Кто виноват и что делать?
Современная психология активно борется с чувством вины, считая его деструктивным и разрушающим чувством. И тут, как всегда, надо хорошо разобраться, ведь чувство вины - это совесть человека, которая позволяет ему вести себя морально, выбирать правильные вещи и казнить себя за дурные, то есть за те, которые вредят и самому человеку, и окружающим.
Однако чувство вины не должно убивать энтузиазм, его назначение показывать, где я нахожусь, мотивировать стать лучше, чтобы больше не ошибаться. Если же человек, наоборот деградирует, погружается в депрессию, отрицание, жалость к себе, то это значит, что он погряз в своём эгоизме - жалейте все несчастного меня! Что он просто уходит от того, чтобы признать свою вину и действовать дальше. Поэтому мы должны выносить себе приговор, но лишь затем, чтобы исправляться.
Консультант КЦ «БАЛА» Говендяева Илона Александровна
Консультативный центр «БАЛА»: https://wp.me/p8tFlw-34H
Но это, наверное, правильный подход, получше изучить свою болезнь? Знаю есть случаи, когда учёные изобретали какие-то лекарства, приспособления, чтобы справиться с собственной болезнью, шли в науку для этого. Личная мотивация, скажем так.
Это в других науках. В психически-нездоровых областях психически-больные люди только окончательно свихнутся…
Да, любовь бывает и страшной… ну просто страшно сильной…
Вопрос: Как вы смотрите на Соционику как на инструмент достижения культуры общения?
Ответ эксперта: Соционика, как одно из направлений психологии, создана обычным человеком. Поэтому она несовершенна и не даёт истинного понимания сознания. Существует множество теорий и систем типизации, при этом постоянно создаются новые. Их основа - несовершенный человеческий интеллект. В основе других систем - переработанные и поэтому искажённые знания из Вед. Но понять природу личности можно только учитывая знания о душе. Подробнее об этом можно прочитать в новой книге Вячеслава Олеговича Рузова “Душа”: https://sponsr.ru/ruzov/3290/Ubiistvo_na_puti_duhovnogo_razvitiya.
Изначальная система построения культурного общения представлена в Ведах системой варнашрамы. Она описывает варны - четыре типа характера людей по их склонностям:
1 - рабочие,
2 - крестьяне, ремесленники, торговцы,
3 - военные и администраторы,
4 - учёные, учителя и врачи.
И ашрамы - социальные уклады жизни: ученичество, семейная жизнь, отход от дел, отречение от мира. Причём в варнашраме культура отношений зависит не только от варны и ашрама, но и от того, кто перед нами: старший, равный или младший.
Более подробное и расширенное деление дано в ведической астрологии. Вы можете это изучить, поступив на обучение, пройдя по ссылке: https://ruzov.ru/cources/astro-ved/.
«Бхагават-гита как она есть», одна из авторитетных книг, представляющая ведическое знание в первозданном виде, так описывает систему варнашрамы: “Институт варнашрама-дхармы, делящий всех людей в обществе по роду их занятий и социальному статусу на четыре варны и четыре уклада жизни, предназначен для того, чтобы разделить людей не по происхождению, а в соответствии с их качествами и уровнем образования. Это нужно для того, чтобы обеспечить в обществе мир и процветание” («Бхагавад-гита как она есть», 16.1-3, комментарий).
“Брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр можно узнать по их качествам, проявляющимся в деятельности, которая соответствует трём гунам материальной природы, о покоритель врагов” («Бхагават-гита как она есть», 18.41).
Вы можете самостоятельно изучить культуру отношений в этой авторитетной книге: https://dobro-shop.com/product/shrila-prabhupada-bhagavad-gita-kak-ona-est/.
Поддержать наш консультативный центр можно здесь!
Эксперт КЦ «БАЛА» Рамасвами Алла.
Консультативный центр «БАЛА»: https://ruzov.ru/do/consulting-center/
Вопрос: Харе Кришна, Патита-Павана прабху!
Из Ваших лекций знаю о Вашем отношении к психологии (в частности, что духовность и психология дают направления принципиально противоположные; что материальные решения проблем приводят к ещё большему числу проблем и т.д.). Я полностью согласна с Вами.
Несколько преданных в нашей ятре прошли курсы (НЛП и подобное) и являются практикующими консультантами в своих техниках. Кто-то говорит, что основателем их техники является верующий человек, поэтому всё хорошо.
Собственно вопрос (совершенно без критики преданных, просто чтобы разобраться): почему всё-таки преданные обращаются к психологическим методам? Ведь причиной любых проблем, с которыми люди идут к психологам, является отсутствие отношений с Господом и духовного самоосознания. Т.е. все проблемы должны решаться в процессе личной духовной практики, а любые другие методы, если я правильно понимаю, могут дать внешний эффект, но не реальный результат по существу.
Почему же тогда так популярны даже среди преданных походы к психологам? Ведь и те, как-то к ним ходит, и те, кто сам консультирует, говорят, что духовность духовностью, но реально нет альтернативы психологам.
Моё представление примерно такое: если слушать регулярно лекции, читать книги Шрилы Прабхупады, заниматься служением, соблюдать принципы и читать свои круги, то психологические вопросы будут решаться. По этому поводу у меня даже есть подборка (конечно, далеко не полная) цитат из книг Прабхупады и лекций.
Или у меня идилическое восприятие, и у психологов таки есть своя ниша? Ведь преданные, как и все люди, учатся на курсах по вождению автомобиля, не ожидая, что этот навык придёт от чтения книг. Зубы тоже становятся у нас чистыми в результате проведения обычной процедуры.
Т.е. где проходит граница: эти вопросы я решаю через саддхану, книги и т.д., а эти - обычными техническими методами?
Ответ: В вайшнавской традиции преданные следуют принципу юкта-вайрагьи — отречению от объектов чувств, при котором всё материальное используется для служения Господу. В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 16.238, комм.) сказано: «Если люди, стремясь к освобождению, отрекаются от предметов, которые так или иначе связаны с Верховной Личностью Бога, считая их материальными, такое отречение называется несовершенным». Всё, что благоприятствует служению Господу, необходимо использовать, а не отвергать как нечто материальное».
Шрила Прабхупада в совершенстве применял принцип юкта-вайрагьи — принимать всё благоприятное для преданного служения и отвергать всё неблагоприятное. Иными словами, на основании указаний шастр и ачарьев всё нужно задействовать в сознании Кришны. Например, в комментарии к «Шримад Бхагаватам» 1.5.22 Шрила Прабхупада говорит: «Развитый интеллект дан человеку для того, чтобы он углублял свои познания в искусстве, науке, философии, физике, химии, психологии, экономике, политике и так далее. Углубляя эти знания, человеческое общество может достичь совершенства жизни. Вершиной этого совершенства является осознание Верховного Существа, Вишну.
Поэтому все мудрецы и преданные Господа советовали использовать искусство, науку, философию, физику, химию, психологию и все остальные области знания исключительно в служении Господу».
Есть также интересная история, которая повествует о личной встрече Шрилы Прабхупады во Вриндаване со своим учеником Шубханандой, во время которой Прабхупада дал ему разрешение написать книгу по ведической психологии и благословил его на этот труд:
— Ты прочитал все мои книги? — спросил Шрила Прабхупада. — Прочитал ли ты «Бхагавад-гиту»? Прочитал ли ты «Шримад Бхагаватам»?
— Да, — ответил Шубхананда.
— Что же это за психология, которая содержится в этих книгах?
Шубхананда ответил, что психология — это изучение себя. Её название происходит от слова «психе», что означает «душа». Так вот, в «Бхагавад-гите» говорится о том, что мы не являемся телом, наше «я» — это духовная сущность, душа. «Если человек отождествляет себя с телом, — сказал Шубхананда, — он просто сумасшедший!»
Глаза Прабхупады расширились, он кивнул головой и повернулся к Пушта Кришне: «Хорошо, очень хорошо!»
«Но самое лучшее, — говорит Шрила Прабхупада в комментарии к «Шримад Бхагаватам» 1.5.32, — освободиться от любой материальной деятельности и полностью посвятить себя слушанию повествований о трансцендентных играх Господа. Если, однако, у человека нет такой возможности, надо стараться использовать в служении Господу всё то, к чему он чувствует особую склонность, ибо это путь, ведущий к миру и процветанию».
Всегда рад ответить на Ваши вопросы! Патита Павана дас
Задать вопрос Вячеславу Олеговичу: Telegram: Join Group Chat
Поддержать наш консультативный центр можно здесь!
Наши ресурсы: Все РЕСУРСЫ Клуба “БАЛАНС”