Шри Ишопанишад. Мантра седьмая

Мантра седьмая

йасмин сарвани бхутанй
атмаивабхуд виджанатах
татра ко мохах ках шока
экатвам анупашйатах

йасмин - в этом положении; сарвани - все; бхутани - живые существа; атма - чит-кана, духовная искра; эва - только; абхут - существует как; виджанатах - того, кто знает; татра - там; ках - что; мохах - иллюзия; ках - что; шоках - тревога; экатвам - качественно единые; анупашйатах - того, кто смотрит на вещи глазами авторитетов, или тот, кто постоянно видит все таким образом.

ПЕРЕВОД
Тот, кто всегда смотрит на живые существа как на духовные искры, качественно равные Господу, понимает истинную природу вещей. Что может ввести в заблуждение или потревожить такого человека?

КОММЕНТАРИЙ
Никто, кроме мадхьяма-адхикари и уттама-адхикари, о которых говорилось выше, не способен правильно понять духовную природу живого существа. Живые существа в качественном отношении тождественны Верховному Господу, так же как искры костра в качественном отношении неотличны от пламени костра. Однако в количественном отношении искры отличны от костра, так как по количеству тепла и света, излучаемого искрами, они несравнимы с костром. Когда маха-бхагавата, великий преданный, видит единство всего сущего, это означает, что он смотрит на всё как на энергию Верховного Господа. А поскольку между энергией и источником энергии нет разницы, это единство имеет под собой реальную основу. Несмотря на то что с аналитической точки зрения тепло и свет отличны от огня, огонь без тепла и света немыслим. Таким образом, рассматриваемые как единое целое, тепло, свет и огонь неотличны друг от друга.

В этой мантре слова экатвам анупашйатах указывают на то, что мы должны смотреть на единство всех живых существ с точки зрения богооткровенных писаний. Отдельные искры высшего целого (Господа) наделены почти восемьюдесятью процентами известных качеств целого, но не равны Верховному Господу в количественном отношении. Мы обладаем этими качествами, но в ничтожных количествах, поскольку живое существо является лишь крошечной частичкой высшего целого. Это можно сравнить с каплей воды и океаном: количество соли в капле воды из океана несравнимо с количеством соли во всем океане, но тем не менее соль в капле качественно, по химическому составу, не отличается от соли в океане. Если бы индивидуальное живое существо было равно Верховному Господу и качественно, и количественно, то оно не попало бы под влияние материальной энергии. В предыдущих мантрах уже говорилось, что никакие живые существа, даже самые могущественные полубоги, не могут превзойти Верховное Существо. Поэтому слово экатвам не подразумевает, что живое существо во всех отношениях равно Верховному Господу. Употребленное в более широком смысле, оно указывает на единство интересов Господа и живого существа, по аналогии с семьей, где интересы всех её членов совпадают, или нацией, национальные интересы которой едины, несмотря на то что она состоит из большого количества самых разных людей. Все живые существа являются членами одной высшей семьи, поэтому их интересы совпадают с интересами Верховного Существа. Живые существа - дети Верховного Существа. Как указано в Бхагавад-гите (7.5), все живые существа во вселенной, включая птиц, пресмыкающихся, обитателей вод, деревья и т.д., порождены пограничной энергией Верховного Господа, поэтому все они принадлежат к единой семье, во главе которой стоит Верховное Существо, и их интересы не могут противоречить друг другу.

В Веданта-сутре (1.1.12) сказано: ананда-майо 'бхйа сат - духовные существа созданы для наслаждения. По своей природе и конституции каждое живое существо, включая Верховного Господа и любую Его частицу, создано для вечного наслаждения. Живые существа, заключенные в материальную оболочку, постоянно ищут наслаждений, но они ищут их в неподходящем для этого месте. Помимо материального, существует духовный мир, где Верховное Существо наслаждается со Своими бесчисленными спутниками. В том мире нет и следа материальных качеств, поэтому он называется ниргуной. В мире ниргуны не бывает столкновений из-за объектов наслаждения. Здесь, в материальном мире, постоянно происходят столкновения между различными существами, так как в нём нет истинного центра наслаждения. Истинным центром наслаждения является Верховный Господь, центр возвышенного и духовного танца раса. Мы все созданы для того, чтобы присоединиться к Нему и наслаждаться жизнью без конфликтов, посвященной одной трансцендентной цели. Это высший уровень духовных устремлений, и, как только мы осознаем эту совершенную форму единства, мы навсегда избавимся от иллюзии (мохи) и скорби (шоки).

Безбожная цивилизация возникает из иллюзии и порождает только скорбь. Люди безбожной цивилизации, которую поддерживают современные политики, постоянно пребывают в тревоге, так как знают, что в любой момент ей может прийти конец. Таков закон природы. И, как сказано в Бхагавад-гите (7.14), выйти из-под власти суровых законов природы может только тот, кто предался лотосным стопам Верховного Господа. Таким образом, если мы хотим избавиться от всех заблуждений и тревог и привести к общему знаменателю все разнообразные интересы, то должны поставить Бога в центр всей нашей деятельности.

Плоды наших действий должны использоваться только для служения Господу и ни для какой иной цели, потому что, только служа интересам Господа, мы можем ощутить интерес атма-бхута, о котором говорится в этой мантре. Интерес атма-бхута и интерес брахма-бхута, упоминаемый в Бхагавад-гите (18.54), суть одно и то же. Верховная атма, душа, - это Сам Господь, а мельчайшая атма - это живое существо. Верховная атма, или Параматма, одна поддерживает существование всех бесконечно малых индивидуальных существ, потому что Верховный Господь хочет получить удовольствие от их любви. Отец распространяет себя в форме своих детей и заботится о них, чтобы получать удовольствие. Если дети послушны воле отца, дела в семье идут гладко, интересы всех её членов совпадают, и в семье создается благоприятная атмосфера. По воле Господа такая атмосфера царит в абсолютной семье Парабрахмана, Верховного Духа.

Парабрахман является такой же личностью, как и живые существа. Ни Господь, ни живые существа не безличны. Эти трансцендентные личности исполнены трансцендентного блаженства, знания и вечной жизни. Такова природа духовного бытия, и, когда человек полностью осознает эту трансцендентную природу, он сразу же предается лотосным стопам Верховного Существа, Шри Кришны. Но такие махатмы, великие души, встречаются очень редко, потому что подобное трансцендентное видение можно обрести только после многих жизней. Однако для того, кто однажды обрел его, больше не существует ни иллюзии, ни скорби, ни рождения, ни смерти, ни других мук материального существования, которые выпадают на нашу долю в этой жизни. В этом заключается смысл данной мантры Шри Ишопанишад.

8 Симпатий

Да,чтобы не только понять,но и углубить знание о том,что мы вечные частички Бога,надо так очиститься,так раскрыть свою душу Богу, чтобы не было даже малейшего сомнения о нас,как о душе. Чтобы видеть других как душу,надо очень сильно полюбить Бога и понять,что Он любит других также,как и меня. Что мы Его дети и что Господь за всех переживает. Появляется сострадание к каждой душе. Во всех своих действиях,ставить Бога в центр и посвящать всю деятельность Ему. Вот этому мне и надо научиться.
Гульнара Табакаева

1 Симпатия

На фоне таких знаний я себя ощущаю человеком, чьи очки явно закрашены густой краской, но, не понимая этого, такой человек пытается усердно протереть стекла, но увидеть всё-равно не получается…
Когда я с кем-то общаюсь, то я стараюсь помнить о том, что это тоже искры Кришны. А значит всё вокруг- это Кришна… но я пока не могу отделаться от двойственности и мне что-то нравится, а что-то нет- и меня эти мысли увлекают, вместо того, чтобы наоборот не погружаться в материю… и я понимаю, что не правильно отношусь,что материалистично вижу, понимаю, что так не надо… но вот как именно увидеть по-другому пока не понимаю((…

Ну и если честно, то я очень хочу у Вас научиться вот такому подходу: «Таким образом, если мы хотим избавиться от всех заблуждений и тревог и привести к общему знаменателю все разнообразные интересы, то должны поставить Бога в центр всей нашей деятельности.»

2 Симпатий

Все живые существа во вселенной порождены пограничной энергией Верховного Господа, поэтому все они принадлежат к единой семье, во главе которой стоит Верховное Существо, и их интересы не могут противоречить друг другу. Живые существа в качественном отношении тождественны Верховному Господу, в количественном отношении нет. Если бы индивидуальное живое существо было равно Верховному Господу и качественно и количественно, то оно не попало бы под влияние материальной энергии.
Живые существа, заключённые в материальную оболочку, постоянно ищут наслаждений, но ини ищут их в неподходящем для этого месте. Помимо материального существует духовный мир, там есть Истинный центр наслаждений Верховный Господь. Если мы хотим избавиться от всех заблуждений и тревог, то должны поставить Бога в центр всей нашей деятельности.
Сорокоумова Наталья.

2 Симпатий

Мне кажется, этот стих решает все проблемы отношений. Конфликты в обществе как в целом так и в отдельно взятой семье, происходят только из-за невежества, только из-за того, что мы не осознаем духовной природы всего сущего. Пока я считаю себя телом, я всегда буду ставить свои желания выше желаний других, тем самым укрепляя своё ложное эго и ещё больше запутываясь в последствиях своих поступков.
Но если мы выходим на уровень брахма-бхуты то наконец достигает того, ради чего созданы , величайшего блаженства - сукхам уттамам

прашанта-манасам хй энам
йогинам сукхам уттамам
упаити шанта-раджасам
брахма-бхутам акалмашам
Йог, который сосредоточил ум на Мне, достигает вершины духовного блаженства. Выйдя из-под влияния гуны страсти, он осознаёт свое качественное тождество с Абсолютом и таким образом освобождается от всех последствий своих прошлых поступков. Бхагават-гита как она есть 6.27
Вот интересно, почему в этом стихе применено слово сукхам, которое относится к материальному счастью? Ведь обычно духовное блаженство обозначает слово Ананда…

1 Симпатия

йогинам сукхам уттамам

2 Симпатий

Интересно, ведь было же такое время на планете Земля, когда на всей земле , для всех людей в центре всех его действий был сам Господь. Естественно, люди служили Господу, это было в их природе. Никто даже подумать не мог , что может быть такое время как сейчас.
Сейчас, когда нужно применять столько стараний и усилий лишь для того , чтобы просто и естественно любить Господа и все свои действия в своей материальной жизни посвящать Богу. Это стало как будто чем то эксклюзивным. Не достижимым.
Люди вдруг взяли и и решили, что мы сами с усами, человек - царь Природы, главный во всей Вселенной.
Но это же бред!
Теперь наша одинаковая по качеству с Богом искорка такая маленькая, и спрятана под таким слоем всякого мусора, что требуется каждодневная работа над собой , чтобы очистить и добраться до этого Божественного света. Такая суета кругом, пустота, хотя научно-технический прогресс не устаёт и выдаёт постоянно нам столько новой информации. Люди не устают надеяться на «счастье» , вот этого добьюсь и тогда уж точно. Но, увы.
Только в духовном мире есть настоящее счастье - духовный танец Раса.
Вообщем людям нужно избавляться от своего главного порока , недостатка, иллюзии- потери духовной памяти. Вспомни все, называется.
Господь - центр всей нашей деятельности. Нужно это запомнить и никогда уже не забывать.
Еременко-Шэн Людмила

1 Симпатия

Очень привлекает и успокаивает такое определение нашей природы. Заставляет серьезно задуматься, как избавиться от внутренних врагов и желания независимости, чтобы войти в Божественную семью, основанную на Истинной любви. Ведь искры отлетая от костра , сгорают и превращаясь в угольки - тлеют до превращения в пепел… так и мы вооружившись своей независимостью от полного целого, горим, излучая тепло, но сами по себе, тлеем, превращаясь в пепел. Хорошо, если его развеют над потоком Ганги, хотя и это нужно заработать.
С момента рождения тело наполняется кармой. Все, что достигнуто, все исполнившиеся желания, стремления - все лишь накапливает карму.

Зная о своей природе, легче понять, что необходимо отказаться от стремления к независимости. Как сложно предаться, это значит сложить все свое оружие охоты в этом мире. Безоглядно признать высший авторитет, без блужданий усталого ума, вечно пребывающего в поиске наслаждений…Предаться, значит смириться, довериться Высшему, Полному, отказываясь от своих представлений о счастье…

Мы созданы для наслаждения, но не своего, а Господа, в чем и есть наше наслаждение. В это нужно поверить.

Если дети послушны воле отца…Послушание и уважение - вот залог успеха :pray:

1 Симпатия

Живые существа имеют такие же качества, как и у Господа, но в малом количестве, и малом могуществе. Мы никогда не превзойдем Абсолютную истину. Мы все одна большая семья и у нас один Отец.
Каждый хочет быть счастливым, но мы ищем счастье там, где его нет. Пока мы не поставим Бога в центр нашей деятельности мы будем страдать. Господь хочет наслаждаться нашей к Нему любовью.
Очень произвело на меня впечатление, что Господь хочет наслаждаться нашей к Нему любовью. Теперь ещё большее желание развить любовь, чтобы порадовать Господа.
Виктория Григоренко.

1 Симпатия

“Отдельные искры высшего целого (Господа) наделены почти восемьюдесятью процентами известных качеств целого, но не равны Верховному Господу в количественном отношении”.
О ком или о чем идёт речь в этом отрывке? О людях, о явлениях?

о вечных индивидуальных душах

1 Симпатия

Добрый день, я понимаю как мы крошечная частичка высшего целого, и каждое живое существо созданно для вечного наслаждения. Но они ищут не те наслаждения, которые присущи Душе.Истинным центром наслаждения является Верховный Господь. Тот кто постиг или начал постигать Абсолютную истинну освобождается от иллюзии (мохи) и скорби (шоки). Безбожники же живут в вечном страхе конца жизни. Для того чтобы не зря прожить жизнь и избавиться от заблуждений и тревог должны поставить Бога в центр всей нашей деятельности, а плоды только для служения Господу.
У меня вопрос: Почему если мы все частички Целого с минимальными качествами Целого, сразу этого не можем понять и предаться Господу, даже сами не можем? Только через служение Духовному Учителю можно что то начать понимать в этой жизни.

Потому что мы осквернены.

Мантра 7.

Живое существо с Богом является единым. Качественно душа и Бог равны как капля воды в океане и сам океан. Количественно нет. В океане можно плавать, в капле воды нет. Поэтому существуют единства и отличия. Как в семье – есть разные члены семьи, но у них общие семейные интересы. Они живут в одном доме. Это одна семья, хотя они все разные. Так проявляется единство, единство интересов, целей. Живые существа и Бог едины, но не буквально, а в едином поле деятельности.

Также Шрила Прабхупада пишет, что духовные существа созданы для наслаждения. Но почему так мало наслаждения в нашей жизни, а если оно и есть, то все равно заканчивается или после него наступает разочарование? Также в комментарии он пишет, что наслаждение к живому существу приходит тогда, когда оно занимает свое правильное положение. Наслаждение приходит, когда я ставлю себя не на первое место, а на второе. На первом месте, в центре – Кришна.
Алифанова Елена

Мы все - одна большая семья. И отец наш - Господь. Мы должны осознать духовную природу каждого живого существа. Только так можно создать “благоприятную атмосферу” внутри “абсолютной семьи Парабрахмана”. В такой атмосфере нет места иллюзии и скорби. Есть только вечное наслаждение.
Ольга Пащенко

1 Симпатия

Все мы вместе обладаем 80 процентами качеств целого или отдельные души достигают такого уровня развития?

Отдельные искры высшего целого (Господа) наделены почти восемьюдесятью процентами известных качеств целого, но не равны Верховному Господу в количественном отношении.

1 Симпатия

Для меня самое важное этой мантре звучит то, что необходимо поставить Бога в центр нашей жизни. А мы, как Его неотъемлемые частицы, духовные искры, должны развить своё сознание до понимания, что все живые существа имеют с Господом единые интересы и являются одной большой семьёй.

Сейчас же, стоя на материальной платформе мировосприятия, мы видим конфликт за конфликтом, столкновения за объекты наслаждения: как внутри отдельной семьи и отдельной страны, так и между государствами. И такая безбожная цивилизация порождает только скорбь и тревогу.

И если мы хотим избавиться от всех заблуждений и тревог, то только истинное понимание природы вещей может привести все наши разнообразные интересы к единому общему знаменателю, используя все плоды нашей деятельности для служения Абсолютной Истине.

3 Симпатий

Этому очень серьезно нужно учиться, смотреть на живых существ, как на духовные искры. Понимание и принятие божественной природы души какое-то есть. Но, при встрече, при общении с людьми напрочь вылетают все настройки, снова видишь, что общение прошло по старым рельсам. Нет причин воевать и сражаться за счастье, ведь счастье внутри, прямо в моем сердце. Это удивительно, как глубоко заблудилась человеческая цивилизация.
Елистратова Наталия

3 Симпатий
Сайт go-loka.ru не осуществляет какую-либо миссионерскую деятельность от имени какого-либо религиозного объединения, не направлен на распространение сведений о каком-либо вероучении среди лиц, не являющихся его последователями, не преследует цель вовлечения в какое-либо религиозное объединение.

© Сopyright, 2019, Клуб "БАЛАНС". Все права защищены.