Есть ли гуны (качества) у природы?

Говорят, “гуны материальной природы”.
Но природа сама по себе находится вне гун. Там нет ни страсти, ни невежества, ни благости.
Это совершенное творение Господа (ниргуна).
Другое дело творение личности человека.
Вот тут появляются качества. Картина о природе, нарисованная художником, может быть в разных гунах.

БГ 5.14. Текст 5
सत्त्वं रजस्तम इति गुणाः प्रकृतिसंभवाः ।
निबध्नन्ति महाबाहो देहे देहिनमव्ययम् ॥५॥

саттвам раджас тама ити
гунам пракрити-самбхавах
нибадхнанти маха-бахо
дехе дехинам авйайам

Перевод:
Материальная природа состоит из трех гун — благости, страсти и невежества. Когда вечное живое существо входит в соприкосновение с материальной природой, эти гуны, о могучерукий Арджуна, обусловливают его.

Комментарий:
Живое существо, будучи духовным, не имеет ничего общего с материальной природой. Но так как оно попало под влияние материальной энергии, оно действует под диктовку трех гун материальной природы. Наделенные различными телами с присущими им от природы качествами, живые существа вынуждены действовать так, как велит их природа. В этом причина многообразия счастья и страданий.

2 симпатии

Личность стоит за действиями материальной природы?

Материальная природа подчиняется Верховной Личности Бога.

1 симпатия

То есть Верховная личность Бога может действовать в благости, невежестве или страсти?

Верховная Личность Бога позволяет своей внешней природе оказывать воздействие на живые существа через гуны материальной природы (обуславливать), из которых внешняя энергия и состоит. Сама Верховная Личность Бога трансцендентна и никогда не попадает под влияние гун, так как является их хозяином. Так же и человек, осознавший Кришну, тоже выходит из под власти гун.

Текст 19
नान्यं गुणेभ्यः कर्तारं यदा द्रष्टानुपश्यति ।
गुणेभ्यश्च परं वेत्ति मद्भावं सोऽधिगच्छति ॥१९॥

Перевод:
Тот, кто видит, что всё в материальном мире совершается гунами материальной природы, и кто знает Верховного Господа, запредельного этим гунам, достигает Моей духовной природы.

Комментарий:
Человек может выйти из сферы действия всех гун материальной природы, получив авторитетное знание о них от осознавших себя душ. Изначальный духовный учитель — это Кришна, который сейчас открывает духовное знание Арджуне. Точно так же и мы должны получить знание о деятельности гун материальной природы от тех, кто обладает совершенным сознанием Кришны. Иначе мы никогда не достигнем цели жизни. Внимая наставлениям истинного духовного учителя, человек получает знание о своей духовной природе, о материальном теле и чувствах, о том как он попал в ловушку материальной энергии и был загипнотизирован гунами материальной природы. Пока человек находится в объятиях материальных гун, он беспомощен, но, осознав свое истинное положение в процессе духовной практики, он получает возможность достичь духовного уровня. Само живое существо не является исполнителем действий. Оно вынуждено действовать, потому что находится в материальном теле, которым управляет та или иная гуна материальной природы. Но без помощи тех, кто хорошо знает духовную науку, мы не в состоянии понять наше реальное положение. Только обратившись к истинному духовному учителю, мы сможем осознать настоящее положение дел, и это понимание даст нам возможность укрепиться в сознании Кришны. Человек, сознающий Кришну, неподвластен чарам материальных гун. Как было сказано в седьмой главе, тот, кто предался Кришне, выходит из-под влияния материальной природы. Человек, способный видеть истинную природу вещей, постепенно преодолевает влияние материальных гун.

3 симпатии

Разве всеблагой Бог может действовать в невежестве или страсти?

Текст 19
नान्यं गुणेभ्यः कर्तारं यदा द्रष्टानुपश्यति ।
गुणेभ्यश्च परं वेत्ति मद्भावं सोऽधिगच्छति ॥१९॥

Перевод:
Тот, кто видит, что всё в материальном мире совершается гунами материальной природы, и кто знает Верховного Господа, запредельного этим гунам, достигает Моей духовной природы.

1 симпатия

То есть Господь вне гун?

1 симпатия

Кришна - Верховный Господь, нерожденный и неизменный, но тем не менее Он нисходит в этот мир в Своем изначальном трансцендентном образе. Слово пракрти означает “природа”. В седьмой главе “Бхагавад-гиты” говорится, что существуют различные виды природы. Из них можно выделить три основных: внешнюю, внутреннюю и пограничную. Внешняя природа проявляется в виде материального мира, и седьмая глава “Бхагавад-гиты” описывает ее как апару, то есть низшую природу. Когда Кришна приходит в этот мир, Он пребывает в высшей природе (пракртим свам), не попадая под влияние низшей, материальной. Иногда глава государства приходит в тюрьму, чтобы проверить, в каких условиях содержатся заключенные, и дать им наставления. Но если заключенные полагают, что, раз глава государства пришел к ним в тюрьму, значит, он тоже стал заключенным, то они ошибаются. Как уже упоминалось, Шри Кришна говорит, что глупцы насмехаются над Ним, когда Он нисходит в этот мир в человеческом облике (Б.-г., 9.11).

2 симпатии

С одной стороны Бог вне гун, с другой стороны пользуется гунами.
Противоречие.

Гунами пользуется живое существо, так как оно имело сильное желание воплотиться в этом мире (то есть это мы с Вами). А Господь с помощью Своей низшей (материальной) энергии позволяет делать выбор живому существу(воплощаться и действовать). Мы с Вами пользуемся материальной природой, когда же Господь позволяет ей просто быть (Он делает это для нас, чтобы мы могли воплотить свои желания).

БГ 7. Текст 12
"Знай же, что все состояния бытия, будь то в благости, страсти или невежестве, созданы Моей энергией. Я есть всё, и в то же время Я стою в стороне от всего. Я не подвластен гунам природы - это они подвластны Мне".
Любая материальная деятельность в этом мире находится под влиянием трёх гун природы. Но, Верховный Господь, Кришна, не подвержен влиянию гун, ибо Он, является их источником. К примеру, действие законов, которые издаёт царь, распространяются на его подданных, но не на него самого. Точно так же материальные гуны - благость, страсть и невежество - исходят от Верховного Господа, но Сам Он не подчиняется законам материальной природы. Поэтому Его называют ниргуной, свободным от влияния гун. Это одно из отличительных свойств Бхагавана, Верховной Личности Бога.

Он не земная Личность и тело Его духовно…

1 симпатия

Гуны созданы для нас с вами, это мы захотели почувствовать себя в роли богов, поэтому мы ими и пользуемся (как песочница для ребёнка, взрослые в песочнице не ковыряются, ну разве что для того, чтобы отряхнуть малыша, когда он туда носом уже совсем упал, и домой забрать, или разнять детскую драку). Так и Господь нисходит в этот мир ради нас, чтобы домой в духовный мир позвать из нашей любимой песочницы и в драке поучаствовать, когда какой-нибудь охламон-демон нормальных детей запугал совсем. В духовном мире действует совсем другая энергия, Йога-Майя. А в материальном Майя, иллюзия, которая как раз и использует гуны, чтобы привязать им живое существо к этому миру и побудить нас чувствовать себя отделёнными от Бога, независимыми и наслаждающимися.

2 симпатии

Я не ложка, но я кушаю ложкой )))

Противоречия у нас в голове, Бог абсолютен, а значит объединяет в себе любые якобы противоречия.

2 симпатии

Например , идет дождь.
В какой гуне он идет? В благости, в невежестве?
Ни в какой.
Зато если за дождем наблюдает человек, дождь действует на личность и появляются гуны.
Дождь навевает или радость или страсть, или уныние в зависимости от личности наблюдателя.

Вообще, дождь бывает в разных гунах. Он же навевает личности разное настроение. Значит, внешняя гуна влияет в этот момент на сознание. Есть дождь с солнцем - это считается благоприятным, а есть тяжёлый дождь с мрачными облаками и т.п.

Безусловно, если человек прошёл мимо мусорки, он не осквернится. Но если он туда залезет, то осквернится гуной невежества. Но это не значит, что невежество только у него в голове, и потому мусорка его оскверняет. Нет, она гниёт и воняет по-настоящему :slight_smile:

Другое дело, если личность не подвержена влиянию гун природы…

1 симпатия

Тогда Бог не всеблаг.
Раз он создал мусорку которая нас по определению оскверняет.

Вам на это уже предметно отвечали выше. И почему по определению? Выйдите из-под влияния гун природы, и не будет осквернять :slight_smile:

И я про это. Мусорка вне гун сама по себе. А вот человек может быть в гунах (реакция на мусор) или вообще выйти за их пределы.

Вообще, трактаты говорят (там выше была цитата), что энергия существует трёх видов: 1 - внутренняя энергия (божественная), внешняя энергия (материальная природа и её гуны), 3 - пограничная энергия (индивидуальные души, живые существа). Пограничная энергия склонна попадать под влияние материи, то есть внешней энергии.

Есть в нашем диалоге , как мне видится, попытка гуны приписать к самому человеку, но гуны - это атрибут Майи, а не индивидуального живого существа. Сама душа чиста по своей природе и к высшей энергии принадлежит. Но попадая под власть материи, она запутывается в гунах.

Выше доказывающие это слова из священных трактатов. Собственно, так и строится философский диалог, на основе трактатов. Причем, одних и те же, иначе не о чем спорить :slight_smile:

Вайшнавы основываются на Бхагавад-гите и Шримад-Бхагаватам.

Святые, освобождённые личности, кстати, тоже почувствуют запах от мусорки, хотя они и не подвержены гунам материальной природы. Я всё же склонна думать, что святой вполне способен различить аромат цветка и запах помойки. А значит, он видит гуны, но не попадает под их влияние.

1 симпатия
Сайт go-loka.ru не осуществляет какую-либо миссионерскую деятельность от имени какого-либо религиозного объединения, не направлен на распространение сведений о каком-либо вероучении среди лиц, не являющихся его последователями, не преследует цель вовлечения в какое-либо религиозное объединение.

© Сopyright, 2019, Клуб "БАЛАНС". Все права защищены.