Вопрос подписчика: Подскажите, пожалуйста, период одиночества разве не важен для самоанализа? И как же монахи и аскеты?
Ответ эксперта: В ведической традиции существует 4 уклада жизни – 4 ашрама. Идя по пути самоосознания, человек естественным образом в должный срок переходит из одного в другой, стремясь достичь совершенства жизни. Брахмачари-ашрам – этап ученичества в начале духовного пути – это период, когда под руководством духовного учителя ученики учатся контролировать ум и чувства, и постигают философию. Освоив азы духовной науки, человек или женится, переходя в грихастха-ашрам (период семейной жизни), или, если выбирает отреченный образ жизни, принимает саньясу, становясь монахом. Семейные люди (грихастхи), вырастив детей, спустя примерно 25 лет, отходят от активных семейных дел, переходят в ванапрастха-ашрам, посвящая свою жизнь проповеди, возможно совместной. Пройдя этот период, мужчина может спустя время принять саньясу – отреченный уклад жизни, полностью посвятив себя проповеди и служению Богу, поручив заботу о жене выросшим сыновьям.
Для искателей истины одиночество означает духовную смерть, если под одиночеством понимать полную изолированность и независимость. Монах – не одинокий человек, а слуга всего мира. Странствуя и распространяя духовное знание монах заботится обо всех, как о членах своей семьи, только семья его расширена до масштабов всей планеты. В жизни семейных людей (грихастх) тем более невозможно представить одиночества, если все члены семьи живут полноценной семейной жизнью - выполняя свои обязанности перед семьей, обществом и Богом.
Живём ли мы в отречении, ведем ли жизнь домохозяев или странствуем по миру, как проповедники, мы должны помнить о главной цели человеческой жизни– о самоосознании и служении Богу. Богу можно служить в любых жизненных обстоятельствах, без особых предварительных условий, будучи представителем любого из ашрамов. Юкта-вайрагья – это способность задействовать в служении Богу, всё, чем Он нас одарил. Этот метод позволяет одухотворить и очистить нашу жизнь, независимо от ашрама (уклада жизни), к которому мы принадлежим. Мы можем служить Богу, задействуя в служении Ему наши таланты, время, возможности, которыми обладаем и все блага материального мира, которые временно даны нам в пользование.
В Шри Чайтанья-Чаритамрита Мадхйа-лӣла̄ 16.238 хорошо описаны принципы истинного отречения: «Не выставляй напоказ свою преданность Богу. Показное отречение от мира никому не нужно. Пока не пришел твой срок, наслаждайся материальным миром, как полагается, но не привязывайся к нему». В комментарии к этому же стиху хорошо описан принцип Юкта-вайрагья, или истинного отречения: «Все нужно использовать для служения Господу, а не ради удовлетворения собственных чувств. Если человек использует что-либо без привязанности, понимая, что вещь эта связана с Кришной, то отречение такого человека называется юкта-вайрагьей». Кришна — это Абсолютная Истина, поэтому все, что принимается для служения Ему, также является Абсолютной Истиной.
Эксперт КЦ «БАЛА» Еренкова Светлана Владимировна.
Поддержать наш консультативный центр можно здесь!
Консультативный центр «БАЛА»: