Вопрос от Татьяны, Санта Клара, Калифорния: У меня такой вопрос к Патита Павана Прабху: жемчуг часто упоминается в священных писаниях. Как что-то замечательное. Иногда с его помощью описывают что-то прекрасное. Но в материальном мире, добыча жемчуга связана с насилием над живыми существами. Особенно в наше время, когда моллюсков выращивают на специальных фермах. Я не могу понять этого. В Духовном мире, я уверена, никакого насилие нет. Но то, что мы здесь повторяем за духовным миром и тоже используем жемчуг - это тамас (невежество)? Спасибо!
Ответ Патита Паваны даса: в молитвах царицы Кунти говорится:
име джана-пада̄х̣ свр̣ддха̄х̣ супакваушадхи-вӣрудха
«Злаки растут в изобилии, деревья усыпаны плодами, реки полноводны, в горах много минералов, а океан полон богатств». Что еще нужно человеку? В былые времена люди украшали свое тело жемчугом, который давали устрицы, драгоценными камнями, шелком, золотом и серебром. Но где все это сейчас? В наши дни, в эпоху так называемого расцвета цивилизации, вокруг много красивых девушек, но у них нет украшений из золота, жемчуга и бриллиантов — они довольствуются пластмассовыми браслетами. Какой тогда прок от всех этих заводов и скотобоен?
Эта цитата, как и многие другие говорит о том, что жемчуг использовался в ведической цивилизации как богатство и украшение. Так же можно встретить использование например слоновой кости или кожи для музыкальных инструментов. И с одной стороны надо понять, что богатства не являются жизненной необходимостью или методом духовной практики. А с другой стороны надо поднять вопрос о том, как вообще добываются те или иные ценности. Понятно, что их можно добывать в трёх гунах материальной природы. Гуна невежества - это воровство, убийство и грабёж. Гуна страсти - это перепродажа и обман. А гуна благости - это умение получить богатство, не доставляя неприятностей живым существам или хотя бы действуя так, чтобы причинить наименьшие беспокойства. В случае с жемчугом, например, можно подождать, пока придёт природная смерть к моллюску и не предоставит жемчужину в наши руки естественным способом. Но кто сейчас готов ждать… Моллюски живут от нескольких недель до 400 лет.
В то же время, люди низкого происхождения, как правило, питаются убойной пищей. Для них это естественно, так как это соответствует их уровню развития. И добывая себе пищу, они автоматически могут добывать и жемчужины. Что не противоречит деятельности, разделённой на классы. То, что благоприятно для одного, не благоприятно для другого. И что бы мы ни получали в этом мире, оно так или иначе окрашено всеми тремя гунами. Но мы знаем, что делать с тем, что попадает нам в руки, - мы это освящаем, тем самым возвращая материю в руки её истинному владельцу.
Есть и трансцендентный способ, описанный в ведах. Шрила Рагхунатх дас Госвами в своей книге «Мукта-чарита» рассказывает историю о жемчужных деревьях. Однажды в небольшом озере Радхарани и её подруги нанизывали жемчуг на нити, чтобы сделать ожерелья для своих коров. Мимо проходил Кришна и попросил несколько жемчужин для Своих коров. Но девушки ответили: «У нас нет лишних жемчужин! Но мы попробуем что-то для тебя найти!»
Лалита, порывшись в своей шкатулке, нашла самую маленькую и невзрачную жемчужину и предложила её Кришне:
— Вот это подойдет Твоим коровам.
Кришна рассердился на такой поворот событий и сказал:
— Ладно! Я раздобуду жемчуг, гораздо лучший, чем у вас!
Он пришел к матушке Яшоде и попросил:
— Мама, дай Мне несколько жемчужин. Я посажу их в землю и буду поливать коровьим молоком. У Меня вырастут жемчужные деревья и на них появятся красивые и ароматные жемчужины. Из этого жемчуга Я сделаю ожерелья для Своих коров!
— Но, Кришна, жемчуг не растет из земли! В землю сажают семена деревьев, кустов, овощей и злаков. Но жемчуг — это не семена. Он не вырастет!
— Мама, ты просто дай Мне жемчужины и увидишь, что будет! Я уверен, что у Меня всё получится!
Яшода-майи, уверенная, что из этой затеи ничего не выйдет, дала Кришне несколько жемчужин, просто для того чтобы доставить Ему удовольствие.
Получив жемчуг, Кришна направился к девушкам и попросил у них молока.
— Не дадим мы Тебе молока — все равно у Тебя ничего не вырастет! — ответили они ему.
Тогда Кришна опять пошел к матери. Яшода, не особенно задумываясь, есть ли смысл в том, о чем Кришна просит, дала Ему молока.
Кришна посадил жемчужины в землю и стал поливать их молоком. Через несколько дней наклюнулись ростки. Яшода-майи поразилась этому, а гопи пренебрежительно сказали:
— Это, наверно, какие-нибудь сорняки…
Еще через несколько дней ростки превратились в прекрасные деревья, цветущие жемчугом разных оттенков, который при этом еще разливал вокруг чарующий аромат. Эти жемчужины были необыкновенно большими и ослепительно сияли. Чтобы убедить девушек, Кришна украсил этим жемчугом не только коров и Своих друзей, но и павлинов, и всех животных во Вриндаване, и даже на обезьян надел ожерелья из выросших на деревьях жемчужин. Девушки никогда не видели такого изумительного жемчуга и стали просить Кришну:
— Дай нам украсить Твоим жемчугом наших коров.
— Ничего Я вам не дам! Выращивайте себе жемчуг сами!
Девушки приняли вызов:
— Ладно, мы вырастим такой жемчуг, какой Тебе и не снился!
Они пошли к своим матерям и выпросили у них лучший жемчуг, посадили жемчужины и поливали их молоком, йогуртом и гхи. А через несколько дней у них выросли колючки! Кришна и его друзья смеялись над ними, а девушки думали, что же им теперь делать, ведь они выпотрошили все шкатулки с драгоценностями у своих матерей! В замешательстве они пришли к Кришне и начали торговаться с Ним. Эта торговля правда ни к чему не привела, но затем Кришна по Своей космической воле наполнил прекрасные шкатулки самыми восхитительными жемчужинами, написал на каждой имена подруг Радхарани и послал им эти подарки. Все были счастливы! Ведь это не просто драгоценности — это сама любовь.
Надеюсь этот ответ застал всех вас в добром здравии!
Ваш смиренный слуга, Патита Павана дас