Явление Господа Нрисимхадевы в Шри Маяпуре (ИСККОН)
Беседа с Его Милостью Атмататтвой дасом Адхикари
24 марта 1984 года в 12:20 тридцать пять бандитов, вооруженные бомбами и другим оружием, напали на Шри Маяпур Чандродая Мандир. Они били преданных и издевались над ними. Но самое ужасное — они прорывались к алтарю, чтобы украсть Божества Шрилы Прабхупады и Шримати Радхарани. Преданные мужественно приняли огонь на себя. Разве могут они спокойно наблюдать за тем, как выносят мурти Шрилы Прабхупады и Шримати Радхарани? Раздались выстрелы, несколько бандитов упали. Мурти Шрилы Прабхупады спасли, но прекрасное Божество Шримати Радхарани исчезло с алтаря.
Это происшествие повергло преданных в шок. Руководители храма искали выход из столь непростой ситуации. Уже не в первый раз преданные в Маяпуре подвергались нападкам и насилию. Бхавананда дас, один из руководителей в то время Общества сознания Кришны в Маяпуре, посоветовал установить Божество Господа Нрисимхадевы. Он рассказал, что после нападок бандитов в Йога-Питхе Шрила Бхактивинода Тхакур и его сын Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур немедленно установили Шри Шри Лакшми Нрисимхадеву, и нападки прекратились. Однако маяпурские преданные не спешили следовать по стопам ачарий, ведь пуджари Господа Нрисимхадевы должен быть наиштика-брахмачари (т. е. он должен соблюдать целибат с самого рождения). Поклоняться Господу Нрисимхадеве нужно в полной строгости и регулярности. Кто же сможет начать поклонение Ему?
Несмотря на сомнения преданных, Бхавананда дас все же исполнился решимости привезти Господа Нрисимхадеву в Маяпур. Он попросил Бхактисиддханту даса и меня сделать наброски. Однажды как-то спонтанно он сказал, что ноги у Божества должны быть согнуты в прыжке, когти изогнуты, а из головы должно выступать пламя. В общем, выглядеть Он должен свирепо. Я и нарисовал Божество в таком настроении.
Преданным эта идея понравилась. Панкаджангри дас согласился Ему поклоняться. Радхапада дас, состоятельный преданный из Калькутты, предложил оплатить затраты на изготовление и инсталляцию Божества. Казалось, что явление Господа Нрисимхадевы в Маяпуре не будет сопровождаться трудностями. Однако все произошло в точности наоборот. Радхапада дас пожертвовал 130 000 рупий. Договорились, что Божество можно инсталлировать уже через три месяца. И я отправился на юг Индии с целью организовать это мероприятие. По милости Кришны вскоре я нашел весьма известного стхапати, он не только делал божества, но и прекрасно разбирался в храмовой архитектуре и проектировании. Этот человек был очень любезным до тех пор, пока я не сказал, что Божество, которое мы хотим изготовить — Нрисимха. Он категорически отказался делать Божество Нрисимхадева. Я обращался ко многим стхапати, но они, все как один, говорили «нет». Я проделал огромное количество поездок из Маяпура в Южную Индию. Прошло уже шесть месяцев, а Господь Нрисимхадева так и не проявил Свой Божественный облик.
Радхапада дас сильно беспокоился. Ему очень хотелось, чтобы Божество Господа Нрисимхадевы установили в Маяпуре, а потому снова попросил меня обратиться к первому стхапати, которого я видел. Он попросил меня рассказать ему о нашей ситуации и еще раз просить его сделать Божество. На этот раз стхапати был более сговорчивым и предложил мне прочитать главу из «Шилпа-шастры» (ведическое писание по храмовой скульптуре и архитектуре), где описываются разные формы божеств. Он громко прочел несколько стихов, описывающих Господа Нрисимхадеву. В них говорилось о Его огненноподобной гриве, ищущем взгляде, одно Его колено согнуто, и стопа направлена вперед. Господь как бы готовился выпрыгнуть из колонны. Я изумился, слушая это описание. Это как раз то, что мы хотим. Я показал ему мой готовый набросок. Изображение очень впечатлило мастера, но он предложил использовать эскиз, основанный на священных текстах, которые мы смогли бы использовать для ваяния божества. Но он еще раз повторил, что не будет ваять божество. Ему понадобилась неделя, чтобы закончить эскиз. Изображение произвело сильное впечатление. Я вернулся в Маяпур и показал эскиз руководству храма. Всем очень хотелось, чтобы именно этот стхапати взялся за ваяние божества. И меня снова отправили на юг Индии, чтобы сделать еще одну попытку убедить его.
Направляясь в дом стхапати, я ужасно волновался. Мне ничего не оставалось, кроме как молиться Господу Нрисимхадеве, прося Его о милости проявить Себя в нашем храме в Шри Дхам Маяпур. Выдавив из себя пару фраз, я неожиданно получил сухойи ответ стхапати: он будет ваять божество. Повествование о том, как он пришел к такому решению, было довольно интересным.
Стхапати обратился к своему гуру, Шанкарачарье из города Канчипурам, и рассказал ему о нашей просьбе. Его гуру воскликнул: «Не делай этого. Твоя семья погибнет!» Однако, пораздумав, он спросил: «Кто попросил тебя сделать это божество?» Когда он услышал, что это Харе Кришна из Навадвипы, он заинтересовался. «Им нужен Угра Нрисимха?» А знают ли они об особенностях ваяния и инсталляции Угра Нрисимхи? 3000 лет тому назад похожее божество делал один очень возвышенный схтапати. Есть одно местечко по пути в Миссури, где установлен очень свирепый Угра Нрисимха. Именно там Господь разорвал демона Хираньякашипу прямо на Своих коленях и повсюду в алтаре разбросал его внутренности. Вначале там поддерживали очень высокий стандарт поклонения. Там ежедневно проводились фестивали и процессии со слоном. Постепенно поклонение ухудшилось. Сегодня это место больше похоже на обиталище духов и привидений. Деревня опустела. Никто не может жить там спокойно. Жители хотят спокойной жизни.
Стхапати продолжал: «Они очень настаивают и постоянно приезжают сюда, каждый раз снова начиная разговор о божестве. Очевидно, у них возникли проблемы с бандитами». Подав гуру эскиз божества, он добавил: «Вот божество, которое они хотят». Его гуру взял эскиз и многозначительно посмотрел на него.
— Да, это категория «угра», — сказал он, — но такое Божество находится в особом настроении и зовется оно Стхану-Нрисимха. На нашей планете такого божества нет. Даже полубоги на райских планетах не поклоняются этому облику. Да, да, это Божество относится к категории «угра». «Угра» означает свирепый, очень разгневанный. В этой категории существует девять форм. Все они очень свирепые. Божество, которое им нужно, это Стхану-Нрисимха: тот, кто выпрыгивает из колонны. Нет. Не вырезай это Божество. С тобой может произойти нечто неблагоприятное. Позже я объясню тебе, почему.
Через несколько дней стхапати приснился сон. Во сне к нему пришел его гуру и сказал: «Для них ты можешь вырезать Стхану-Нрисимху». На следующее утро он получил письмо с доставкой на дом прямо из Канчипурам. Это письмо написал Шанкарачарья, где содержались наставления по храмовым новшествам. А в конце было подстрочное примечание: «Для ИСККОН ты можешь вырезать Стхана-Нрисимху».
Стхапати показал мне письмо и сказал: «Мой гуру благословил меня. Я буду ваять божество». Меня переполнила радость. Я дал ему залог и спросил, сколько времени ему понадобится на то, чтобы сделать божество. Он ответил, что к инсталляции божество будет готово через шесть месяцев, и я вернулся в Маяпур.
Спустя четыре спокойных месяца в святой дхаме я решил съездить на юг Индии и купить добротные латунные параферналии для поклонения Нрисимхадеве, а потом забрать божество. Я хорошо подготовился к дороге, и все шло без проблем до тех пор, пока я не пришел к стхапати. Я объяснил ему, что все необходимые для поклонения параферналии уже куплены, и я приехал за божеством. Он посмотрел на меня, как на сумасшедшего и воскликнул: «Какое божество! Я даже подходящий камень еще не нашел!» Я ушам своим не поверил. «Но вы же сказали мне, что божество будет готово через шесть месяцев», — воскликнул я.
«Я сдержу свое обещание, — сказал он. Через шесть месяцев, как я найду камень для божества, оно будет готово для инсталляции». Его ответ был категоричным. Я думал, могу ли я принять такую отсрочку. Я так расстроился, что попытался возразить: «По всему югу Индии полно больших камней! В чем же проблема?» Он посмотрел на меня, как учитель смотрит на отстающего ученика, и медленно произнес: «Я не делаю мертвое изваяние, я делаю Божество. Писания говорят нам, что только живой камень можно использовать для ваяния божества Вишну. Когда семь раз ударишь по камню, и семь раз он издаст звук, как говорится в писаниях, камень подходит. К тому же нужна еще одна проверка для определения жизни в камне. В природе живет такой жучок, который поедает гранит. Если он проест камень насквозь, и можно будет видеть этот ход, камень прошел и вторую проверку. Такой камень обладает жизнью и потому способен к выражению. Только из такого куска я смогу вырезать Нрисимхадеву. Такой камень говорит стихами. Все божества, сделанные из такого камня, будут необыкновенно выразительными и прекрасными. Наберитесь терпения. Я ищу для вас камень в шесть футов». Удивление и беспокойства переполняли меня. Ведь преданные в Мая-пуре ждали скорого прибытия Божества. Как же мне им объяснить, что для них ищут «живой камень»? Может быть, они примут решение сделать Нрисимхадеву из мрамора? Я решился обсудить со стхапати создание мурти Прахлады Махараджа. «Простите меня, пожалуйста, но в прошлый раз, когда я приезжал к вам, я забыл сказать, что мы также хотели попросить вас вырезать мурти Прахлады Махараджи, чтобы поклоняться Прахлада-Нрисимхадеве. Что вы об этом думаете?»
— Я думаю, что это можно устроить, — прозаично ответил стхапати. Я недоверчиво взглянул на него. Я не знал, что и сказать. Он улыбнулся и продолжил: «Вы же хотите делать все в соответствии с писаниями. Ваш Нрисимхадева будет четыре фута высотой, соответственно, ваш Прахлада Махараджа будет размером с амебу».
— Но мы хотим, чтобы Прахлада Махараджа был высотой в один фут, — прервал его я.
— Прекрасно, — ответил стхапати. — Но это значит, что ваш Нрисимхадева будет около 120 футов высотой». Мы стали спорить о том, как будет выглядеть мурти Прахлады Махараджи. В конце концов, стхапати сдался и согласился сделать Прахладу Махараджу высотой в один фут. Теперь по возвращении в Маяпур я расскажу преданным хорошие новости. Через два месяца я снова отправился в Южную Индию. Но камень все еще не нашли. Так я и ездил туда-сюда, Маяпур — Южная Индия — Маяпур, каждые 30—40 дней. И вот, наконец, камень нашли, и стхапати как будто переменился. Всю неделю его с трудом можно было застать дома. Час за часом, день за днем, он сидел и пристально смотрел на камень. В руке у него был кусочек мела, но он ничего не рисовал. Никому из своих работников он ничего не позволял делать, кроме как убирать осколки. Наконец камень обрел прямоугольную форму. Во время моего следующего визита стхапати уже сделал набросок на камне. И все! Я ужасно беспокоился, что руководство маяпурского храма потеряет терпение. «А вы уверены, что божество будет готово через шесть месяцев?» — спрашивал я чуть ли не в бешенстве. «Не беспокойся. Работа будет сделана», — ответил стхапати.
Я вернулся в Маяпур, но меня снова направили на юг Индии для проверки некоторых деталей божества. Я застал стхапати за ваянием. Работу он делал увлеченно и в полном погружении. Камня больше не существовало — проявилась форма. Он только что приступил к вырезке браслетов. Только на эту работу ушло две недели. Проступавшие черты были отчетливыми и утонченными. Я очень впечатлился и испытал чувство блаженства.
Для того чтобы закончить божество, стхапати понадобилось чуть больше двенадцати месяцев. Закончив работу, он сразу же сообщил мне об этом и добавил, что отлучится на несколько дней посетить друзей. Начался сезон дождей. Он подумал, что наверняка ничего страшного не произойдет, если он закроет Господа Нрисимхадеву в своей соломенной хижине. Но через два дня к нему прибежали соседи и сообщили, что его хижина горит. Лил сильнейший дождь, все отсырело, однако крыша, сделанная из кокосовой пальмы, горела. Стхапати побежал к подмостку и обнаружил, что Нрисимхадев в отличном состоянии, а вот его хижина превратилась в пепел. Он сразу же позвонил мне: «Приезжай скорей и забирай свое Божество. Он все сжигает. Он ясно дал понять, что хочет идти СЕЙЧАС!»
Я с радостью поехал в Южную Индию. Арендовав грузовик, половину кузова я наполнил песком. Я ехал в мастерскую стхапати, думая, что хотя бы на этой стадии все будет относительно просто. По своей глупости я позабыл, что Господь Нрисимхадева очень тяжелый: Он весил целую тонну! Через два-три часа нам удалось поднять божество, осторожно перенести из хижины и поместить на грузовик. Для того чтобы благополучно пересечь границу, нам понадобилось разрешение полиции вместе с подписанными документами из Центральной налоговой палаты, Управления центра торговли и искусства штата Тамил Наду и директора археологии.
Прежде чем подписать документы, необходимо было взглянуть на Божество. Как только они получали даршан Господа Нрисимхадевы, они становились услужливыми и обязательными. В 24 часа у нас на руках были все необходимые документы — невероятное чудо, так как правительство и офисы Индии — самое настоящее бюрократическое болото. Обратная дорога в Маяпур была также удивительно благополучной и спокойной. Ведь наш защитник был все время с нами.
Обычно стхапати приезжает на день церемонии инсталляции, идет в комнату Божества и вырезает божеству глаза. Эта церемония называется нетра-нимиланам (открытие глаз). Наш же случай был особенным, так как стхапати Нрисимхадевы уже вырезал божеству глаза. Он даже совершил прана-пратистху (т. е. призвал жизненную силу), небольшую пуджу и арати. Я уверен, что именно по этой причине нам так услужливо подготовили все необходимые документы, и мы так легко перевезли Верховного Господа. Он уже присутствовал. А кто посмеет сказать «нет» Господу Нрисимхадеве?
Инсталляция Господа Нрисимхадевы была очень простой. Она продолжалась три дня: с 28 по 30 июля 1986 года. Помню, как меня охватила тревога: «Почему церемония инсталляции такая простая?» Серьезные предупреждения Шанкарачарьи из Канчипурам произвели на меня глубокое впечатление. Но вскоре от звуков громкого динамичного киртана, мой ум успокоился. Санкиртана-ягья — вот истинное достояние Кали-юги! Я почувствовал оживление и удовлетворение. Господь Нрисимхадева, защитник миссии санкиртаны, все-таки решил проявить себя в Шри Маяпур Чандродая Мандире.