Наверно все зависит о осознанности человека…,его устремленности…?
Да, куда устремлен ум. Какая у него цель.
Скорее от образованности.
Это да, куда ум идет, туда он и придёт под любую музыку и под классику в том числе…
** ВОСПРИЯТИЕ ИНДИЙСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ**
Индийская классическая музыка основана на мелодии и ритме, а не на гармонии, контрапункте, аккордах, модуляции и других основных элементах западной классической музыки. Система индийской музыки, известная как Рага сангит, берёт своё начало в ведических гимнах, исполнявшихся в индусских храмах ещё 2 тысячелетия назад. Эти гимны считаются фундаментальным источником всей индийской музыки. Так что, подобно западной музыке, индийская классическая музыка уходит корнями в религию. Для нас музыка - духовная дисциплина которую нужно усвоить на пути к самосовершенствованию, ведь мы следуем традиционному учению о том, что звук есть бог - Нада Брахма. Знание музыки подводит сознание личности к пониманию истинного значения мира и даёт возможность радостно ощутить его вечную и неизменную сущность. Эта сущность может быть постигнута именно через раги.
Древние ведические тексты учат нас, что существуют два вида звуков. Один из них - вибрация эфира, верхнего, более чистого слоя воздуха, близкого к небесным сферам. Этот звук называется анахата над, или неслышимый звук. Только великие просвещённые йоги могут услышать его. Некоторые считают, что этот звук Вселенной - та самая музыка сфер, о которой писал Пифагор в VI веке до н. э. Другой звук ахата над, слышимый звук, - вибрация воздуха околоземных слоёв атмосферы. Это - любой звук, который мы слышим в природе или издаём сами. Он может быть как музыкальным, так и немузыкальным.
Традиции индийской классической музыки передавались изустно, непосредственно от учителя к ученику, а не при помощи нотного письма, принятого на Западе. Душой индийской музыки является рага, мелодическая форма, в рамках которой импровизирует музыкант. Рамки импровизации устанавливаются традицией и оживляются творческим духом музыканта-виртуоза.
Чрезвычайно трудно объяснить, что такое рага, в нескольких словах. Хотя индийская музыка ладовая по своему характеру, раги не следует путать с тональностями, которые можно услышать в музыке Ближнего и Дальнего Востока, с гаммой, собственно мелодией или композицией. Рага - научная, точная, изысканная и эстетическая мелодическая форма со своими особенными восходящими и нисходящими рядами, которые состоят из полной семинотной октавы или пяти-, шестинотных циклов (а так же их комбинаций), называемыми арохана и аварохана. Незначительная разница в порядке нот, пропуск диссонантной ноты, ударение на какую-нибудь определённую ноту, переход одной ноты в другую, использование микротонов и другие тонкости создают различия между рагами.
В санскрите есть выражение: “Ранджаяти ити рага” - “именно рага услаждает душу”. Для того чтобы рага действительно услаждала душу, она должна строиться не только на нотах и музыкальных украшениях, но и создавать у слушателя определённые эмоции или настроение, присущее каждой раге. Таким образом, благодаря мелодическому богатству нашей музыки любую человеческую эмоцию, тончайшее ощущение человека или природы можно выразить и пережить в музыке.
Только годы длительных и упорных занятий под руководством гуру (садханы) и благословения учителя дадут музыканту умение оживлять рагу. Это достигается использованием приёмов, переданных наставником, например шрути - микротона (помимо 12 полутонов в октаве, индийская музыка использует меньшие интервалы, чем западная; в индийской октаве 22 микротона), гамаков - особой разновидности глиссандо, которые связывают одну ноту с другой, и андолана - раскачивания, но не вибрато. В результате в каждой ноте начинает пульсировать жизнь, и рага становится трепетной и яркой.
В наше время музыка Индии стала неотъемлемой частью западной культуры. Она оказала влияние на творчество многих композиторов и музыкантов. Желание познавать и учиться, искренний энтузиазм западной аудитории - неистощимый источник творческого удовлетворения и вдохновения.
https:// indonet. ru/
Можете поподробнее? Как разумно слушать музыку, когда ум не летает, а что тогда?.. Надо думать о чем-то?
Со вторым концертом Рахманинова у меня всегда всплывает ассоциация ледохода на реке, когда наступает весна и происходит перерождение, освобождение. Я в молодости ещё посмотрела советский фильм, где играла эта музыка на фоне как раз такой картины, и мне запало в память.
Ну давайте разберёмся. Сутью очищения является понимание того, какой посыл пытается до нас донести музыкант. В индийской классике всё просто - это должна быть божественная история, и слушая музыку или смотря танцевальную программу наблюдатель понимает, о какой лиле идёт речь и так проникает в суть божественного послания, проникает в него через искусство и тем самым очищается. Это своего рода способ полного погружения в божественную игру.
Но с западной классической музыкой всё немного грустнее. Обратимся к вашему примеру. Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор был написан в 1900 году. Тут нет божественной игры, поэтому попытаемся понять что происходило в этот период в жизни самого Рахманинова. А появлению этого произведения предшествовал крайне тяжелый период в жизни композитора – неудачная премьера Первой симфонии в 1897 году. Это сильно отразилось на душевном состоянии Рахманинова, его ЭГО было разбито в дребезги. Из-за этих переживаний он пребывая в сильнейшем творческом кризисе. Меня не любят! Меня не понимают! Максимальное и болезненное проявление корысти и несмирения…
Такое состояние продолжалось у музыканта три года. Он постоянно жаловался на усталость, бессонницу, острую боль в спине, руках. Друзья и близкие пытались всячески помочь ему, даже организовали встречу со Львом Толстым. Но это не помогло, а наоборот, еще более усугубило ситуацию. Видимо Толстой обратил его внимание на недостойное поведение и корыстные ожидания от публики.
Поэтому после возвращения домой, Рахманинова стали мучить галлюцинации. Близким пришлось обратиться за помощью к специалисту. Благодаря помощи известного врача невропатолога и гипнотизера Даля, Рахманинову кое как удалось восстановиться. Мало кто доходит до такого состояния, переживая отсутствие славы и признания.
Депрессия после суровой медицинской (гипнотической) помощи отпускает и Рахманинов приступает к планированию новых побед. И пишет новый концерт как благодарность своему врачу. И проникнутое благодарностью произведение после первого же представления публике принесло всеобщее признание и любовь слушателей. Впервые Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор был представлен публике 27 октября 1901 года в исполнении самого композитора. Оркестром дирижировал Зилоти. Главная тема первой части произвела неизгладимое впечатление на слушателей и поразила буквально всех, кто присутствовал в зале.
А всё потому что это произведение было наполнено возвышенной эмоцией благодарности врачу. Ведь свой концерт Рахманинов посвятил врачу-гипнотизеру Далю, у которого проходил лечение, преодолевая душевный кризис. Люди плакали слушая эту благодарную музыку.
Во время первого исполнения Второго концерта в зале присутствовал и сам Даль. Рахманинов обратился к нему с речью и признался, что это именно его концерт. После этого, еще на многих выступлениях Сергея Васильевича присутствовал личный врач композитора, который всегда сидел на первых рядах. Таким образом, он помогал музыканту справляться с сильным волнением перед аудиторией и добавлял вдохновения композитору.
И ещё одна деталь. Причиной творческого кризиса (затишья) у Рахманинова считается не только провал его Первой симфонии, но и переживания личного характера. Дело в том, что он узнал о замужестве возлюбленной, которая предпочла другого молодого человека. Тут и несчастная любовь сделал своё дело. Очищение от привязанности тоже добавило эмоций…
Так что вы можете услышать в этом произведении как надвигающаяся депрессия была преодолена опытным врачом и привело к победе благодарности над эгоизмом…
Если вас эта подоплёка вдохновляет на собственную борьбу с корыстью, эгоизмом, желанием славы и почёта - то это произведение в самый раз. За что Рахманинову и спасибо!
Вот спасибо. Так интересно, это полезное искусство получается, творилось в хорошем состоянии благодарности, чистые мотивы…
Класс!!! воооот! Научиться бы так…
1час 04 минуте звучит очень известный отрывок, кажется часто в фильмах использовалось.
Я про победу благодарности Богу… над эгоизмом…Наверно это суть…
Да, главное чтобы исполнители понимали что за этим стоит. А они иногда просто выполняют свою работу. И тогда вы слышите не замысел автора, а гуну исполнителя…
Да…как все тонко. И ведь люди осознанно или не осознанно чувствуют этот внутренний посыл автора.
Если попросить слушателей рассказать, что думал автор, когда писал произведение, боюсь сейчас процент услышавших истину будет ничтожен ((
Сейчас уже да… а я думала о том времени…
Но …а как же зерна ?Будут всходить , если посыл хороший?Они же… как маяки памяти светят ,чтоб приплыл куда нужно.
Наталья, да, музыка знакомая. Это Чайковский, 6-я Патетическая.
Оооо спасибо. Вы видно знаток.
Нет, не знаток, просто когда-то очень любила эту симфонию. Она на 55 минуте начинается в этом видео.