То, что гордишься служением, и это служение потом плохо получается. И видишь эту гордость, но ничего сделать не можешь.
Знакомая проблема, так всегда. Я вот у себя заметила интересную вещь: как только что-то начинает хорошо получаться, я себе радостно говорю: ну вот, я достигла уровня. И тут же, иногда в тот же день, какие-то сюрпризы начинаются именно на эту тему
Как можно гордиться служением, которое плохо получается? Противоречие…
Да, тогда уже не гордишься… Спасибо
Стоит внимательнее посмотреть на свои результаты и разу от гордости ничего не остаётся…
Настройка от Рузова В.О. №47
Развитие привычек
Духовная практика — это практика развития новых, действенных духовных привычек и, соответственно, освобождение от старых, вредных привычек, привычек, с которыми мы уже, к сожалению, сжились.
Так как наш духовный рост на девяносто процентов зависит от того, насколько мы способны сохранять связь с Богом, то и работать над улучшением своей джапы — это очень мудрая стратегия. Для этого нужно развить наиболее полезные навыки в джапе , заменив ими те, что являются сейчас нашим якорем. Каждая наша дурная привычка — это разрыв на линии связи с духовным миром, который посылает нам духовные силы и счастье. Во времена Великой Отечественной войны основным террористическим актом было перерезать линию связи штаба с армией. Множество диверсионных групп всё время перерезали эти провода и, может быть, поэтому мы и выиграли Великую Отечественную?.. Но что происходит в нашей духовной жизни? Каждый раз, когда мы проявляем дурную привычку, мы своими собственными руками совершаем диверсию против своей же собственной духовной жизни. И что это, если не великая глупость? Так что мало установить связь с Богом посредством мантра-медитации. Надо ещё и каждый день не перерезать её своими глупыми поступками. Иначе получается, что провода есть, а связи нет. Джапу читаем, а Бога в своей жизни не ощущаем.
Что же делать? Как вырабатывать новые духовные привычки и отказываться от старых материальных? Как говорится в Упанишадах, существует три последовательных процесса или шага к развитию новой привычки:
-
слушание или постижение;
-
размышление над услышанным или понятым, углублённое обдумывание, ведущее к планированию нового образа жизни;
-
действие в соответствии с новоприобретённым знанием.
Шрила Баладева Видьябхушана, один из ачарьев нашей сампрадайи , добавил к этим трём ещё и четвёртый пункт: молитва о милости или подключение к высшей, божественной энергии.
Самой первой духовной привычкой, которая может изменить нашу молитвенную жизнь, является привычка читать одно и то же количество кругов каждый день. Очень важно сосредотачиваться на количестве кругов, повторяемых ежедневно. Стабильно повторять меньшее число кругов гораздо лучше, чем метаться между десятками кругов в один день и парой кругов в другой день. Если стабильность ежедневного числа для вас проблема, то именно с работы над этой проблемой и следует начинать выработку новых духовных привычек. На духовном сленге вот такое нестабильное число ежедневных кругов называется «качели»: то в одну сторону качнёт, то в другую. Это признак каништха-адхикари — неустойчивого духовного состояния. Соответственно, если мы хотим обрести устойчивость в духовной жизни, а устойчивый человек не спотыкается и не падает, то нам надо наладить стабильность в количестве своих кругов и остановить эти раскачивающиеся качели. На качелях, конечно, весело, но это очень неустойчивое положение, а значит — очень опасное…
Второй важной духовной привычкой можно назвать привычку читать свои круги без прерывания. Стоит нам взять в руки джапа-малу , как сотни разных дел вдруг становятся для нашего ума «очень срочными и очень важными». Они как будто подвергают наш ум бомбардировке: сделай нас, сделай, сделай! Поэтому следующая важная привычка, над которой надо работать, – это устойчивость нашей джапы перед лицом внешних отвлекающих факторов. Представьте, что вы на Курукшетре и должны защищать Кришну от летящих в Него стрел. Вот точно так же и во время джапы : мы должны защищать Кришну в виде святого имени от летящих в Него стрел материальных желаний… В чём успеха я вам и желаю!
Вопросы задаём в этой теме.
Потрясающе и вдохновляюще!
Патита Павана, Анна Анатольевна,
большое спасибо за утренние настройки!
В сегодняшней настройке мой ум зацепился за слово “смирение”. Действительно вокруг смирения построено все и акцент всегда на смирении. НО! можете , пожалуйста, пояснить на практике как смирение должно проявляться? Слово, понятно, знакомо с детства, но мне кажется,что я его точно не до конца пониманию. Анна Анатольевна сегодня раскрыла немного эту тему… Понятно, что смирение перед старшими получается произвольно, а вот в других аспектах жизни, наверное многое упускается…
“Смирение” - принимать все с миром? Жить в мире с окружающим? Принимать все как должное? …Можете, пожалуйста, пояснить…
Заранее большое спасибо!
Смирение в духовной жизни - это продолжать выполнять наставления своего Духовного Учителя несмотря ни на что, в любой самой сложной ситуации.
Откуда берётся могущество
настройка Вячеслава Рузова №48
Надо сказать ещё немного слов о времени, которое уходит на прочитывание джапы . За ним надо внимательно следить, ведь мы находимся в мире времени, а значит, от времени тут многое зависит, и качество нашей джапы тоже.
Джапа может запросто стать жертвой нашего внутреннего состояния, которое может быть нарушено и страстью, и тамасом , и другими отвлекающими факторами. И так как внутреннее состояние не видно, то определить эти нарушения можно только через наше отношение ко времени. Такая вот внутренняя неуравновешенность может привести или к слишком быстрому, или к слишком медленному повторению своих кругов. И хотя «идеальное» время для повторения одного круга настолько же индивидуально, насколько индивидуальна глубина дыхания или скорость биения сердца конкретного человека, однако, согласно мнению Шрилы Бхактивиноды Тхакура в «Харинама Чинтамани», на один круг должно уходить приблизительно шесть минут. Если у вас уходит 3 или 12, значит со внутренним миром происходит что-то не то и надо в нём срочно провести уборку. Просто запомните, что говорят опытные мудрецы. А они говорят, что только когда мы повторяем свои круги без пауз и перерывов и устанавливаем для них строгий временной регламент, мы в состоянии испытать подлинное могущество святых имён. А это могущество есть, и оно способно поменять наше сердце так, что мы сами его не узнаем.
Также хорошей помощью уму во время медитации может оказаться и наша поза. Положение нашего тела, или поза, глубоко влияет на ум. Устойчивая поза делает устойчивым ум. Верно и обратное утверждение: устойчивый ум придаёт устойчивость позе. Нет лучшего способа сосредоточить ум, чем сидеть с прямой спиной в одном месте. Мы, конечно, можем прогуливаться взад-вперёд, чтобы преодолеть усталость за джапой , это не грех. Но даже усталости можно избежать, если мы глубоко поглощены нашей джапой — точно так же, как мы легко забываем об усталости, когда поглощены едой. Мы же не ходим во время еды? Если кто-то ходит во время еды, его надо показать психиатру. Но во время джапы мы ходим, и это может говорить о том, что наш ум никак не может успокоиться. Наш ум никак не может сесть внутри нас. Наш ум мечется и нас заставляет метаться. Так что учитесь читать сидя, и ваш ум рано или поздно тоже сядет и смирится со своим положением слуги. Его желание ходить — это просто его нежелание быть слугой.
Круги, прочитанные с утра, также оказывают очень сильное влияние на наш ум. В ранние утренние часы, которые менее всего затронуты гунами страсти и невежества, намного легче повторять в спокойствии и сосредоточении. В идеале именно так и нужно начинать свой день: в глубоком и сосредоточенном состоянии сознания Кришны. По крайней мере, прочитывая все свои круги рано утром, мы избавляем себя от зудящей мысли, что помимо огромного количества важных дел, которые нужно успеть сделать за день, поздним вечером нас ещё ждут неоконченные круги. Это состояние должника очень болезненно. В Ведах говорится, что муж-должник — враг семье. Но мы думаем, что это высказывание имеет отношение только к деньгам. Однако это не так. Духовные долги — это тоже долги. Если у нас целый день висит над душой долг недочитанных кругов, то мы и находимся в этом неуравновешенном состоянии человека-должника. Родные и близкие видят несчастного человека, который должен Богу, и не вдохновляются его духовностью. Они думают, он сам несчастен, ещё и нас хочет сделать несчастными. Пусть сначала сам разберётся со своим счастьем, вот тогда и мы, может, подумаем о своём духовном развитии. Человек с духовными долгами просто не может показывать хороший духовный пример счастья в Сознании Кришны. Скорее, он является анти-примером, он и сам страдает от своих долгов, и других разочаровывает в духовной жизни.
Своевременный отбой тоже очень важен. Хотя отбой может показаться совершенно не связанным с медитацией, но своевременный отбой для кого-то из нас будет являться тем самым ключом к способности повторять все свои круги рано утром. Для некоторых из нас именно раннее время отдыха в сочетании с повторением всех или большинства кругов в ранние утренние часы является самой актуальной и нужной привычкой.
Вопросы задём в этой теме.
Я уже ощутила эту разницу между сидеть и ходить, наблюдая за своим умом… Спасибо огромное за очередное напоминание, это ещё больше сил и понимания придает
У меня есть одна знакомая прекрасная матаджи, которая по этой причине и бросила читать джапу. Когда мы познакомились (это было в Индии), она впервые взяла в руки четки, вдохновилась и сразу начала 16 кругов читать. Потом мы разъехались, но продолжали переписку. Через 3-4 месяца переписка затухла, а ещё через некоторое время она сообщила, что оставила эту практику, потому что не понимает такую любовь… Она рассказала, что у неё напряженный график работы и недочитанные круги, которые она оставляла на вечер, просто изматывали её. Она человек супер ответственный, и поэтому всё время чувствовала, что должна, должна, должна…из-за этого перестала общаться с родными, с друзьями, не отвечала на звонки, потому что просто было некогда, стала раздражительной и угрюмой, не замечала никого и ничего на улице…
С гуру надо было общаться и с преданными. От самостоятельной практики все сложности. 16 кругов - это вообще не проблема. Проблема - это поиск оправдания своего нежелания общаться с Богом через Его святое имя. Как может быть общение с Богом долгом? Значит не было общения с преданными и книгами Шрилы Прабхупады.
Скорее всего так, ещё слишком большая привязанность к привычному окружению и к своей работе…
С кем поведёшься - с тем и 4 регулирующих принципа нарушать…
Поняла, Патита Павана, благодарю!
Три фактора успеха
настройка Вячеслава Рузова №49
Когда мы медитируем, повторяем мантру, мы совершаем несколько действий одновременно и все они должны быть качественными, чтобы получить достойный результат. Итак, что это за три действия? Это повторение, слушание и сосредоточение внимания или медитация. И если мы действительно что-то хотим улучшить в своей джапе , то надо работать над качеством этих трёх действий, причём над качеством всех этих трёх действий одновременно. Если какое-то одно из этих трёх действий будет хромать, то общего результата не будет. У нашей повозки в духовной мир есть три колеса, и все они должны быть как следует накачаны. Так что для начала надо понять, что духовный успех — это всегда комплексный успех и никаким духовным элементом жертвовать нельзя, так как пострадает весь путь домой… А нам очень надо домой и побыстрее.
В идеале нужно одновременно и сосредоточенно повторять мантру, причём всем сердцем, и сосредоточенно слушать её с неослабным вниманием. И эта сосредоточенность не должна уменьшаться во время повторения мантры. Тогда это будет мантра в благости. Мантра в тамасе — это когда человек вообще не думает об этих факторах мантра-медитации. Мантра в страсти — это когда внимание плавает во время повторения. А мантра в благости — это когда внимание ровное и стабильное. Такая мантра способна нас вывести на самые высокие уровни сознания. Плавающая мантра — это как опасное вождение. Водитель всё время перестраивается из полосы в полосу. И это всегда плохо заканчивается. Так и если посмотреть на духовные падения, то, как правило, одним из факторов, вызвавших такое падение, была плавающая джапа — джапа в страсти.
Шрила Прабхупада очень интересно описывает молитвенное повторение. Шрила Прабхупада говорил, что наше повторение должно напоминать плач ребёнка, зовущего свою мать. Поэтому важная задача во время нашей медитации — понять, как часто во время джапы мы ощущаем подлинную связь своего сердцем с той мантрой, которую мы повторяем. Чем мы вообще повторяем мантру? И если мы её повторяем не сердцем, то это телесная мантра, мантра нашего тела. А мантра должна стать мантрой нашего сердца. Вот чему надо учиться. Вот чему должны быть посвящены наши 16 ежедневных кругов. И осознание этого поможет нам удерживать молитву в центре сознания.
Да, начиная анализировать качество своей джапы , легко почувствовать разочарование тем, как медленно приходят результаты медитации. Но постарайтесь искать силы в осознании того, что мы ещё в самом начале процесса очищения, а также помните, что, сумев искренне обратиться к Кришне хотя бы один раз за 16 кругов, вы уже совершите огромный прорыв по сравнению с банальной, грустной, автоматической джапой , повторяемой просто из чувство долга, а может, даже из страха.
С чего начать изменения? Лучше всего с качества самого слушания. Изо всех сил слушайте мантру, которую повторяете в данный момент. Говоря о том, как правильно повторять мантру, Шрила Прабхупада чаще всего говорил, что её нужно просто слушать. На первый взгляд, может показаться, что этот совет больше относится к йогической методике сосредоточения внимания, но в действительности само по себе усилие слушания звука мантры является актом преданности или стремления посвятить всё своё внимание Кришне в форме Его святого имени. Если мы сможем оторвать ум от влекущих его объектов и направить его на слушание мантры, которую повторяем в данный момент, тогда Кришна с гораздо большей вероятностью проявит Себя в этом звуке.
А чтобы это произошло, надо найти свои индивидуальные источники вдохновения. Чтобы научиться повторять внимательно и всем сердцем, полезно знать, кто или что вас вдохновляет. Например, чтобы развить внутреннее молитвенное состояние, можно между кругами читать один стих из любимой молитвы, например, из «Шикшаштаки». Эти молитвы могут вдохновить нас. Также можно пробовать между кругами молиться собственными словами или просить благословения. Это тоже может вернуть наше сознание к духовной жизни. Некоторые преданные вдохновляются, вспоминая пример Шрилы Прабхупады или собственного гуру, или глядя во время джапы на изображение Кришны. Существуют безграничные источники вдохновения, и благоприятно знать и применять те из них, которые вдохновляют лично вас. Фактически, это и называется индивидуальной духовной практикой.
Спасибо большое! Как-то интуитивно выбрала для себя эти методы помощи, и, правда, помогает удерживать внимание хоть на какое-то время…
Лучшее время для джапы
Настройка Вячеслава Рузова №50
Сегодня мы поговорим о наследии Ом Вишнупада Шри Шримад Джаганнатха даса Бабаджи Махараджа, который явился в этот мир примерно в 1750 году в одной глухой деревне, в местности под названием Тангаил округа Майман-сингх, который относится сейчас к району Бангладеш. Семья, в которой он появился, была довольно знатная, но бабаджи выбрал путь самоосознания. Джаганнатха дас Бабаджи в течение многих лет совершал бхаджану во Враджа-мандале. Он был известен во всей округе как сиддха-баба , так называют мудреца, который полностью осознал свою природу. Доподлинно известно, что порой он непрерывно повторял святые имена три дня и три ночи подряд, не ложась спать и не принимая пищи. После этого, исполнив свой обет, он завтракал самым дешёвым давленным рисом с йогуртом. И не более того…
Давайте вспомним его пранама-мантру :
гауравирбхава-бхумес тва
нирдешта садж-джана-прийях
вайшнава-сарвабхаума-шри
джаганнатхайя те намах
«Я в глубоком почтении склоняюсь перед Джаганнатхой дасом Бабаджи, который обнаружил место явления Господа Чайтаньи и которого почитают все вайшнавы.»
Когда он был уже совсем стареньким и не мог ходить, когда его проносили мимо святых мест он вскакивал, как молодой, и начинал танцевать. Именно так он и установил истинное место явления Господа Чайтаньи.
А когда он жил в Йогапитхе вместе со Шрилой Бхактивинодой Тхакуром, он врачевал смертельно больных пылью с места явления Господа Чайтаньи. Но, конечно же, большую часть времени он проводил, повторяя святое имя на берегу Ганги.
Жизнью и душой Джаганнатхи даса Бабаджи было повторение святого имени и служение вайшнавам. Он жил на этой земле 135 лет и все эти годы непрерывно проповедовал о святом имени Шри Чайтаньи Махапрабху. Хотя в старости он согнулся почти пополам, тем не менее, во время киртана он распрямлялся и его рост тогда достигал под два метра. Говорят, что в этот момент он напоминал танцующего Шри Чайтанью Махапрабху.
Личным слугой Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи был его ученик Шри Бихари дас, который был очень крепким и сильным. От старости Бабаджи Махараджа, казалось, не мог ходить, и Шри Бихари дас обычно носил его на спине в бамбуковой корзине. Однажды, когда Бабаджи Махараджа путешествовал таким образом, один богатый человек дал ему одну рупию, и он отдал её Бихари на хранение. Но после того, как они прошли несколько километров, Шрила Бабаджи Махараджа велел слуге нести его обратно к жертвователю и отдал тому его рупию. При этом он сказал: «Я знаю, что у тебя очень много денег. Я не смог нести даже такую тяжесть, как одна твоя рупия, как же ты сам несёшь такое бремя?»
Шрила Джаганнатха дас Бабаджи всегда говорил, что лучшее время для повторения святых имён — с трёх до семи часов утра, а вечером — с момента захода солнца до одиннадцати часов ночи. Он утверждал, что ни один целеустремлённый преданный не должен спать в эти часы, ибо в это время приходит Господь Шива, чтобы проверить, что делают преданные его гуру — Господа Кришны. Так что и вечернее время вполне подходит для мантра-медитации.
С возрастом зрение Бабаджи Махараджа начало ухудшаться, и люди, приходившие к нему, давали ему пожертвования. Бихари держал все пожертвованные деньги в пустом глиняном горшке. Бихари иногда откладывал какое-то количество денег на нужды Бабаджи Махараджи, но тот тут же определял, сколько денег не хватало, и требовал вернуть их назад в горшок. Бихари смеялся и подчинялся требованию. Бабаджи Махараджа тратил собранные деньги по своему желанию на очень важные, по его мнению, дела. Так, один раз он купил на двести рупий расагул — огромное количество сладостей по тем временам, — чтобы накормить ими коров Навадвипа-дхамы.
Когда Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру было двенадцать лет, он был специалистом по Джьотиш-шастрам, в которых объяснена ведическая астрология. Узнав об этом, Шрила Бабаджи Махараджа пригласил его однажды к себе, чтобы составить вайшнавский календарь в соответствии с подобающей сиддхантой . Шрила Бхактисиддханта Сарасвати сделал это, и Бабаджи Махарадж был очень доволен. Так началась история Набадвипа-панджики, вайшнавского календаря, в котором записаны даты явления и ухода значительных вайшнавских святых и указаны важные праздники. Так что вся наша традиция духовных праздников держится на ведической астрологии. И критикуя астрологию мы критикуем духовные праздники, так как они неразрывно связаны между собой.
За пять дней до того, как Баба оставил тело, он сказал Бихари: «Бихари, ты сделал для меня столько служения, но до сих пор я не был способен как-то отблагодарить тебя. Сегодня я дам тебе четыре или пять повозок, нагруженных богатством. Но ты скажи, чего ты хочешь: общения со мной или богатства?» «Я хочу общения с вами, а не богатства», — не задумываясь ответил Бихари. Баба был очень счастлив услышать это. Он сказал: «Великолепно, Бихари. Выбрав меня, ты получишь меня, а не богатство. В то же время ты не будешь страдать от недостатка чего-либо. Ты проживёшь сотни лет. Всегда повторяй хари-наму , и Кали не сможет причинить тебе никакого вреда. Ты будешь благословлён возможностью увидеть Гаура-Нитай».
Джаганнатха Даса Бабаджи оставил множество ценных советов, например, он говорил:
«Если вы хотите осознать высшую истину, то должны регулярно и стойко повторять святое имя. Регулярность очень важна, она должна поддерживаться даже ценой собственной жизни».
«Никогда не забывайте Гауру, поскольку Он более благожелателен и милостив, чем сам Кришна. Кришна подобен простому правителю, который справедливости ради принимает во внимание ваши оскорбления. Гаура не принимает во внимание ваши оскорбления. В то время, как Кришна больше заинтересован в торжестве справедливости, Гаура больше заинтересован в раздаче милости. С этой точки зрения, Гаура- киртана более могущественна, чем Кришна- киртана ».
«Кришна — это аватара Двапара-юги, в то время, как Гаура — это аватара века Кали. Мы должны петь имя и гимны, прославляющие аватару , в чей век мы живём, точно так же, как мы прославляем царя, в чьём царстве мы живём».
Вопросы задаём в этой теме.