Шри Ишопанишад. Мантра семнадцатая

Мантра семнадцатая

вайур анилам амртам
атхедам бхасмантам шарирам
ом крато смара кртам смара
крато смара кртам смара

вайух-жизненный воздух; анилам-стихия воздуха; амртам-неразрушимый; атха-теперь; идам-это; бхасман там-после того как сгорит дотла; шарирам-тело; ом - о Господь; крато-о наслаждающийся всеми жертвами; смара-пожалуйста, вспомни; кртам-все, что я сделал; смара-вспомни; крато-о высший наслаждающийся всеми жертво приношениями; смара-вспомни же; кртам-все, что я сде лал для Тебя; смара-пожалуйста, вспомни.

ПЕРЕВОД
Пусть это бренное тело сгорит дотла, пусть дыхание жиз ни сольется с воздушной стихией. Теперь, мой Господь, пожалуйста, вспомни все мои жертвы и, поскольку все в конечном счете предназначено для Твоего наслаждения, вспомни, пожалуйста, все, что я сделал для Тебя.

КОММЕНТАРИЙ
Бренное материальное тело есть ни что иное, как внешняя оболочка души. В Бхагавад-гите (2.20) ясно сказано, что после смерти материального тела живое существо не уничтожается и не утрачивает индивидуальности. Живое существо при всех обстоятельствах сохраняет свою индивидуальность и форму. На самом деле формы лишена материальная оболочка, потому что она приобретает свои очертания в соответствии с формой неуничтожимой личности. Вопреки мнению людей со скудным запасом знаний, в своем изначальном состоянии все живые существа обладают формой. Эта мантра подтверждает, что живое существо продолжает существовать и после уничтожения материального тела.

В материальном мире материальная природа с удивительным мастерством создает различные виды тел для живых существ, соответствующие их склонностям к чувственным наслаждениям. Тому, кто хочет питаться испражнениями, природа дает материальное тело, которое идеально приспособлено для поедания испражнений, - тело свиньи. Тот, кто хочет питаться плотью и кровью других живых существ, может получить тело тигра, наделенное необходимыми для этого клыками и когтями. Человек, однако, не создан для того, чтобы питаться мясом или испражнениями. Даже самым примитивным из людей не приходит в голову есть экскременты. Зубы человека хорошо приспособлены для пережевывания фруктов и овощей, но людям даны также два клыка, позволяющие тем из них, кто находится на низкой стадии развития, употреблять в пищу мясо.

Но, как бы то ни было, материальные тела и животных, и людей чужды живому существу. Они меняются в зависимости от того, какое чувственное удовольствие оно желает получать. В процессе эволюции живое существо меняет одно тело за другим. Когда весь мир был покрыт водой, живые существа получали тела, приспособленные для жизни в воде. Затем они перешли в растительную форму жизни. Из растения живое существо превращается в червя, из червя - в птицу, из птицы - в животное, а из животного - в человека. Человек, обладающий совершенным духовным знанием, находится на самой высокой ступени эволюционной лестницы, а вершина развития духовного сознания описана в данной мантре: человек должен оставить материальное тело, которому суждено обратиться в пепел, и позволить дыханию жизни слиться с вечной воздушной стихией. Живое существо действует в своем теле благодаря циркуляции в нем различных потоков воздуха, которые называют прана-ваю. Йоги главным образом учатся управлять воздушными потоками в своем теле. Таким образом душа поднимается с уровня одного круга, по которому циркулирует жизненный воздух, на другой, до тех пор пока не достигает брахма-рандхры, самого высокого воздушного цикла. Достигнув его, совершенный йог обретает способность по своему желанию перенестись на любую планету вселенной. При этом он должен покинуть одно материальное тело и войти в другое. Однако высшее совершенство обретает то живое существо, которое способно раз и навсегда расстаться с материальным телом, о чем говорится в этой мантре. Такая душа входит в духовную атмосферу, где получает тело совершенно иного типа - духовное, не подверженное изменениям и неподвластное смерти.

В материальном мире материальная природа заставляет живое существо менять тело из-за его стремления к разным видам чувственных наслаждений. Различные виды жизни, начиная от микробов и кончая существами, обладающими совершенными материальными телами, такими, как Брахма и полубоги, олицетворяют такого рода желания живого существа. Все живые существа имеют материальные тела различной формы, и разумный человек видит их единство не в разнообразии тел, а в духовной природе живых существ. И в теле свиньи, и в теле полубога находятся одинаковые духовные искры, являющиеся неотъемлемыми частицами Верховного Господа. Живое существо получает различные тела в зависимости от своих благочестивых или греховных поступков. Человеческое тело находится на очень высокой ступени развития и обладает полностью развитым сознанием. Согласно Бхагавад-гите (7.19), самый совершенный из людей после многих и многих жизней, посвященных познанию истины, предается Господу. Процесс познания истины достигает кульминации только тогда, когда познающий вручает себя Верховному Господу, Васудеве. Иначе даже тот, кто постиг свою духовную природу, вынужден будет снова пасть в материальную атмосферу и оставаться в ней до тех пор, пока не осознает, что живые существа являются неотъемлемыми частицами целого и никогда не смогут сами стать целым. Более того, эта участь ожидает даже тех, кто слился с брахмаджьоти.

Как мы уже знаем из предыдущих мантр, брахмаджьоти, исходящее из трансцендентного тела Господа, состоит из духовных искр. У духовных искр, наделенных развитым индивидуальным самосознанием, иногда возникает желание удовлетворять свои чувства, и потому они попадают в материальный мир, где, подчиняясь диктату своих чувств, становятся мнимыми господами. Желание господствовать - это материальная болезнь живого существа, поскольку, околдованное материальными наслаждениями, оно вынуждено переселяться в этом мире из одного тела в другое. Слияние с брахмаджьоти тоже не свидетельствует о зрелости знаний живого существа. Только полностью предавшись Господу и развив в себе склонность к духовному служению, можно достичь высшего совершенства.
В этой мантре живое существо молит дать ему возможность, покинув материальное тело и расставшись с материальным жизненным воздухом, войти в духовное царство Бога. Преданный молит Господа вспомнить все, что он сделал, и все жертвы, которые он принес, пока его материальное тело не обратилось в пепел. Он возносит эту молитву в момент смерти, памятуя обо всех своих прошлых деяниях и сознавая свою конечную цель. Тот, кто находится под властью материальной природы, в последний момент вспоминает все гнусные поступки, совершенные им за время существования его материального тела, поэтому после смерти он получает другое материальное тело. Бхагавад-гита (8.6) подтверждает эту истину:

йам йам вапи смаран бхавам
тйаджатй анте калеварам
там там эваити каунтейа
сада тад-бхава-бхавитах

“О сын Кунти, о каком бы состоянии бытия ни вспомнил че ловек, расставаясь с телом, этого состояния он и достигнет”.

Таким образом в момент смерти ум живого существа переносит его вместе с его наклонностями в следующую жизнь.

В отличие от примитивных животных, чей ум неразвит, умирающий человек может помнить поступки, совершенные им при жизни, которые проплывают в его памяти, подобно снам. Поэтому его ум даже в этот момент сохраняет материальные желания, лишая его возможности получить духовное тело и войти в духовное царство. Однако преданные, служа Господу, развивают в себе любовь к Нему. И даже если преданный не вспомнит в момент смерти о своем служении Богу, Господь не забудет о нем. Эту молитву возносят, чтобы напомнить Господу о жертвах, принесенных преданным, но и без такого напоминания Господь не забывает о служении Своего чистого преданного.

В Бхагавад-гите (9.30-34) Господь описал близкие отношения, которые связывают Его с преданными: “Даже если человек совершает самые дурные поступки, но занят чистым преданным служением, его следует считать праведником, ибо он на верном пути. Очень быстро он исправляется и обретает умиротворение. О сын Кунти, смело заявляй любому, что Мой преданный никогда не погибнет. О сын Притхи, те, кто принял Мое покровительство, смогут достичь высшей цели, даже если они низкого происхождения, женщины, вайшьи [торговцы] или шудры [рабочие]. Насколько же выше них стоят доброде тельные брахманы, преданные и святые цари! Поэтому, попав в преходящий, полный страданий мир, посвяти себя преданному служению Мне. Всегда размышляй обо Мне, стань Моим преданным, выражай Мне почтение, падая ниц предо Мной, и поклоняйся Мне. Так, полностью погрузившись в Меня, ты, несомненно, придешь ко Мне”.

Шрила Бхактивинода Тхакур так объясняет эти стихи Гиты: Нужно понимать, что преданный Кришны идет по истинному пути святых, даже если он может показаться человеком небезупречного характера (су-дурачара). Следует правильно понять смысл слова су-дурачара. Обусловленная душа вынуждена выполнять две функции: она должна поддерживать свое физическое существование и одновременно идти по пути самоосознания. Социальное положение, умственное развитие, гигиена, аскетизм, питание и самозащита - все это относится к поддержанию физического существования. Что же касается долга самоосознания, то человек выполняет его, занимаясь преданным служением Господу, что, в свою очередь, тоже связано с деятельностью. Эти две функции необходимо выполнять одновременно, так как обусловленная душа не может полностью перестать заботиться о теле. Однако доля энергии, которую мы тратим на деятельность, связанную с поддержанием тела, уменьшается пропорционально увеличению доли энергии, расходуемой на преданное служение. Пока человек не достиг определенного уровня преданного служения, остается возможность случайного проявления мирских качеств, но следует отметить, что это не может продолжаться слишком долго, так как по милости Господа он очень быстро избавится от подобных недостатков. Поэтому путь преданного служения - единственно верный путь. Если кто-то находится на верном пути, даже случайное проявление мирских качеств не затормозит его продвижения к самоосознанию.
Имперсоналисты лишены этих преимуществ преданного служения, так как привязаны к аспекту Господа брахмаджьоти. Как говорилось в предыдущих мантрах, имперсоналисты не могут выйти за пределы брахмаджьоти, потому что не верят в то, что Бог - личность. Их больше интересует казуистика и умозрительные философские построения, поэтому, как утверждается в двенадцатой главе Бхагавад-гиты (стих 5), их труд бесплоден.

Возможности, о которых говорится в данной мантре, можно легко обрести, установив постоянный контакт с личностным аспектом Абсолютной Истины. Преданное служение Господу, по существу, состоит из девяти видов трансцендентной деятельности: 1)слушания повествований о Господе; 2)прославления Господа; 3)памятования о Господе; 4)служения лотосным стопам Господа; 5)поклонения Господу; 6)вознесения молитв Господу; 7)служения Господу; 8)дружеского общения с Господом; 9)полного самоотречения во имя Господа. Эти девять процессов преданного служения все вместе или каждый в отдельности помогают преданному все время находиться в контакте с Господом, поэтому в конце жизни преданному не трудно помнить о Господе. Применение только одного из этих методов позволило достичь высшего совершенства многим великим преданным Господа: 1)герой Шримад-Бхагаватам Махараджа Парикшит достиг желанной цели, слушая повествования о Господе; 2)Шукадева Госвами, рассказчик Шримад-Бхагаватам, достиг совершенства, прославляя Господа; 3)Акрура достиг желаемого результата, вознося Господу молитвы; 4)Прахлада Махараджа достиг желаемого результата, памятуя о Господе; 5)Притху Махараджа достиг совершенства, поклоняясь Господу; 6)богиня процветания Лакшми достигла совершенства, служа лотосным стопам Господа; 7)Хануман достиг желаемой цели, непосредственно служа Господу; 8)Арджуна достиг желаемого результата, дружа с Господом; 9)Бали Махараджа достиг желаемой цели, пожертвовав Господу все, что имел.
Фактически, объяснение смысла этой мантры, как и всех других мантр ведических гимнов, в сжатом виде приводится в Веданта-сутре, а более подробно они объясняются в Шримад-Бхагаватам. Шримад-Бхагаватам - зрелый плод древа ведической мудрости. В Шримад-Бхагаватам эта мантра объяснена в самом начале беседы между Махараджей Парикшитом и Шукадевой Госвами. Слушание объяснений науки о Господе и повторение услышанного являются главными принципами преданного служения Богу, поэтому Махараджа Парикшит выслушал весь Бхагаватам, рассказанный Шукадевой Госвами. Махараджа Парикшит задавал вопросы Шукадеве, поскольку тот был наиболее выдающимся духовным учителем среди всех великих йогов и трансценденталистов того времени.
Самый важный вопрос, заданный Махараджей Парикши том, касался того, в чем заключается долг человека, стоящего на пороге смерти. Шукадева Госвами ответил:

тасмад бхарата сарватма
бхагаван ишваро харих
шротавйах киртитавйаш ча
смартавйаш чеччхатабхайам

“Каждый, кто хочет избавиться от всех страданий, должен стремиться все время слушать повествования о Верховном Господе, помнить о Нем и прославлять Его, повелителя всего сущего, устраняющего все трудности, Сверхдушу всех живых существ” (Бхаг., 2.1.5).

Так называемые цивилизованные люди ночью заняты сном или сексом, а днем стараются заработать как можно больше денег на содержание своего семейства или ходят по магазинам. У людей не остается времени на то, чтобы говорить о Верховном Господе или задавать вопросы о Нем. Сейчас люди всеми способами пытаются отрицать существование Бога, в первую очередь объявляя Его безличным, иначе говоря, лишенным способности к чувственному восприятию. Однако в ведических произведениях, будь то Упанишады, Веданта-сутра, Бхагавад-гита или Шримад-Бхагаватам, сказано, что Господь обладает способностью чувствовать и является повелителем всех живых существ. Его славные деяния тождественны Ему Самому. Поэтому не стоит тратить свое драгоценное время на то, чтобы слушать или говорить о бессмысленной деятельности политиков и великих мира сего. Вместо этого нужно организовать свою жизнь таким образом, чтобы каждая наша секунда была посвящена служению Богу. И Шри Ишопанишад побуждает нас к такой благочестивой деятельности.

Что всплывет в памяти человека в момент смерти, когда все функции организма будут нарушены, если он не занимался преданным служением? Как он сможет молить всемогущего Господа вспомнить его жертвы? Жертва подразумевает добровольный отказ от удовлетворения своих чувств. Необходимо научиться этому искусству, занимая свои чувства преданным служением Господу в течение всей жизни. И тогда в момент смерти мы сможем воспользоваться плодами своего труда.

5 симпатий

Вот очень действенные слова. В самом деле, если преданное служение не заполнит все мои мысли, все мои желания и стремления, и не станет добровольной жертвой, то было бы глупо надеяться на то, что в момент смерти я буду помнить Господа, а тем более о чём я буду Его молить, понимая, что я ничего ни сделала, чтобы можно было вообще о чём-то просить ли молить? И смогу ли я вообще даже подумать об этом в самый важный момент всей жизни?

4). служения лотосным стопам Господа; 7) служения Господу.

Как правильно понять эти два вида преданного служения, почему они отдельно выделены?

Да, лишнего времени не найдешь. Или ты занимаешься своим телом и желаниями или преданным служением. Вот вопрос, а как определить минимально необходимое время на поддержание семьи и тела? Вроде разум должен здесь помочь, но чаще всего мы тратим на свои дела времени намного больше из за желания побольше понаслаждаться.

1 симпатия

Доброго времени суток!

Из прочитанного я понял, что материальное-временно, а духовное-вечно. Именно поэтому нужно больше времени уделять служению Господу. всего аспектов девять, но можно начать хотя бы с одного (например, повторение имени Бога). Также известны случаи, когда соблюдение одного аспекта служения Богу позволяло человеку приблизиться к нему.

Вопросы:

  1. Непонятно что значит “служение лотосным стопам Господа”. поясните, пожалуйста, что это за практика?
  2. Как дружить с Богом? Понимаю, что для этого нужно построить с ним отношения. Для этого нужно ответить на три вопроса: кто такой Бог? Кто есть я? Какие у нас отношения? Говорилось, что на данные вопросы может ответить лишь духовный учитель.
  3. и последний вопрос, он не связан напрямую с текстом: у вас в группе как-то было объявление, что Вячеслав Олегович может стать духовным учителем (и для этого нужно выполнить три условия).
    Я отправлял анкету 3 дня назад, но на сайте пишет “ошибка”. Как можно стать учеником Вячеслава Олеговича?
  1. Служить преданным Господа
  2. Сначала надо стать другом преданных.
  3. Дайте ссылку на объявление. Речь шла видимо о наставничестве.
3 симпатии

Ещё раз убеждаюсь в том, что ничто, кроме преданного служения Господу, не приведёт нас к высшей цели жизни. Нужно идти по стопам великих ачарьев, следовать наставлениям духовных учителей. У них протоптана дорожка, они знают, как дойти до цели, нужно просто предаться.
Виктория Григоренко.

Всё больше и больше приходит понимание как важна атмосфера, в которой находится человек в течении своей жизни… занимает ли он свои чувства служению Господу или гоняется за результатом своего труда? Начинать можно с простого, со своего настроения ума. Посвящать повседневные дела Господу: не важно, что ты делаешь, а КАК (подходит к пункту (3) ). Эти девять процессов преданного служения меняют жизнь, даже если выполнять хотя бы один пункт из девяти. Но, когда у человека есть время поразмышлять перед смертью - это хорошо. А если смерть наступает внезапно, и не успеешь ни о чём подумать…что тогда? Тогда большую роль сыграет подсознание? Как в попадающем в воздушную яму самолёте…все кричат: мамочка! А потом уже Бога вспоминают.
У меня был случай (до моей духовной практики), когда я потеряла сознание и унеслась за ярким белым светом по тёмному коридору, попала в незнакомый город и долго искала знакомые лица, но не было не одного…потом очнулась от нашатырного спирта. Так можно потерять сознание и не вернуться совсем…Интересен тот факт, что я в этот момент ничего и подумать не успела…

1 симпатия

Стих призывает к осознному ежеминутно проживанию жизни, так как из действий складывается то, о чем мы можем вспомнить перед смертью…А от этого зависит наш дальнейший путь…
Как важно научится желания перенаправлять на удовлетворение не своих чувст, а Господа…
Так можно развить качество ученика - отказ от ложного эго, если я правильно поняла его.
Восхищает милость Кришны, что даже, если ты служил с чистым сердцем, а в момент смерти забыл о своих деяниях, Кришна о них все равно помнит!
Важно, что через преданное служение мы развиваем нашу любовь к Кришне!
Также важно одновременно поддерживать физическое тело и идти по пути самоосознания!
Жертва - добровольный отказ от удовольствия своих чувств!
Омельянюк Екатерина

Благодарю за ответ!
Да, речь шла о наставничестве.
Разве учитель и наставник не есть суть одно и то же?

Ссылка на анкету: https://forms.gle/LUp3HKFPPa4FUBJZ6

Ссылку на само объявление дать не могу.

Нет, уровень взаимной ответственности отличается.

Ссылка работает. Если что не получается, позвоните по телефону администратору.

2 симпатии

Как вроде бы всё просто. Предаться Богу и действовать для Него всё 24 часа в сутки. И вдохновляешься, начинаешь шевелиться в этом направлении. Вот непросто всё! Масса препятсвий, масса привязанностей, житейских забот. Всё отвлекает. Но Бог с нами. Потихоньку, действительно, процент служения увеличивается, привязанности отпускают, материя не так давит. Важно не прерывать процесс. Удивительный Бог! Он никогда не оставляет предавшуюсю Ему душу, даже если она оступится. Он защитит, убережет. Только преданный может это оценить. И на пороге смерти быть счастливым. Меня пока смерть не радует.
Ольга Пащенко
Вопрос, Патита Павана:
Преданный же знает, что Бог помнит о его жертвах. Зачем он просит вспомнить о них? Может, лучше прославлять Бога? Или это одно и то же?

1 симпатия

Молитва может состоять не только из прославлений. Это реальный разговор с реальной личностью.

3 симпатии

Эта мантра даёт понять человеку , как правильно закончить свою жизнь в этом материальном теле.
Комментарий очень обширный, дающий ответы на многие вопросы.
Наша самая большая трудность - это точно понять для себя разницу между телом и душой. У меня пока это только в процессе знаний, но на практике трудно достигается. Очень тянет на себя забота о всем материальном, очень сильна эта часть. Может это сила притяжения так влияет? Душа проявляется только в том качестве , что даёт силы и радость для того чтобы ещё больше узнать о Боге, не забывать его. Это я хорошо чувствую. Мне хочется чтобы научиться больше слушать свою душу, понять глубже и чётче , что я не это тело , я есть Душа.
Думаю ,если у человека получится в момент смерти вспомнить о Кришне и вознести ему это молитву - это самая большая удача которую он смог получить в этой материальной жизни.
А в течении жизни нужно стремиться все время слушать повествования о Верховном Господе, помнить о Нем и прославлять Его, повелителя всего сущего, устраняющего все трудности, Сверхдушу всех живых существ(Бхаг., 2.1.5).
Господь обладает способностью чувствовать и является повелителем всех живых существ.
«Необходимо добровольно отказаться от удовлетворения своих чувств и занимать свои чувства преданным служением Господу в течение всей жизни.»
Это великая цель и нужно не теряя времени со всеми силами упорно идти к ней.
«И тогда в момент смерти мы сможем воспользоваться плодами своего труда.»
Очень четко расписана как вся человеческая жизнь, так и ее завершение.
Еременко-Шэн Людмила

1 симпатия

Мантра 17

Тело бренно, это оболочка, одежда для души. На самом деле материальное тело бесформенно, форму имеет душа (живое существо), тело принимает очертания души. Как только душа (сознание) покидает тело, оно теряет форму, разлагается. Говорится, что «…человек должен оставить материальное тело, которому суждено обратиться в пепел…» Теперь мне стала понятна идея кремации, почему правильнее сжигать тело. Эта мантра подтверждает, что живое существо продолжает существовать и после материального тела.

Также из комментария к этой мантре узнала, что душа действует в теле благодаря циркуляции разных потоков праны. Йоги учатся управлять потоками праны, чтобы в конце концов достигнуть самого высокого воздушного цикла, чтобы оттуда по своему желанию перенестись на любую планету. Но йог из одного тела переходит в другое. А высшее совершенство – способность живого существа перейти в духовную сферу и получить духовное тело.

Живое существо меняет тела в зависимости от того, какое чувственное удовольствие желает получить. Хотя форм тел большое разнообразие, их объединяет то, что в любом теле находится живое существо. Человеческое тело – высшая ступень развития, т.к. обладает развитым сознанием.

Но просто осознать свою духовную природу недостаточно. Нужно предаться Господу и начать преданно служить ему. Иначе вынужден снова рождаться в материальном мире.

Говорится, почему живое существо попадает в материальный мир. Из-за желания удовлетворять свои чувства и желания господствовать.

Также в комментарии объясняется, почему важно думать о Боге в момент смерти. «Так в момент смерти ум живого существа переносит его вместе с его наклонностями в следующую жизнь». В отличии от животных умирающий человек может вспомнить свои поступки, в том числе материальные желания. И это мешает вспомнить о Боге и получить духовное тело, чтобы войти в духовное царство. Поэтому эту мантру поют, чтобы напомнить Господу о своём служении. Важно уже в течение жизни уметь памятовать о Господе, сосредотачивать на нём свои мысли. Если я помню о Боге, то и Бог помнит обо мне. В какой мере человек предается Господу, в той мере Господь вознаграждает его.

Также говорится о важности уметь выполнять две функции: поддерживать физическое существование и одновременно идти путём самоосознания.

Путь преданного служения – единственно верный путь. Потому что сам Господь проявляя милость к преданному, ведет его, избавляя от недостатков и наделяя качествами и разумом. Преданное служение состоит из 9 видов трансцендентной деятельсти: 1) слушания о Господе 2) прославление Господа 3) памятования 4) служение лотосным стопам 5) поклонение 6) вознесение молитв 7) служение Господу 8) дружеского общения 9) полного самоотречения во имя Господа. Эти процессы помогают находиться в контакте с Господом, поэтому в конце жизни преданному не трудно вспомнить о Господе.

«Необходимо научиться этому искусству, занимая свои чувства преданным служением Господу в течение всей жизни. И тогда в момент смерти мы сможем воспользоваться плодами своего труда».

Алифанова Елена

Сайт go-loka.ru не осуществляет какую-либо миссионерскую деятельность от имени какого-либо религиозного объединения, не направлен на распространение сведений о каком-либо вероучении среди лиц, не являющихся его последователями, не преследует цель вовлечения в какое-либо религиозное объединение.

© Сopyright, 2019, Клуб "БАЛАНС". Все права защищены.