Шри Ишопанишад. Мантра двенадцатая

Мантра двенадцатая

андхам тамах правишанти
йе 'самбхутим упасате
тато бхуйа ива те тамо
йа у самбхутйа ратах

андхам - в невежество; тамах - тьму; правишанти - попадают; йе - те, кто; асамбхутим - полубогам; упасате - поклоняется; татах - чем это; бхуйах - более; ива - подобным образом; те - те; тамах - тьма; йе - кто; у - также; самбхутйам - в Абсолюте; ратах - заняты.

ПЕРЕВОД
Те, кто поклоняется полубогам, попадут в темнейшие области невежества, но еще в большей степени это относится к тем, кто поклоняется безличному Абсолюту.

КОММЕНТАРИЙ
Санскритское слово асамбхути относится к тем, кто не является независимым. Самбхути же относится к Абсолютной Личности Бога, который абсолютно независим. В Бхагавад-гите (10.2) Абсолютная Личность Бога, Шри Кришна, говорит:

на ме видух сура-ганах
прабхавам на махаршайах
ахам адир хи деванам
махаршинам ча сарвашах

“Ни сонмы полубогов, ни великие мудрецы не знают Моего начала и Моего могущества, ибо Я - единственный источник полубогов и мудрецов”. Таким образом, Кришна является источником тех сил, которыми наделены полубоги, великие мудрецы и мистики. И хотя силы, которыми они обладают, огромны, но и у них есть предел, поэтому им очень трудно понять, как Сам Кришна с помощью Своей внутренней энергии является в образе человека.

Многие философы и великие риши, мистики, пытаются отличить Абсолют от относительного с помощью своих ничтожных умственных способностей. Однако таким образом можно прийти только к негативной концепции Абсолюта, этот метод не дает возможности постичь какой-либо позитивный аспект Абсолюта. Определение Абсолюта через отрицание несовершенно. Такие определения побуждают человека формировать свою собственную концепцию, и он начинает воображать, что Абсолют должен быть лишен формы и качеств. Эти негативные качества есть не что иное, как относительные, материальные формы и качества, взятые со знаком минус, и потому они также являются относительными. Такие представления об Абсолюте в лучшем случае могут привести человека к осознанию безличного сияния Бога, называемого Брахманом, но с их помощью невозможно достичь уровня осознания Бхагавана, Личности Бога.

Спекулятивные мыслители не знают, что Абсолютной Личностью Бога является Кришна и что безличный Брахман - это ослепительное сияние Его трансцендентного тела, а Параматма, Сверхдуша, - Его всепроникающее полное проявление. Не знают они и того, что Кришна имеет вечную форму, исполненную вечного блаженства и знания. Зависимые полубоги и великие мудрецы ошибочно считают Его могущественным полубогом, а излучение Брахмана принимают за Абсолютную Истину. Только преданные Кришны, которые целиком посвятили себя служению Ему, знают, что Он - Абсолютная Личность и что все сущее исходит из Него. Такие преданные постоянно с любовью служат Кришне, источнику всего сущего.

В Бхагавад-гите (7.20, 23) говорится, что только неразумные, сбитые с толку люди, движимые сильным желанием чувственных наслаждений, поклоняются полубогам, чтобы разрешить свои временные проблемы. Живое существо запуталось в лабиринте материального существования, и, чтобы обрести вечную свободу в духовном мире, исполненном вечного блаженства, жизни и знания, оно должно сбросить с себя оковы материального рабства. Поэтому Шри Ишопанишад не советует нам стремиться к временному избавлению от тех или иных материальных проблем, поклоняясь зависимым полубогам, которые способны одарить нас только недолговечными благами. Вместо этого необходимо поклоняться Абсолютной Личности Бога, Кришне, который привлекает всех и может навсегда освободить нас от материального рабства, забрав нас домой, обратно к Богу.

В Бхагавад-гите (7.23) говорится, что те, кто поклоняется полубогам, смогут попасть на планеты этих полубогов: поклоняющиеся Луне попадают на Луну, поклоняющиеся Солнцу - на Солнце и т.д. Современные ученые пытаются достичь Луны с помощью ракет, но на самом деле подобные попытки делались и раньше. Люди с их развитым сознанием от природы склонны к космическим путешествиям и потому стремятся достичь других планет с помощью космических кораблей или мистических сил или поклоняясь полубогам, управляющим той или иной планетой. В ведических писаниях сказано, что человек может достичь других планет с помощью любого из этих трех способов, но самый распространенный из них - поклонение управляющему какой-либо планетой полубогу. Так можно достичь Луны, Солнца и даже Брахмалоки, высшей планеты вселенной. Однако все планеты материальной вселенной являются лишь временным прибежищем. Вечны только парящие в духовном небе Вайкунтхалоки, на которых правит Сама Личность Бога. В Бхагавад-гите (8.16) Господь Кришна подтверждает это в следующих словах:

а-брахма-бхуванал локах
пунар авартино 'рджуна
мам упетйа ту каунтейа
пунар джанма на видйате

“Все планеты материального мира, начиная с высшей и кончая низшей, - это юдоль страданий, где повторяются рождение и смерть. Но тот, кто достигнет Моей обители, о сын Кунти, никогда не родится вновь”.

Шри Ишопанишад указывает, что тот, кто поклоняется полубогам и попадает на их материальные планеты, по-прежнему остается в темнейшей области вселенной. Вселенная покрыта гигантскими оболочками из материальных элементов и напоминает покрытый скорлупой кокосовый орех, наполовину заполненный влагой. Это покрытие герметично, поэтому, чтобы рассеять непроглядную темноту, царящую во вселенной, необходимы Солнце и Луна. Снаружи вселенную окружает безграничное пространство брахмаджьоти, в котором плавают бесчисленные Вайкунтхалоки. Высшая и самая большая планета брахмаджьоти - Кришналока, или Голока Вриндавана, на которой обитает Сам Шри Кришна, Верховная Личность Бога. Господь Шри Кришна никогда не покидает Кришналоки. Он всегда пребывает там со Своими вечными спутниками, но в то же время Он присутствует повсюду, во всем материальном и духовном космическом проявлении. Это уже объяснялось в четвертой мантре. Господь, как солнце, присутствует всюду, и тем не менее Он находится в одном месте, как и солнце, которое не отклоняется от своей орбиты.
Попав на Луну или какую-либо другую планету, расположенную выше или ниже нее, мы не решим главных проблем жизни. Поэтому Шри Ишопанишад советует нам не стремиться попасть на какую-то из планет в пределах погруженной во тьму материальной вселенной, а постараться вырваться за ее пределы и достичь сияющего царства Бога. Есть много людей, которые выдают себя за верующих и совершают религиозные обряды только ради славы или репутации. Такие псевдорелигиозные люди не желают покидать эту вселенную и возвращаться в духовный мир. Под видом поклонения Господу они хотят одного - сохранить свой статус-кво в материальном мире. Проповедуя культ атеизма, атеисты и имперсоналисты увлекают таких глупых псевдоверующих в темнейшие области вселенной. Атеисты открыто отрицают существование Верховной Личности Бога, а имперсоналисты поддерживают атеистов, проповедуя поклонение безличному аспекту Верховного Господа. До сих пор мы не нашли в Шри Ишопанишад ни одной мантры, которая отрицала бы существование Верховной Личности Бога. В одной из мантр было сказано, что Он может передвигаться быстрее всех. Те, кто путешествует на другие планеты, несомненно, являются личностями, и если Господь может передвигаться быстрее их, то как же Он может быть безличным? Безличная концепция Верховного Господа - это всего лишь другая форма невежества, причина которого кроется в несовершенном понимании Абсолютной Истины.

Невежественные религиозные лидеры и изобретатели так называемых воплощений Бога, откровенно нарушающие указания ведических писаний, вводят в заблуждение своих последователей, и потому им уготованы темнейшие области вселенной. Обычно имперсоналисты выдают себя за воплощения Бога, и глупые люди, не имеющие понятия о ведической мудрости, верят им. И если эти шарлатаны обладают какими-то знаниями, то в их руках они опаснее, чем невежество. Имперсоналисты даже не совершают обрядов поклонения полубогам, рекомендованных в писаниях. Писания рекомендуют при определенных обстоятельствах поклоняться полубогам, но в то же время в них говорится, что в большинстве случаев в этом нет необходимости. В Бхагавад-гите (7.23) ясно сказано, что плоды поклонения полубогам недолговечны. Весь мир не вечен, следовательно все, чего мы достигли во тьме материального мира, тоже бренно. Проблема в том, как обрести истинную, вечную жизнь.

Господь утверждает, что тот, кто достигает Его с помощью преданного служения (единственного пути, ведущего к Личности Бога), раз и навсегда избавляется от оков рождения и смерти. Иначе говоря, освобождение из тисков материи целиком зависит от знания и отрешенности, которые приходят к тому, кто служит Господу. А у псевдоверующих нет ни знания, ни отрешенности от материальной деятельности. Большинство из них хочет жить в золотых оковах материального рабства, прикрываясь альтруистической и филантропической деятельностью, загримированной под религию. Демонстрируя фальшивые религиозные чувства, они напоказ занимаются преданным служением и в то же время совершают различные греховные поступки, а наивные люди принимают их за духовных наставников и ревнителей веры. Такие нарушители религиозных принципов не признают авторитет ачарьев, святых учителей, принадлежащих к цепи ученической преемственности. Они пренебрегают указанием Вед: ачарйопасана (“каждый должен поклоняться ачарье”), и словами Бхагавад-гиты (4.2): эвам парампара праптам (“Эта высшая наука о Боге передавалась по цепи ученической преемственности”). Вместо того чтобы найти истинного духовного учителя, они вводят людей в заблуждение и провозглашают себя ачарьями, хотя сами даже не следуют принципам ачарьев.
Эти негодяи - самые опасные элементы в человеческом обществе. Из-за отсутствия религиозного правительства им не грозит наказание со стороны государства. Однако им не удастся избежать суда Всевышнего, который провозглашает в Бхагавад-гите, что завистливые демоны, рядящиеся в одежды религиозных проповедников, будут низвергнуты в темнейшие области ада (Б.-г., 16.19-20). И Шри Ишопанишад подтверждает, что, завершив свою деятельность в роли духовных учителей, которой они занимаются только ради чувственных наслаждений, эти духовные лидеры попадают на самые отвратительные планеты вселенной.

6 Симпатий

В «Шримад Бхагаватам» подробнейшим научным образом описывается устройство всей вселенной, где планета, на которой мы живем, всего лишь малюсенькое зёрнышко, а в этом малюсеньком зёрнышке находимся мы, в телах, которые устроены и функционируют совершенным образом. Так как же что-то безличное могло создать и множество вселенных, и наши тела, и всё необходимое для их жизнедеятельности? И это захватывающие ум описания, но умственными усилиями этого никогда не понять, тут нужно пробиться к сердцу, потому что эта Личность находится прямо там. И тогда, если мы сможем увидеть лицо Господа, тогда сможем понять и его личностный аспект…

4 Симпатий

Не так опасно безверие, как учение основанное на нём. И такие невежды, создающие свои адские миры, с каждой новой душой, вступающей в ряды их последователей, всё глубже и глубже вязнут в болоте материального мира.
Не возможно познать и поверить с помощью отрицания. Люди создают семьи, строя отношения на доверии друг другу. Из такого познания и доверия возникают уважение и любовь, то что идёт из сердца. И узнать в Кришне Личность могут только те, кто доверяет Ему, и соответственно строит свои отношения с Ним, как в семье.

3 Симпатий

Как можно верить в Господа думая, что он безличностный? Мне это не понятно. Т.е. верить в пространство , в воздух, что то , где то, не знаю что , не знаю где. Это же абсурд. Я стараюсь не представлять себе образ Кришны, (хотя он всегда передо мной) т. к. думаю , что для человека это не под силу увидеть настоящий образ Господа, просто потому что наше зрение нам это не позволяет. Но я точно знаю , что это Абсолютная личность, эталон всего. Он всюду ,и во вне и внутри . В капле дождя и в цветке и любом живом существе. Он чувствует и знает все о нас.
Почему мы опечалены, расстроены. Не зря ведь наверно ,через некоторое время чувствуется, что это вообще была ерунда и не стоило так расстраиваться. Это ведь не сама я решила, а Господь милостью своей помог и освободил. Сказал : « Иди дальше» . Как заботливый , самый лучший отец и друг. Если четко ощущать его поддержку и помощь , то можно в этом мире хотя бы почувствовать радость и умиротворение. Счастье для нашей души возможно только в обители Господа.
В нашем мире сейчас царит очень сильная «религия» - религия получения наслаждений. Все нацелено только на это. Это как спрут, который затягивает в себя новых и новых людей. При том они искренне верят , что в этом нет ничего плохого , ведь все так живут. Это основной мотив. Хочу как все и даже лучше. Я - лучший, я - самый умный, красивый и т.д. Ускоренными темпами бегут по лестнице вниз, с ветерком так сказать. Нет даже одной мысли , чтобы остановиться и оглянуться . Что его ведь затягивает не туда , это ошибка, неправильный путь. И вся жизнь так и пролетает. Помочь таким людям не просто, т.к. они не хотят слушать, видеть и понимать.
Слово поклоняться для них это унижение, оскорбление своего любимого Я.
Так и хочется сказать: « Люди одумайтесь, ищете Бога в сердце постоянно, бескорыстно и с любовью.» Остальное все временно и быстро заканчивается.
Еременко-Шэн Людмила

5 Симпатий

Так всё ясно и четко описано,что своими материальными,имперсональными взглядами, не хочется всё портить.
Какие мы все разные собрались на этой планете Земля. У каждого свои мнения,взгляды,идеи,религии. Где мы все раньше были? Почему у всех нас появились одни и те же желания,наслаждаться. Откуда у нас эти желания? Ведь мы же по идее из духовного все мира . Как в духовном мире могут появиться такие желания,стать сами себе Богом и наслаждаться?
Но, уж если мы попали сюда,то все мы должны пройти одну школу,получить определенные знания. Знания Вед. Но кто то ещё в ясельной группе,а кто то уже выпускник с красным дипломом и пропуском в духовную жизнь. Но у каждого здесь есть выбор,кому поклоняться,за кем идти. Кришна всем нам даёт возможность учиться на своих ошибках и больше не повторять их. Проверяет кто из нас фальшивит,а кто искренний. Кто предался Ему,служит Ему и идут путём парампары,а кого интересуют материальные желания и поклоняются полубогам. И главное не перепутать Кому поклоняться и Кого благодарить.
Гульнара Табакаева

6 Симпатий

Я всегда думал, ну вот это про поклонение полубогам не про нас западных людей, но оказывается тяга в космос - это тоже самое. Но как бы то ни было, в конечном счёте - это всё бессмысленно. К сожалению, большинство людей это не осознают и, самое главное, и не хотят осознавать, всячески сопротивляясь, пытаясь защитить свои материальные привязанности и наслаждения. Люди погрязли в невежестве и страдания воспринимают как наслаждения… Но особо удачливые дживы сталкиваются с преданными и начинают заниматься духовной практикой, готовясь вырваться наконец за пределы материальной вселенной.

И очень грустно видеть, когда псевдо религиозные лидеры и так называемые аватары пытаются вести массы за собой. Но этот путь приведет только в ад, причем как лидеров, так и последователей. И таким людям помочь почти невозможно :cry:

7 Симпатий

Мы можем обмануть окружающих нас людей ,но мы никогда не сможем обмануть Кришну ,потому что Он видит наше намерение изнутри нас (Радханатха Свами )

Всё приходит к нам в результате чей то милости
Мир устроен очень просто ,в мире есть Бог и те кто служит Богу
Путь к Богу это служение тем, кто служит Богу …

Космос пропитан вибрацией тем для бесед наполняющих смыслом жизни множество живых существ
Но только возвышенные преданные извлекают суть всех этих тем Кришна -катху
Они выбирают совершенную дхарму ,совершенные ценности ,совершенное блаженство
Абсолютно верный выбор в духовном повествование Шримад Бхагаватам ,
Они всегда выбирают Кришну .

Багавад Гита 16.24
Господь Чайтанья Махапрабху сделал этот процесс необычайно лёгким
Он просил людей просто повторять маха мантру Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Занять себя преданным служением Господу и вкушать остатки пищи предложенной ему .

Простой закон отношений -отношения начинаются и развиваются в процессе слушания
Нужно слушать не избирательно ,а так чтоб можно было меняться

Во всем этом процессе изучение и осознания мы можем только прилагать усилия ,осознав своё безнадёжное положение и постоянно молить о милости Гуру и Кришну .

Ни какое количество денег ,никакая власть ,ни какая известность не решают проблемы болезни ,старости и смерти
Садхана это с помощью терпеливости ,стать выше телесных проблем
Дисциплина ,служение ,что бы не происходило ,на это способны великие святые или мудрецы .
Это хороший пример для подражания , но мы должны прийти и раскрыть свою индивидуальную личность и построить свои отношения с Богом
Изучение писаний не может дать нам любви к Богу -она приходит по милости .
Изучая писания ,мы поймём как получить милость.
В Бхагавад -Гите 18.61
В комментарии Шрила Прабхупада пишет ,что нельзя считать себя независимым от Верховной Личности Бога .Человек всегда в его власти . Таким образом ,долг человека -вручить себя Ему .

Пяйко Елена

7 Симпатий

Райские планеты сравниваются с невежеством, потому что на райских планетах душа продолжает наслаждаться, она не стремиться вернуться к Богу. Ей хорошо в раю. Она продолжает поклоняться полубогам, хотя при желании может поклоняться и Богу. Кришна называет глупцами тех, кто поклоняется полубогам. Безличный Абсолют называют еще большим невежеством, потому что в этом случае поклоняться Богу и общаться с Богом невозможно, т.к. не признается личностный аспект. Получается какое то неполноценное освобождение, только от материального мира, кармы.

Алифанова Елена

3 Симпатий

В данной мантре речь идёт о нашем материальном мире, который является темнейшей областью вселенной. В первый раз я наглядно представила устройство духовного и материального миров, изучив подробнейшим образом красочную обложку к Первой песне “Шримад-Бхагаватам”. Это производит неизгладимое впечатление - бесконечное размером духовное небо с изначальной духовной планетой, напоминающей огромный цветок лотоса - Голокой Вриндавана, которая излучает духовное сияние. В этом бескрайнем сиянии находятся бесчисленные духовные планеты - Вайкунтхи и их обитатели - вечно освобождённые души.

И при этом, “Все планеты материального мира, начиная с высшей и кончая низшей, - это юдоль страданий, где повторяются рождение и смерть" ( “Бхагавад-гита” 8.16 ). Однако, большинство людей хочет жить “в золотых оковах материального рабства”, наслаждая свои чувства временным “счастьем”. И для этого они поклоняются полубогам, которые сами являются зависимыми от Абсолютной Личности Бога, полубогам, которые могут одарить нас только временными, недолговечными благами. Какой смысл поливать отдельно ветви и листья дерева, когда можно полить корни - и влага поступит к каждой части? Так и Шри Ишопанишад советует нам поклоняться и служить всем сердцем, всей своей жизнью Абсолютной Личности Бога, Кришне, который привлекает всех и вызволяет нас из лабиринта материального мира.

5 Симпатий

Это совсем не лёгкий и не дешёвый путь - путь преданного служения Господу. Это на первый взгляд кажется все так просто, но на этом пути столько негатива выходит наружу из человека, что можно испугаться и не идти этим путем, а можно начать принимать себя и очищать свое сердце от грязи, главное очень сильно верить в этот путь, доверять Богу, и следовать наставлениям Духовного Учителя.
Сорокоумова Наталья.

4 Симпатий

Кришна - источник всего. У всех полубогов и мудрецов силы конечны.
Нужно понимать, что у Кришны есть и форма и качества. Только преданные, которые постоянно служат Абсолютной Истине с любовью, знают, что Кришна- это Абсолютная Личность.
Нет смысла поклоняться полубогам. Они не могут вернуть нас в духовный мир. И на какой бы материальной планете мы не очутились, нам прийдётся умереть. И только с помощью преданного служения Кришне можно обрести вечную жизнь.
Самые опасные личности - это те , кто не принадлежа к цепи ученической преемственности, объявляют себя духовными учителями, ловят в свои сети ищущих Бога людей.
Виктория Григоренко.

4 Симпатий

Перечитала задание несколько раз. И наконец-то снизошло, что я действительно Бога не воспринимала как личность. Ощущения этого не было. Скорее это было восприятие какой-то высшей силы которую нужно познать, но не личности. И самое ужасное, что верующие люди которых я знаю воспринимают Бога так же как и я. Это часто встречаемое выражение:

  • Там что-то есть! Даже ни кто-то. Что-то! Всё-таки думать, что понял и почувствовать это не одно и то же.
    Спасибо за учение!
4 Симпатий

Эта мантра конкретно даёт разделение на самбхути и асамбхути. Самбхути - Верховная Личность Бога. Он самодостаточен и независим. Мы же все относимся у асамбхути. Мы всегда зависимые живые существа. И опять-таки подчёркивается наша цель жизни - достичь освобождения путём преданного служения Кришне. И разумные люди так и поступают. Остальные же пытаются устроиться в материальном мире. Для этого поклоняются полубогам. Но это даёт временный результат. И радикально ничего не меняет. И глупо тратить время на это.
Ольга Пащенко

6 Симпатий

А можно поподробнее? А то сейчас все рассказывают что надо полюбить себя…

2 Симпатий

Принять себя такой какая ты есть, это когда сердце начинает очищаться, то наружу выходит много того, что ты раньше в себе просто не замечал или не хотел замечать, и можно такое в себе обнаружить, что мало не покажется, и в этот момент главное это принять, сказать да я такая, или да я такой, не убежать от себя, а принять это, сначала принять, а потом уже думать, что с этим делать.
Сорокоумова Наталья

1 Симпатия
Сайт go-loka.ru не осуществляет какую-либо миссионерскую деятельность от имени какого-либо религиозного объединения, не направлен на распространение сведений о каком-либо вероучении среди лиц, не являющихся его последователями, не преследует цель вовлечения в какое-либо религиозное объединение.

© Сopyright, 2019, Клуб "БАЛАНС". Все права защищены.