ДЕТСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ПРЕДАННЫХ
Одним из ключевых моментов воспитания детей в сознании Кришны является - игровой процесс. Кришна очень любит играть с друзьями и большую часть времени проводит в играх. Дети не могут не играть, практически вся их активность проходит в играх, и потому игры оказывают на них огромное влияние. Дети редко к чему-то серьезно относятся, для них почти всё – игра, пока не наступит их половое созревание. Чтобы задействовать такую склонность детей к играм и влияние игр оставалось благоприятным для детей преданных, Шрила Прабхупада оставил наставления в отношении и этого очень важного вопроса.
Вот что о роли игры в воспитании детей пишет Шрила Прабхупада и его ученики в воспоминаниях о нём:
Однажды Шрила Прабхупада посетил гурукулу. Он попросил всех учителей выйти из комнаты и плотно закрыть за собой дверь. Когда все взрослые покинули помещение, Прабхупада обратился к детям – он сказал им, что в детстве у него была любимая игра. И это игра из духовного мира, из Вриндавана, где Кришна очень любит играть в неё со Своими друзьями. Затем он попросил детей сыграть с ним в эту игру! Целые полчаса взрослые учителя стояли снаружи помещения и недоумевали происходящему внутри детскому шуму. Когда все взрослые покинули помещение, Прабхупада обратился к детям – он сказал им, что в детстве его любимой игрой была чехарда. И это игра из духовного мира, из Вриндавана, где Кришна очень любит играть в неё со Своими друзьями. Затем он попросил Балараму согнуться и, подобрав свое дхоти, перепрыгнул через него. Далее он сам согнулся и все дети стали прыгать через семидесятилетнего Прабхупаду! С хороших полчаса взрослые учителя стояли снаружи помещения и недоумевали происходящему внутри детскому шуму. Так формальные отношения между самим Прабхупадой, великим ачарьей — основателем ИСККОН, и детьми, превратились в семейный праздник невинного детского развлечения! Шрила Прабхупада очень любил детей и от всей души шутил и веселился с ними. .© Из личной беседы со Смара Хари Прабху
Что касается детей, то они должны знать просто четыре вещи: 1. всегда думай о Кришне; 2. стань преданным Кришны; 3. поклоняйся Кришне; 4. предлагай Кришне поклоны. Этим четырем вещам они должны научиться, а все остальное приложится, и они станут образованными людьми. Дай им хорошую пищу, и пусть они играют. Одни могут быть пастушками, другие коровами и т.п. Играй, ешь и пребывай в сознании Кришны. Как только они начинают играть, их охватывает энтузиазм, нужно только направлять их, вот и все. © ПШП Сатсварупе, 16 июня 1972
Детям надо давать наставления, используя их естественную склонность к игре, и учить их играть в игры, похожие на игры Кришны, в пастушков, коров, павлинов, демонов, и таким образом, если они постоянно будут думать о Кришне в игре, как будто они постоянно общаются с Кришной, они очень быстро осознают Кришну. В дополнение нужно давать немного наук, затем прасад, затем поклонение Божествам, снова игры Кришны , какой-нибудь киртан, еще немного азбуки, и т.д. Таким образом, пусть их тела и умы будут постоянно заняты разнообразной деятельностью. Дети по природе своей непоседливы, поэтому им понравятся частые перемены. © ПШП Стока-Кришне, 13 июня 1972
Таким образом мы видим, что для полноценного воспитания детей родители должны как следует организовать для них игровой процесс. Игра естественным образом вызывает энтузиазм в детях который можно и нужно использовать для их самоосознания. Из наставлений Шрилы Прабхупады мы можем выделить следующие важные моменты:
-
Детям нужно позволять играть. Игра для детей - это потребность, а также возможность духовного продвижения.
-
В центре каждой игры находится Кришна. Для этого игры должны быть похожи на игры Кришны и с ними связаны.
-
Игры должны быть коллективными, с другими детьми и взрослыми. Совместные игры сближают и учат сотрудничеству.
-
Желательно, чтобы игры были активными, на свежем воздухе. Это дополнительно укрепит здоровье всех участников.
Так мальчики проводили свое детство на земле Вриндавана. Они играли в прятки, строили игрушечные мосты, прыгали, подражая обезьянам, и придумывали множество других развлечений. © Шримад-бхагаватам 10.14.61
Комментарий Шрилы Прабхупады: По словам Шрилы Санатаны Госвами, слово нила̄йанаих̣ может обозначать игры, вроде пряток или «стражников и разбойников». Иногда мальчики прыгали, подражая обезьянам армии Господа Рамачандры, и разыгрывали строительство моста на остров Ланка, строя маленькие мостики на речушках и прудах. Они инсценировали пахтание молочного океана, а иногда играли в мяч. Попав в духовный мир, душа может испытать высшее блаженство. А чтобы попасть туда, нужно соблюсти одно простое условие: все наши поступки должны быть пропитаны чистой любовью к Богу, то есть сознанием Кришны.
Аналогии в народных играх: Чехарда, слон, класики, скакалка - напоминают прыжки обезьян; перетягивание каната напоминает пахтание молочного океана; футбол, баскетбол, пионербол, баскетбол, вышибалы, штандер-стоп - напоминают игры в мяч; прятки; казаки-разбойники.
Иногда Кришна и Баларама играли на Своих флейтах, иногда Они с помощью пращей и веревок сбивали плоды с деревьев; иногда Они просто бросали камни, а иногда играли в мяч такими плодами, как бель и амалаки, и при этом колокольчики на Их щиколотках позвякивали. Иногда Они накрывались одеялами и, подражая коровам и быкам, с громким ревом бодали друг друга, а иногда подражали голосам разных животных. Так Они наслаждались играми, словно обыкновенные дети. © Шримад-бхагаватам, 10.11.39-40
Комментарий Шрилы Прабхупады: Во Вриндаване очень много павлинов. Кӯджат-кокила-хам̇са-са̄раса-ган̣а̄кӣрн̣е майӯра̄куле. В лесу Вриндавана всегда много кукушек, уток, лебедей, павлинов, журавлей, а также обезьян, быков и коров. Кришна и Баларама подражали голосам этих животных и наслаждались Своими играми.
Аналогии в народных играх: Стенка на стенку (не агрессивный вариант игры, со сцепленными руками), коняшки - напоминают бодание быков; крокодил (пантомима) напоминает игры в подражание животным.
Иногда пастушки играли с плодами билвы и кумбхи, а иногда набирали пригоршни плодов амалаки. В другое время они играли в салки или пытались с завязанными глазами узнать друзей, а порой передразнивали зверей и птиц. © Шримад-бхагаватам, 10.18.14
Комментарий Шрилы Прабхупады: Шрила Санатана Госвами объясняет, что слово а̄дйаих̣, «и другими играми», указывает на то, что они гонялись друг за другом или строили мосты. В полдень происходило следующее: Кришна ложился отдыхать, а в это время неподалеку проходили юные девушки-пастушки, и друзья Кришны в шутку спрашивали их, почем девушки собираются продавать молоко на базаре. Затем мальчики отбирали у них йогурт и другую снедь и убегали прочь. Кроме того, Кришна, Баларама и Их друзья любили плавать на лодках через реку.
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур добавляет, что мальчики играли с плодами, подбрасывая сразу несколько штук в воздух, а затем швыряя в них другими, чтобы сбить их. Слово нетра-бандха обозначает игру, напоминающую жмурки: одному из мальчиков завязывают глаза, а другие подходят сзади и кладут свои ладони ему на глаза. Водящему нужно было догадаться, по прикосновению ладоней, кто закрывает его глаза. Победителей всех этих игр ждали призы: дудочки или пастушеские посохи. Иногда мальчики изображали, как разные обитатели леса защищаются от врагов, а иной раз щебетали, словно птицы.
Аналогии в народных играх: Салки, пятнашки, гуси-лебеди, чай-чай выручай, кошки-мышки - напоминают игру а̄дйаих̣, жмурки, звонарь - напоминают игру нетра-бандху; вышибалы, футбол, баскетбол, чиж, лапта, городки, снежки, пионербол - напоминают игры на меткость.
Порой они принимались скакать, словно лягушки, порой шутили и смеялись друг над другом, а иногда качались на качелях или играли в царей. © Шримад-бхагаватам, 10.18.15
Комментарий Шрилы Прабхупады: Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет слово нр̣па-чешт̣айа̄ так: во Вриндаване, на берегу Ямуны, было особое место, где желающие переправиться через реку должны были уплатить небольшую подать. Временами мальчики, собравшись на этом месте, не пускали пастушек на другой берег, пока те не заплатят подать. Эти развлечения всегда сопровождались шутками и смехом.
Аналогии в народных играх: Всем известны игры на качелях от самых простых одиночных до тарзанки и коллективных вокруг одной оси (как в парках аттракционов).
Мальчики играли в разные игры, нося друг друга на спинах. По условиям игры победители взбирались на спины проигравшим, и те возили их. © Шримад-бхагаватам 10.18.21
Комментарий Шрилы Прабхупады: Шрила Санатана Госвами приводит следующий стих из «Вишну-пураны» (5.9.12):
харин̣а̄крӣд̣анам̇ на̄ма
ба̄ла-крӣдан̣акам̇ татах̣
пракрӣд̣ата̄ хи те сарве
двау двау йугапад утпатан
«Затем они стали играть в игру под названием харин̣а̄крӣд̣анам, в которой игроки двух команд выбирают каждый своего соперника, а затем все они одновременно вступают в поединок».
Аналогии в народных играх: Коняшки напоминают харин̣а̄крӣд̣анам. Да и в общем любые командные игры можно заканчивать указанным образом.
Кришна и Баларама играли со Своими друзьями, кружась и прыгая, швыряя и шлепая друг друга или мерясь силами и борясь врукопашную. Иногда Кришна и Баларама дергали мальчиков за волосы. © Шримад-бхагаватам 10.18.12
Комментарий Шрилы Прабхупады: Ачарьи объясняют этот стих следующим образом. Слово бхраман̣аих̣ указывает на то, что мальчики, изображая машины, иногда принимались вертеться волчком и бегать, пока у них не начинала кружиться голова. Иногда они скакали и прыгали (лан̇гханаих̣). Слово кшепаих̣ указывает на то, что иногда пастушки метали вдаль мячик или камни, а иногда хватали друг друга за руки и кружились. А̄спхот̣ана означает, что они хлопали друг друга по плечам и спине, а викаршан̣аих̣ свидетельствует о том, что во время игры они дергали и таскали друг друга. Под словом нийуддхена подразумеваются такие игры, как борьба врукопашную и другие виды шуточных сражений, а слово ка̄ка-пакша-дхарау означает, что иногда Кришна и Баларама, решив подшутить над одним из Своих друзей, дергали его за волосы.
Аналогии в народных играх: Карусели, хороводы, волчок - напоминают бхраман̣аих̣; метание камней по поверхности воды - лягушек, напоминает кшепаих̣; бодание быков, петушки, бои подушками, царь горы - напоминают нийуддхена.
Взбешенная горилла обрушила на Господа Балараму град камней, однако Господь, который держит палицу, играючи раздробил все эти камни. © Шримад-бхагаватам 10.67.23
Комментарий Шрилы Прабхупады: Шрила Прабхупада пишет: «Когда не осталось больше деревьев, Двивида взялся за горы. Он обрушил на Господа Балараму поток огромных каменных глыб, который был подобен ливню. Господь Баларама играючи крушил эти огромные глыбы, превращая их в мелкие камешки». Даже в наши дни существует много спортивных игр, в которых нужно ударять по мячу или другому подобному предмету палкой или битой. Это желание игры изначально живет в Самом Боге, Верховной Личности, играючи (лӣлайа̄) дробившем ужасные глыбы, которые метал в Него могучий Двивида.
Аналогии в народных играх: По мнению Шрилы Прабхупады к народным аналогам относятся лапта, чиж, крикет, бейсбол.
Всё в материальном мире является отражением мира духовного. Так и игры наших детей похожи на игры Кришны. Описанные аналоги не ограничиваются перечисленными, можно продолжить их список. За многие века народных игр придумано огромное количество, и многие из них особенно похожи на божественные игры.
Читайте с детьми «Источник Вечного Наслаждения», «Шримад-Бхагаватам» и обращайте их внимание на то, во что играл Кришна со своими друзьями. А потом, когда у детей будет игривое настроение, на прогулках, в перерывах между обучением, просто напомните им об этом, и пусть они играют в своё удовольствие, помня при этом о Кришне.
Дети - большие придумщики, поэтому если вы им постоянно читаете истории из «Источника Вечного Наслаждения», «Рамаяны» и «Махабхараты» они сами будут придумывать игры, связанные с этими историями.
Как показал Шрила Прабхупада, игры способны дополнять воспитание детей и в целом практику сознания Кришны, превращая их в праздник, объединяющий всех преданных в семью, и прекрасный способ естественного оздоровления.
В приложении приведены правила игр, которые представляют аналогию с детскими развлечениями Кришны. Просто выбирайте их в зависимости от возраста и склонностей детей.