Иногда можно услышать, что мы не должны читать какие-либо книги, кроме тех, которые написал Шрила Прабхупада. Из “Книги о Кришне” я процитировал одно из многих утверждений, говорящих об обратном.
Приведенная ниже беседа также поможет пролить свет на это общее недопонимание:
Парамахамса: Шрила Прабхупада, я помню, как однажды слышал запись, где вы говорили нам, что мы не должны пытаться читать книги предыдущих ачарьев.
Прабхупада: Хм?
Амогха: Что мы не должны пытаться читать книги Бхактивиноды или ранние книги других, всех ачарьев. Поэтому я был просто удивлен…
Прабхупада: Я никогда не говорил такого.
Амогха: Вы так не говорили? О.
Прабхупада: Как так получилось?
*Амогха: Я думал, что вы говорили, что мы не должны читать книги предыдущих ачарьев *
Прабхупада: Нет, вы должны читать.
Амогха: Мы должны.
Прабхупада: Это недоразумение.
Парамахамса: Я думаю, что может быть он думал так потому, что речь шла о каких-то книгах Гаудийа Матха.
Прабхупада: Может быть.
Парамахамса: И иногда вы говорили, что лучше не… лучше читать ваши книги.
Амогха: Когда преданные были в Индии в этом году, они рассказывали, что Ачйутананда Свами очень… ругал их — “Вы никогда не должны… Если я поймаю кого-нибудь из вас, покупающих книги Бхактисиддханты в Гаудийа Матхе, я заберу их у вас,” — что-то в таком духе.
Парамахамса: Да, это было… причина была в том, что… он не хотел, чтобы преданные ходили в Гаудийа Матх. Но нет ничего плохого в том, чтобы изучать книги предыдущих ачарьев.
Прабхупада: Конечно, нет. Кто сказал, что это плохо? Мы следуем предшествующим ачарьям. (Утренняя прогулка, Перт, 13 мая, 1975 года.)
Шрила Прабхупада ясно выразил свое желание: его последователи могут читать книги ачарьев, но они не должны пренебрегать изучением тех книг, которые он так тщательно написал для них. Он объяснил, что запрет на книги ачарьев — это недоразумение.
Принимая, что мы можем читать другие книги, кроме книг Шрилы Прабхупады, мы встаем перед следующим вопросом: ожидал ли Прабхупада, что Вайшнавы будут продолжать писать трансцендентную литературу? В “Чаитанйа-чаритамрите” он написал: “Несомненно, это не очень хорошо — писать книги только ради денег или репутации, но писать книги и издавать их для просвещения обычных людей — это истинное служение Господу. Так считал Шрила Бхактисиддханта Сарасвати, и он особенно наставлял своих учеников писать книги”. (Чч. Мадхйа, 19.132, комментарий.)
Итак, ответ положительный, Шрила Прабхупада ожидал, что преданные примут это наше семейное наследство — писание книг. Теперь остается последний вопрос: считал ли Прабхупада своих учеников квалифицированными, чтобы создавать подобную литературу? В письме Сатсварупе Махарадже в 1972 году Шрила Прабхупада написал: “Ты задаешь вопрос о том, какие книги вы должны писать, будучи моими учениками. Что касается этого, то сознание Кришны не имеет границ. Все Госвами написали так много книг, Вишванатха Чакраварти и все ачарьи писали книги, и тем не менее я тоже пишу книги. Точно так же будут писать мои ученики. Таким образом, любая осознавшая себя душа может писать бесконечное количество книг, не отклоняясь от изначальных идей”.
Шрила Прабхупада наставляет Сатсварупу Махараджу, как и всех остальных преданных, писать и издавать их книги, даже несмотря на то, что он составил свои комментарии Бхактиведанты. Перед своим уходом он также велел своему ученику закончить “Шримад Бхагаватам”. На основе этих свидетельств я считаю, что он рассматривал этих преданных достаточно “осознавшими себя”, чтобы писать.
Не углубляясь в споры о том, что может означать “осознавший себя”, следует признать неоспоримым тот факт, что Шрила Прабхупада бесчисленное количество раз повторял о том, чего он ожидает от членов ИСККОН. Он хотел, чтобы мы знали наставления “Бхагавад-гиты” и “Шримад Бхагаватам”, соблюдали четыре принципа духовной жизни, посещали храмовую программу и ежедневно повторяли шестнадцать кругов. Не перечисляя никаких дополнительных требований к своим юным авторам, Шрила Прабхупада казался удовлетворенным этим стандартом освобождения и считал их квалифицированными писать книги. Таким образом он уполномочил своих верных последователей писать “бесчисленные книги”, при условии, что они не будут отклоняться от его “изначальных идей”.
Из вышеупомянутых цитат я делаю вывод, что Шрила Прабхупада ожидал, что его ученики будут писать книги о преданном служении. Те сочинения, которые гармонируют с его наставлениями, являются подходящими для чтения Вайшнавами. Это то, что я подразумеваю, говоря об авторитетном принципе, на основе которого члены ИСККОН могут писать книги. По этой самой причине я написал “Кришна во Вриндаване”.
Шрила Шиварама Свами