Остров детских одухотворяющих игр

Наш путь - одухотворение жизни! Одухотворяем всё - здоровье, еду, сон, покупки, работу, отношения, чувства, планы, желания… А теперь будем одухотворять детские игры! Ведь наши дети так любят играть. Так пусть же они играют в божественные игры и с самого детства учатся быть счастливыми!

Рекомендация для семейных преданных по организации детских игр в Сознании Кришны.

5 Симпатий

ДЕТСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ПРЕДАННЫХ

Одним из ключевых моментов воспитания детей в сознании Кришны является - игровой процесс. Кришна очень любит играть с друзьями и большую часть времени проводит в играх. Дети не могут не играть, практически вся их активность проходит в играх, и потому игры оказывают на них огромное влияние. Дети редко к чему-то серьезно относятся, для них почти всё – игра, пока не наступит их половое созревание. Чтобы задействовать такую склонность детей к играм и влияние игр оставалось благоприятным для детей преданных, Шрила Прабхупада оставил наставления в отношении и этого очень важного вопроса.

Вот что о роли игры в воспитании детей пишет Шрила Прабхупада и его ученики в воспоминаниях о нём:

Однажды Шрила Прабхупада посетил гурукулу. Он попросил всех учителей выйти из комнаты и плотно закрыть за собой дверь. Когда все взрослые покинули помещение, Прабхупада обратился к детям – он сказал им, что в детстве у него была любимая игра. И это игра из духовного мира, из Вриндавана, где Кришна очень любит играть в неё со Своими друзьями. Затем он попросил детей сыграть с ним в эту игру! Целые полчаса взрослые учителя стояли снаружи помещения и недоумевали происходящему внутри детскому шуму. Когда все взрослые покинули помещение, Прабхупада обратился к детям – он сказал им, что в детстве его любимой игрой была чехарда. И это игра из духовного мира, из Вриндавана, где Кришна очень любит играть в неё со Своими друзьями. Затем он попросил Балараму согнуться и, подобрав свое дхоти, перепрыгнул через него. Далее он сам согнулся и все дети стали прыгать через семидесятилетнего Прабхупаду! С хороших полчаса взрослые учителя стояли снаружи помещения и недоумевали происходящему внутри детскому шуму. Так формальные отношения между самим Прабхупадой, великим ачарьей — основателем ИСККОН, и детьми, превратились в семейный праздник невинного детского развлечения! Шрила Прабхупада очень любил детей и от всей души шутил и веселился с ними. .© Из личной беседы со Смара Хари Прабху

Что касается детей, то они должны знать просто четыре вещи: 1. всегда думай о Кришне; 2. стань преданным Кришны; 3. поклоняйся Кришне; 4. предлагай Кришне поклоны. Этим четырем вещам они должны научиться, а все остальное приложится, и они станут образованными людьми. Дай им хорошую пищу, и пусть они играют. Одни могут быть пастушками, другие коровами и т.п. Играй, ешь и пребывай в сознании Кришны. Как только они начинают играть, их охватывает энтузиазм, нужно только направлять их, вот и все. © ПШП Сатсварупе, 16 июня 1972

Детям надо давать наставления, используя их естественную склонность к игре, и учить их играть в игры, похожие на игры Кришны, в пастушков, коров, павлинов, демонов, и таким образом, если они постоянно будут думать о Кришне в игре, как будто они постоянно общаются с Кришной, они очень быстро осознают Кришну. В дополнение нужно давать немного наук, затем прасад, затем поклонение Божествам, снова игры Кришны , какой-нибудь киртан, еще немного азбуки, и т.д. Таким образом, пусть их тела и умы будут постоянно заняты разнообразной деятельностью. Дети по природе своей непоседливы, поэтому им понравятся частые перемены. © ПШП Стока-Кришне, 13 июня 1972

Таким образом мы видим, что для полноценного воспитания детей родители должны как следует организовать для них игровой процесс. Игра естественным образом вызывает энтузиазм в детях который можно и нужно использовать для их самоосознания. Из наставлений Шрилы Прабхупады мы можем выделить следующие важные моменты:

  • Детям нужно позволять играть. Игра для детей - это потребность, а также возможность духовного продвижения.

  • В центре каждой игры находится Кришна. Для этого игры должны быть похожи на игры Кришны и с ними связаны.

  • Игры должны быть коллективными, с другими детьми и взрослыми. Совместные игры сближают и учат сотрудничеству.

  • Желательно, чтобы игры были активными, на свежем воздухе. Это дополнительно укрепит здоровье всех участников.


Так мальчики проводили свое детство на земле Вриндавана. Они играли в прятки, строили игрушечные мосты, прыгали, подражая обезьянам, и придумывали множество других развлечений. © Шримад-бхагаватам 10.14.61

Комментарий Шрилы Прабхупады: По словам Шрилы Санатаны Госвами, слово нила̄йанаих̣ может обозначать игры, вроде пряток или «стражников и разбойников». Иногда мальчики прыгали, подражая обезьянам армии Господа Рамачандры, и разыгрывали строительство моста на остров Ланка, строя маленькие мостики на речушках и прудах. Они инсценировали пахтание молочного океана, а иногда играли в мяч. Попав в духовный мир, душа может испытать высшее блаженство. А чтобы попасть туда, нужно соблюсти одно простое условие: все наши поступки должны быть пропитаны чистой любовью к Богу, то есть сознанием Кришны.

Аналогии в народных играх: Чехарда, слон, класики, скакалка - напоминают прыжки обезьян; перетягивание каната напоминает пахтание молочного океана; футбол, баскетбол, пионербол, баскетбол, вышибалы, штандер-стоп - напоминают игры в мяч; прятки; казаки-разбойники.

Иногда Кришна и Баларама играли на Своих флейтах, иногда Они с помощью пращей и веревок сбивали плоды с деревьев; иногда Они просто бросали камни, а иногда играли в мяч такими плодами, как бель и амалаки, и при этом колокольчики на Их щиколотках позвякивали. Иногда Они накрывались одеялами и, подражая коровам и быкам, с громким ревом бодали друг друга, а иногда подражали голосам разных животных. Так Они наслаждались играми, словно обыкновенные дети. © Шримад-бхагаватам, 10.11.39-40

Комментарий Шрилы Прабхупады: Во Вриндаване очень много павлинов. Кӯджат-кокила-хам̇са-са̄раса-ган̣а̄кӣрн̣е майӯра̄куле. В лесу Вриндавана всегда много кукушек, уток, лебедей, павлинов, журавлей, а также обезьян, быков и коров. Кришна и Баларама подражали голосам этих животных и наслаждались Своими играми.

Аналогии в народных играх: Стенка на стенку (не агрессивный вариант игры, со сцепленными руками), коняшки - напоминают бодание быков; крокодил (пантомима) напоминает игры в подражание животным.

Иногда пастушки играли с плодами билвы и кумбхи, а иногда набирали пригоршни плодов амалаки. В другое время они играли в салки или пытались с завязанными глазами узнать друзей, а порой передразнивали зверей и птиц. © Шримад-бхагаватам, 10.18.14

Комментарий Шрилы Прабхупады: Шрила Санатана Госвами объясняет, что слово а̄дйаих̣, «и другими играми», указывает на то, что они гонялись друг за другом или строили мосты. В полдень происходило следующее: Кришна ложился отдыхать, а в это время неподалеку проходили юные девушки-пастушки, и друзья Кришны в шутку спрашивали их, почем девушки собираются продавать молоко на базаре. Затем мальчики отбирали у них йогурт и другую снедь и убегали прочь. Кроме того, Кришна, Баларама и Их друзья любили плавать на лодках через реку.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур добавляет, что мальчики играли с плодами, подбрасывая сразу несколько штук в воздух, а затем швыряя в них другими, чтобы сбить их. Слово нетра-бандха обозначает игру, напоминающую жмурки: одному из мальчиков завязывают глаза, а другие подходят сзади и кладут свои ладони ему на глаза. Водящему нужно было догадаться, по прикосновению ладоней, кто закрывает его глаза. Победителей всех этих игр ждали призы: дудочки или пастушеские посохи. Иногда мальчики изображали, как разные обитатели леса защищаются от врагов, а иной раз щебетали, словно птицы.

Аналогии в народных играх: Салки, пятнашки, гуси-лебеди, чай-чай выручай, кошки-мышки - напоминают игру а̄дйаих̣, жмурки, звонарь - напоминают игру нетра-бандху; вышибалы, футбол, баскетбол, чиж, лапта, городки, снежки, пионербол - напоминают игры на меткость.

Порой они принимались скакать, словно лягушки, порой шутили и смеялись друг над другом, а иногда качались на качелях или играли в царей. © Шримад-бхагаватам, 10.18.15

Комментарий Шрилы Прабхупады: Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет слово нр̣па-чешт̣айа̄ так: во Вриндаване, на берегу Ямуны, было особое место, где желающие переправиться через реку должны были уплатить небольшую подать. Временами мальчики, собравшись на этом месте, не пускали пастушек на другой берег, пока те не заплатят подать. Эти развлечения всегда сопровождались шутками и смехом.

Аналогии в народных играх: Всем известны игры на качелях от самых простых одиночных до тарзанки и коллективных вокруг одной оси (как в парках аттракционов).

Мальчики играли в разные игры, нося друг друга на спинах. По условиям игры победители взбирались на спины проигравшим, и те возили их. © Шримад-бхагаватам 10.18.21

Комментарий Шрилы Прабхупады: Шрила Санатана Госвами приводит следующий стих из «Вишну-пураны» (5.9.12):

харин̣а̄крӣд̣анам̇ на̄ма
ба̄ла-крӣдан̣акам̇ татах̣
пракрӣд̣ата̄ хи те сарве
двау двау йугапад утпатан

«Затем они стали играть в игру под названием харин̣а̄крӣд̣анам, в которой игроки двух команд выбирают каждый своего соперника, а затем все они одновременно вступают в поединок».

Аналогии в народных играх: Коняшки напоминают харин̣а̄крӣд̣анам. Да и в общем любые командные игры можно заканчивать указанным образом.

Кришна и Баларама играли со Своими друзьями, кружась и прыгая, швыряя и шлепая друг друга или мерясь силами и борясь врукопашную. Иногда Кришна и Баларама дергали мальчиков за волосы. © Шримад-бхагаватам 10.18.12

Комментарий Шрилы Прабхупады: Ачарьи объясняют этот стих следующим образом. Слово бхраман̣аих̣ указывает на то, что мальчики, изображая машины, иногда принимались вертеться волчком и бегать, пока у них не начинала кружиться голова. Иногда они скакали и прыгали (лан̇гханаих̣). Слово кшепаих̣ указывает на то, что иногда пастушки метали вдаль мячик или камни, а иногда хватали друг друга за руки и кружились. А̄спхот̣ана означает, что они хлопали друг друга по плечам и спине, а викаршан̣аих̣ свидетельствует о том, что во время игры они дергали и таскали друг друга. Под словом нийуддхена подразумеваются такие игры, как борьба врукопашную и другие виды шуточных сражений, а слово ка̄ка-пакша-дхарау означает, что иногда Кришна и Баларама, решив подшутить над одним из Своих друзей, дергали его за волосы.

Аналогии в народных играх: Карусели, хороводы, волчок - напоминают бхраман̣аих̣; метание камней по поверхности воды - лягушек, напоминает кшепаих̣; бодание быков, петушки, бои подушками, царь горы - напоминают нийуддхена.

Взбешенная горилла обрушила на Господа Балараму град камней, однако Господь, который держит палицу, играючи раздробил все эти камни. © Шримад-бхагаватам 10.67.23

Комментарий Шрилы Прабхупады: Шрила Прабхупада пишет: «Когда не осталось больше деревьев, Двивида взялся за горы. Он обрушил на Господа Балараму поток огромных каменных глыб, который был подобен ливню. Господь Баларама играючи крушил эти огромные глыбы, превращая их в мелкие камешки». Даже в наши дни существует много спортивных игр, в которых нужно ударять по мячу или другому подобному предмету палкой или битой. Это желание игры изначально живет в Самом Боге, Верховной Личности, играючи (лӣлайа̄) дробившем ужасные глыбы, которые метал в Него могучий Двивида.

Аналогии в народных играх: По мнению Шрилы Прабхупады к народным аналогам относятся лапта, чиж, крикет, бейсбол.


Всё в материальном мире является отражением мира духовного. Так и игры наших детей похожи на игры Кришны. Описанные аналоги не ограничиваются перечисленными, можно продолжить их список. За многие века народных игр придумано огромное количество, и многие из них особенно похожи на божественные игры.

Читайте с детьми «Источник Вечного Наслаждения», «Шримад-Бхагаватам» и обращайте их внимание на то, во что играл Кришна со своими друзьями. А потом, когда у детей будет игривое настроение, на прогулках, в перерывах между обучением, просто напомните им об этом, и пусть они играют в своё удовольствие, помня при этом о Кришне.

Дети - большие придумщики, поэтому если вы им постоянно читаете истории из «Источника Вечного Наслаждения», «Рамаяны» и «Махабхараты» они сами будут придумывать игры, связанные с этими историями.

Как показал Шрила Прабхупада, игры способны дополнять воспитание детей и в целом практику сознания Кришны, превращая их в праздник, объединяющий всех преданных в семью, и прекрасный способ естественного оздоровления.

В приложении приведены правила игр, которые представляют аналогию с детскими развлечениями Кришны. Просто выбирайте их в зависимости от возраста и склонностей детей.

5 Симпатий

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Общие правила игр.

  1. Все игры начинаются со считалочки. В качестве считалочки можно использовать основные вайшнавские молитвы и маха-мантру. По считалочке выбирают Кришну, Балараму, пастушков, водящего (воду) и делят детей на команды в зависимости от типа игры.

  2. Чтобы распределить роли Кришны, Баларамы, пастушков и водящего, дети становятся в круг, а кто-то один читает считалочку. Он может начать с любого ребенка в кругу, по очереди указывая на каждого и не пропуская себя. Тот, на ком он остановится первым – будет Кришной, вторым – Баларамой, остальные, когда на них остановится считалочка, – сами выбирают, кем им быть из пастушков и гопи. Если дети не знают ничего о друзьях Кришны, им можно рассказать о них, пользуясь Приложением 2 в конце рекомендации.

  3. Если необходимо организовать две команды, то можно рассчитаться просто на первый-второй. Нечетные номера составят команду Кришны, а четные – команду Баларамы. Или вместо чисел можно повторять маха-мантру. Все, сказавшие Харе, образуют команду Баларамы, а те, кто сказал Кришна или Рама, - команду Кришны. В Шримад-бхагаватам 10.18.19 Шрила Прабхупада в своем комментарии раскрывает смысл слова “йатха̄-йатхам”, которое означает, что Кришна хотел сформировать две команды, равные по силам, чтобы игра получилась интересной. Мы следуем этому принципу и в наших играх.

  4. В некоторых играх водящий должен повернуться к остальным спиной и закрыть глаза, предоставляя участникам достаточно времени для того, чтобы спрятаться. В это время он может считать до 50 или 100 или повторить маха-мантру 5 или 10 раз, загибая пальцы на каждую мантру.

  5. Если дети не знают правил игры, их можно зачитать и объяснить вместе с описаниями игр Кришны из книг Шрилы Прабхупады, с которым эти игры связаны.

  6. Важно отдельно следить за безопасностью детей во всех подвижных играх.

5 Симпатий

Правила игр.

1.Лилатма (Чехарда) - Для игры понадобится минимум 2 человека (чем больше, тем веселей). По считалочке выбирается первый участник, Кришна. Он садится на корточки, как бы творя материальный мир, следующий с разбега перепрыгивает через него, забывая о Боге, и также садится, попадая в материальный мир. Следующий перепрыгивает через Кришну и всех предыдущих участников и садится на корточки впереди них и так далее. Расстояние между ними должно быть не меньше метра для разбега. Один пастушок прыгает по очереди через пастушков, сидящих друг за другом по цепочке. Допрыгав до конца цепочки, он тоже садится на корточки. В конце цепочки, Кришна встает и перепрыгивает через всех, кот сидит впереди него, даруя освобождение из мира материи своим касанием каждому. После чего каждый пастушок встает по очереди и возвращается домой к Богу, перепрыгивания через препятствия материального мира. Не обязательно сидеть на корточках. Если игроки достаточно взрослые, и имеют хорошую физическую подготовку, чтобы перепрыгнуть через высокое препятствие, то можно просто вставать согнувшись. В конце все обнимаются с Кришной, так как рады снова увидеть его и рады своему возвращению в духовный мир.

6 Симпатий

2.Чахи (Прятки) - Игра начинается со считалочки, выбирается водящий — «майа». Затем определяется место «стукалка» или «асана» (можно рядом со стукалкой разместить изображение священного трактата, портрет Шрилы Прабхупады или изображение Кришны, но так чтобы дети не стучали по священным предметам), откуда начинается игра и где надо будет «спасаться от майи», застукиваясь, т.е. хлопая по ней ладонью.

Майа отворачивается к стене (углу, двери, столбу), закрывает глаза и начинает считать. В зависимости от возраста детей считать можно от 10 до 50. После этого майа поворачивается и говорит: «Раз, два, три, четыре, пять, иду разум забирать! Кто не спрятался, я не виновата!»
Задача майи — искать спрятавшихся детей, и, найдя, вернуться и постучать по асане, около которой она считала, со словами: «Субала за деревом, Кришне не предался, в майе остался!» Задача спрятавшихся — попробовать обогнать ведущего или дождаться, когда тот пойдёт в другую сторону и застукаться первыми — тогда они считаются спасенными, со словами: «В майе оставаться не буду! Кришну не забуду!»

Тому, кого удалось застукать первым, говорят: «Кто первый пал, тот майей стал!», что означает, что он будет майей и искать остальных в следующем кону игры. Часто найденные и застукавшиеся игроки от скуки начинают помогать еще не найденным специальными подсказками: «Туча рядом, но не бойся, светом знания укройся!», что означает — «Майа рядом, сиди и не высовывайся!». Или «Ну же, ну же! Океан стал лужей!» «Майа ушла в другую сторону, можно выбежать и успеть задеть асану!»

Еще можно следить, чтобы ведущий не стоял на одном месте, а активно искал игроков, при этом кричат: «Джив джаго! Джив джаго! (Проснитесь, спящие души! Проснитесь, спящие души)». Особенно весело, если водящий ошибся с именем игрока, застукивая его, то игроки кричат «Обознатушки — перепрятушки (или обознатки-перепрятки)!», и вся игра начинается заново с тем же водящим.

В случае, если появляется новый игрок, желающий влиться в игру, кричат: «Шире круг – у Кришны новый друг, новенький водит!».

5 Симпатий

Это шедевр на самом деле :+1::+1::+1:

:grin::grin::grin:

5 Симпатий

3.Пахтание молочного океана (Перетягивание каната) - В игре участвуют две команды.
Одна - команда Кришны, изображает полубогов, вторая - команда Баларамы, изображает
демонов. Длинный толстый канат - это змей Васуки. А середина каната - гора Мандара,
символизирующая мутовку. На равном расстоянии от команд проводится линия. Обе команды тянут канат со всей силы в разные стороны (подобно пахтанию молочного океана). Выигрывает та команда, которая перетягивает первого участника команды противника через линию. Когда команды тянут канат, можно громко повторять Харе Кришна в ритм перетягивания каната. Победившая команда едет на спинах проигравшей до следующего объекта занятий.

5 Симпатий

4а. Вриша-стхитам (Слон) - Игроки делятся на две команды (команду Кришны и команду Баларамы). По жребию одна из команд образует «Быка». Среди любимцев Кришны есть два быка - Падма Гандха (источающий аромат лотоса) и Пишангакша (с рыжевато-коричневыми глазами). Команда Кришны образует Падма Гандху, а команда Баларамы - Пишангакшу, каждая в свою очередь. Эти быки соревнуются, кто из них самый сильный любимец Кришны.

Первым становится один игрок. Он чуть наклоняется вперёд и может опираться руками на стенку, дерево или колени. Другой подходит сзади, наклоняется и обхватывает его за пояс. Третий игрок обхватывает за пояс второго, четвёртый — третьего и т.д. Очень важно, чтобы все игроки берегли головы и шеи и наклоняли их как можно ниже.

После того, как «Бык» готов, игроки второй команды («ездоки») по очереди разбегаются и начинают запрыгивать на него верхом. Для этого они отталкиваются от спины последнего игрока «Быка» и стараются запрыгнуть на него на манер прыжков через спортивного коня. Запрыгивать нужно как можно дальше, потому что после того, как играющий оказался сидящим на «Быке», он уже не должен продвигаться (а команда «Быка» не должна своими действиями мешать запрыгивающим ездокам). Когда, наконец, вся команда уселась на «Быка», тот начинает двигаться и должен провести ездоков до заранее оговоренного места и/или вокруг него (это может быть картина с Кришной или взрослый или ребенок, переодетый в Кришну). Опытные «Быки» стараются двигаться в ногу, чтобы не поломать «Быка», сопровождая один шаг речевкой “Падма” (”Пишан”), а второй “Гандха” (”Гакша”).

Если во время запрыгивания или поездки «Бык» развалился, то к удовольствию команды «ездоков», процесс повторяется сначала. Поэтому для команды «Быка» очень важно как можно крепче держаться друг за друга, твёрдо стоять на ногах и поддерживать товарищей для того, чтобы «Бык» не распался. Если «Бык» остался цел, а кто-то из «ездоков» свалился с «Быка», то команды меняются местами. Поэтому, поддерживать сползающих ездоков, чтобы они не коснулись земли — обязанность всей команды.

Иногда команда ездоков специально старается раскачать «Быка», чтобы он рассыпался. Как правило, либо кто-то падает с «Быка», либо «Бык» разваливается и под всеобщий хохот и веселье образуется куча-мала. Но если происходит невероятное, и «Бык» добирается до финиша, команды меняются местами, и своё первенство пробует доказать другой бык.

3 Симпатий

4б. Йуйудхате-Вриша (Стенка на стенку) - Ещё одна игра про быков. Участники игры делятся
на две равные команды, команду Баларамы, образующую одного любимого быка Кришны - Падма Гандху (источающий аромат лотоса), и команду Кришны, образующую второго любимого быка Кришны - Пишангакшу (с рыжевато-коричневыми глазами).

На полу, асфальте или земле рисуют две параллельные линии с расстоянием примерно в
1,5-2 метра. “Быки” получаются, когда участники команд сцепляются локтями и соединяют свои руки в замок, чтобы в результате образовалась крепкая цепь. Каждый бык встаёт в шеренгу вдоль своей линии лицом или спиной к соперникам.

По сигналу судьи игроки пытаются вытолкнуть команду соперника за линию. Варианты игры: выталкивание может выполняться грудью и спиной. Побеждает команда, сумевшая вытолкнуть
соперника за линию поражения. Команда с разорванной цепью также считается проигравшей. Проигравшая команда несёт на спине соперников до следующего места деятельности.

Катание на спине можно использовать в каждой командной игре после проигрыша одной из команд. Подобно этому пастушки катали на спине друг друга в лиле Кришны и Баларамы с участием демона Праламбасуры.

4 Симпатий

5.Кришна-Кали (Классики) - Необходимо начертить сетку «класиков» с пронумерованными секторами в форме змеиных голов. Секторы - это 10 голов змея Кали, который пытается одолеть Кришну.

По считалочке выбирается очередь игроков. Каждый играет роль Кришны, танцующего на головах у Кали. У каждого участника игры должен быть свой камешек, это - драгоценный камешек с одной из голов змея. Цель игры - станцевать весь танец, на всех головах Кали, не оступившись и не упав, так победить Кали и вернуться к своей семье (остальные участники могут играть роль семьи и помогать Кришне, пока ждут своей очереди).

Первый игрок стоит в начале сетки и бросает камешек в сектор номер один. Сначала он перепрыгивает на одной ноге в первый сектор, во второй. В третьем и четвертом секторе он встает на обе ноги. Затем он снова прыгает на одной ноге в сектор номер пять, после чего снова встает обеими ногами в шестой и седьмой сектора и так до конца, до девятого и десятого секторов. Далее он поворачивается и то же самое проделывает в обратную сторону. Когда он доходит до сектора номер один, он нагибается, все еще стоя на одной ноге, поднимает камешек и прыгает за пределы сетки. В следующий раз он бросает камешек в сектор номер два, прыгает в первый, затем через второй и продолжает в том же духе, поднимая камешек перед тем, как выйти из сетки. Затем он бросает камешек в третий сектор и так далее, пока не дойдет до последнего.

Если игрок не попадает камешком в нужный сектор, его очередь переходит к другому и в следующий раз он начнет с того сектора, на котором остановился, подобно тому, как плоды преданного служения никогда не сгорают и вечно остаются на духовном счету души. Это также касается тех, кто встал обеими ногами в один сектор и задел рукой линию.

Ниже представлены схемы классиков (справа - стандартная). Размер одного сектора составляет примерно 30-50см в зависимости от возраста детей.

4 Симпатий

6.Кришна Джанмаштами (Снежки) — Для начала надо определить территорию, на которой будет праздноваться день рождения Кришны, и украсить её подобно тому, как был украшена обитель Махараджи Нанды, Враджапур. Нужно заранее подобрать площадку, на которой будет достаточное количество снега для лепки снежков. Снежки олицетворяют масло и йогурт, которым пастухи кидались и обмазывали друг в друга, радуясь явлению их Любимца. Снег должен быть мокрым и хорошо лепиться. Сначала участники занимаются подготовкой к празднику, лепя снежки прозапас. По сигналу Махараджи Нанды (одного из взрослых) начинается игра. Цель играющих — атаковать и вывести из строя всех остальных игроков. Попадание в цель сопровождается возгласом “Джая!”, “Джая Шри Кришна!” (“Победа!”, “Слава Шри Кришне!”)

Обычно, игрок, в которого попали снежком, продолжает играть как ни в чём не бывало. Ведь главное — не победа, а общее радостное праздничное настроение на свежем воздухе. Поэтому, обычно игра идёт до тех пор, пока все не устанут. Можно использовать разные варианты игры - например, заранее строить снежные крепости и арки Враджапура и украшать их как описано в Шримад-Бхагаватам (10.5.6) - фестонами, флагами, цветочными гирляндами и тканями. Праздник может сопровождаться игрой на музыкальных инструментах, киртаном - подобно тому, как играли и пели гости Махараджи Нанды в день явления Кришны. А те, кто боятся холода, могут играть в спортивном зале пенопластовыми или ватными снежками.

1566674099_gallery_1_31_532172_jpg_55841480c27a7666524658560c4f42a0

4 Симпатий

7.Йуйудхух̣ (Царь горы) — Игроки делятся на две команды, команду Баларамы и команду Кришны. Победителем является та команда, которой удалось удержать участника, играющего роль Кришны или Баларамы (например, самые маленькие), на горе дольше определенного времени (например, трех-пяти Махамантр). НА СТАРТ! ВНИМАНИЕ! МАРШ! И все дружно лезут на гору.

Пастушки из разных команд пытаются залезть первыми, обогнав соперников, и главное - помогают своему царю (Кришне или Балараме) занять вершину. Как только Кришне или Балараме удалось достичь вершины, Он встает во весь рост и кричит «Я - царь горы!». Далее “царствующая на горе” команда пытается удержать власть своего царя (в течение оговоренного времени), сталкивая соперников, которые, в свою очередь, пытаются его свергнуть и поставить своего царя на пост. Если кому-то из игроков удалось побороть «царя»: столкнуть его с горы и поместить царя своей команды, - он становится новым «царем» и т.д. Игроки своей команды борются с соперниками на склонах горы и не дают им приблизиться к своему «царю». Можно играть без ограничения по времени, пока все не устанут от удовольствия.

Для безопасности лучше играть на мягкой поверхности (на снежной горе и снегу, либо на песке или траве). И важно помнить, что йуйудхух̣ - это игра, что ни Кришна, ни Баларама, ни Их друзья не били друг друга, а играючи боролись, не желая причинить боль друг другу, лишь радость! Поэтому в игре дети должны бороться осторожно.

3 Симпатий

8.Курукшетра (Коняшки) — В эту игру лучше играть на мягкой поверхности (траве, воде, соломе, снегу). В ней участвуют две армии с равным количеством игроков. Половина детей в каждой армии становится колесницами, а другая, соответственно, наездниками. Наездники взбираются на плечи или спину «колесниц». Всадники из обеих армий борются друг с другом за право называться “Армией Пандавов” и пытаются сбросить противника. «Колесницы» помогают воинам хорошо держаться в «седле». Те, кто падают, признаются “Армией Кауравов” и выбывают из игры. Та команда, которая первой скинет своих противников, выигрывает сражение на поле битвы Курукшетра и обретает милость Кришны. В следующей игре наездники и колесницы меняются местами.

В этой игре нельзя драться, причиняя сильную боль. Цель игры - вместе весело поиграть, а значит, сражение - это дружеская борьба. Важно поддерживать именно такое настроение в детях. Для справедливости можно объединять взрослых (сильных) колесниц с маленькими (слабыми) наездниками, чтобы милость Кришны доставалась разным победителям, т.е. всем!

2 Симпатий

9.Аспр̣ш́йа (Салки) — По считалочке выбирают майю, остальные - преданные. Преданные разбегаются, майа их догоняет и пытается дотронуться рукой — обмануть, ввести в иллюзию. Если у нее это получилось, обманутый становится майей, громко объявляя об этом всем участникам, и так до бесконечности, пока все не устанут.

Уставшие преданные могут найти прибежище на “Голоке”, специально отведенной области на игровой площадке, в которую можно уйти раз и навсегда без возврата в игру до следующего кона. На Голоке можно организовать одухотворенное пространство, петь киртан, поставить духовное изображение и т.д. Иногда майа начинает гоняться за одним (самым слабым и медленным) преданным. Тогда все остальные скандируют: «За одним поведешься — Кришне на глаза попадешься!», и тогда майа должна поменять свой выбор.

Когда все игроки ушли на Голоку, игра заканчивается. Также можно усложнить правила - на Голоку можно уходить два раза, один - для спасения от майи и возвращения в игру, а второй - окончательно.

krishna-consciousness

4 Симпатий

9.Чай-Чайтанья-выручай (Чай-чай-выручай) — Ещё один вариант салок. По считалочке выбирают майу, преданные разбегаются. В случае, если водящий (майя) заденет кого-то, игрок должен замереть и, подняв руки вверх, кричать: «Чай-Чайтанья-выручай!». Другой преданный может подбежать к «очарованному» и, дотронувшись, «вернуть его к жизни» с возгласом «Хари! Хари!» или «Кришна! Кришна!». «Разочарованный» игрок вновь в игре.

Игра заканчивается, либо когда все преданные очарованы майей, либо когда майа не может всех поймать в течение 5 минут, символизирующих одну жизнь. В следующей игре майей становится тот, кого осалили первым (если это удастся вспомнить), или вновь выбирается считалочкой.

Таким образом, преданные помогают друг другу выбираться из майи и в конце концов победить её, возвращаясь к Кришне.

3 Симпатий

10.Дворец Судхарма (Кошки-мышки) — для игры понадобится минимум 5 детей. По очереди считалочкой выбираются двое водящих «бхакта(ини)» и «майа». Все дети — члены рода Яду, становятся в круг и берутся за руки, образуя стены дворца Судхарма (дворца собраний членов рода Яду, к которому принадлежит Кришна), а потом поднимают руки, образуя «ворота дворца». Расстояние между Ядавами при этом должно быть достаточно большим, чтобы между ними можно было пробежать. Бхакта располагается в кругу, т.е. во дворце, а майа — за кругом, в материальном мире.

Из Шримад Бхагаватам 10.70.17 мы знаем, что дворец Судхарма обладает одним чудесным свойством: всякий, кто входил в него, освобождался от мук, вызываемых голодом, жаждой, скорбью, иллюзией, старостью и смертью. Таким образом и в игре дворец и преданные Кришны из рода Яду помогают преданному спастись от чар майи.

По сигналу погоня майи за бхактой начинается. Задача майи — прорваться внутрь дворца и догнать бхакту. Для этого она может подлезать под руками, перепрыгивать через них или даже разрывать цепь. Ядавы должны помогать бхакте и мешать майе: в нужный момент опускать руки, задерживая майу и вновь поднимать их, пропуская бхакту. Запрещается лишь подставлять подножки и смыкаться плечами. Если майа прорвалась внутрь, бхакта может выбежать за его пределы (но не слишком далеко, т.к. свойства дворца за его пределы не распространяются). Если майа всё-таки догнала бхакту, то бхакта становится майей. Майа встаёт в круг отдыхать, а игроки выбирают нового бхакту и игра продолжается.

Играть никогда не надоест! Продолжаем!

1 Симпатия

11.Самсара-стоп (Штандер-стоп) — Сначала все выбирают себе имя пастушка или гопи. С помощью считалочки выбирается водящий, он будет Брахмой, пожелавшим побыть на месте Кришны в материальном мире, остальные пастушки образуют круг. Центр круга (трон Брахмы) желательно обозначить (мелом, красками, снегом и т.д.).

Брахма берет мяч и встает в центр круга. Расстояние от центра круга до остальных игроков должно быть один-два шага. Брахма подкидывает мячик высоко вверх, как бы желая избавиться от своего материального положения, и называет имя любого пастушка из круга. Названный пастушок должен попытаться поймать мяч, тем самым спастись от положения Брахмы, т.е. от ухода из общества преданных и Кришны. Если ему это удалось, пастушок не становится новым Брахмой и не падает в материальный мир, и бывший Брахма снова подкидывает мяч. Если пастушок не успел поймать мячик и он упал, коснувшись земли, все пастушки и Брахма разбегаются в разные стороны до тех пор, пока пастушок не поднимет мячик и не крикнет «Самсара-стоп!». После этого все останавливаются на месте, и он, вернувшись в центр круга, должен попасть мячом в любого пастушка или Брахму (от мяча можно уворачиваться). Если ему это удалось, осаленый становится новым Брахмой, если он ни в кого не попал, он становится новым Брахмой, и игра снова начинается.

1 Симпатия

12.Го-чарана (Хоровод) — Вначале выбирается водящий — «Кришна». С маленькими детьми эту роль часто выполняет родитель или воспитатель. Ребятки постарше сами могут попробовать себя в роли Кришны, определив, кто им будет, с помощью считалочки.

Кришна выбирает себе «ступу» — любую скамейку, бревнышко, ступеньку, стул, ну или просто рисует её мелком на асфальте. Кришна садится на «ступу» и закрывает глаза. Все остальные игроки становятся «телятами», берутся за руки, начинают водить хоровод и приговаривать: «Травка потеряла вкус, и нам совсем не спится. Больше не можем терпеть разлуки. Когда же проснётся Кришна, и мы снова будем резвиться?! Го-Го-Гопала!» На последних словах Кришна потягивается, открывает глаза и гонится за телятами. Телята с криком разбегаются кто-куда, а Кришна их ловит. Первый пойманный становится Кришной, и игра начинается сначала.

1 Симпатия

13.Ранга (Вышибалы) - На площадке очерчиваются 2 линии на расстоянии 5-7 метров друг от друга - это ранга (арена). Выбираются двое вышибал - двое Камс, остальные - пастушки, собираются в центре между двух линий. Камсы встают за линии и кидают мяч-демона в сторону друг друга, стараясь при этом попасть в игроков. Мяч, пролетевший мимо игроков, ловит второй Камса, а игроки разворачиваются и спешно отбегают назад, уворачиваясь от атак демона-мяча. Наступает очередь второго вышибалы бросать. Задача Камс — попасть в преданного мячом и таким образом силой очередного демона сразить его попытки вернуться к Кришне.

Задача игроков — уворачиваться и ловить «Шьямы» (о «Шьямах» читайте ниже). Тот, в кого попал мяч, считается выбывшим, т.е. побежденным демоном, и покидает игровое поле, теряя возможность в этот раз встретиться с Кришной. Когда на поле остается последний игрок, его задача увернуться от демона 16 раз, каждый раз повторяя одно имя из Маха-мантры. Если ему это удалось, игра считается выигранной, все участвующие игроки возвращаются в духовный мир, и всё начинается с начала. Если же последнего игрока выбили, то первые выбывшие становятся новыми Камсами, и игра продолжается. Для того чтобы разнообразить и усложнить игру можно ввести несколько дополнительных правил и названий мячей:

  • «Демон» — самый обычный бросок,

  • «Шьяма» — шьямой считается мяч, не успевший ударится о землю (потолок или неактивного игрока) и пойманный игроком. Шьяма — это лишняя жизнь, подобная той, что Кришна вернул пастушкам после отравления ядом змея Калии. Ее игрок может оставить себе прозапас. Шьяма сгорает, если в игрока попадает мяч, но при этом он остается в игре. Шьяму можно подарить выбитым товарищам и вернуть их в игру. При неудавшейся попытке поймать шьяму игрок выбывает. Для разнообразия и интереса существуют разные броски мячей, означающие одного из демонов-посланников Камсы:

  • «Змей Агхасура» — Камса кричит «Змей Агхасура!» и отправляет мяч катиться по земле (как в кегельбане). Все кто в центре, должны выстроиться в шеренгу, расставив ноги «воротцами». Мяч должен прокатиться через все воротца. Тот, под кем мяч не прокатился, выбывает, его поглотил Агхасура.

  • «Змей Калия» — как «Змей Агхасура!», только мяч не просто катится, а ещё и прыгает или танцует как змей Калия. В этом случае преданным можно мяч перепрыгивать.

  • «Змей Сударшана» — как «Змей Агхасура», только надо встать к мячу боком, одну ногу согнуть в колене, а другую вытянуть назад. Как будто делаешь выпад вперед. В такие воротца и надо пропустить мяч.

  • «Смерч Тринаварта» — Камса кричит «Смерч Тринаварта» и бросает мяч вверх. Игроки в центре должны сесть на корточки, накрыв голову руками и не двигаться с места. Тот, кого заденет мячом-смерчем, выбывает.

  • «Повозка Шаката» — Камса кричит «Повозка Шаката!» и бросает мяч как обычно. Игроки при этом не могут двигать ногами словно придавлены тяжестью повозки с младенцем Кришной, но могут уворачиваться от демона.

  • «Цапля Бакасура» — как «Смерч Тринаварта», только игроки должны не присаживаться, а поднять руки и закричать «Харибол!».

  • «Осёл Дхенукасура» — Камсы достают ещё два мячя, олицетворяющих преспешников Дхенукасуры, других ослов, и однократно пытаются тремя мячами выбить игроков.

  • «Бык Ариштасура» — Камса кричит «Бык Ариштасура!», кладет мяч между ног, встает на корточки, показывает руками рога. Все игроки должны быстро обежать вокруг быка. Когда последний игрок обежит быка, Камса хватает мяч и кидает. Обычно он попадает в спину последнему убегающему.

  • «Ядовитая Путана» — похожий на быка вариант: Камса кладет мяч на линию и отходит от него. Игроки должны обежать вокруг мяча, задеть его и убежать. И опять мяч достаётся последнему, его отравил яд Путаны.

  • «Лесной пожар» — Камса кричит «Лесной пожар!» и бросает мяч в игрока, и игрок должен его отбить руками как горящий уголь. Если игроку не удалось его отбить, т.е. мяч попал в него без отбивания, он выбывает.

  • «Конь Кеши» — Камса кричит «Конь Кеши!» и пинает мяч ногой.

  • «Пастушок Праламбасура» — Камса кричит «Пастушок Праламбасура!», перебрасывает мяч другому Камсе и бежит в сторону пастушков, а пастушки от него. Поймав мяч, второй Камса кидает мяч обратно первому Камсе, находящемуся среди пастушков, и когда он ловит, все замирают. Камса с мячом должен задеть им пастушка, не выпуская мяч из рук. Если задел, тогда пастушок выбывает из игры, не задел (не дотянулся), возвращается в исходное место, игра продолжается.

Как часто использовать разные мячи решают бросающие, т.е. Камсы. Для начала можно ограничиться базовыми простыми бросками, но постепенно вводить дополнительные мячи. Чем разнообразнее броски, тем интересней игра.

pu97

1 Симпатия
Сайт go-loka.ru не осуществляет какую-либо миссионерскую деятельность от имени какого-либо религиозного объединения, не направлен на распространение сведений о каком-либо вероучении среди лиц, не являющихся его последователями, не преследует цель вовлечения в какое-либо религиозное объединение.

© Сopyright, 2019, Клуб "БАЛАНС". Все права защищены.