Шри Ишопанишад. Мантра десятая

Мантра десятая

анйад эвахур видйайа
анйад ахур авидйайа
ити шушрума дхиранам
йе нас тад вичачакшире

анйат - разное; эва - несомненно; ахух - говорится; видйайа - благодаря углублению знаний; анйат - разное; ахух - говорится; авидйайа - благодаря погружению в невежество; ити - так; шушрума - я слышал; дхиранам - от умиротворенных; йе - кто; нах - нам; тат - это; вичачакшире - объяснили.

ПЕРЕВОД
Мудрецы объяснили нам, что процесс совершенствования знаний приводит к иному результату, чем культивирование невежества.

КОММЕНТАРИЙ
В тринадцатой главе Бхагавад-гиты (13.8-12) следующим образом описан путь культивирования знаний:

  1. Необходимо стать безупречным человеком и научиться оказывать должное почтение другим.
  2. Не следует изображать из себя верующего только ради имени и славы.
  3. Не следует приносить беспокойства другим своими действиями, мыслями или словами.
  4. Нужно научиться быть терпеливым и не поддаваться ни на чьи провокации.
  5. Необходимо научиться избегать двуличности в отношениях с другими.
  6. Человек должен найти истинного духовного учителя, который сможет постепенно привести его к духовному самоосознанию, беспрекословно выполнять все указания такого духовного учителя, служить ему и задавать уместные вопросы.
  7. Чтобы достичь уровня самоосознания, необходимо следовать регулирующим принципам, указанным в богооткровенных писаниях.
  8. Нужно неуклонно следовать указаниям богооткровенных писаний.
  9. Необходимо полностью воздерживаться от всего, что может помешать процессу самоосознания.
  10. Не следует принимать больше того, что необходимо для поддержания тела.
  11. Не следует отождествлять себя с физическим телом или считать своей собственностью тех, кто связан с нашим телом родственными узами.
  12. Всегда нужно помнить о том, что, пока у нас будет материальное тело, мы будем обречены на муки рождения, старости, болезней и смерти. Любые наши попытки избавиться от этих страданий материального тела ни к чему не приведут. Самое лучшее - это найти способ вновь обрести свое духовное “я”.
  13. Не следует привязываться ни к чему, кроме того, что необходимо для духовного прогресса.
  14. Не нужно привязываться к жене, детям и дому сильнее, чем рекомендуется в богооткровенных писаниях.
  15. Не следует радоваться или огорчаться из-за того, что представляется нам желательным или нежелательным, зная, что источником этих эмоций является ум.
  16. Необходимо стать чистым преданным Верховной Личности Бога, Шри Кришны, и служить Ему с полной сосредоточенностью.
  17. Нужно развивать в себе вкус к уединенной жизни в тихом и спокойном месте, атмосфера которого способствует духовной практике, и избегать людных мест, где собираются материалисты.
  18. Нужно стать ученым или философом и изучать духовную науку, осознав, что материальному знанию приходит конец со смертью тела, духовное же знание вечно и неизменно.

Эти восемнадцать заповедей представляют собой методологию постепенного процесса познания истины. Все прочие методы относятся к категории невежества. Шрила Бхактивинода Тхакур, великий ачарья, говорил, что все формы материального знания, по сути дела, являются только внешними аспектами иллюзорной энергии и тот, кто совершенствует такое знание, становится не умнее осла. То же самое утверждается в этой мантре Шри Ишопанишад. Прогресс материалистической науки низводит человека до уровня осла. Иногда некоторые политики-материалисты, прикидываясь духовными людьми, порицают современную цивилизацию, объявляя ее сатанинской, но, к сожалению, они не хотят встать на истинный путь познания, который описан в Бхагавад-гите, и потому они не в силах изменить демонический облик мира.

В современном обществе даже юнец считает себя независимым и не оказывает никакого почтения старшим. Из-за порочной системы образования в наших университетах молодежь всего мира причиняет старшим только головную боль. Поэтому Шри Ишопанишад подчеркивает разницу между культивированием невежества и культивированием знания. Современные университеты, по сути дела, являются рассадниками невежества, а ученые в них занимаются разработкой смертоносных видов оружия, способных стереть с лица земли целые страны. Нынешним студентам университетов ничего не говорят о регулирующих принципах брахмачарьи (жизни ученика, хранящего целомудрие), а сами они не имеют веры в наставления священных писаний. В наше время люди проповедуют религиозные принципы только ради карьеры и славы, а не для того, чтобы их применяли на практике. Таким образом, вражда проникла не только в общественную жизнь и политику, но и в сферу религии.

Культивирование невежества привело к возникновению в различных частях света национализма и шовинизма. Люди не хотят думать о том, что наша крошечная планета - всего-навсего сгусток материи, плавающий в необозримом космосе вместе со многими другими. По сравнению с необъятностью космического пространства эти сгустки материи подобны пылинкам, плавающим в воздухе. Но Бог так добр, что сделал эти сгустки самодостаточными, наделив их всем необходимым, чтобы парить в пространстве. Пилоты космических кораблей очень гордятся своими достижениями, но не удостаивают вниманием верховного пилота гигантских космических кораблей, называемых планетами.

В космосе рассеяно бесчисленное количество солнц и планетных систем. Мы, бесконечно малые частицы Верховного Господа, пытаемся господствовать над этими бесчисленными планетами. Поэтому мы снова и снова рождаемся и умираем, а все наши планы, как правило, разрушают старость и болезни. Продолжительность жизни человека должна составлять около ста лет, но она постепенно сокращается до двадцати-тридцати лет. Из-за невежества, воцарившегося в обществе, одураченные люди создали на этих планетах свои страны, что бы за двадцать или тридцать отведенных им лет испытать как можно больше чувственных наслаждений. Глупые люди пытаются так провести границы между своими странами, чтобы все были довольны, но это практически невозможно. И ради этого каждое государство становится источником беспокойств для других. Больше пятидесяти процентов государственных ресурсов растрачивается на оборону, а о развитии духовного знания никто по-настоящему не заботится. И тем не менее люди без всяких на то оснований гордятся прогрессом материальной и духовной науки.

Шри Ишопанишад предупреждает нас о порочности такой системы образования, а Бхагавад-гита учит тому, как можно обрести истинное знание. Эта мантра гласит, что знание, видью, необходимо получить от дхиры. Слово дхира означает “невозмутимый”, тот, кого не беспокоит материальная иллюзия. Но до тех пор, пока человек не достигнет совершенного духовного самоосознания, он не сможет постоянно сохранять невозмутимость. На совершенной стадии духовного самоосознания человек избавляется от всех желаний и скорби. Дхира понимает, что материальные тело и ум, которые он получил более или менее случайно, в результате соприкосновения с материей, чужды ему. Поэтому дхира просто стремится извлечь максимальную пользу из невыгодной сделки.

Для духовного живого существа материальное тело и ум являются невыгодной сделкой. Предназначение живого существа - заниматься разнообразной деятельностью в живом, духовном мире, но материальный мир мертв. Пока живые духовные искры манипулируют безжизненными сгустками материи, этот мертвый мир кажется живым. На самом деле только живые души - неотъемлемые частицы высшего живого существа - приводят этот мир в движение. Тех, кто узнал об этом от высших авторитетов и реализует это знание, следуя регулирующим принципам, называют дхирами.

Тот, кто хочет следовать регулирующим принципам, должен найти истинного духовного учителя. Трансцендентное знание и указания, касающиеся регулирующих принципов, ученик получает от духовного учителя. Такое знание невозможно получить, идя опасным путем невежественного образования. Стать дхирой можно, только со смирением слушая истинного духовного учителя.

К примеру, Арджуна стал дхирой, смиренно внимая Самому Господу Кришне, Верховной Личности Бога. Совершенный ученик должен быть подобен Арджуне, а духовный учитель - практически равен Самому Господу. Таков процесс получения видьи (знания) от дхиры (невозмутимого).

Адхира, тот, у кого нет подготовки дхиры, не имеет права давать наставления и руководить другими. Современные политики, объявляющие себя дхирами, на самом деле адхиры, и они никому не могут дать совершенного знания. Их интересует только размер вознаграждения, которое они могут получить за свой труд. Разве смогут они направить людей на истинный путь самоосознания? Таким образом, для того, что бы получить истинное образование, нужно смиренно слушать дхиру.

8 Симпатий

Когда я лечу на самолёте и смотрю вниз, то начинаю отчётливо представлять себе наши размеры в масштабе космического пространства, отсюда нас даже под микроскопом не видно… И сразу доходить начинает. Но внизу мы представляем себя этакими “пупами земли”, что всё крутится вокруг нас и для нас, мы реально думаем, что можем здесь чем-то управлять…

Помню историю, как Шрила Прабхупада очень доходчиво объяснял одному ученику эту идею: он сказал, что существует бесконечное количество вселенных, и в одной из многочисленных вселенных есть маленькая планета Земля, на этой маленькой планете есть маленькая страна, в этой маленькой стране есть маленький город, а в этом городе есть маленькая улица, а на этой улице есть маленький дом, где живёт малюсенький я…
По-моему, сразу всё “величие” сдувается ))

7 Симпатий

… Проходя мимо дверей института, я с большим сожалением наблюдала как непочтительно , грубо и развязно ведут себя студенты - будущие специалисты, оставляя после себя мусор, шум и грязные слова. За внешним “знанием” материальных дисциплин скрывается пренебрежительное и безразличное отношение к нормам морали и культуры. При отсутствии нравственных принципов, такие специалисты могут создавать препараты, пищевые добавки, химикаты, оружие, ведущие к разрушению и страданиям живых существ.

Истинное духовное знание невозможно получить, идя путём невежественного образования. И эта удивительная мантра Шри Ишопанишад и Бхагавад-гита раскрывают всю глубину процесса познания, где первой ступенью является развитие смирения, а последней - постижение Абсолютной Истины. Только тот человек, который достиг совершенства духовного самосознания и сохраняет невозмутимость, передаёт знания и указания о регулирующих принципах своему ученику. “Мудрецы объяснили нам, что процесс совершенствования знаний приводит к иному результату, чем культивирование невежества”.

5 Симпатий

Не изучая духовные знания, человечество превратилось в детей играющих на сеновале со спичками.

Нам нужно учиться у мудрецов, становиться мудрецами, и помогать другим стать мудрецами. А для этого нужно учиться у настоящего духовного учителя, смиренно слушая его и следуя всем его наставлениям.
Виктория Григоренко.

5 Симпатий

По своей безграничной любви Господь наделил живое существо свободой выбора.
Он не запрограммировал нас на вечное прозябание в материальном мире…другое дело, когда люди не видят ничего кроме собственного комфорта и из жизни в жизнь стремятся получить желаемое. Эта гонка очень увлекательна.
Воплощаясь на земле, живое существо соприкасается с материей и полностью забывает кем является на самом деле. Три гуны материальной природы прочно держат его в своих сетях. И выйти из-под этого влияния мега-сложно…но возможно с помощью истинного проводника, обладающего знанием. Истинного - значит того, кто принадлежит к цепи преемственности и не отклоняется от избранного пути.
В век кали юги, когда топчут мораль и нравственность, когда наглецы выглядят героями, а добряки с открытым сердцем дураками, всё сильнее и сильнее слышаться звуки флейты. Господь открывает людям знания и они становятся более доступны. Не пройти бы мимо своего духовного учителя,…но для этого у каждого свои условия развития.
Имеющий уши, да услышит.

3 Симпатий

Доброе утро, почерпнула из стиха о важности истинных знаний, благодаря которым и возможен путь познания себя и духовного развития. И путь культивирования знаний откликается, в каждом слове чувствуется мощь и сила!!! Захотелось выписать себе эти пункты…
Интерестно было осознать, что источником эмоций - является ум… Оно и по себе очень заметно, когда ум беспокоен, тогда и эмоции проявляю очень ярко… Учусь этому равновесию, сохранять внутреннее спокойствие и доверие Богу при любых обстоятельствах…
Хочется также научится выражать почтение каждому живому существу, помня, что в сердце каждого живёт Господь, и есть главный контролирующий в этом мире!
Также очень хочется научится не причинять беспокойства другим своим поведением, мыслями… Стадия фанатизма не прошла меня мимо… Учусь работать над собой и отстать от близких… Так как ожидания только все портят,появляется привязка к результату и уходит бескорыстие в действии.
Терпение животворящее!!! - золотой фонд ученика!!!
Научится грамотно поддерживать свое тело, чтобы не было перекосов, тоже моя зона роста!!!
Найти духовного учителя - большая милость и удача… Есть в сердце,…мечта, принять прибежище у Его лотостных стоп… Пока кажется очень далёкая, зато виден вектор пути!!!

И да, к материальным знаниям школьным, где не делают акцент на развитие качеств души, я не придаю сейчас большой значимости… Так как духовное знание стоит на первом месте… А остальное, что нужно по природе приложится…
Омельянюк Екатерина

3 Симпатий

Прочитав тринадцатую главу Бхагавад - Гиты 13(8-12) -,где говорится ,что познания начинается со смирения ,нужно быть смиренным и понимать своё подчинённое положение …
Пришло вдохновление прочитать книгу
Молитвы Царицы Кунти .
Наверно, это единственная книга которая читается на одном дыхании ,без прерывания ,от начала и до конца .

Это сокровенные духовные переживания из сердца с глубиной мудрости и силы .

Из молитвы 16 «возвращаясь к естественному сознанию «
Материальный мир -это царство в котором лебеди превращаются в ворон .
Но возрождение дхармы приведёт к тому ,что вороны снова начнут превращается в лебедей ,как неграмотный и невоспитанный человек в процессе обучения становится культурным и образованным .пройти такое обучение можно только в человеческом теле .
Пяйко Елена

2 Симпатий

Не совсем понимаю как кто соединить с тем что развиваться мы можем только в обществе мудрецов и одиночество противопоказано для духовного развития. Может это наставление избегать материалистичного общения?

Это не только для Вас наставление. Есть и другие преданные… Не стоит думать, что Веды только для меня одного написаны…

1 Симпатия

Мы находимся в материальном мире, и система образования дает знания, которые помогают использовать материальный мир для удовлетворения своих чувств. Религия дает некоторые знания о Духе, Душе, но таким образом, чтобы через такие знания было легче управлять людьми. Знание - это то что позволяет человеку понять различия между материей и Духом. Материальные знания нужны для решения материальных проблем, пока существует материальное тело, такие проблемы будут всегда. Но как продолжение таких знаний нужны и духовные, чтобы знать как одухотворить материальную деятельность. Нашу цивилизацию направляет научно-технический прогресс, современная наука совершенно не приемлет духовную. Это и есть невежество. Похоже, что в своем невежестве наша цивилизация зашла далеко. Для разумных людей становится очевидным необходимость возрождения духовно-нравственных ценностей, духовных знаний. Истинные знания нужно получать у дхиры – того, кто получил знание у высших авторитетов, следует регулирующим принципам и сам следует духовным знаниям.
Алифанова Елена

2 Симпатий

Мой уровень,это уровень слушания. Нет у меня знания,чтобы помогать другим людям. Почти по всем(по всем) пунктам у меня несоответствие. Мы просто попусту теряем время,удовлетворяя свои чувств. Как прекрасно тем,у кого есть духовный учитель,кто даёт истинное образование, знание.
Гульнара Табакаева

4 Симпатий

Читая подобные тексты, приходит чёткое понимание, что Веды - это наука. “Путь культивирования знаний” прописан, отработан, повторим любым из нас. Совершенствование знаний подразумевает развитие в себе 18 качеств. Если мы не прогрессирует в этой области, то, значит, культивируем невежество. И ведь продолжительность жизни сокращается, важна каждая минута. На что мы тратим своё время?! А тратить надо на общение с дхирой. Иначе мы взращиваем осла.
Вопросы, Патита Павана:

  1. Перечисленные качества надо целенаправленно развивать или хотя бы часть приходит, как побочный эффект духовной практики?
  2. Они перечислены по мере важности? С какого качества начать? Есть среди них самые важные?
  3. Что значит “материальное тело и ум, которые он получил более ли менее случайно”? Как так “более или менее случайно”? А карма как же?
  4. Ещё с прошлой мантры задумалась: как так и в знании, и в невежестве употребляется “совершенствоваться”. Культивирование невежества - это культура невежества что ли? Воровские законы преступного мира (как пример)?
    Ольга Пащенко
2 Симпатий

Ничего само не приходит. Нужен тяжёлый труд.

5 Симпатий

Всё важно в духовной жизни.

5 Симпатий

Значит что не по нашему плану.

4 Симпатий

Культура невежества - это наша современная культура.

5 Симпатий

Важнейшая мантра о том , что же такое настоящее знание и как его постичь. Если нет уважения к учителю, невозможно вообще получить любые знания, это просто потеря времени. У нас никто не хочет учиться смирению, истинному смирению. Именно учиться, не просто к этому прийти , мешает наша гордыня. Вот ее мы «кормим» каждый день. Почему во мне гордыня имеет такую силу? Я очень хочу научиться истинному смирению и невозмутимости. Победить свои желания и скорби. Ученые создают оружие , чтобы уничтожать других людей. Звучит ужасно. Но Господом нам даны знания, которые помогут нам избавиться от истинных наших врагов - наших пороков, низких желаний, гордыни, страха и ещё можно написать целый список. Почему эти знания хотят спрятать, унизить их, не оказывают им должного почтения и внимания? Душа может жить только если хочет узнать эти знания и следовать им . Иначе душа страдает , и никакие исполнения материальных желаний делу не помогут. Вообщем бежим куда то не туда. В противоположном направлении. Нет, нет я не согласна. И тогда мое окружение очень волнуется « как так?»
Вот для такой ситуации пункт номер 3: Не следует приносить беспокойства другим своими действиями, мыслями или словами.
Я так и поступаю. Держу дистанцию.
По каждому пункту можно привести пример из жизни. Очень практично и обязательно к применению в жизни.
Но все таки сила духовности и чистоты очень велика, и нужно не сворачивать с этого пути , не поддаваться материальной иллюзии (иногда я вижу ее очень отчётливо).
Тогда и окружение будет неосознанно также приобщаться к чистоте и поиску себя .
Еременко-Шэн Людмила

5 Симпатий

"В современном обществе даже юнец считает себя независимым и не оказывает никакого почтения старшим. Из-за порочной системы образования в наших университетах молодежь всего мира причиняет старшим только головную боль. "
Мне кажется старшее поколение для младшего тоже является головной болью.
Как Вы говорили:
-Старцев нет, одни старики.
Старики которые выражают вечное недовольство и притензии при этом сняв с себя ответственность за то, что
материалистическое мировоззрение молодого поколения это результат их неправильного воспитания. Отсюда и порочный круг взаимных притензий и непонимания, но ведь отношения идут от старшего к младшему. Поэтому наша задача как мне кажется попытаться вывести своих детей на правильный путь, чтобы не повторить ошибки родителей.
С Уважением,
Пряничникова Мария.

5 Симпатий

Долго и внимательно читала, изучала эту мантру Шри Ишопанишад. И здесь увидела фундаментальную и в то же время очевидную идею. И заключается она в самом первом пункте этих 18-ти заповедей.

Вспомнилось как нас в школе с первого класса учили, что необходимо вставать, тем самым оказывая почтение учителю или тому старшему, кто входил в класс. Это был очень важный момент в процессе обучения, ведь именно уважение к учителю позволяет учиться, принимать знания, которые он даёт.
Такая же система получения знаний с любым нашим учителем. Несомненно самый ценный и важный Учитель в жизни - это духовный Учитель. Потому что именно Он даёт живое, настоящее знание, знание о нашей вечной природе, знания о том, как извлечь максимальную пользу из невыгодной сделки. Поэтому и уважение к Духовному Учителю должно быть максимально глубоким, помня что именно Он является представителем Бога. А значит я готов предаться Ему и выполнять его Истинные наставления. Только так мы можем приблизиться к нашему истинному “я”, понять своё положение и помочь другим осознать это.
Анастасия Любельская

3 Симпатий

Самое главное, что результат есть и можно наблюдать его действие на наше сознание, . Хотя сравнить что либо в состоянии невежества скорее всего невозможно и в этом вся беда, возврат в бессознание.

Оказывая должное почтение другим, есть шанс действительно стать безупречным человеком.

Есть такой соблазн, что - то из себя изображать, даже соприкасаясь с такими глубокими знаниями, которое срывает маски с изворотливого ума.

Научиться нужно, бхакти йога помогает и в этом, борясь со слабость сердца и беспокойством ума.

Условия в которых мне выпала возможность пребывать нужно рассматривать как Милость Господа… Таким образом необходимо и благодарить. :pray: природа, спокойствие от суеты, безлюдность.

В материальном мире очень сильно навязываются материальные знания, еще больше погружая душу в иллюзию. Поэтому нужно бесконечно благодарить, что выпал шанс соприкоснуться с Истинными знаниями и Учителями. Совершенствуя получение знаний, навсегда покончить с культивированием невежества.

1 Симпатия
Сайт go-loka.ru не осуществляет какую-либо миссионерскую деятельность от имени какого-либо религиозного объединения, не направлен на распространение сведений о каком-либо вероучении среди лиц, не являющихся его последователями, не преследует цель вовлечения в какое-либо религиозное объединение.

© Сopyright, 2019, Клуб "БАЛАНС". Все права защищены.