Шри Ишопанишад. Мантра восьмая

Мантра восьмая

са парйагач чхукрам акайам авранам
аснавира шуддхам апапа-виддхам
кавир маниши парибхух свайамбхур
йатхататхйато 'ртхан вйададхач
чхашватибхйах самабхйах

сах - такой человек; парйагат - должен действительно знать; шукрам - всемогущего; акайам - невоплощенного; авранам - безукоризненного; аснавирам - не имеющего вен; шуддхам - антисептического; апапа-виддхам - предохраняющего; кавих - всеведущего; маниши - философа; парибхух - величайшего; свайамбхух - самодостаточного; йатха татхйатах - во исполнение; артхан - желаний; вйададхат - награждает; шашвати-бхйах - с незапамятных; самабхйах - времен.

ПЕРЕВОД
Такой человек должен постичь истинную природу величайшего из всех, Верховного Господа, бестелесного, всеведущего, безупречного, не имеющего вен, чистого и неоскверненного, самодостаточного философа, того, кто с незапамятных времен исполняет желания каждого.

КОММЕНТАРИЙ
В этой мантре описывается трансцендентная и вечная форма Абсолютной Личности Бога. Верховный Господь не бесформен. Он обладает трансцендентной формой, которая не имеет ничего общего с формами материального мира. В этом мире формы живых существ созданы материальной природой и действуют, подобно материальным механизмам. Анатомическая структура материального тела должна иметь механическую конструкцию, то есть оно должно обладать венами и прочим, но в трансцендентном теле Верховного Господа нет ни вен, ни чего бы то ни было подобного. В этой мантре ясно сказано, что Он бестелесен. Это означает, что между Его телом и душой нет разницы. В отличие от нашего тела, Его тело не навязано Ему законами материальной природы. В материально обусловленной жизни душа отлична от грубого тела и тонкого ума. Но между телом и умом Верховного Господа и Им Самим нет никакой разницы. Он - Полное Целое, и Его ум, тело и Он Сам тождественны друг другу.

В Брахма-самхите (5.1) приведено аналогичное описание Верховного Господа. Там говорится, что Он - сач-чид-ананда-виграха. Это означает, что Он является трансцендентной формой, которая воплощает в Себе вечное бытие, знание и блаженство. Следовательно, Он не нуждается в отдельном теле или уме, которые нужны нам в материальной жизни. В ведических писаниях ясно говорится, что Его трансцендентное тело совершенно не похоже на наши тела; поэтому иногда про Него говорят, что Он не имеет формы. Это означает, что Он не имеет формы, подобной нашей, и что Его форма недоступна восприятию наших чувств. В другом месте Брахма-самхиты (5.32) сказано, что любой орган тела Господа может исполнять функции других органов. Иначе говоря, Господь может ходить руками, брать что-либо ногами, видеть руками или стопами, принимать пищу глазами и т.д. В шрути-мантрах также сказано, что, хотя Господь и не имеет рук и ног, подобных нашим, у Него есть другие руки и ноги, с помощью которых Он принимает все, что мы предлагаем Ему, и передвигается быстрее всех. Все это подтверждает данная мантра Шри Ишопанишад, называя Господа шукрам, что значит всемогущий.

Образ Господа, предназначенный для поклонения (арча-виграха), который устанавливают в храмах истинные ачарьи, осознавшие Господа так, как это описано в седьмой мантре, ничем не отличается от изначальной формы Господа. Изначальная форма - это форма Шри Кришны. А Шри Кришна распространяет Себя в бесконечное множество таких форм, как Баладева, Рама, Нрисимха, Вараха и т.д. Все эти формы являются единой Личностью Бога. Аналогично этому, арча-виграха, которой поклоняются в храмах, также является одной из форм - экспансий Господа. Поклоняясь арча-виграхе, человек может сразу же приблизиться к Господу, который с помощью Своей всемогущей энергии принимает служение Своих преданных. Форма Господа арча-виграха является в этот мир по просьбе ачарьев, святых учителей, и благодаря Его всемогущей энергии действует как Сам Господь. Глупцы, не знакомые с этими мантрами Шри Ишопанишад и другими шрути-мантрами, считают, что арча-виграха, которой поклоняются чистые преданные, создана из материальных элементов. Глупым людям или каништха-адхикари, не обладающим совершенным видением, эта форма кажется материальной, поскольку они не знают, что Господь всемогущ и всеведущ и может по Своему желанию превращать материю в дух, а дух - в материю.

В Бхагавад-гите (9.11-12) Господь сожалеет о том, что люди со скудными знаниями настолько деградировали, что насмехаются над Господом только потому, что Он нисходит в этот мир в облике человека. Эти плохо осведомленные люди не ведают о всемогуществе Господа, поэтому Господь никогда не открывает Себя таким псевдофилософам полностью. Он открывает Себя только преданным, пропорционально степени их преданности Ему. А причина деградации живых существ заключается в том, что они забыли о своих взаимоотношениях с Богом.

В этой мантре, как и во многих других ведических мантрах, недвусмысленно сказано, что Господь с незапамятных времен обеспечивает живые существа всем необходимым. Живое существо желает чего-либо, и Господь исполняет его желания в той степени, в какой оно этого заслуживает. Если человек хочет стать верховным судьей, он должен не только заслужить это, получив необходимое образование, но и заручиться согласием властей, которые вправе присвоить ему звание верховного судьи. Чтобы занять этот пост, недостаточно только обладать квалификацией. На этот пост его должен назначить человек, наделенный властью. Аналогичным образом, Господь посылает наслаждения живому существу в зависимости от его заслуг, но одних заслуг недостаточно, необходима еще милость Господа.

Как правило, живые существа не знают, что нужно просить у Господа и какой должности добиваться. Но, когда живое существо осознает свою истинную природу, оно просит Господа даровать ему возможность трансцендентного общения с Ним, чтобы трансцендентно и с любовью служить Ему. К сожалению, под влиянием материальной природы живые существа просят Господа совсем о других вещах. Бхагавад-гита (2.41) описывает их образ мыслей словами многоветвистый или разбросанный. Духовный разум един, а мирской разум имеет много разновидностей. В Шримад-Бхагаватам (7.5.30-31) сказано, что тот, кого пленяет эфемерная красота внешней энергии, забывает об истинной цели жизни - возвращении обратно к Богу. Забыв об этом, человек пытается улучшить свое материальное положение, составляя различные планы и программы, хотя все это подобно пережевыванию жвачки. Но Господь так добр, что позволяет забывчивым живым существам продолжать свой путь, не вмешиваясь в их дела. Поэтому в данной мантре Шри Ишопанишад употреблено очень точное слово йатхататхйатах, которое означает, что Господь вознаграждает живое существо в строгом соответствии с его желаниями. Если живое существо хочет отправиться в ад, то Господь не противится этому, а если оно хочет вернуться домой, обратно к Богу, то Господь помогает ему осуществить и это желание.

В этой мантре Бога называют парибхух, что значит величайший из всех. Нет никого, кто был бы выше Него или равен Ему. Остальные живые существа названы здесь нищими. Живые существа выпрашивают у Господа благ, а Он посылает им то, чего они хотят. Если бы живые существа были такими же могущественными, как Господь, то есть если бы они были всемогущими и всеведущими, то им не нужно было бы ни о чем просить Бога, даже о так называемом освобождении. Истинное освобождение для живого существа означает возвращение к Богу. Освобождение, как его представляют себе имперсоналисты, - это миф, и нищий будет вынужден вечно продолжать выпрашивать у Господа чувственные наслаждения, пока не придет в себя и не осознает свое истинное положение.

Только Верховный Господь самодостаточен. Когда Господь Шри Кришна пять тысяч лет назад пришел на землю, Он полностью проявил Себя как Верховную Личность Бога в Своих разнообразных деяниях. Еще ребенком Он убил таких могущественных демонов, как Агхасура, Бакасура и Шакатасура, и нельзя сказать, что Он обрел такое могущество, прилагая для этого какие-то особые усилия. Он поднял холм Говардхана, не упражняясь в поднятии тяжестей. Он танцевал с гопи, не обращая внимания на социальные условности, и никто ни словом не упрекнул Его. Хотя чувства, которые питали к Кришне гопи, носили характер запретной любви замужней женщины к своему возлюбленному, их взаимоотношениям с Господом Кришной поклонялся даже Господь Чайтанья, строго следовавший регулирующим принципам санньясы. В подтверждение того, что Господь всегда остается чистым и неоскверненным, Шри Ишопанишад называет Его шуддхам и апапа-виддхам, что значит антисептический и предохраняющий. Он антисептичен в том смысле, что даже нечистые вещи могут очиститься от одного прикосновения к Нему. Слово предохраняющий указывает на могущественное влияние общения с Ним. В Бхагавад-гите (9.30-31) сказано, что начинающий преданный может казаться су-дурачарой, то есть человеком небезупречного поведения, и тем не менее его следует считать чистым, так как он стоит на верном пути. Таково предохраняющее влияние общения с Господом. Господь также апапа-виддхам. Это означает, что грех не может коснуться Его. Даже если Его поступки иногда могут показаться греховными, они все же являются благом для всех, ибо грех не может затронуть Господа. При любых обстоятельствах Он остается шуддхам, самым чистым, поэтому Его часто сравнивают с солнцем. Солнце выпаривает влагу из различных оскверненных мест на земле, но само при этом остается чистым. На самом деле оно обладает стерилизующими свойствами и очищает даже самые нечистые вещи. Если солнце, которое является материальным объектом, обладает таким могуществом, то трудно даже представить себе очистительную силу Всемогущего Господа.

7 симпатий

Бог и человек. Отношения Бога с человеком и отношения человека с Богом.
Мы не помним Бога,не помним свои отношения с Ним. Не помним свою настоящую семью. А Кришна всё помнит. И Он так милостив,что оставил Священные Писания, через которые мы можем вспомнить Его, узнать Его.Здесь живут великие души,которые “знакомят” нас с Ним, говорят о Нём, прославляют Его.
И постепенно мы привязывается к Богу,привязываемся к Его Святому Имени.
Гульнара Табакаева

5 симпатий

Когда-то давно, когда я ещё не была знакома с движением сознания Кришны, я часто пыталась представить себе Того, кто создал всё это многообразие, всё, чем мы пользуемся ежедневно, чем мы питаемся, чем лечимся, всё, что видим и чем наслаждаемся. Я понимала, что всё это должно быть кем-то создано, оно не может взяться из ничего, из пустоты. Но даже в самых своих больших фантазиях я не могла себе даже близко представить, насколько Он велик и всемогущ. И ведические знания подробнейшим образом знакомят меня с нашим Господом, Верховной Личностью, поэтому для меня эти знания стали самыми важными и необходимыми в моей жизни, потому что без этих знаний моя жизнь была похожа на пожар во время наводнения…

7 симпатий

Харе Кришна :pray: я так поняла, что Бог бестелесный, имеющую какую то иную форму, а человек имеет тело навязанное материальной природой и Душу. Только педанный понимает всё. Многие просят у Бога не трансдентального общения, а материального благополучия. Верховную Личность Бога сравнивают с солнцем, но если солнце может так много на расстоянии, то Господь Всемогущий.

Господь имеет форму, но не материальную. Наша форма очень ограничена, а форма Абсолютной Истины всемогуща.
Мы забыли о своих взаимоотношениях с Богом и поэтому деградируем.
Господь по Своей милости исполняет все наши делания, даже если мы хотим отправится в ад. Но когда мы осознаем свою природу, у нас появляется желание служить с любовью Абсолютной Истине.
Нет никого выше Бога, или равного ему. Он всегда чист и не осквернен материей. От соприкосновения с Ним всё очищается.
Виктория Григоренко.

Неоскверненного, самодостаточного философа…того , кто с незапамятных времен исполняет желания каждого.
Как радостно слушать о Нашем Господе, о Его качествах. Как велика Его Милость к нам, исполняет наши желания, ничего не требуя взамен. Всеми этими качествами по истине может обладать совершеннαя Личность, непостижимая для нашего понимания в условиях этого мира. Только своей душой можем почувствовать осознать Его присутствие.

Чтобы увидеть трансцендентную форму Господа, нужно быть трансценденталистом. Материальными глазами нам не увидеть и не понять умом. То , что пригодно здесь, негодно - в Духовном Мире. Необходимо тренировать духовное зрение…

Если осознать себя душой, тогда можно понять , что межде Его телом и душой нет разницы…

Человеческая глупость не допускает возможности, что Господь так милостив. Пример махрового недоверия, коварства, лицемерия - распятие Иисуса Христа.

Вот, что нужно просить слезно, чтобы наше материальное тело превратилось в духовное.

Все справедливо и Господь открывается нам, в той мере насколько мы преданы. Через чистое преданное служение.

И деградация может продолжиться в виде получение тела низшей формы жизни…Если не одуматься, все может обернуться против нас.

Хорошо бы достичь осознания своей природы, ведь нет ничего слаще даже в этом мире чем любовь - Его вечная энергия, а значит нет ничего дороже Его общества. Поэтому мы в обществе Сознания Бога, мы ищем с Ним отношений.

И это тоже Милость Господа, как аванс и доверие живому существу, что оно будет на этот раз разумно и продолжит единственно правильный путь.

Если солнце - очищающая сила этого мира, то всепроникающий Господь - очищающая сила души, которая не из этого мира, Его неотьемлемой частицы. Осталось ей только сильно захотеть этого очищения, ведь Господь исполняет все желания каждого. :pray:

2 симпатии

В этом тексте там много мыслей, что сложно ухватиться за какую-то одну… но вот эта цитата- это то, над чем я думаю уже больше месяца точно… находясь в храме и обращаясь к божествам на алтаре, я каждый раз вспоминаю это… вспоминаю как Шрила Прабхупада в разных лекциях обращает наше внимание снова и снова на то, что поклонение очень важно, важно для тех, кто еще только встал на путь духовного развития. И первое время мне сложно было понять, что божества- это Сам Кришна! Но вот проходит время и когда ты остаешься один-на-один с божествами, смотришь на них, лично я чувствую как волну или ловину какой-то энергии, которая проливается и даже немного сносит… И каждый раз я концентрируюсь на том, что здесь Кришна- и постепенно все со нения уходят - и начинаешь понимать, что это точно не просто материальные объекты!

5 симпатий

Из этого стиха я поняла, что отличие материального тела от траесцкндентного в том, что Материальное тело отбрасывает тень, в то время как духовное тело бога не имеет тени, и аналогично с делами и поступками - все наши деяния “хорошие” и “плохие” влекут последствия. Получается, что наша задача просить Бога лишь о возможности служить ему и только эта деятельность не отбрасывает тень, так как не материальная, и ведёт нас прямиком к Богу. Да, сложно все постигнуть.
Светлана Скориянтова

4 симпатии

“Такой человек должен постичь истинную природу величайшего из всех, Верховного Господа, бестелесного, всеведущего, безупречного, не имеющего вен, чистого и неоскверненного, самодостаточного философа, того, кто с незапамятных времен исполняет желания каждого”…

Да, эта удивительная мантра погружает нас в размышления о величии и могуществе Верховной Личности Бога. О том, что Его вечная трансцендентная форма бестелесна, а значит нет различий между его телом и душой. Он - Полное Целое, и Его форма недоступна восприятию наших материальных чувств. Его форма воплощает вечное бытие, знание и блаженство.

О том, что предлагая Ему плод или воду, Господь может принимать пищу глазами, т.к. любой орган тела Господа может исполнять функцию другого органа. О том, что Господь всемогущ и всеведущ и может по Своему желанию превратить материю в дух, а дух - в материю. И Его очистительную силу трудно даже представить…

Но самое удивительное, мы узнаём, что с незапамятных времён Господь заботится о нас и исполняет все наши желания. Находясь в неведении, под влиянием материальной природы, наш разум “многоветвист” и “разбросан” на великое множество материальных желаний. Господь вознаграждает живое существо в строгом соответствии с его желаниями. И когда человек осознаёт свою истинную природу, то просит Господа даровать ему преданное служение и возможность трансцендентного общения с Ним.

2 симпатии

Очень волнительная и трудная мантра. Читается, как сказка. Представить величие Господа невозможно. Сердце замирает. Больше всего поражает качество “антисептический”. Замечала, что некоторым людям очень трудно произнести “Кришна”. Наверное, слой грязи не позволяет. Цемент уже. Есть о чём подумать и на счёт “арча-виграха”. Очень много в голове мыслей. Глубочайшая мантра. Внутри всё варится. А слов подобрать не могу.
Вопрос, Патита Павана (извините, может просто “каша” в голове): “Он не нуждается в отдельном теле или уме, которые нужны нам в материальной жизни”. Т.е. в духовной жизни ум не нужен?

В духовном мире ум изначальный, духовный.

Шрила Прабхупада в своих книгах пишет ,что Гуру -это представитель Кришны .Поэтому гуру следует оказывать такое же почтение ,какое оказывали бы Богу .
«По милости духовного учителя человек получает благословение Кришны»
Гуру является самым доверенным слугой Бога .
Гуру повторяет то ,что говорит Бог .
Цель человеческой жизни в самосознании и восстановлении взаимоотношений с Богом .
Прабхупада объясняет в книгах ,что части призваны служить целому ,так же как ноги ,руки ,пальцы и уши призваны служить всему телу и мы живые существа ,являясь неотъемлемыми частицами Бога ,обязаны служить Ему.
Пяйко Елена

Патита Павана Прабху я приношу Вам свои смиренные поклоны :pray:t2:
Прошу Благословить меня на успешные молитвы Кришне ,чтобы Он уберёг меня от падений ,

Лучше сразу вести себя так, чтобы не было возможности упасть!

4 симпатии

Желания, желания, желания… Где бы мы были сейчас, если бы не наши желания… С другой стороны это признак жизни - желать, только у мертвеца нет желаний. Для души - это неотъемлемое качество. Вот вопрос куда наши желания направлены? И Шрила Прабхупада нам рекомендует очищать наши желания, стараться исполнять их так, чтобы это нравилось Кришне. А вот чтобы это узнать - нужно изучать шастры. И если мы будем так действовать, то постепенно очистимся и наши чувства смогут воспринимать духовную реальность. Но вот у меня проблема… Чем дальше идешь, тем яснее осознаешь насколько ты осквернен низменными желаниями. И с одной стороны ты ожидаешь что будешь все больше очищаться и скоро уже просто светиться начнешь :sunny: , а на деле ощущаешь себя просто абсолютно неквалифицированным. Может я что то не так делаю или мои ожидания неправильные? :pray:

Очистится полностью действительно невозможно своими силами, тут нужна милость гуру и вайшнавов.

4 симпатии

А я на свои силы и не рассчитываю, только на милость Святого Имени, гуру и вайшнавов и уповаю. Стараюсь какмогу сотрудничать и служить :pray:

1 симпатия

Какой насыщенный комментарий. В нем так много описаний Господа.
У Господа трансцендентная форма у нас материальная. Между его телом и душой нет разницы. У нас же все наоборот , тело и в нем душа.
Он не нуждается в отдельном теле или уме. Но в нашем материальном мире мы не можем существовать без тела и ума. Если нашу человеческую конструкцию нам понять очень сложно, как все устроено и что с чем связано, то о том чтобы даже представить себе Господа просто не подвластно нам.
Образ Господа предназначенный для поклонения в храме и есть сам Господь. Но и это нам тоже сложно понять. Только путём преданного служения и воспевания святого имени Господа , бескорыстно и постоянно ,есть надежда почувствовать сердцем это.
Господь всемогущ и всеведущ и может по Своему желанию превращать материю в дух, а дух - в материю.
Он открывает Себя только преданным, пропорционально степени их преданности Ему.
Как правило, живые существа не знают, что нужно просить у Господа.
Многие просят только исполнения материальных желаний, хотя Господь и сам все знает , что кому и когда нужно.
Духовный разум един, а мирской разум имеет много разновидностей.
Поэтому наверно так тяжело человеку пробудить свой разум , пока найдёшь правильную разновидность , полжизни пройдёт.
Господь всегда остается чистым и неоскверненным,
Иногда кажется , что как же сложно разбудить в себе духовную природу.
Но лишь воспевая святое имя Господа можно пробраться к своей чистой духовной частице - душе. По другому наверно невозможно почувствовать и понять , что я это вечная душа.
Только по своей глупости люди считают себя высшим творением , хозяевами своей жизни. Хотя все равно подсознательно думают , есть какая то сверхсила. Например говорят : судьба, случай. Но это не так, все происходит по воле Господа , он главный творец нашего бытия и нас самих.
Он - сач-чид-ананда-виграха. Это означает, что Он является трансцендентной формой, которая воплощает в Себе вечное бытие, знание и блаженство.
Еременко-Шэн Людмила

2 симпатии

Господь исполняет наши желания, создает определенные условия, чтобы наши желания могли исполниться. И тут вдруг понимаешь “О, нет, я ни этого хотел! Я другого хотел!”. Поэтому очень важно оставить все свои желания и начать жить желаниями Бога. Его желания всегда самые лучшие для каждого живого существа. Величие Господа непостижимо, остается лишь с открытым сердцем слушать духовного учителя и Самого Господа. Чтобы это знание проникло прямо в сердце, минуя все препятствия и ложные убеждения. Пока сознание покрыто невежеством невозможно увидеть величие и могущество Бога даже в храме.
Елистратова Наталия

2 симпатии

Сколько же у Господа качеств! Господь необыкновенная, непостижимая умом личность. Знаю стройного, красивого, двурукого и двуногого Кришну, а он оказывается бестелесный. И в то же время пишется, что он не имеет вен. Значит все таки тело у него есть. Его тело трансцендентно, отличное от материального. В материальном теле душа отлична от тела и ума. Значит в трансцендентном теле Господа душа неотлична от тела и ума. Он – Полное Целое.

Кроме того, любой орган тела Господа может исполнять функции других органов. Моему уму даже представить такое затруднительно. Руки и ноги у него необыкновенные, он может передвигаться быстрее всех. Он - Всемогущий.

Безупречный, чистый и неоскверненный. Т.е. он не знает греха, грех к нему не может коснуться. При любых обстоятельствах – он самый чистый. Даже самые нечистые вещи могут очиститься от прикосновения к нему.

С незапамятных времен исполняет желания каждого. О мои желания! Материальные желания, которые могут принести временные удовольствия. Нужно быть внимательным к своим желаниям, иметь правильные желания – духовные.

Алифанова Елена

1 симпатия
Сайт go-loka.ru не осуществляет какую-либо миссионерскую деятельность от имени какого-либо религиозного объединения, не направлен на распространение сведений о каком-либо вероучении среди лиц, не являющихся его последователями, не преследует цель вовлечения в какое-либо религиозное объединение.

© Сopyright, 2019, Клуб "БАЛАНС". Все права защищены.