Остров закона и порядка с точки зрения святых мудрецов

О законопослушании

Законопослушание - это восприятие существующих законов как норм своего поведения, это готовность и способность человека подчинять свою волю исполнению этих законов. Законопослушные граждане действуют именно так.

В то же время есть незаконопослушные граждане, которые законы не исполняют и не желают исполнять. Степень этого нежелания может быть разной. Ещё они могут не исполнять законы, так как не знают о них. Но это не так важно, поскольку существует общеправовой принцип, который жители Древнего Рима сформулировали следующим образом: “Ignorantia juris non excūsat” (ИгнорАция йУрис нон экскУзат) - незнание закона не освобождает от ответственности. Это означает, что тот, кто нарушил закон, будет наказан независимо от причин этого нарушения.

Точно так же есть Верховный законодатель. Исполнение Его законов обязательно для всех. В противном случае материальная природа будет наказывать нас, независимо от того, нарушили ли мы Божественный закон осознанно или по невежеству. Шрила Прабхупада подтверждает это:

“Ведические писания представляют собой свод законов Верховной Личности Бога. Нарушать предписания Вед столь же недопустимо, как преступать законы государства. Каждый, кто стремится обрести истинное благо, должен действовать в соответствии с указаниями ведических писаний. Предписания Вед регламентируют жизнь обусловленных душ, которые пришли в материальный мир за материальными наслаждениями. Чувственные наслаждения подобны соли. Соли нужно положить не больше и не меньше, а ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы блюдо получилось вкусным. Обусловленные души, которые пришли в материальный мир, должны пользоваться своими чувствами в строгом соответствии с предписаниями Вед, в противном случае на каждом шагу их будут ожидать новые и новые страдания. Ни один человек или полубог не может создать законы, подобные ведическим, так как предписания Вед даны Самим Верховным Господом” (“Шримад-Бхагаватам” 3.15.8, комментарий)

Михаил Мешанин

4 Симпатий

У меня вопрос: где грань между действительно законом и произволом? Можно на примере ситуации с браком рассмотреть. Создание семьи в благости - это не только социальный, но и обет молодоженов перед Богом (венчание, виваха). Только в страсти - ЗАГС. В невежестве - разные формы отклонений от традиционной семьи. Но в последнее десятилетие именно отклонения в некоторых странах стремятся узаконить.

То есть в современных законах всё время расширяется понятие дозволенного и свободы индивида.

1 Симпатия

С точки зрения светского законодательства, достаточно государственной регистрации брака. Сожительство, которое, как правило, сами сожители именуют “гражданским браком”, правонарушением не является, поэтому наличие правового произвола здесь не усматривается. Но есть произвол нравственный: сожительство не предполагает ответственности “партнеров” друг за друга - ни перед Богом, ни перед государством. Поэтому сожительство, хотя и не осуждается законодательством, но, как правило, негативно оценивается представителями различных религиозных конфессий, а также людьми, которые себя ни к каким конфессиям не относят, но склонны ответственно подходить к своей жизни и жизням тех, кто их окружает. Например, в обществе вайшнавов сожительство не поощряется. Виваха-ягья (религиозный обряд бракосочетания) помимо государственной регистрации брака в обществе вайшнавов совершается, если к вайшнавской традиции принадлежат и жених, и невеста. В случае, если к этой традиции принадлежит только кто-то один из них, достаточно государственной регистрации брака.
Пусть Вячеслав Олегович поправит меня, если я в чём-то ошибся.

1 Симпатия

Так вот он: где грань между действительно законом и произволом? Предписание священнику регистрировать однополые браки - это закон или произвол? Конечно, это пока не российская действительность, слава Богу. Но и у нас бывало. То же советский закон о членовредительстве (вегетарианстве), за который сажали.

Сейчас век деградации. Это значит что и государственное право деградирует и религиозное. И регистрация в ЗАГСе гуна невежества и религиозный обряд без понимания его сути - тоже невежество. Особенно грустно невежественное сочетание государственных и религиозных отклонений…

Ответ выше, я обновил сообщение.

О добре

Древнеримский юрист и правовой деятель I-II веков нашей эры Публий Ювентий Цельс, он же Цельс Младший или Цельс-сын однажды сказал: “Jus est ars boni et aequi” (йУс эст арс бОни эт эквУи) - “Право есть искусство добрых и справедливых поступков”.

Судопроизводство в Древнем Риме

Чтобы быть способным нести в мир добро и справедливость, нужно вначале изучить этот вопрос на теоретическом уровне, то есть понять в чём заключается подлинное благо.

Вот что об этом говорил Шрила Прабхупада:

" Подлинное благо - в понимании Бога… Если человек не знает, в чем заключается благо, как он будет творить его? В первую очередь человек должен узнать - в чём заключается благо. Тогда можно сделать что-нибудь хорошее…

Всякий, кто называет себя лидером, способным принести обществу благо, должен прежде всего узнать, в чём это благо состоит… мы направляем людей по неверному пути, если не знаем высшей цели… Как лидер будет вести за собой людей, если он не знает высшую цель жизни? "
( из беседы Шрилы Прабхупады с Раймондом Лопезом, Уолли Стробсом и Бобом Борном, 22 мая 1975 года, Мельбурн, Австралия )

Прокуратура, полиция и суд существуют для поддержания правопорядка (внешней стороны поведения человека), благодаря чему в обществе до определённой степени присутствуют добро и справедливость. Внутренняя сторона человеческого поведения направляема общественным мнением, а также самой совестью человека. Те, кто узнал из священных писаний о том, в чём заключается высшая цель жизни и принял эту цель как свою, добровольно следуют как законам государства, так и законам этих священных писаний:

Брахманы и вайшнавы никогда не преступают законов государства или законов природы, потому что им прекрасно известны последствия нарушения этих законов ” (“Шримад-Бхагаватам”, 4.26.24, комментарий).

Так давайте же будем изучать священные писания и законы государства. Тогда нам будет ясно как действовать по доброму и справедливо.

Приложение.
Беседа Шрилы Прабхупады с Раймондом Лопезом, Уолли Стробсом и Бобом Борном, 22 мая 1975 года, Мельбурн, Австралия.

3 Симпатий

Закон достоин почитания

По мнению советского и российского учёного-правоведа, специалиста в области криминологии, доктора юридических наук и профессора Ю.М. Антоняна (р. 1933 г.) личность преступника - это “ личность человека, совершившего преступление вследствие присущих ему психологических особенностей, антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к нравственным ценностям и выбора общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей… ” (Антонян Ю.М. Личность преступника. М.: Наука, 2004).

Центральное значение для формирования личности имеет её семья, в которой приобретаются основные знания, первоначальное представление об окружающем мире и нормах поведения. Существование в семье антиобщественных взглядов, упущения в школьном воспитании, недостатки в сферах общения и досуга и отсутствие социального контроля во многом предопределяют формирование у личности тех или иных наклонностей, в том числе преступных. Шрила Прабхупада подтверждает это:

"В “Хари-бхакти-судходайе” приводится беседа Прахлады Махараджи с его отцом Хиранйакашипу, в которой Хиранйакашипу обращается к Прахладе с такими словами:

“Хираньякашипу общается с сыном” (холст, масло)

Дорогой сын, общение имеет огромное значение. Оно подобно кристаллу, отражающему всё, что ставят перед ним”. Подобно этому, когда мы общаемся с подобными цветам преданными Господа, и сердца наши кристально чисты, несомненно, произойдёт то же самое " (Шрила Прабхупада, “Нектар преданности”, глава 12).

Дорогие читатели! Как известно, Уголовный кодекс мы должны чтить. Наставления священных писаний - тоже. Если у кого-нибудь из вас вдруг возникнет желание погрешить против законов Бога и государства - немедленно открывайте Уголовный кодекс и “Гаруда-пурану”. Один мой друг как-то сказал мне, что сделал “Гаруда-пурану” своей настольной книгой, потому что там описываются страдания грешников в аду и, регулярно читая “Гаруда-пурану”, он чувствует всё возрастающее стремление к праведной жизни. Также очень важно окружить себя обществом законопослушных, праведных людей. Тогда мы, подобно зеркалу, будем отражать их качества и проявлять их в своей жизни.

Всем удачного дня!

2 Симпатий

Начало любого преступления это обида

Будет хорошо, если поподробнее опишете и аргументируете свою точку зрения.

Да, любое однозначное заявление должно быть подкреплено как минимум цитатой из трактата. Иначе надо уточнять, что это ПМСМ (По Моему Смиренному Мнению).

Да
Из лекции Чайтанья Чандра Чаран прабху, с год назад, контекста не помню

Не огорчайтесь по пустякам

Древние римляне вывели в своё время следующий правовой принцип: “De minimis non curat lex” (“де мИнимис нон курат лекс”), что означает “Закон не заботится о мелочах”. Руководствуясь этой доктриной, суд отказывается рассматривать пустяковые дела.

Например, в январе 2013 года Вадим К. купил зубную пасту. Он открыл тюбик и из него внезапно потекла вода. Тогда Вадим подал на производителя иск на 15 миллиардов рублей, так как из-за этого случая у него “появились периодические нарушения сна, внутренняя неуверенность перед наглым беспределом, отчаяние от умышленного обмана. В связи с его переживаниями (отсутствие человеческого настроения, высокая степень депрессии, тяжелое внутреннее чувство безразличия) он был периодически отвлечён от обычных занятий (чтение литературы, посещение мест культурного отдыха и развлечений)”.

Также истец сообщил, что в тот вечер из-за сильного нервного потрясения не смог даже почистить зубы. Суд принял решение об отказе в принятии такого искового заявления.

Другой случай. Летом 2004 года житель одного уральского города решил через суд вернуть все подарки, которые он сделал своей возлюбленной, не ответившей ему взаимностью: хозяйственную сумку, коробку конфет «Птичье молоко», цветы азалии (два горшка), именную кружку, шоколадку 100 г с орехами, 3 кг желтых бананов, 300 г печенья «Сладкоежка», большое красное яблоко, четыре желтых яблока, кварцевые часы, значок вуза в виде ромбика, градусник «Рыбка», две почтовые открытки и семь жёлтых полуботинок. Ответчик заявила, что все продукты она давно съела, а семь жёлтых изношенных мужских полуботинок отдала малоимущим соседям. Районный суд в удовлетворении иска отказал, поскольку истец не обговаривал с ответчиком каких-либо условий.

Чтобы избежать таких огорчений, надо избавляться от эгоцентризма, меньше думать о себе и больше о благе окружающих. Может быть полезна помощь квалифицированного психолога. Верующие люди в этом смысле находятся в более защищенном положении, так как сверяют свои намерения и планы с желаниями Бога. Именно так и следует поступать. Вот что об этом пишет Шрила Прабхупада:

Ничего не следует делать… вопреки воле Господа. Береженого Бог бережет, поэтому мы должны как следует научиться различать действия, доставляющие удовольствие Господу, и те, которые могут Ему не понравиться. Таким образом, действие оценивается по тому, насколько оно угодно или неугодно Господу. Для личной прихоти тут нет места. Нашим ориентиром всегда должно быть удовлетворение Господа. Эти действия называются йогах̣ кармасу кауш́алам, то есть действия, связанные с Верховным Господом. В этом состоит искусство совершенного исполнения деятельности” (Шрила Прабхупада, “Шримад-Бхагаватам” 1.15.24, комментарий).

Харе Кришна!

2 Симпатий

О неприкосновенности

Согласно статье 9 Всеобщей декларации прав человека (1949) за каждым признаётся право на личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни и жилища: никто не вправе вмешиваться в частную жизнь граждан, собирать сведения о ней без их ведома, проникать в жилище без согласия проживающих, лишать свобод без соответствующего решения государственных органов.

Данный правовой принцип (“неприкосновенность личности”) признаётся Конституциями многих государств и законопослушные граждане могут пользоваться соответствующими правами во всей их полноте.

Помимо этого мы находимся под защитой Бога, если следуем Его законам.
В “Шримад-Бхагаватам” Ямарадж даёт в связи с этим следующие наставления своим слугам, ямадутам:

"О слуги мои, не смейте трогать таких преданных (которые повторяют Святое Имя Господа), ибо они нашли прибежище у лотосных стоп Верховной Личности Бога. Они одинаково относятся к каждому, и их славят полубоги и жители Сиддхалоки. Даже не приближайтесь к ним, ибо их неизменно защищает палица Всевышнего, так что ни Господь Брахма, ни я, ни даже само время не властны их наказывать.

Парамахамсы — возвышенные души, утратившие всякий интерес к материальным наслаждениям, — пьют мёд лотосных стоп Всевышнего. Слуги мои, ведите ко мне на суд только тех, кому претит вкус этого меда, кто сторонится парамахамс и кто привязан к семейной жизни и к мирским наслаждениям, толкающим в ад. О мои верные слуги, приводите ко мне тех грешников, чьи уста ни разу не произнесли имени Кришны и не воспели Его качеств, кто хотя бы однажды не вспомнил о Его лотосных стопах и чьи головы никогда не склонялись перед Ним. Ведите ко мне всех невежд и злодеев, презревших свой долг перед Господом Вишну — единственный долг человека"
(Шрила Прабхупада, “Шримад-Бхагаватам”, тексты 6.3.27-29).

Системы исполнения наказаний - государственная и Божественная - существуют для незаконопослушных личностей.
Давайте будем всему следовать и тогда у нас всё хорошо будет!

1 Симпатия

Свобода совести или свобода от совести?

Согласно Всеобщей декларации прав человека, «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов» (Всеобщая декларация прав человека, статья 18).

По мнению учёного-правоведа, доктора юридических наук, профессора Сурена Адибековича Авакьяна, свобода совести имеет два аспекта. Один — это свобода морально-этических воззрений человека (т.е. что считать добром и злом, добродетелью или подлостью, хорошим или плохим поступком, честным или бесчестным поведением и т.д.). Другой аспект свободы совести — это “внутренняя (духовная) возможность личности выбрать себе подобный идеал и поклоняться ему” (Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Моск. ун-та. Серия «Право». 1999. № 1. С. 9).

К сожалению, не все делают правильный выбор. Богоборческое настроение при определении своего нравственного идеала ведёт к весьма негативным последствиям, о которых Господь Кришна говорит следующее:

"Введённые в заблуждение ложным эго, силой, гордыней, вожделением и гневом, демоны ненавидят Бога, который пребывает в их телах и в телах всех остальных живых существ, и поносят истинную религию.

Их, исполненных ненависти и злонравных, самых низких среди людей, Я всегда низвергаю в океан материального существования, в разные демонические формы жизни" (Шрила Прабхупада, “Бхагавад-гита”, тексты 16.18-19).

Изначальный источник совести - Верховный Господь. Свобода совести - это свобода от необходимости слышать иные, посторонние голоса:

"…как верховный отец всех живых существ, Кришна хочет, чтобы Его дети вернулись домой, к Богу. Поэтому Он Сам приходит, чтобы дать им ведические писания, такие как «Бхагавад-гита». Он посылает Своих доверенных слуг, и те, выступая в качестве духовных учителей, просвещают обусловленных живых существ. Находясь в сердце каждого, Господь становится голосом совести живого существа, который помогает ему принять Веды и духовного учителя.

Так живое существо получает возможность понять собственную изначальную природу и свои отношения с Верховным Господом" (Шрила Прабхупада, Шри Чайтанья Чаритамрита, Мадхья 20.125, комментарий).

Харе Кришна!

3 Симпатий

ПРЕЗУМПЦИЯ ПРЕДАННОСТИ
►Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж

Меня волнует, что в обществе вайшнавов – я иногда наблюдаю за всеми этими дебатами, а порой и баталиями – люди не пытаются по-настоящему понять друг друга и вступить в диалог.

Давайте слушать друг друга, потому что это – удивительная привилегия, которая есть у нас! Мы не только можем говорить что-то свое, мы можем услышать другого человека и соприкоснуться с бхакти в его сердце. Это же – поразительное чудо, когда я слушаю другого человека и чувствую, как энергия бхакти, которая есть у любого практикующего преданного в какой-то степени, вдруг касается меня и обогащает. Вступать в диалог не значит слепо принимать чужие мнения, не значит заведомо со всем соглашаться. Это значит – просто понять преданность другого человека.

Я последнее время живу одной фразой, которая для меня очень важна. В римском праве есть понятие презумпции невиновности, когда человека заранее не обвиняют ни в чем и исходят из того, что он не виновен. Вину его нужно доказать. На мой взгляд, отношения с вайшнавами нужно строить, исходя из презумпции преданности. Если не доказано обратное, то мы исходим из того, что он – преданный, что он – слуга Шрилы Прабхупады, что он старается служить. Если мы будем руководствоваться в нашей жизни презумпцией преданности, как в римском праве люди неукоснительно руководствуются этой презумпцией невиновности, наше общество будет другим. И оно будет воодушевлять нас и будет совершать чудеса, потому что все будут реально вдохновлять друг друга, тогда как сейчас мы, к сожалению, видим печальные и не воодушевляющие попытки погасить друг друга, обвинить друг друга в чем-то.

Это мое заключительное : давайте будем исходить из презумпции преданности! Мы – преданные Шрилы Прабхупады, мы находимся в его обществе, чтобы служить. Если обратное не доказано с помощью фактов, давайте не будем позволять себе пускаться в сомнительные допущения, которые никому никакой пользы не принесут!

2 Симпатий

Об основном законе и умеренности

Дорогие читатели!

Сегодня, 2 июля 2020 года президент РФ Владимир Путин в своем телеобращении поблагодарил всех, принявших участие в голосовании по поправкам в Конституцию России. Tempora mutantur et nos mutamur in illis, говорили древние римляне: “Времена меняются и мы меняемся вместе с ними”.


Река времени

Всё меняется под влиянием вечного времени: Конституция меняется, погода меняется, настроение меняется, отражение человеческое в зеркале меняется… Жизнь требует этих изменений.

Шрила Прабхупада пишет:
"Слово “шастра” происходит от глагольного корня “шас”, который означает «подчинять, управлять»… корень “шас” используется для обозначении власти, которая может устанавливаться либо с помощью оружия, либо с помощью законов и предписаний…

Надпись на автобусе: "Шастра - наша Конституция, наше решение"

Веды не следует считать обычным сводом законов, построенных на здравом смысле. Веды состоят из слов добившихся истинного освобождения мудрецов, не зависящих от влияния изъянов чувственного восприятия… Тот, кто опирается на наставления шастр, освобождается от последствий всех своих грехов… В шастрах (Ману-самхита) сказано: …не следует чрезмерно потворствовать низменным наклонностям обусловленной жизни; во всем следует соблюдать меру, определенную в шастрах. Цель шастр — направлять в нужное русло всю деятельность человека".
(Шрила Прабхупада, “Шри Чайтанья Чаритамрита”, Ади лила 17.157, комментарий к тексту)

1 Симпатия
Сайт go-loka.ru не осуществляет какую-либо миссионерскую деятельность от имени какого-либо религиозного объединения, не направлен на распространение сведений о каком-либо вероучении среди лиц, не являющихся его последователями, не преследует цель вовлечения в какое-либо религиозное объединение.

© Сopyright, 2019, Клуб "БАЛАНС". Все права защищены.