Кто наш друг и кто наш враг? У меня есть человек, с которым я общаюсь близко и часто, и у меня часто возникает вопрос: этот человек мне друг или враг? И как правильно себя вести с ним? Разные ответы приходят в голову: Кришна наш единственный друг, все остальное иллюзия. Любая обусловленная душа, обладая эгоизмом разочарует и не следует искать счастья в отношениях. Другой ответ: в мире двойственности нет врагов и друзей: все это задачи для нашего развития. Психологи утверждают, что люди, которые повышают самооценку и вдохновляют на развитие друзья, а кто понижает самооценку - враги. Мне хочется решать тот или иной человек мне друг или враг и исходя из этого продолжать или прекращать отношения. Все становиться сложнее, когда это родственник. Есть ли такие критерии в духовной практике? Кто мне друг , а кто мне враг?
-
Трактаты объясняют дружественность, как способность возвышать. Так что, тот кто нас возвышает - тот наш друг, а тот кто тянет к деградации - тот наш враг.
-
С другой стороны, делить окружающих на друзей и врагов - это одно из проявлений иллюзии, двойственности, двандвы. Мы каждое живое существо должны воспринимать как объект для служения. Я сам должен быть вечным другом, вечным доброжелателем всех детей Бога. Не столь важно кто во круг меня, все они дети Бога, нуждающиеся в разных типах заботы. Наиболее важно, а кто я? Друг или враг?
Я не могу правильно выстроить гармоничные отношения с близким человеком.Как правильно относиться к постоянным замечаниям близкого человека?
Смотря какой близкий. Тут нужны подробности. Есть множество деталей. Это уже консультативный вопрос. Можете пройти консультацию у нас в Семейном Комитете.
Благодарю за ответы, мои поклоны, Патита Павана Прабху.
Что такое истинный друг и доброжелатель?
Я хочу быть истинным другом для моего супруга и моих родственников, истинным доброжелателем для моих друзей и моих клиентов. Каков ключевой смысл с точки зрения писаний и духовного пути в том, как быть истинным другом и доброжелателем для своего окружения?
Вы написали что дружественность - это способность возвышать.
Давать тот тип заботы который им требуется? Как? Чем руководствоваться? А если это приводит к лени и беспомощности? Оставить им свободу выбора? Но бывает нужно против воли неделикатно вытащить из болота за волосы. Говорить только цитатами из священных писаний – мало кто может это выдержать ))). Служить бескорыстно проявляя такт и терпение – это часто приводит к бесконтрольно повышающемуся эгоизму того, кому служат и обесцениванию твоего служения. Как же быть истинным другом и доброжелателем? Даны ли ключевые ориентиры? Или это путь проб ошибок и поиск баланса на канате , натянутом на крышах небоскребов?)
Правил столько же, сколько трактатов. Но решение в узко-направленном вопросе. В каждом конкретном случае свои методики. Для этого и существуют духовные наставники. Разбираете с ними конкретную ситуацию и корректируете её во время практического применения.
Нет ли все таки общих ориентиров? Например:
Ненасилие,
Проявление уважения,
Правильные отношения со старшими, равными и младшими,
Не поддерживать грех, открыто высказываться о этом,
Поддерживать любые попытки к духовному развитию,
Проявлять заботу по законам дхармы,
Совершать свое духовное развитие и быть примером?
Всё это правильно. Но в каждом конкретном случае будут свои особенности. В этом и разница между общими прописными истинами и реальной работой с наставником. Сила в точно направленном решении. А общие советы нам и так известны из Бхагавад-гиты.
Правильный путь решения проблемы: от ОБЩЕГО к ЧАСТНОМУ.
Мое почтение Патита Павана Прабху, я понимаю о чем Вы говорите, но все-таки хочу разобраться в своем понимании и призываю на помощь Вас. Когда я спрашиваю себя кто мой истинный друг и доброжелатель, из изученного мной, моей веры, и скромного, но впечатляющего опыта мне приходит ответ : Господь ( Шри Кришна), Шри Гуру, вайшнавы . Когда я спрашиваю себя: хорошо, а из моего окружения, из простых людей, пусть даже людей, стремящихся идти по духовному пути, но обычных людей, таких как я, кто мой друг и доброжелатель?Тогда ответ таков: тот, кто помогает мне быть увереннее, смелее, помогает реализовать себя в социуме, помогает обрести гармонию в отношениях, кто меня одобряет, кому нравится моя деятельность, кто прощает мне ошибки, не поощряет греховных поступков, но при этом верит в меня. Этот человек мне истинный друг. Фактически, так может себя вести только высококвалифицированный Гуру ( мадхьяма-, уттама-адхикары). Хотя и среди обычных людей есть такие. Например, у меня такой был отец. Как на Ваш взгляд такие ориентиры правильные? Кто для Вас из обычных людей является истинным другом и доброжелателем, как этот человек себя ведет? Или обычные люди - это только инструменты гун и будут проявлять только качества, которые положены нам согласно кармическим посылкам. Т.е. и мы соответственно, находясь на своем уровне , выдаем только кармические посылки нашим приближенным? Я спрашиваю, потому что реально хочу разобраться в этом вопросе, хочу быть квалифицированным другом. И Ваше мнение для меня представляет особую ценность.
Как я выше писал, решение строится от общего к частному. Общее вы правильно описываете. Но в какой реально ситуации вы хотите разобраться? В каждых конкретных отношениях своё проявление дружелюбия. Арджуна дружески всех убил… Наша философия личностна, это значит, чтобы найти правильный ответ, надо точно описать этих двух личностей, которые вступили во взаимоотношения. Именно поэтому в письмах Шрилы Прабхупады есть абсолютно разные ответы на один и тот же вопрос. Почему? Потому что вопрошающие разные…
Ворона помогла ежу перейти опасную дорогу.
Взаимовыручка животных в действии.
В латвийском городе Огре водители стали свидетелями невероятной сцены.
Еж решил перебраться на другую сторону оживленной дороги. Автомобили остановились, чтобы пропустить его. Но местная ворона посчитала, что еж движется слишком медленно и вот-вот угодит под колеса. Птица стала подталкивать зверька в нужную сторону, вынуждая его двигаться быстрее. В конце концов ежик благополучно добрался до бордюра.
Великий человек — это тот, кто даже посреди океана недостатков в других найдет крупицу хорошего и сосредоточится только на этом.
А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада.
Мне кажется этот мультик отвечает на вопрос - кто мой друг.
Можно понять и без перевода.
Кто мой друг, а кто враг?
Когда-то получал раз за разом болезненные удары от тех, кого считал друзьями. Удары наносились по доверию, которое не заканчивалось, но явно начало ослабевать. Тогда я задал вопрос Патита Паване прабху, так как моё доверие в какой-то момент начало умирать, для меня важно было его спасти, так как без доверия мир превращался в реальный ад. Тема доверия преследовала меня по всюду. Самое страшное то, что доверие исчезало не только по отношению к тем от кого прилетали тяжёлые удары, а и ко всем остальным. А я так хотел доверять…
Патита Павана прабху ответил как всегда чётко и по сути: «Не доверяйте людям, доверяйте Богу». Это сутра с очень глубоким смыслом.
Спустя годы, недавно, в одном из видео, услышал от Патиты Паваны прабху о том, что доверие это любовь.
Доверие = Любовь
Взаимосвязь очевидна, доверяя Богу, Источнику всей Любви и Причине всех Причин, становится ясно то, что всё происходящее является уникальным уроком, и необходимо быть в сознании ученика, благодарного ученика, понимающего, что сейчас происходит урок в пробуждении доверия, то есть забытой любви к Богу.**
И это не просто моё доверие к людям, (надрывное доверие, изо всех сил выжимаемое из самого себя) к которым есть телесные привязанности, собственно из-за которых так всегда больно, это доверие к Самому Источнику всего доверия.
Полюбить Бога, означает доверится Ему через боль ложных привязанностей, через боль, которая является единственной платой за обретение истинного доверия, то есть истинной любви.
За последние пару лет, возникали очень болезненные ситуации, и в какой-то момент я вспомнил - я ученик. Даже если я не понимаю происходящего, даже если мне не дано будет понять происходящее, так или иначе внутри, во время болезненной ситуации звучала мантра - я ученик, я учусь… И по милости, болезненная ситуация исчезала тут же, окружающие через которых приходила боль тут же менялись как ни в чём не бывало.
Все мы находимся во взаимосвязи, все мы связаны Одним Целым, Совершенным Целым, Кришной, все мы Его дети, каждый кто возле меня, Его посланник, через которого Кришна показывает мне, где надо залечить рану недоверия к Нему, это в свою очередь приводит к понимаю того, что тут, в материальном мире, нет ни друзей ни врагов, есть процесс, обучающий процесс, и то, на сколько я в состоянии ученика, настолько это становится очевидным - нет врагов, нет друзей, есть доверие Богу, и происходящее со мной это и есть любовь Бога.
Доверие = Любовь
Ученик проводник доверия, то есть любви Бога, а значит ученик = друг для всех, ведь единственный настоящий друг всех живых существ это Кришна, который проявляется через благодарного ученика.
обучение продолжается
Благодарю вас Александр. Вы вовремя
Вовремя это милость старших🙇
Кто же такой враг?
Раньше, ещё до знакомства с ведическими знаниями, когда происходили какие-либо неприятные ситуации в общении, то по невежеству и по привычке я полагала, что именно внешние причины влияют на мою жизнь, и просто отстранялась физически от неприятного или болезненного общения, думая, что никаких причин внутри меня для этого нет, потому что ведь я-то со всей душой к ним, а они…И ждала непонятно чего))). И поэтому несло меня течением в неизвестном направлении, и ничего-то не менялось в моей жизни, всё те же знакомые грабли, потому что при таком взгляде на жизнь у меня просто не было инструмента влияния на неё…
Но с получением знаний всё стало меняться. Я узнала, кто же является на самом деле моим врагом - это же мой собственный ум! А также шесть истинных врагов, которые являются причинами всех моих страданий. Именно эти шесть врагов затуманивают разум и заставляют совершать поступки, о которых потом долго жалеешь. А корнем этих шести врагов является отождествление себя с материальным телом. Вот такие истины открылись мне, и жить сразу стало намного легче оттого, что уже знаешь врага в лицо.
Бхагавад-Гита 6.5 (перевод): “С помощью ума человек должен освободиться из материального плена, а не деградировать, опускаясь в низшие формы жизни. Ум может быть и другом обусловленной души, и ее врагом”.
Бхагавад-Гита 6.6 (перевод): “Для того, кто обуздал ум, он становится лучшим другом, а для того, кому это не удалось, ум остается злейшим врагом”.