📕 Остров Шрилы Бхактивинода Тхакура

«ТХАКУР БХАКТИВИНОД»

Статья из журнала «The Harmonist», издаваемого под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в 20–30-е годы XX столетия.

ЧАСТЬ 1

(из второго номера XXV тома за июль 1927 года)

Бхактивинод Тхакур, основатель «Саджджана-тошани», пришел в этот мир 2 сентября 1838 года. Его игры оставались проявлены для нас на протяжении семидесяти шести лет.

Несмотря на то, что его семья обосновалась в Калькутте, он появился на свет в деревне Бирнагар в Навадвипа-мандале. Один из его предков обрел особую милость Шри Нитьянанды, вечного спутника Господа Шри Чайтаньи Махапрабху. Свое детство Тхакур Бхактивинод провел в достатке и роскоши в Бирнагаре, в доме своего дяди по материнской линии. Однако когда ему было одиннадцать лет, неожиданное несчастье все изменило. Сразу после этого он переехал в Калькутту.

В Калькутте Тхакур Бхактивинод учился четыре года в Индийском благотворительном институте, а затем поступил в Индийский колледж. Из Калькутты он отправился в Ориссу, где некоторое время прожил в деревне Чхути. Там он преподавал в школе, которую открыл по соседству, в Кендрапаре, местном областном центре. В 1859 году Тхакур Бхактивинод отправился в Пури. Впоследствии он работал учителем в Куттаке, Бхадраке и Миднапуре.

В 1861 году Тхакур Бхактивинод поступил на государственную службу, которой отдал значительную часть своей жизни. Он занимал различные должности и часто переезжал. Во время своего пребывания в Пури ему довелось разбирать скандальное поведение знаменитого Бишакишана, которого он признал виновным и отправил в тюрьму.

Тхакур Бхактивинод был назначен правительством наблюдать за обеспечением храма Джаганнатха и организовать его надлежащее управление.

Во время своего непродолжительного пребывания во Вриндаване, он встретился со Шри Джаганнатхой Дасом Бабаджи. Посетив Шри Радха-кунду, Говардхан и другие святые места Враджа-мандалы, Тхакур Бхактивинод услышал о бесчинствах банды разбойников, известных как канджархи. Приложив огромные усилия, он исправил этих бандитов и даже убедил их вернуться к добродетельной жизни.

В 1879 году вышло первое издание «Саджджана-тошани». В 1884 году Тхакур Бхактивинод восстановил в Калькутте Вишва-вайшнава-сабху. В 1887 году, находясь на службе в Кришнанагаре, Бхактивинод открыл место явления Махапрабху Шри Чайтаньи. Подлинность этого места была подтверждена трансцендентным опытом Шри Джаганнатха Даса Бабаджи и других сиддх (святых мудрецов), а также исчерпывающими доказательствами из государственного архива, доступ к которому у Тхакура Бхактивинода был благодаря его служебному положению.

В дальнейшем Тхакур Бхактивинод уделил пристальное внимание проповеди Шри Намы (святого имени Бога), и с этой целью посетил множество мест. В 1894 году он подал в отставку, оставив свое служение правительству.

Тхакур Бхактивинод – автор более ста книг, посвященных беспримесной преданности Богу (шуддха-бхакти), которые выходили на английском, бенгальском и персидском языках, а также на санскрите, хинди и ории. Это поистине сверхчеловеческий подвиг, особенно если учесть, что издание этих книг требовало скрупулезного изучения многих практически неизвестных ранее и очень редких санскритских и бенгальских трудов. К тому же несколько больших книг ему пришлось собственноручно скопировать, переписав от начала до конца. Некоторые из этих работ действительно огромны, к тому же каждая из них поистине бесценна для тех, кто стремится следовать по пути беспримесной преданности. В этом очерке невозможно даже описать содержание этих работ. В будущем мы планируем систематически публиковать в этом журнале рецензии на труды Тхакура Бхактивинода.

Тхакур Бхактивинод покинул видимый для нас мир 23 июня 1914 года.

Мы постарались вкратце описать деяния Тхакура Бхактивинода, единственным устремлением которого всегда было служить Шри Кришне. Он принадлежал Шри Гауранге без остатка. Его святое желание непрестанно служить Господу Хари было проявлено в совершенной безупречности его поступков, а также в его сокровенных мыслях. Он явился в этом мире в то время, когда Гауда-мандала (святая земля Гауды) стала ареной для порочных распрей так называемых религиозных сект всех видов и направлений, единодушных лишь в своей неумолимой ненависти к учению чистой и вечной преданности Богу. Тхакур Бхактивинод пришел в этот мир из божественного сострадания, одарив нас лекарством против этих болезней в форме исцеляющего бальзама любовных наставлений Шри Чайтаньячандры. Его деяния посвящены тем, кто всегда чист и безупречен, кто наслаждается лишь служением святому имени Кришны и полностью безразличен к мирским достояниям. Лишь им будет позволено увидеть того вайшнава, который обратит их лица к Всевышнему.

6 Симпатий

ЧАСТЬ 2.1

(из четвертого номера XXV тома за сентябрь 1927 года)

Трансцендентная природа Тхакура Бхактивинода как шуддха-бхакты прекрасно описана в следующей шлоке, которую повторяют все его последователи в качестве ежедневного поклонения ему:

намо бхактивинодайа сач-чид-ананда-намине
гаура-шакти-сварупайа рупануга-варайа те

«Поклоны тебе, Бхактивинод Саччидананда, воплощение божественной любви Шри Гауры и великий последователь Рупы Госвами».

Милость Бхактивинода была способна утвердить дживы в их изначальной духовной природе, тем самым делая их пригодными ощутить блаженство вечного служения Богу. Тхакур Бхактивинод – это воплощение энергии (шакти) божественной любви. Гаурасундар – это Сам Всевышний. Энергия Гаурасундара полностью тождественна Ему Самому. Бхакта (преданный Бога) – спутник Бога и неразрывно связан с Ним узами любви. Его взаимоотношения с Богом находятся в категории непостижимого одновременного единства и отличия. Различие состоит в том, что энергия (шакти) и преданный (бхакта) являются поклоняющимися (ашрая), а не объектами поклонения (вишая). Господь всегда пребывает в Своей энергии и Своем преданном вместе со всеми Своими трансцендентными атрибутами. Они всецело принадлежат Ему. Из сострадания к падшим дживам Господь каждую эпоху отправляет Своего посланника в этот мир для утверждения чистой (шуддха) и вечной (санатана) религии в форме непрестанного служения Кришне.

Таким образом, подлинная и вечная религия утверждается в этом мире либо Кришной, либо Его личным посланником. Не обретя особую милость Самого Господа, никто не в состоянии совершить такое. Нам ни за что не понять подлинного величия жизни Тхакура Бхактивинода, если мы не будем постоянно помнить, что Бхактивинод – это воплощение божественной любви, спаситель падших душ, посланный Самим Господом в этот мир с целью восстановить вечную религию всех джив (санатана-дхарму), состоящую в вечном и непрерывном служении Кришне. Он учил этот мир санатана-дхарме посредством обширной проповеди, а также собственным примером на протяжении всей своей жизни. «Все добродетели Кришны проявляются в Его преданном, тогда как те, кто привязан к эгоистичным наслаждениям, в действительности, лишены этих качеств». Это подтверждается в «Шримад-Бхагаватам» (5.18.12):

йасйасти бхактир бхагаватй акинчана
сарваир гунаис татра самасате сурах
харав абхактасйа куто махад-гуна
маноратхенасати дхавато бахих2

Тхакур Бхактивинод – идеальный отец, эрудированный ученый, благоразумный реформатор и выдающийся автор. Это понимали все, кто имел удачу близко общаться с ним. Число его почитателей среди тех, кто стремится постичь духовные истины, постоянно увеличивается. Его практика преданности – пример для каждого его последователя. Поэтому для каждого из нас несомненно будет полезно обратить свое пристальное внимание на все аспекты своей жизни. Лишь тот, кто сознателен в каждом поступке, способен наполнить трансцендентной чистотой даже самые незначительные дела. Такие шуддха-бхакты полностью уверены, что, следуя путем, который указал Тхакур Бхактивинод, они обретут такую же совершенную чистоту тела, ума и речи. Чистота потока неопровержимо свидетельствует о чистоте источника.

Тхакур Бхактивинод был постоянно занят множеством дел на службе правительства, и при этом всегда находил время проповедовать учение Шри Гаурасундара и утверждать практику санатана-дхармы в различных областях Индии. Его деятельность всегда была многосторонней. Но главным его делом было определение и восстановление забытых и заброшенных святых мест.

Самым эпохальным и грандиозным его открытием стало обнаружение подлинного места Шридхам Маяпура, места явления Махапрабху Шри Чайтаньядева, сведения о расположении которого уже много лет считались безвозвратно утраченными. Было найдено место, где стоял дом пандита Джаганнатхи Мишры, отца Шри Гаурасундара, на котором впоследствии был возведен храм и торжественно установлены святые Божества Шри Шри Махапрабху и Вишнуприи Деви. Также в Гауда-мандале было открыто множество святых мест, связанных с деяниями Шри Махапрабху, и везде было установлено должное поклонение тем святыням, которые были связаны с этими местами. В различных областях Гауда-деши были открыты проповеднические центры. Тхакур Бхактивинод организовал множество нама-хатт (центров распространения славы святых имен Бога) в таких провинциях, как Надия, Бурдван, Миднапур и других.

Также он приложил много сил для того, чтобы оживить религию беспримесной трансцендентной любви к Богу в различных областях Матхуры. С этой целью Тхакур Бхактивинод постоянно путешествовал, большей частью пешком, проповедуя везде, где представлялась такая возможность, и всегда наслаждался чистой радостью Хари-санкиртаны в обществе многих преданных. Заключительные годы своей жизни он провел в Джаганнатха Пури, где построил маленький дом для своего бхаджана (практики преданности) на побережье. На протяжении последних четырех лет, вплоть до своего ухода в 1914 году, он полностью отошел от этого мира. В эти годы его бхаджан-кутир посетило множество различных людей, каждому из которых Бхактивинод помог своими советами и наставлениями.

Тхакур Бхактивинод на протяжении всей жизни был неутомим в следовании шуддха-санатана-дхарме, которой учил Шри Махапрабху, а так же, с не меньшим усердием, посвящал себя попыткам возобновить поклонение Богу в различных святых местах и восстанавливал индивидуальную и общественную религиозную жизнь по всей стране. В то же самое время он понимал, что его обязанность состоит в распространении по всему миру учения Шри Махапрабху, о котором у простых людей устойчиво сформировалось ошибочное мнение. В первую очередь он направил свое внимание на Бенгалию. Он обнаружил, что бенгальцы полностью лишены знания о монументальных литературных трудах спутников и выдающихся последователей Чайтаньи Махапрабху. Никто даже не знал о существовании многих из этих трудов. Те же, кто объявлял себя последователями Махапрабху, ошибочно принимали полное незнание священных писаний за преданность (бхакти), а личное наслаждение (каму) за любовь к Богу (прему). Образованные люди не имели почти никакого религиозного опыта. Большинство людей, особенно женщин, были привязаны к религиозным ритуалам смартов, цель которых – достижение личного эгоистического счастья. Пандиты главным образом либо поддерживали эти материалистичные церемонии, либо верили в некую абстрактную форму Бога, полностью лишенную всех духовных игр, что являлось следствием безбожного наследия буддизма и учения Шанкарачарьи. Скептицизм образованных классов смешался с политеизмом, безразличием и враждебным отношением, и все это вместе уводило людей прочь с пути вечной религии, то есть непрестанного служения Всевышнему, который воплощает в Себе Абсолютную Истину, вечное бытие и океан трансцендентного блаженства (расу).

3 Симпатий

Тхакур Бхактивинод, как воплощение любви Господа, из великого сострадания к дживам взял на себя труд по просвещению всех людей о подлинном долге всех джив, о котором говорят все богооткровенные писания, и который четыре столетия назад ясно возвестил Сам Всевышний, игравший роль Своего чистого преданного и наставивший все живые существа в такой понятной и недвусмысленной форме, что не оставил никакой возможности для неправильного понимания.

апани ачари дхарма дживере шикхайа
апани на каиле дхарме шикхана на йайа

«Ведя жизнь в строгом соответствии с дхармой, Господь тем самым учил джив, что тот, кто сам не следует дхарме, не может учить ей других».

Жизнь и учение Махапрабху воплощает собой учение всех богооткровенных писаний, и именно это Тхакур Бхактивинод старался донести жителям Бенгалии простым и понятным языком, при этом используя все богатство своей учености и глубину духовного осознания, что сделало его многочисленные работы неотъемлемой частью священных писаний всего мира. В них он недвусмысленно объяснил во всех аспектах и подробностях, в чем заключается подлинная религия всех джив. Воистину, эти работы достойны стоять в одном ряду с бессмертными трудами Вриндавана Даса Тхакура и Кавираджа Госвами как писания шуддха-санатана-дхармы.

К сожалению, Сам Шри Чайтаньядев не написал ни одной исчерпывающей книги о шуддха-санатана-дхарме. Однако Его учение было детально и обстоятельно описано Его спутниками и последователями во время Его проявленных игр в этом мире и в течение некоторого времени после Его ухода. Монументальные труды шести Госвами Вриндавана были написаны на санскрите под Его руководством. Описание всех Его основных игр было подробно представлено в таких великих книгах, как «Шри Чайтанья Бхагавата» Вриндавана Даса Тхакура и «Шри Чайтанья-чаритамрита» Кришнадаса Кавираджа Госвами, которые оба были учениками Господа Нитьянанды, самого величайшего из всех вечных спутников Шримана Махапрабху.

В Бенгалии во времена Тхакура Бхактивинода работы шести Госвами Вриндавана были почти забыты. Труды Тхакура Вриндавана Даса и Кавираджа Госвами были немного известны, однако представление о них сложилось крайне неправильное. Ортодоксы индийского общества смотрели на так называемых бенгальских вайшнавов, как правило, сверху вниз. Однако Имя Махапрабху повсюду почиталось. Глубочайшая же суть Его учения была почти полностью забыта, и даже образованные и одаренные представители интеллектуального сословия Индии восхищались вайшнавской литературой лишь на том основании, что она удовлетворяла их поэтическим вкусам и склонностям. Восприятие Божественного смешалось с гуманизмом. Филантропическое и благотворительное отношение стало нормой и существенно повлияло на распространение безнравственности во многих так называемых религиозных практиках, которые поразили наиболее существенную часть всего общества.

Поставив перед собой цель рассеять это всеобщее невежество относительно принципов шуддха-санатана-дхармы, Тхакур Бхактивинод прилежно взялся за систематическую публикацию важных авторитетных работ по учению Махапрабху, дополнив их исчерпывающими комментариями на бенгальском языке. Некоторые из этих публикаций будут упомянуты ниже. В 1880 году он издал «Шри Кришна-самхиту» на санскрите с предисловием, приложением и переводом на бенгали. В 1886 году он опубликовал «Бхагавад-гиту» с комментариями Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура и своими собственными примечаниями «Расик Ранджан» на бенгали. В 1891 году – «Бхагавад-гиту» с комментариями Шрилы Баладева Видьябхушана и своими примечаниями «Видвад Ранджан» на бенгали. В 1894 году – «Ишопанишад» с бенгальскими комментариями «Ведаркадидхити». В 1895 году – «Шри Чайтанья-чаритамриту» со своей «Амритапрабаха Вашьей» на бенгали. В 1897 году – «Шри Брахма-самхиту» со своими бенгальскими комментариями «Прахашини». В 1898 году – «Шри Кришна-карнамриту» со своими комментариями на бенгали.

В том же году он издал «Шри Упадешамриту» Шри Рупы Госвами со своими бенгальскими комментариями «Пиюсбаршини Виртти» и «Шри Брихат-бхагаватамритам» Шри Санатаны Госвами со своими комментариями на санскрите и бенгали. В 1901 году – «Шри Бхагавата-арка-маричи-малу». В 1904 году он подготовил к печати «Сатхриасара-дипику», вайшнавскую смрити Шрилы Гопала Бхатты Госвами.

Все эти публикации основополагающих вайшнавских трудов Тхакур Бхактивинод дополнил серией своих бенгальских поэтических и прозаических работ. Наиболее значимые из них следующие: 1881 год – «Кальяна-калпатару», 1886 год – «Шри Чайтанья-шикшамрита», 1890 год – «Шри Навадвипа-дхама-махатмья», 1892 год – «Шри Махапрабху и Его шикша», 1893 год – «Шри Шаранагати», «Шокашатан» и «Джайва-дхарма», 1900 год – «Шри Харинама-чинтамани», 1902 год – «Бхаджана-рахасья». Ежемесячный журнал «Саджджана-тошани» на бенгальском языке начал публиковаться с 1879 года и выходил под его редакцией семнадцать лет, пока новый редактор не продолжил издавать его еще семь лет под названием «Гаудия». По сути, этот журнал был единственным периодическим изданием шуддха-бхакти на бенгальском языке. В этом, 1927 году, «Саджджана-тошани» вновь вышел под названием «The Harmonist» сразу на трех языках – английском, санскрите и бенгали. К тому же стоит упомянуть, что Тхакур Бхактивинод написал много книг и на других языках: английском, санскрите, персидском, урду и хинди.

Литературный стиль Тхакура Бхактивинода прост, выразителен, понятен и выдержан в единой манере, он воодушевляет и обогащен обширным словарем вайшнавских понятий, отобранных из неисчерпаемой сокровищницы санскритских писаний и превосходно адаптированных на бенгали. Бенгальский язык у Тхакура Бхактивинода превратился в могущественное средство для передачи возвышенных философских и религиозных истин, помогая ему писать книги с легкостью и точностью, что делает их в высшей степени интересными, и в то же самое время доступными для простых читателей, включая женщин и детей.

По существу, Тхакур Бхактивинод стал инициатором движения шуддха-бхакти, которое в настоящее время охватило всю страну. В своих многочисленных работах он поместил золотой ключ, открывший всем дживам «религию вечного блаженства». Учение Махапрабху сделало понятным для всех подлинное значение священных писаний, приведя в гармонию все разногласия, которые были причиной мировых беспокойств и волнений. Центры учения Махапрабху – единственное упование в будущем и настоящем для всех джив. Однако учение Махапрабху не осознано жителями этой страны, хотя его подлинная значимость уходит корнями в далекое и забытое прошлое всей индийской нации. Тхакур Бхактивинод совершил невероятное – он оживил вечную религию на страницах своих книг. Без его помощи в настоящее время никто бы не смог понять учение Махапрабху, или Абсолютную Истину. Без него путь познания Абсолютной Истины не был бы таким легким. Лишь Абсолютная Истина способна привести в согласие все противоречивые мнения и даровать всему миру подлинную гармонию. Общепризнанно, что Высшая Истина в конце концов восторжествует надо всеми относительными истинами. Однако эта Абсолютная Истина может быть воспринята лишь теми, кто совершенно свободен от всех предрассудков и должным образом подготовил себя к такому божественному откровению. К сожалению, большинство из нас еще не готовы открыть себя этой Высшей Истине. Тхакур Бхактивинод поведал нам, что воспринять эту Истину может лишь тот, чей ум совершенно чист и безупречен. Но такой чистоты не найти в этом мире.

Она принадлежит лишь миру божественному и может быть обретена по божественной милости. Всевышний постоянно отправляет Своих возлюбленных спутников передать Его милость падшим душам, однако это относится лишь к тем, кто смиренно жаждет обрести ее.

Утсавы (религиозные празднования) вайшнавов – практическое осознание этой божественной Истины. Эти праздники выражают признание необходимости почитания Бога через метод преклонения перед Его возлюбленными спутниками. Воистину, это единственный путь служения Богу и обретения Его милости.

3 Симпатий

Вот только так можно гармонично и полноценно развиваться…

1 Симпатия

Поклонение как раса может проявлять свою природу ограниченно, частично или же полностью. Те, чье восприятие расы носит ограниченный характер, ощущают ее только во время поклонения. Причина в том, что все остальное время они наслаждаются материальной расой. Поскольку существование без расы невозможно, жизнь таких людей насыщена материальной расой. Духовную расу они воспринимают как мимолетные ощущения, подобные всполохам зарницы.

В общении с гуру и вайшнавами это ощущение может развиться и проявиться уже не ограниченно, а частично. Но в отсутствие подобающего общения поклонение под влиянием атеистов и имперсоналистов становится все более и более ограниченным и наконец вырождается полностью. Для души нет ничего опаснее.

Шри_Чайтанья_Шикшамрита_7_2

3 Симпатий

Найти такое общение - большая милость, а чтобы получить такую милость, это надо заслужить, милость не дешевка…

Неподготовленный человек, услышав об играх Радхи и Кришны, под влиянием майи примет их за обычные отношения между мужчиной и женщиной. Тем самым он нанесёт себе непоправимый вред. Вот почему читатели, которые хотят проникнуть в тайну этих игр, должны, подобно Нараде, получить посвящение в мадхура-расу. В противном случае, если они станут оценивать ашта-калия-лилу с мирской точки зрения, это очерствит их сердца. Те же, кто обладает необходимыми добродетелями, должны ежедневно читать об играх Радхи и Кришны и медитировать на них. Так можно сбросить с себя бремя греха и проникнуться духовными эмоциями. Хотя взаимоотношения Радхи и Кришны на первый взгляд кажутся мирскими, человек, наделённый проницательностью и другими благими качествами, способен понять их непревзойденную духовную красоту и привлекательность.

Шри_Чайтанья_Шикшамрита_6_6

2 Симпатий

Очень важное и глубокое высказывание:

Према является высшей целью души и пробуждается благодаря развитию бхавы. Если душа сохраняет правильное отношение к Кришне, она постепенно поднимается все выше и выше и в конце концов достигает святилища премы. Према имеет две стадии: стремление к преме и обретение премы. Человеку, достигшему премы, не к чему больше стремиться. На этой стадии есть только Кришна-раса и ничего другого.

На стадии стремления к преме существуют два вида преданных: те, кто обретает блаженство благодаря правильному поведению, и те, кто достигает той же цели, проповедуя. Некоторые извлекают счастье из того и другого одновременно. Правильное поведение включает в себя прежде всего слушание повествований о Боге, тогда как проповедь отдаёт предпочтение прославлению имён Господа.

Шри_Чайтанья_Шикшамрита_6_3

4 Симпатий

Слушать и передавать - это истинный путь преданного служения?

1 Симпатия

Да, речь идёт о совмещении двух путей, пути правильного поведения и пути проповеди. В этом проблема дхармы. Высшая дхарма - это слушать о Боге. Поэтому так не просто понять, как вести себя в конкретной ситуации, ведь любое поведение кроме слушания о Боге будет несовершенным… Вот о чём надо бы подумать как следует…

3 Симпатий

Вайшнав, идущий путём садхана-бхакти, должен внимательно следить за своим духовным состоянием, оценивая, каким оно было вчера, и на сколько оно улучшилось сегодня. Если, вайшнав обнаружит, что за несколько дней не продвинулся в духовной жизни ни на шаг, это значит, что он совершил какое-то оскорбление. Выяснив, в чем оно заключается, следует загладить его общением с преданными и избегать в дальнейшем. Преодолеть в себе склонность совершать это оскорбление можно, неустанно взращивая в себе преданность Кришне и моля Его о милости.

Шри_Чайтанья_Шикшамрита_6_2

2 Симпатий

В сущности, есть только два вида осознания Господа: осознание Господа в Его величественном и в Его чистом аспекте. Обитатели Вайкунтхи, познавшие аспект величия Господа, видят Его в образе Нараяны, владыки бесчисленных вселенных. Те, чье осознание аспекта чистого величия Кришны имеет примесь чистого знания, видят Его как правителя Матхуры или Двараки. А те, кто обладает истинным пониманием Кришны, видят в Нем правителя Вриндавана. Эти два вида понимания вечно сосуществуют в Господе. Разница между ними сохраняется не только на ступени садханы, но и в духовном мире.

Шри_Чайтанья_Шикшамрита_5_3

2 Симпатий

Существует несколько разновидностей ошибочных рассуждений. Основные из них вызваны ошибочной логикой, заблуждениями и одурманивающими веществами. Опираясь на ошибочную логику, человеческий разум совершает серьезные отклонения от истины. На ошибочной логике, например, основано учение европейских пантеистов во главе со Спинозой. Учение теософов, распространенное в Америке и других странах, также относится к адвайтаваде. В Индии то же самое учение, но в несколько иной форме, в разное время проповедовали Даттатрея, Аштавакара и Шанкара. Простые люди склонны, не задумываясь, принимать взгляды выдающихся мыслителей. Поэтому в наши дни все учения, кроме вайшнавизма, основаны на принципах адвайтавады. Большинство семей брахманов исповедует именно такие учения. Популярность адвайтавады объясняется тем, что любое учение, даже самое ошибочное, может принять ее покровительство, чтобы не быть опровергнутым. Например, приверженцы зооморфизма в оправдание своих взглядов ссылаются на философию адвайты, которая гласит, что сосредоточение на животном как на Боге очищает ум и приводит его в равновесие. А когда ум спокоен, он может сосредоточиться на недвойственной субстанции. Таким образом, многие безоговорочно принимают адвайтаваду, даже не пытаясь выявить ее недостатки. Те же, кто превыше всего ценит бхактиваду, или философию чистого преданного служения, и руководствуется соображениями здравого смысла, избегают адвайтавады и придерживаются естественного пути развития бхакти.

Шри_Чайтанья_Шикшамрита_5_3

1 Симпатия

Совершенно верно. Раньше и в голову не приходило ставить под сомнение слова великих, так как учили принимать за истину то, что дают, а не размышлять глубоко, анализировать, сомневаться, проверять…

Принятие истины - это не “конец - делу венец”. Это начало, которое должно быть выражено в применении этой истины в нашей реальной жизни, а вот тут возникает множество деталей, которые надо обдумывать и обсуждать…

2 Симпатий

И вот это разум, который жизненно необходимо включать…

Воот! Разум - это думать как применить полученные истины, ведь если не подумать, то можно и разочароваться в истине самому и других отпугнуть ((((

2 Симпатий

Точно!!! Благодарю!!! :pray::pray::pray:

:flushed::flushed::flushed::flushed::flushed::flushed::flushed:

Никакие невзгоды не могут вывести бхава-бхакту из душевного равновесия. Если кто-то строит преданному козни, если его родных постигает бела или смерть, если он лишается своего имущества, ссорится с членами семьи или заболевает, он может проявлять внешние признаки волнения. Но при этом на сердце у него всегда спокойно, ибо его сердце отдано Господу. Беспокойство в сердце вызывается гневом, вожделением, жадностью, страхом, неоправданными надеждами, скорбью и иллюзией.

Шри_Чайтанья_Шикшамрита_5_2

4 Симпатий