Настройка от Вячеслава Рузова №53
Реалистичное наблюдение
Когда мы хотим установить отношение со святым именем, то начало этих отношений лежит через наблюдение за святым именем. Необходимо честно понять, какие у нас сейчас отношения со святым именем, какие правильные и неправильные привычки мы развиваем в этих отношениях.
Тут не стоит переусердствовать. На волне первичного энтузиазма мы сразу же пытаемся развить в себе не свойственные нам хорошие привычки в духовной практике, а значит, идеализируем и себя, и сам процесс. Мы пытаемся казаться себе лучше, чем мы есть. Но необъективный анализ не только будет бесполезен сам по себе, но и обесценит все дальнейшие усилия по духовному развитию. От такого псевдоанализа, скорее, придёт депрессия, чем энтузиазм, так как долго врать самому себе, да и окружающим, просто невозможно… Слишком радикальные перемены осуществимы лишь в исключительных случаях; в основном они — прямая дорога к поражению и бегству назад к старому уровню жизни.
Повторение мантры — это занятие на всю жизнь, и его успех зависит от того, насколько Кришна являет Себя в вашей жизни и вмешивается в неё все более и более зримо. Поэтому необходимо сохранять чувство зависимости от милости святого имени, а не дух завоевателя-покорителя. Не надо побеждать мантру, мантру надо полюбить, мантре надо служить, мантру надо беречь и уважать. И один из секретов такого отношения к мантре — это работать над мантрой прямо сегодня, а не ставить глобальные планы на всю жизнь. Если относиться к качеству мантры как к задаче на всю жизнь, то можно легко испытать головокружение, как от взгляда вниз с небоскрёба. Цели на всю жизнь – слишком высокая задача для начинающих искателей истины. И даже если вы сами не испытаете головокружения, то ваш ум обязательно извернётся и заставить нас споткнуться и упасть. Ум может сказать: ты уже так много достиг, теперь ты можешь немного отдохнуть. Но это значит, что развить новую привычку нам так и не удалось. Потому что от развившихся позитивных привычек не отдыхают. Это одна из самых старых уловок ума.
Вообще реалистичность, это, как ни странно, одно из главных условий в духовной практике. Искателю следует приготовиться к трудным дням в следовании новым духовным привычкам. Нас вдруг настигают важные дела, о которых мы совсем забыли, наш график уплотняется до предела или возникает ситуация, требующая срочного вмешательства. И всё катится в тартарары. Оказывается, что у нас просто нет времени на духовное развитие. Помните, что, отложив развитие даже на несколько дней, будет очень трудно вернуться к нему снова. Чтобы развитие принесло настоящий успех, необходимо следовать выбранному пути несмотря ни на что. Независимо ни от чего, следуйте своему выбранному пути каждый день без исключения!
Некоторые мудрецы рекомендуют совершать сделки с собственным умом. Скажите своему уму: «Друг мой, я твёрдо решил следовать этим принципам в течение следующих трёх месяцев, что бы ни случилось! Но потом я дам тебе отдых!». И эта сделка запросто состоится, потому что ум похож на ребёнка. Дети, которых пытаются воспитать, хнычут и капризничают, даже если вы хотите сделать для них что-то хорошее, например, взять их на прогулку в парк. Но как только они оказываются в парке, их палкой домой не загонишь. Аналогично этому, ум будет брыкаться и вопить по поводу принятия нового духовного принципа жизни, но если вы заставите его вытерпеть в течение первых нескольких недель, тогда он будет также брыкаться и вопить, если вы попытаетесь вернуть его к старым привычкам.
И одно маленькое предупреждение. Может показаться, что, задавшись целью погрузиться в духовную практику с головой, следует спать меньше. Но позвольте мне предостеречь вас от этого соблазна: действительно, многие искатели достигали этим методом удивительных результатов, но до тех пор, пока их жизни не начали разваливаться из-за истощения. Я ПРЕДОСТЕРЕГАЮ ВАС ОТ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ СНА. Если ваша духовная практика вызывает сильную усталость (или даже лёгкую степень сумасшествия), то долго вы не продержитесь…