Говардхана-васа-прартхана-дашака
Молитва холму Говардхану, написанная Шрилой Рагхунатхой дасом Госвами
1
ниджа-пати-бхуджа-дандач-чхатра-бхавам прападйа
пратихата-мада-дхриштод-данда-девендра-гарва
атула-притхула-шаила-шрени-бхупа! прийам ме
ниджа-никата-нивасам дехи говардхана! твам
«О Говардхан, О царь всех несравненно великих гор, О холм, ставший зонтиком с ручкой в виде руки своего Господа и так разрушивший гордость царя девов, в безумии напавшего со многими оружиями, пожалуйста, позволь мне жить возле тебя, столь дорогого моему сердцу».
2
прамада-мадана-лилахкандаре кандаре те
раcайати нава-йунор двандвам асминн-амандам
ити кила каланартхам лагна-кас тад-двайор ме
ниджа-никата-нивасам дехи говардхана! твам
«О Говардхан, пожалуйста, позволь мне жить у твоего подножия, ведь тогда я смогу видеть, как юная божественная чета наслаждается любовными играми в твоих пещерах».
3
анупата-мани-веди-ратна-симхасанорви-
руха-джхара-дарашану-дрони-сангхешу-рангаих
саха бала-сакхибхих санкхелайан сва-прийам ме
ниджа-никата-нивасам дехи говардхана! твам
«О Говархан, О холм, на котором Господь Кришна весело играет с Баларамой и друзьями, резвясь на выложенных драгоценными камнями площадках, где есть троны в виде львов, деревья, водопады, быстрые ручьи, пещеры, вершины и долины, пожалуйста, даруй мне возможность жить возле тебя, ибо это мое заветное стремление».
4
раса-нидхи-нава-йунох сaкшиним дана-келер-
дйути-паримала-виддхам шйама-ведим пракашйа
расика-вара-куланам-модам аспхалайан ме
ниджа-никата-нивасам дехи говардхана! твам
«О Говардхан, О холм, где есть тенистый уголок — свидетель игры юной нектарной божественной четы, дана-кели, О холм, несущий величайшее блаженство лучшим из тех, кто наслаждается трансцендентным нектаром, пожалуйста, позволь мне жить возле тебя, ибо это мое заветное стремление».
5
хари-дайитам апурвам радхика-кундам атма-
прийа-сакхам иха кантхе нармана лингйа гуптах
нава-йува-йуга-кхелас татра пашйан рахо ме
ниджа-никата-нивасам дехи говардхана! твам
О Говардхан, О холм, который прячется, когда игриво обнимает шею своей дорогой подруги — несравненной Радха-кунды Шри Хари, тайно наблюдая за играми юной божественной четы, пожалуйста, позволь мне жить возле тебя».
6
стхала-джала-тала-шашпаир бхурухаччхайайа ча
прати падам анукалам ханта самвардхайан гах
три-джагати ниджа-готрам сартхакам кхйапайан ме
ниджа-никата-нивасам дехи говардхана! твам
«О Говардхан, О холм, который, даруя коровам воду, траву и сень тенистых деревьев, провозглашает всем трем мирам истинность своего имени, пожалуйста, позволь мне жить возле тебя».
7
сура-пати-крита-диргха-дрохато гоштха-ракшам
тава нава-гриха-рупасй антаре курватаива
агха-бака-рипуноччаир-даттамана! друтам ме
ниджа-никата-нивасам дехи говардхана! твам
«О Говардхан, О враг Агхи и Баки, почитаемый за то, что превратился в новый дом для жителей Враджи, чтобы защитить их от ярости царя суров, пожалуйста, позволь мне жить рядом с тобой».
8
гири-нрипа! харидаса-шрени-варйети-нама-
мритам идам удитам шри-радхика-вактра-чандрат
враджа-нава-тилакатве клрипта! ведаих спхутам ме
ниджа-никата-нивасам дехи говардхана! твам
«О Говардхан, О царь гор, О холм, чье нектарное имя „лучший из слуг Хари" стекает с луны уст Шри Радхи, О холм, который веды называют знаком тилаки на челе Враджи, пожалуйста, позволь мне жить рядом с тобой».
9
ниджа-джана-йута-радха-кришна-маитри-расакта-
враджа-нара-пашу-пакши врата-саукхйаика-датах
аганита-карунатван-мам ури-критйа тантам
ниджа-никата-нивасам дехи говардхана! твам
«О Говардхан, О покровитель, дарующий духовное счастье людям, животным и птицам Враджи, весь умащенный нектаром дружбы со Шри Шри Радха-Кришной, окруженными Своими друзьями, прояви свою безмерную милость, прими этого несчастного и позволь мне жить рядом с тобой».
10
нирупадхи-карунена шри-шачи-нанданена
твайи капати-шатхо 'пи тват-прийенарпито 'сми
ити кхалу мама йогйайогйатам тамагрихнан
ниджа-никата-нивасам дехи говардхана! твам
«Хотя я обманщик и преступник, безгранично милостивый Господь Шачинандана, который очень дорог тебе, отдал меня тебе. О Говардхан, пожалуйста, не смотри — достоин я или нет, просто даруй мне возможность жить рядом с тобой».
11
расада-дашакам-асйа шрила-говардханасйа
кшити-дхара-кула-бхартур-йах прайатнададхите
са сапади сукхаде 'смин васамасадйа сакшач-
чхубхада-йугала-сева-ратнам апноти турнам
«Тот, кто внимательно читает эти стихи, прославляющие царя гор, обретет счастливую жизнь возле Говардхана и быстро получит драгоценный камень божественного любовного служения Радхе и Кришне».
Говардхан (Гирирадж) — холм, расположенный неподалёку от города Вриндавана в штате Уттар-Прадеш, Индия. Он считается самым святым местом на Земле, поскольку является неотличным от Самого Господа Кришны, который являл 5000 лет назад свои игры (лилы). Часть Его игр происходила именно на этом холме, с которым связано множество удивительных историй.
В переводе с санскрита “Говардхан” — это то, что усиливает влечение чувств к Кришне. Говардхан обладает личностной природой и благословляет человека увеличением преданности. Просто находясь в непосредственной близости от холма Говардхана, все чувства человека достигают своего духовного совершенства, и он испытывает блаженство.
Однажды Кришну, которому тогда было семь лет, заинтриговала суматоха, царившая во Вриндаване. Его отец, Нанда Махарадж, вместе с другими старшими жителями деревни, был занят приготовлением к каким-то событиям. Из любопытства Кришна начал расспрашивать Своего папу о причинах этой суеты. Но Нанда Махарадж был очень занят и, думая, что Кришна слишком мал, чтобы что-то понять, оставил Его вопросы без ответа.
Но Кришна упорствовал, и в конце концов, Нанда Махарадж уступил. Он объяснил Кришне, что они организуют большую ягью в честь Господа Индры, небесного царя. Они были крестьянами, и урожай очень зависел от своевременного и изобильного выпадения дождей. Поскольку дождями управляет Господь Индра, они регулярно ублажали его ягьями.
Однако, Кришна начал отговаривать Своего отца от этого жертвоприношения. Внешне Он занял позицию карма-мимамсаки, философа, который провозглашает, что поскольку Бог “обязан” награждать или наказывать человека в соответствии с его кармой, нужно просто сосредоточиться на исполнении своих обязанностей и наслаждаться плодами. Нанда Махарадж возразил на это, что, хотя деятельность важна, нужна также и милость. Однако Кришна опроверг эти аргументы, сказав, что Индра проливает дожди даже над океанами просто потому, что он обязан это делать. Поскольку полубоги будут удовлетворены, просто должным образом исполняя свои обязанности, нет никакой нужды специально поклоняться им.
Вместо этого Кришна предложил поклоняться местным брахманам и Холму Говардхан, поскольку брахманы были духовными лидерами общины, а Холм Говардхан давал всё необходимое для благополучия коров, самого большого “сокровища” деревни — траву, воду, тень. Хотя Кришна спорил, заняв атеистическую точку зрения, Он преследовал этим высшую цель. Он низошёл в этот мир, чтобы убедить людей перестать поклоняться полубогам ради материальных целей и установить истинное положение Верховной Личности Бога. Он знал, что Господь Индра очень гордится своим положением царя полубогов. Поскольку в действительности Господь Индра — великий преданный, Кришна также пролил на него Свою милость, избавив его от иллюзии ложной гордости.
Хотя Нанда Махарадж очень любил Кришну, ему не хотелось отменять традиционную церемонию, которую они проводили уже в течение многих лет. Поэтому он предложил компромиссный вариант, чтобы провести Говардхана-пуджу после совершения Индра-ягьи. Однако это Кришну не удовлетворило. Он любит не зыбкие компромиссы, а ясную и непререкаемую решимость. В конце концов, из любви к Крише, крестьяне во главе с Нандой Махараджем, уступили и начали поклоняться Говардхану в соответствии с инструкциями Кришны.
Таким образом, была установлена традиция поклонения Говардхану , которой следуют и по сей день, отмечая праздник, называемый Аннакута или Говардхана-пуджа.
Однако Господь Индра остался всем этим исключительно недоволен. Хотя он знал положение Кришны, гнев и гордость затмили его разум — что-то, присущее современным материалистам. В ярости он призвал облака Самвартака — те самые, которые приходят во время разрушения вселенной — и приказал им затопить Вриндаван. Дождь был настолько сильным, что его потоки были мощными, как колонны, и острыми, как стрелы. Все обитатели Вриндавана были чистыми преданными Шри Кришны и, в своих страданиях, обратились к Нему за прибежищем.
Всеведущий Господь, прекрасно зная о действиях Господа Индры, просто поднял Холм Говардхана и попросил всех обитателей Вриндавана, вместе с домашними животными, принять прибежище под холмом. Таким образом, Кришна держал гору как зонтик в течение семи дней на мизинце левой руки. Благодаря Его мистической силе, в течение всего этого времени никто не чувствовал ни голода, ни жажды, ни какого-либо дискомфорта. Наконец, когда Индра осознал, что он в действительности выступил против Верховной Личности Бога, он немедленно приказал облакам остановиться. Обитатели Вриндавана, счастливые, вернулись назад, воспевая славу Кришны, а Кришна поставил Холм Говардхана на место.
Теперь Господь Индра пребывал в ужасе за совершённые оскорбления. Зная, что Кришна в особенности милостив к коровам, он призвал на помощь Сурабхи, олицетворение коров в духовном мире. Он тайком приблизился к Кришне в уединённом месте и припал к Его стопам. В прекрасных молитвах Господь Индра попросил у Кришны прощения и милости. Поскольку Кришна всегда благосклонен к Своим искренним преданным, Он простил Индру и предупредил, чтобы тот остерегался ложной гордости. Он также с удовольствием принял поклонение Сурабхи и многих других обитателей райских планет.
В Падма Пуране говорится, что когда Господь нисходит, чтобы совершать Свои игры, Он приходит вместе со Своими спутниками и близким окружением. Частью этого окружения является земля, на которой происходят Его игры. Таким образом, говорится, что вся область Враджа-Мандала низошла из духовного мира в материальный. Когда Кришна свернул Свои игры, он оставил эту святую дхаму для Своих преданных, чтобы они могли наслаждаться ею и черпать в ней вдохновение.
Вместе с Враджа-Мандалой также низошёл и Холм Говардхан, на котором Кришна совершал множество Своих детских игр. Поскольку Господь лично поднял его Своей рукой, он считается неотличным от Него. Преданные настолько любят эту игру Кришны, что они называют Кришну Гиридхари , или “поднявшим гору”. Когда Шри Кришна затем низошёл как Чайтанья Махапрабху в настроении Своего преданного, Он отказывался ступать на Говардхан, признавая тем самым, что тот неотличен от Господа.
В Гарга Самхите говорится, что Холм Говардхан однажды был проклят Пуластьей Муни, могущественным мистиком и одним из сыновей Господа Брахмы. Проклятие было таково, что каждый день Говардхан должен уменьшаться в размерах на величину горчичного зерна. В соответствии с этим проклятием, Говардхан, который изначально был двадцать километров в высоту, уменьшился до размеров холма. Писания говорят, что до тех пор, пока на земле будут оставаться Холм Говардхан и река Ямуна , здесь будут оставаться религиозность и сознание Бога. В день, когда они исчезнут, что должно произойти где-то через десять тысяч лет, Кали-юга расцветёт в полную силу, и даже какой-либо намёк на религию полностью исчезнет. Поэтому, пока у нас есть возможность, давайте же будем наслаждаться этими играми Говардхана, получать его даршан и совершать благоприятную Говардхана-парикраму!
Почему есть такая традиция?
Казалось бы, материальным взглядом сложно понять- почему же поклоняются холму…?! Но надо посмотреть на это это глазами любви к Богу. Мы всегда поклоняемся Богу. И в этой лиле (игре) мы, опять же, Поклоняемся Кришне но в форме холма Говардхан. И сама лила про холм Говардхан говорит нам о том, что не надо поклонятся полубогам тем, кто поклоняется Верховной Личности Бога.
В двадцать четвертой главе книги «Кришна, Верховная Личность Бога» Шрила Прабхупада пишет: «Когда всё было готово, Кришна вырос до небес и в этом новом божественном облике объявил жителям Вриндавана, что Он Сам и есть холм Говардхана. Он хотел убедить Своих преданных, что холм Говардхана неотличен от Него Самого. Потом Кришна стал есть все приготовленные яства. Понимание того, что Кришна и холм Говардхана неотличны друг от друга, до сих пор живет в умах людей, поэтому великие преданные берут с холма Говардхана камни и поклоняются им так же, как изваяниям Кришны в храмах. Участники Движения сознания Кришны тоже могут собирать небольшие камни на холме Говардхана и поклоняться им дома, ибо поклоняться им — все равно что поклоняться Божеству».
Послушавшись Господа Кришну, жители Вриндавана пошли на большой риск. Он убедил их отменить жертвоприношение, предназначенное для могущественного правителя вселенной, и вместо этого поклоняться холму Говардхана. Пастухи поступили так лишь из любви к Кришне, и теперь, желая доказать, что решение их было верным, Господь Кришна принял невиданный ранее, огромный, как гора, трансцендентный облик и показал, что Он Сам и есть холм Говардхана.
Шрила Прабхупада “Источник вечного наслаждения”:
До сих пор люди ежегодно устраивают жертвоприношение холму Говардхана, называемое «Аннакута». Во время этой церемонии во всех храмах во Вриндаване и за его пределами готовится большое количество пищи, которая щедро раздаётся людям. Иногда еду бросают в толпу, и люди с радостью подбирают её с земли. Это значит, что прасад, пища, предложенная Кришне, никогда не загрязняется и не оскверняется, даже если она падает на землю. Поэтому люди подбирают её и едят с большим удовольствием.
Читал новости на https ://iskconnews.org. Мне понравилась одна статья, отрывок из которой хочу привести здесь. Об особенном опыте, который демонстрирует Кришна-лила о Говардхане. Моё внимание привлекли слова «ВСЕ» и «ВМЕСТЕ».
Источник = https ://iskconnews.org/girirajs-radical-love,7143/
" ……. Под этой горой преданные собираются вокруг Кришны, в тепле и сухости, переживая еще одно чудо чудес, которые у них уже были. Почти во всех играх Кришны Он общается с отдельным человеком или небольшой группой людей; редко с широким кругом общества. Но во время этого шторма все находятся под этой горой. Молодые и старые, гопи и гопы, образованные и необразованные, священники, фермеры и рабочие, коровы, ослы и собаки, богатые и бедные - все они вместе. И они переживают, как говорят наши Св. Писания, не только свои личные отношения с Кришной, но и любовь, которую Он разделяет со всеми остальными. Каждый из них чувствует любовь Кришны ко всем остальным и любовь всех остальных к Кришне.
Такой особенный опыт. Вот почему мы считаем Вриндаван наивысшим примером преданности. Дело не в конкуренции.
Дело не в том, кто зарабатывает больше, кто лучше одевается или у кого больше знает цитат. Жертвовать вместе; получать вместе; вера вместе в то, что Бог полностью воздаст нам за всё. Это – обещание присоединиться к любящему сообществу Кришны, и это обещание, которое мы призваны держать тоже ВМЕСТЕ, сегодня и всегда."
Говардхан
В первые дни индийского месяца Картика (октябрь-ноябрь), когда во всех городах, поселках и деревнях Индии жители зажигают тысячи и миллионы свечей и лампад, чтобы отметить праздник Дипавали, приходит время Говардхана-пуджи – праздника поклонения священному холму Говардхан.
намасте гирираджайа
шри говардхана намине
ашеша клеша нашайа
парамананда дайине
“Я поклоняюсь царю всех холмов, холму Говардхан (источнику наслаждения для чувств, земли и коров). Он является слугой Кришны и Сам Кришна. Он прекращает бесконечные страдания и дарует высшее блаженство”. (Према-бхакти расарнава).
хантайам адрир абала хари-даса-варйо
йад рама-кришна-чарана спараша прамодах
маннам таноти саха-го-ганайос тайор йат!
панийа-суйаваса-кандара-кандамулам
“Из всех преданных, это холм Говардхан - самый лучший! О подруги, этот холм даёт Кришне, Балараме и Их коровам, телятам и мальчикам-пастушкам, всё необходимое - воду для питья, очень мягкую траву, пещеры, фрукты, овощи и цветы. Так он предлагает свое почтение Господу. Когда его касаются лотосные стопы Кришны и Баларамы, холм Говардхан начинает счастливо сиять”. (Ш-бх. 10. 21. 18.).
Шрила Прабхупада " Источник вечного наслаждения":
"И вот Кришна, Верховная Личность Бога, велел пастухам прекратить жертвоприношение Индре и начать Говардхана-пуджу, чтобы наказать Индру, который слишком зазнался, будучи верховным правителем райских планет. Простодушные и честные пастухи, во главе с Махараджей Нандой, приняли предложение Кришны и сделали все, что Он просил. Они совершили поклонение холму Говардхана и почтительно обошли вокруг него. (С тех пор и по сей день во время Говардхана-пуджи жители Вриндавана, нарядно одетые, собираются около холма Говардхана, чтобы вознести ему поклонение и вместе со своими коровами обойти вокруг холма).
Следуя указанию Господа Кришны, Махараджа Нанда и пастухи позвали ученых брахманов и начали поклоняться холму Говардхана, исполняя ведические гимны и предлагая прасад. Жители Вриндавана украсили своих коров и накормили их свежей травой. Пустив коров перед собой, они начали обходить холм Говардхана. Нарядно одетые гопи уселись в повозки, запряженные быками, и стали прославлять деяния Кришны. Брахманы, собравшиеся там, чтобы быть жрецами во время Говардхана-пуджи, благословляли пастухов и их жен, гопи".
Шримад-Бхагаватам 10.21.18 (комм.):
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, какими богатствами обладает Говардхана. Па̄нӣйа обозначает ароматную, прохладную воду из водопадов Говардханы. Кришна и Баларама часто пьют эту воду, полощут ею рот и омывают в ней стопы. У Говардханы есть и другие напитки: мед, манговый сок и сок плодов пилу. Сӯйаваса — это трава дурва, которую используют, совершая обряд подношения аргхьи . На Говардхане также в изобилии растет ароматная, мягкая трава, благодаря которой телята быстро растут, а вымя коров наполняется молоком. Таким образом, трава эта служит кормом трансцендентному стаду Кришны. Кандара обозначает пещеры, где Кришна и Баларама играют со Своими друзьями, прячутся и отдыхают. Пещеры эти спасают мальчиков от палящего зноя, холода и дождей. Говардхана предоставляет Кришне и Его друзьям вкусные, мягкие коренья, драгоценные камни для украшений, удобные места для сидения, а также светильники и зеркала: отполированные до блеска камни, искрящуюся на солнце поверхность воды — и многие другие дары природы.
Шрила Прабхупада “Источник вечного наслаждения”:
"Когда пастухи спросили у Кришны, как Он хотел бы совершить жертвоприношение, Кришна дал им такие указания: "Приготовьте всевозможные яства из зерна и ги, собранных для ягьи. Сварите рис и дал, сделайте халаву, пакоры, лепешки пури и приготовьте молочные блюда: сладкий рис, рабри, сладкие шарики, сандеш, расагулы и ладду.
Пригласите также ученых брахманов, умеющих исполнять ведические гимны и совершать огненные жертвоприношения. Брахманов следует щедро одарить зерном. После этого украсьте всех коров и хорошо их накормите. Затем дайте брахманам милостыню деньгами.
Собаки и другие животные низших пород, а также люди низших сословий - чандалы, или представители пятой касты, которые считаются неприкасаемыми, тоже могут вдоволь наесться прасада. После того как коровы получат сочную траву, можно сразу начинать жертвоприношение, называемое Говардхана-пуджа. Это жертвоприношение доставит Мне много радости".
О прасаде
В “Шримад-Бхагаватам”" (3.16.8) говорится: “Дары, приносимые Мне во время жертвоприношений на жертвенном огне, который является одним из Моих ртов, не доставляют Мне такого удовольствия, как те плавающие в ги яства, которых коснулись уста брахманов, посвятивших Мне все плоды своей деятельности и всегда довольных Моим прасадом”."
И в комментарии Шрила Прабхупада поясняет, что поскольку все результаты своей деятельности вайшнав посвящает Господу, он никогда не будет есть того, что не было предложено Господу. А Господь же получает огромное удовольствие, отдавая вайшнавам все предложенные Ему блюда.
И на примере того, как Адвайта Прабху предложил прасад в первую очередь Харидасу Тхакуру, Шрила Прабхупада говорит нам, что лучше накормить одного брахмана или вайшнава, чем совершить сотни тысяч жертвоприношений.
Одно из последних желаний Шрилы Прабхупады
В Шримад Бхагаватам гопи молится – «Из всех преданных этот холм, Говардхан самый лучший. О мои подруги, это холм дает Кришне и Балараме, а так же их коровам, телятам и пастушкам все необходимое – питьевую воду, очень мягкую траву, пещеры, фрукты, цветы и овощи». Так холм выражает свое почтение Господу. Когда к нему прикасаются стопы Кришны и Баларамы, холм Говардхана преисполняется радостью. Это было одно из последних желаний Шрилы Прабхупады отправиться на Парикраму вокруг Говардханы. Не смотря на то, что жизнь практически покинула его, его божественная милость попросил своих учеников подготовить бычьи повозки, чтобы провести его по этим самым священным местам игр Господа. Только слезные мольбы учеников заставили Прабхупаду отказаться от своего желания.