность лицезреть Его.»

Сначала я поняла, что в этой молитве просят Господа удалить сияние брахмаджьоти, чтобы появилась возможность личной встречи с ним. Но в конце комментария говорится: «Итак, в этой мантре Шри Ишопанишад речь идет о милости Господа, которую не способно проявить брахмаджьоти.»

Милость Господа в том, что он позволяет увидеть его и в том, что «Будучи творцом, Господь может одарить Своего преданного всеми необходимыми качествами, чтобы тот мог в конце концов достичь Его.»

«Господь Сам помогает чистым преданным, вкладывая необходимое знание в их сердца. Проявляя особую благосклонность к Своим преданным, Он рассеивает всю тьму невежества.»

«Господа может познать только тот, кто заслужил Его милость, и никто другой. Господь дарует эту особую милость только Своим чистым преданным.»

Алифанова Елена

Патита Павана! Если Господь сам вкладывает знания в сердце преданного, одаряет всеми необходимыми качествами, к чему тогда должен прилагать усилия преданный? Чистота джапы?Смиренно и решетиельно исполнять наставления Духовного Учителя?

В этой мантре показана цель преданного служения. Это великая, трансцендентная цель, прекрасная и полна чистого чувства любви к Господу Кришне.
В комментариях много полезной и объясняющей многие вопросы информации. Также очень важная фраза : « Господь обеспечивает Своих чистых преданных всем необходимым и неуклонно ведет их к совершенству любви к Богу. Как повелитель Своих преданных, Он в конце концов награждает их желанным плодом преданного служения, даруя им Себя»
Человеку стоит лишь только захотеть , выразить своё желание познать Бога, вернуться в духовную обитель, и Господь со всей любовью помогает преданному. Предаться Господу- это самое лучшее благо для человека. Обрести такого великого помощника, который помогает всегда, никогда не бросает, проявляет любовь и заботу к своей частице. Как может человек так заблуждаться и думать , что он сможет что то решать, вершить и господствовать. Это просто игра , игра в прятки. И пока мы не найдём Господа во всем , и в себе и в каждом атоме , так и будем бегать и играться.
Так как я начала заниматься этим поиском в зрелом возрасте, это с одной стороны проще , а с другой и сложнее. Ну конечно, опять эта двойственность! Но!
« Господь Сам помогает чистым преданным, вкладывая необходимое знание в их сердца. Проявляя особую благосклонность к Своим преданным, Он рассеивает всю тьму невежества.»
Одно то , что кто то назовёт меня просто преданной, вызывает внутри меня такую радость и силу, силу двигаться дальше. Конечно чтобы стать чистой преданной ,об этом пока нет даже мысли-надежды, но все равно ,только благодаря милости Кришны , по милости Патита Паваны я получаю новые знания, новый путь и поддержку. :pray:
И как хочется проникнуть за завесу ослепительного сияния брахмаджьоти, и узнать о царстве Господа. Какая великая милость Господа даруется чистым преданным!
По беспричинной милости Господа преданные получают возможность лицезреть Его. Таким образом Господь помогает Своим преданным достичь высшей духовной планеты, Голоки Вриндаваны .
Харе Кришна !

1 симпатия
Сайт go-loka.ru не осуществляет какую-либо миссионерскую деятельность от имени какого-либо религиозного объединения, не направлен на распространение сведений о каком-либо вероучении среди лиц, не являющихся его последователями, не преследует цель вовлечения в какое-либо религиозное объединение.

© Сopyright, 2019, Клуб "БАЛАНС". Все права защищены.