📝 Остров ПАМЯТОВАНИЯ! Что делать с дырявой ПАМЯТЬЮ?

ТЕКСТ 44

прабху кахе, девера варе туми – кави‑вара
аичхе девера варе кехо хайа шрутидхара

Господь ответил: «Милостью Господа кто‑то становится великим поэтом, а кто‑то – великим шрути‑дхарой, способным запоминать все, что один раз услышал».

КОММЕНТАРИЙ: Здесь следует особо отметить слово шрути‑дхара. Шрути означает «услышанное», а дхара – «схватывающий». Раньше, до начала Кали‑юги, почти все люди, особенно интеллектуалы‑брахманы, были шрути‑дхарами. Ученику достаточно было один раз услышать от учителя любой раздел ведического знания, чтобы запомнить его навсегда. В то время не было необходимости обращаться к книгам, и потому никаких книг не было. Духовный учитель пересказывал ведические гимны наряду с их трактовками своему ученику, а тот запоминал их навсегда, и ему не надо было справляться по книгам.

Стать шрути‑дхарой, то есть научиться запоминать все с первого раза – большое достижение для ученика. В «Бхагавад‑гите» (10.41) Господь говорит:

йад йад вибхутимат саттвам
шримад урджитам эва ва
тат тад эвавагаччха твам
мама теджо 'мша‑самбхавам

«Знай, что все чудесное, прекрасное и величественное в этом мире – лишь искра Моего великолепия». Когда мы видим в ком‑то необыкновенное дарование, мы должны понимать, что это проявление милости Верховной Личности Бога. Поэтому Господь Чайтанья ответил победоносному Кешаве Кашмири, что, подобно тому как тот достиг благосклонности Сарасвати, став ее преданным, чем очень гордился, кто‑то другой, как, например, Сам Чайтанья Махапрабху, мог обрести милость Верховной Личности Бога и стать шрути‑дхарой, запоминая все с первого раза. (ЧЧ)

2 Симпатий

Я часто завидую белой завистью тем мудрецам прошлого, у которых была такая память. Но конечно понятно, почему наша память такая дырявая: чтобы не запоминать страдания, которые мы сами себе приносим неправильным поведением. Иначе стресс было бы попросту не преодолеть.

Но всё же: надо ли искателю истины тренировать свою память? Может ли это получиться, или это карма уже.

И второй вопрос: можно ли сказать, что хорошая память - это признак того, что человек в прошлом концентрировался на правильных вещах, а плохая - на неправильных?

1 Симпатия

1 - да, память поддается тренировке. Но не стоит ожидать концептуальных изменений…

2 - да, хорошая память - это вариант хорошей кармы…

Кстати, память портится с возрастом. Не у всех конечно, но можно ли сказать, что если память портится, то это один из признаков деградации сознания, или это всё-таки не так? И чисто возрастные вещи надо воспринимать просто как прарабдха-карму.

Мало кто треннирует память, поэтому в основном она не портится, а атрофируется за ненадобностью ))

2 Симпатий

А пользоваться памятью - это что означает? Только духовное развитие позволяет задействовать память полностью, и тогда атрофия не грозит? Многие люди в возрасте пытаются память тренировать, например, много читать (понятно что читать можно что угодно), считать (не пользоваться калькулятором и т.п.), работать на интеллектуальных работах. Это помогает?

Физический аспект памяти требует физических упражнений. А духовная память - духовной практики. Если в духовной практике мы задействуем и физическое запоминание, то получается двойной положительный эффект.

Так что учите слова Прабхупады наизусть. Это может быть проще чем стихи целиком.

3 Симпатий

Существует несколько способов как учить стихи или запоминать тексты, у меня получалось пользоваться способом - повторять одно слово 10 раз, потом 1 +2 слово десять раз, потом 1+2+3 слово 10 раз, потом полстрофы 10 раз, потом всю строфу 10 раз.
Этот способ называется “Нанизывать на нить”.

Механические способы часто дают временный результат… Если это так, то лучше пользоваться немеханическими, оно могут быть более результативными…

Немеханический - это, как я понимаю, когда я просто читаю Бхагавад-гиту 23 раза, и естественным образом мне там отпечатаются в памяти все стихи :slight_smile:

Как я понимаю немеханический - это увидеть, как стих отражается в твоей жизни, вернее как он проживается и осознается

Ну так читать 23 раза - это и есть увидеть, как БГ отражается в твоей жизни.

Так читать можно и механически. А вот читать, размышлять, понимать, применять

  • это может быть осознано

Механически 23 раза, вряд ли :slight_smile:

Естественный способ запоминания очень прост.

Надо взять простую фразу Шрилы Прабхупады (можно стих) и приводить его в беседах с людьми в течении трех дней подряд. Объясняя и комментируя в естественной беседе. Понятно что фразы должны быть практичными и понятными. Такие цитаты остаются в сознании естественно и надолго…

2 Симпатий

Очень интересный метод! Надо попробовать!

Вот читаю наши Голокинские астропрогнозы, и подумала,
что актуально цитировать в тот же день комменты к ним!

Ну что же! Пора начинать тренировать память! Конечно же будем это делать на сладких и уникальных стихах, которые должны стать жемчужинами на ожерелье, одетым на наш разум!

На этой неделе ( с 28 октября по 3 ноября) давайте выучим прекрасный стих из Чайтанья Чаритамриты:

шриман раса-расарамбхи
вамшивата-тата-стхитах
каршан вену-сванаир гопир
гопи-натхах шрийе сту нах

«Шри Шрила Гопинатха, явивший миру божественную сладость
танца раса, стоит на берегу у Вамшивата и звуками Своей
прославленной флейты созывает пастушек. Пусть же все они
даруют нам свои благословения».

(Чайтанья-чаритамрита, Ади 1.17)

Напишите те, кто будут учить этот стих вместе со мной, в комментарии о своём участии! Вместе учить стихи намного веселее и эффективнее.

2 Симпатий

Я буду. Вопрос: перевод тоже учить точно слово в слово?

Конечно лучше перевод выучить правильно. Это всё таки “Прайоджанадхидева пранама”, великая мантра!

Хорошо понимать и перевод каждого слова:

шриман – великолепнейший; раса – танца раса; раса – сладости; арамбхи – зачинатель; вамши‑вата – (под названием) Вамшивата; тата – на берегу; стхитах – стоящий; каршан – привлекающий; вену‑сванаих – звуками флейты; гопих – пастушек; гопи‑натхах – Шри Гопинатха; шрийе – ко благу; асту – да будет; нах – нашему.

1 Симпатия