Вопрос на сайте: Харе Кришна. Уважаемый Патита Павана Прабху ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. Какие обязанности есть у преданного когда его мама оставила тело и какое в связи с этим имеют значение 9 и 40 дней и т.п. Заранее большое спасибо. Юрий
Ответ: когда умирает кто-то из ближних, вы можете совершить различные действия в зависимости от ваших возможностей, времени, места и обстоятельств. Вы можете помолиться за него, вы можете предложить фотографии ушедшего махапрасад, вы можете договорится в храме о погребальной церемонии и сделать всё так как вам объяснит священник. Погребальная церемония это последняя церемония, которая в последний раз очистит человека через его тело. В Сканда Пуране говорится: “К тем, чьи тела украшены знаками тилаки или гопи-чанданы, и расписаны Святыми Именами Господа, и чью шею и грудь украшает туласи-мала, никогда не приблизятся Ямадуты”. Этот обряд проводят для того, чтобы душа отрешилась от своего тела и не приняла форму приведения, а также для того, чтобы подготовить лучшее рождение. Поэтому в момент ухода нашего родственника можно петь киртан,читать “Бхагавад-гиту”, «Шримад Бхагаватам», «Нарасимха-кавачу" или “Шри Ишопанишад”, можно включить соответствующую запись на магнитофоне. Перед взором уходящего хорошо держать изображение Божеств. При этом нужно учитывать чувства других родственников если они исповедуют другую религиозную традицию. Атмосфера должна быть мирной и духовной.
В письме Реватинандане от 14 ноября 1973 года Шрила Прабхупада пишет о похоронах для преданного: “Просто устройте встречу, посвященную соболезнованию по поводу его ухода и молитесь о его душе Кришне, чтобы Он предоставил ей хорошую возможность для совершенствования в сознании Кришны. Кришна несомненно выделит ему хорошее место для следующего рождения… Но, мы также выражаем свою скорбь по поводу утраты такого Вайшнава… Через три дня после его кончины нужно провести церемонию, во время которой отошедшему и всем собравшимся вайшнавам предлагают прасад. Таков порядок”. Обряды для вайшнавов и наших родственников-непреданных примерно одинаковые, в зависимости от времени, места и обстоятельств. Мы должны подчиняться существующим порядкам и законам: необходимо, прежде всего, как можно скорее известить милицию и скорую помощь о кончине человека чтобы была вовремя установлена причина смерти. Как правило, тело увозят в морг для хранения на время оформления документов и для экспертизы. Существуют официальные инструкции на этот счет и обойти их невозможно. Сразу после обращения в милицию вам скорее всего позвонят несколько агентов похоронных фирм с предложением помощи. Можно её принять, но при этом лучше ознакомится со всеми расценками в интернете. Похоронный бизнес, один из самых циничный в нашей стране.
С первого дня после смерти и в течении 11 дней нужно предлагать покойному пинду: рисовые шарики или другой махапрасад и воду. Предлагайте их фотографии или сосуду с водой, куда призывается душа покойного. Все это можно предлагать “своими словами” без особых мантр. Пойте киртан и читайте благоприятные мантры, например «Нарасимха-кавачу». После шрадхи 11-го дня помойте это место молоком. В морге нужно договориться о возможности омыть тело, одеть в одежду вайшнава, учтите, что не во всех местах это разрешают, можно взять официальное письмо из храма, украсить тилакой и цветочной маха-гирляной с арча-виграхи Господа, написать на теле имя Господа, а лоб смазать сандаловой пастой. В рот или на рот ушедшего кладут листок туласи. Наденте кантхималы и шнур, если была 2-я инициация. Если есть возможность достать священную воду Ганги, Ямуны, или Радха-кунды, то тело можно окропить этой водой. Покрыв тело харинама-чадаром, его перевозят в крематорий. В Джайакха-самхите говорится, что мальчика до пяти лет или девочку до семи лет нужно не кремировать, а хоронить. В этом случае обряды шраддхи совершать необязательно.
Во время прощания в морге, а потом в крематории можно совершить арати с благовониями, огнем и цветами, предлагая их сперва Господу, а затем телу. Можно петь киртан или читать Нарасимха-кавачу, близкие могут сказать слова прощания и предложить покойному цветы. Киртан и стихи “Бхагавад-гиты” должны звучать при переезде из морга в крематорий. Не следует проводить кремацию в Экадаши или в Маха-двадаши, при необходимости, отложите ее на следующий день. Кремация должна проходить в дневные часы, пока светло. В день кремации члены семьи должны весь день поститься, и в течение трех последующих дней питаться легкой пищей, например салатами или фруктами. Рекомендуется даже не есть дома и избегать приготовления пищи, поскольку сознание готовящего проникает в пищу. Траур подразумевает определенную скромность, сдержанность в поведении, почтительность, исполненную достоинства и серьезности. И речи быть не может в таком случае о каких-либо развлечениях; лучше всего посвятить это время чтению священных писаний. Вайшнавы не устраивают поминок в тот день, но зачастую приходится это делать для родственников.
Заберите прах из морга не позже чем через год после смерти преданного, как вам посоветуют местные вайшнавы, при оформлении документов на кремацию укажите, что прах будет вывозится из России. Отвезите этот пепел в Индию и развейте в священную реку, такую как Ганга, Ямуна, Годавари, Сарасвати, Нармада или Кавери. Большинство вайшнавов берут пепел с собой, когда едут в Майапур, или во Вриндаван, чтобы там у Кеши-гхата развеять его в Ямуну. Перед этим необходимо смешать прах покойного с панча-гавьей и землей с берега священной реки, так, чтобы сформировать равномерный шар. Обратитесь за помощью в проведении церемонии к местным преданным. Если возникает непонимание с родственниками по поводу кремации или вывоза праха, можно отрезать локон волос и бросить их в Ямуну.
Если преданный был серьезен в Сознании Кришны, то на третий день после ухода вайшнава необходимо от его имени предложить пир арча-виграхе Господа. Этот прасад нужно затем раздать вайшнавам и членам семьи покойного. Если покойный жил не в храме, то брахман, принимавший участие в погребальной церемонии, должен проводить членов семьи покойного до их дома. Первыми в дом должны войти дети вместе с этим брахманом. Затем помещение очищается: поджигают сухой коровий навоз с гхи, и брахман в это время читает благоприятные мантры. Некоторые обычаи рекомендуют членам семьи покойного для “перемены обстановки” ночевать где-нибудь еще, например, у друзей. Для покойных слабых в духовной практике или непреданных, на одиннадцатый день после смерти должна быть проведена церемония шрадхи. В его доме нужно установить алтарь и провести пуджу, а также предложить прасад. Можно провести огненное жертвоприношение, предложив пламени костра халаву, а затем - всем собравшимся. Маха-прасад сначала нужно поднести фотографии покойного. Можно договорится о такой церемонии в храме.
Если ушедший был мужского пола, то первым прасад должен принять жрец, проводящий обряд, а если это была женщина, то хозяева должны первой накормить брахмани или Вайшнави. Дайте им и жрецу дакшину. Нужно хотя бы один пост экадаши за год посвятить покойному. В течении года каждый месяц на день ухода стоит раздавать прасад, например фрукты вайшнавам. Для облегчения участи наших близких мы можем совершать вышеописанную церемонию даже спустя много лет после их ухода, особенно в честь наших родителей!