💖 Остров ДУШИ! Мы в области сердца!

Давайте не торопиться. Для начала прочитаем вот эту статью:

В 1972 г. в Виндзоре (Онтарио) была собрана комиссия, в состав которой вошли известные специалисты. Они обсуждали «проблемы, связанные с попытками определить точный момент смерти». Среди членов комиссии были всемирно известный кардиохирург д-р Уилфред Г. Бигелоу, судья Верховного Суда провинции Онтарио г-н Эдсон Л. Хейнс и ректор Виндзорского университета Д.Френсис Ледди. Д-р Бигелоу подтвердил существование души и призвал к систематическим исследованиям души и того, откуда она появляется.

Замечания д-ра Бигелоу и других членов группы позднее были опубликованы в газете «Монреаль Газет». Статья привлекла внимание Шрилы Прабхупады, и он написал д-ру Бигелоу письмо, предлагая познакомиться с учением Вед, содержащим знание о душе, и описал, каким образом на практике можно понять это учение. Ниже приводится статья из “Газет” и ответ Шрилы Прабхупады.

Исследование души — фрагмент из газеты

Заголовок в Газете был следующим: «Кардиохирург хочет узнать, что такое душа».

ВИНДЗОР. Всемирно известный канадский кардиохирург говорит, что верит в то, что в теле есть душа, которая уходит в момент смерти, и что теологам следует попытаться узнать о ней больше.

Д-р Уилфред Г.Бигелоу, заведующий отделением сердечно-сосудистой хирургии центральной больницы Торонто, сказал, что, "как человек, верящий в существование души, он считает, что настало время “проникнуть в тайну этого явления и узнать, что оно из себя представляет”.

Бигелоу был в числе выступавших перед Медико-юридическим обществом графства Эссекс при обсуждении проблем, связанных с попытками определения точного момента смерти.

Этот вопрос приобрел особую актуальность в век трансплантации сердца и других органов в тех случаях, когда смерть донора неизбежна.

Канадская ассоциация врачей выработала ставшее общепринятым определение смерти как момента, когда пациент находится в бессознательном состоянии, не реагирует ни на какие раздражители, а мозговые колебания, фиксируемые прибором, дают прямую линию.

В состав комиссии входили также судья Верховного суда провинции Онтарио Эдсон Л.Хейнс и ректор Виндзорского Университета Д.Френсис Ледди.

Развивая тему, поднятую им во время дискуссии, Бигелоу позже сказал в интервью, что после тридцати двух лет хирургической практики у него не осталось никаких сомнений в существовании души.

"Иногда мне приходилось присутствовать при том, когда люди переходят из состояния жизни в смерть. В это время наблюдаются некоторый таинственные перемены.

Одна из самых заметных - внезапное исчезновение жизни или блеска в глазах. Они становятся тусклыми и буквально безжизненными.

Трудно документально подтвердить то, что видишь. На самом деле я не думаю, что это вообще можно достаточно хорошо подтвердить документально".

Бигелоу, снискавший мировую славу благодаря первым в мире хирургическим операциям с использованием методики "глубокого замораживания ", известной под названием гипотерапии, и операциям на сердечном клапане, сказал, что “исследования души” должны взять на себя теология и смежные с ней университетские дисциплины.

Во время этой дискуссии Ледди сказал:“Если душа и существует, вы не можете увидеть ее. Вам не удастся обнаружить ее”.

“Если существует источник жизненной энергии, то что он из себя представляет?” Проблема заключается в том, что “душа не локализована в каком то определенном месте. Она находится повсюду в теле и в то же время нигде”.

Было бы “замечательно приступить к опытам, но я не знаю, как их можно поставить”,- сказал Ледди. Дискуссия, по его словам, напомнила ему о советском космонавте, который вернувшись из космоса, доложил, что Бога нет, потому что он Его там не видел".

Возможно, так оно и есть,- согласился Бигелоу,- но когда современная медицина сталкивается с чем-то необъяснимым, она руководствуется девизом: “Найти ответ - либо в лаборатории, либо где-нибудь еще, лишь бы обнаружить истину”.

Центральным, - сказал Бигелоу,- был вопрос о том, где находится душа и откуда она появляется".

Письмо Шрилы Прабхупады.

Уважаемый д-р Бигелоу!

Недавно я прочел в “Газет” статью Рэя Корелли, озаглавленную “Кардиохирург хочет узнать, что такое душа”, и она очень заинтересовала меня. Из Ваших замечаний явствует, что Вы очень проницательны, поэтому я решил написать Вам на тему, затронутую в статье. Возможно, Вы слышали, что я являюсь ачарьей-основателем Международного общества сознания Кришны. У меня есть несколько храмов в Канаде: в Монреале, Торонто, Ванкувере и Гамильтоне. Наше движение сознания Кришны ставит своей целью дать каждой душе знания о ее изначальном, духовном положении.

Душа, вне всяких сомнений, присутствует в сердце живого существа и служит источником энергии, поддерживающей тело. Энергия души распространяется по всему телу, и это называется сознанием. Благодаря тому, что сознание распространяет энергию души по всему телу, мы можем ощущать боль или испытывать наслаждение в любой части тела. Душа индивидуальна и переселяется из одного тела в другое, так же как человек переходит из младенчества в детство, из детства в отрочество, из отрочества в юность и наконец в старость. Затем происходит изменение, называемое смертью, когда мы меняем старое тело на новое, подобно тому, как старую одежду меняют на новую. Это называется переселением души.

Когда душа хочет наслаждаться этим материальным миром, забыв, что ее истинный дом в духовном мире, она вступает в эту жизнь, где идет суровая борьба за существование. Этой неестественной жизни в цикле повторяющихся рождений и смертей, болезней и старости можно положить конец, для чего необходимо согласовать сознание души с высшим сознанием Бога. Этот принцип лежит в основе нашего движения Кришны.

Что касается трансплантации сердца, то об ее успехе не может быть и речи, если в сердце нет души. Следовательно, необходимо признать существование души. Если душа не присутствует при половом сношении, не будет ни зачатия, ни беременности. Противозачаточные средства ухудшают условия в лоне матери, так что оно перестает быть подходящим местом для души. Это нарушение воли Бога. По велению Бога душа направляется в определенное лоно, но, если мать применяла противозачаточные средства, и ей отказывают в этом лоне, то ее приходится помещать в другое. Это неповиновение Всевышнему. Возьмем, к примеру, человека, который должен вселиться в определенную квартиру. Но если обстановка там настолько ненормальная, что он не может даже войти в свою квартиру, он оказывается в очень невыгодном положении. Это незаконное вмешательство, и оно наказуемо.

Проведение “исследований души”, несомненно, свидетельствовало бы о прогрессе науки. Однако прогресс науки не поможет обнаружить душу. Наличие души можно признать и на основании косвенных признаков. В ведической литературе говорится, что по величине душа равна одной десятитысячной размера точки. Ученый-материалист не способен измерить длину и ширину точки. Поэтому он не в состоянии локализовать душу. Но вы можете просто признать существование души, получив это знание от авторитета. То, что крупнейшие ученые обнаруживают сейчас, мы давно уже объяснили.

Как только человек осознает существование души, он немедленно осознает существование Бога. Различие между Богом и душой в том, сто Бог - величайшая душа, а живое существо - очень маленькая душа; однако качественно они одинаковы. Поэтому Бог пребывает всюду, а живое существо локализовано. Но их природа и качества одинаковы.

Главный вопрос, говорите Вы: “Где находится душа, и откуда она приходит”. Это нетрудно понять. Мы уже говорили, что душа пребывает в сердце живого существа и после смерти получает другое тело. Изначально душа приходит от Бога. Искра вылетает из пламени костра, и упав, кажется потухшей, так и духовная искра изначально приходит в материальный мир из мира духовного. В материальном мире она попадает в условия трех видов, называемых гунами природы. Когда искра пламени попадает на сухую траву, она сохраняет свойства огня; когда искра падает на землю, она не может проявить свои свойства огня, если только земля не создаст благоприятных для этого условий; а упав в воду, она гаснет. Таким образом, мы обнаруживаем три вида условий жизни. Одно живое существо полностью забыло о своей духовной природе, другое почти забыло, но все же сохраняет инстинкт духовной природы, а третье поглощено поиском духовного совершенства. Существует авторитетный метод, с помощью которого духовная искра души может достичь духовного совершенства, и если она принимает верное руководство, то без труда находит дорогу домой, обратно к Богу, откуда первоначально упала.

Если эта авторитетная информация ведической литературы будет представлена современному миру на основе последних достижений науки, это будет огромным благом для человечества. Истина уже существует. Ее просто нужно представить так, чтобы современный человек мог ее понять.

Искренне ваш, А.Ч.Бхактиведанта Свами

5 Симпатий

Согласно ведической философии, вечные души, придя из духовного мира в материальный, одевают на себя оболочку материального тела и под влиянием иллюзии (майи) начинают отождествлять себя с материальным телом. Место расположения души в теле – область сердца (хрит-падма) . Веды утверждают, что основная проблема дживы в том, что ее вечная природа скрыта под телесным покровом, и вследствие этого ложного самоотождествления душа вынуждена страдать. Поскольку физическое тело подвержено болезням, старению и смерти, то отождествление с ним приносит вечной душе страдание в материальном мире. Бренность материального тела, с одной стороны, и неудовлетворенное желание занять верховное место, с другой, заставляют дживу, покинув очередное тело, рождаться в новом. Таким образом, попытки занять главное место становятся причиной бесконечных перерождений в круговороте самсары .

Душа распространяет свое сознание на все тело, точно так же, как цветок распространяет вокруг себя благоухание. Упанишады утверждают, что в нашем теле душа находится в области сердца (Прашна-упанишад, 3-6.) и оттуда посредством потоков праны, жизненного воздуха, распространяет энергию сознания на все тело. От сердца отходит семьдесят две тысячи каналов, нади, по которым циркулирует прана, жизненная энергия (ци в китайской философии), позволяя душе ощущать все свое материальное тело и управлять им. Любое нарушение циркуляции праны приводит к тому, что соответствующая часть нашего тела немеет и в конце концов атрофируется. Не случайно именно сердце, а не мозг, всегда считалось источником жизни, сознания и эмоций и самой уязвимой частью человека. «Бхагавад-гита» (13,4) приводит другой пример: душа, находясь в одном месте, подобно солнцу, освещает все тело светом сознания.

1 Симпатия

«Если житель Азии спросит меня, что такое Европа, я буду вынужден ответить: „Это та часть мира, в которой люди одержимы фантастической идеей о том, что человек был создан из ничего и что до своего нынешнего рождения не существовал“».

А. Шопенгауэр

1 Симпатия

Эту индивидуальную душу нельзя разбить на куски, растворить, сжечь или иссушить. Неизменная, неподвижная и вечная, она пребывает повсюду и всегда сохраняет свои свойства.

КОММЕНТAРИЙ: Все перечисленные характеристики индивидуальной души служат неоспоримым доказательством того, что она всегда остается бесконечно малой частицей духовного целого и никогда не меняет своего положения. Это опровергает теорию монизма, так как из данного стиха следует, что индивидуальная душа не может слиться воедино с Высшей Душой. Очистившись от материальной скверны и обретя освобождение, индивидуальная душа может предпочесть остаться духовной искрой в сиянии Верховного Господа, однако разумные души поднимаются на духовные планеты, где вступают в общение с Личностью Бога. Б. Г. гл.2 т.24.
На основе тех знаний, которые я получила, у меня сложилось представление, что душа всегда находиться в духовном мире, так как является его частицей, но её сознание может пребывать в разных местах. Обусловленная душа вступает в материальную жизнь, имея ум и пять познающих органов чувств. Они отбирают у души духовное знание и опутывают её сетями неведения. Сознание души отождествляется с материальным телом.
«Тот, кто хочет по настоящему помочь падшим, страждущим людям, должен стараться поднять их сознание с материального уровня на духовный.» Шр.- Бхаг. 5.8.10.
Когда физическое тело умирает, то сознание находиться в тонком теле, покидает область сердца?

"Нет. Душа сотворена и… На самом деле не сотворена. Душа существует вечно, как и Бог, точно так же как искры костра существуют вместе с костром. Но разница между этими двумя огнями в том, что искры могут отделиться от большого пламени, и когда она отделяется, она теряет свое свечение. Аналогично этому, индивидуальная душа всегда существует. Хозяин и Его слуги существуют вечно. Мы не можем сказать, что части тела создавались по отдельности. Покуда есть тело, все его члены при нем. Душа никогда не создается и не умирает. Это подтверждается в самом начале Бхагават-гиты:

на джайате мрийате ва кадачин
найам бхутва бхавита ва на бхуйах
аджо нитйах шашвато йам пурано
на ханйате ханйамане шарире

“Для души не существует ни рождения, ни смерти. И существовавшая однажды, она не перестанет существовать. Она - нерожденная, вечная, всегда существующая, неумирающая и первозданная. Она не погибает, когда погибает тело”. (Б.г. 2.20). Может показаться, что душа появляется на свет и умирает, но это лишь потому, что она приняла материальное тело. Когда материальное тело умирает, душа перевоплощается в другое тело. Когда душа освобождается, она не должна больше принимать другое материальное тело. Она может вернуться обратно к Богу, в свое изначальное духовное тело. Душа никогда не создавалась, а всегда существовала с Богом. Если мы говорим, что душа была создана, то может возникнуть вопрос, а не был ли сотворен и Бог, Верховная Душа? Конечно, это не так. Бог вечен, и Его неотъемлемые частицы тоже вечны. Разница лишь в том, что Бог никогда не принимает материального тела, в то время как индивидуальная душа, будучи лишь крохотной частицей, иногда не может устоять перед материальной энергией".

(Шрила Прабхупада, философские дискуссии с Хаягривой дасом, Фома Аквинский)

1 Симпатия

«Каждый, кто благодаря общению со святыми людьми обретает способность видеть, что живые существа представляют собой сочетание тела, владельца тела (индивидуальной души) и друга индивидуальной души (Сверхдуши), обладает истинным знанием».

Шрила Прабхупада, «Наука самоосознания»

1 Симпатия

Атеисты скажут: «Посмотрите, тело превратилось в пепел. Ну и где же личность? Она умерла?»

Кришна отвечает: «Нет, она не умерла. Она перешла в другое тело». И далее, дхйрас татра на мухйати: «Трезвомыслящего человека не приводит в замешательство спектакль смерти тела. Он знает, что душа, которая обитала в нем, перешла в другое тело». Истинная личность по-прежнему жива. Она просто сменила место жительства.

Но кто способен понять это? Только тот, кто мыслит трезво, говорит Кришна. Мы должны стать трезвыми, уравновешенными и рассудительными.

===
Что же такое сознание? В «Бхагавад-гите» говорится: авинаши ту тад виддхи йена сарвам идам та там — «Сознание — это то, что пронизывает все тело. Оно вечно». Что значит «вечно»? Это легко понять на практическом примере. Вы обладали сознанием, будучи младенцем, вы обладали сознанием, будучи ребенком, вы обладали сознанием в юности и, состарившись, тоже будете обладать сознанием. Ваше тело меняется, но сознание не претерпевает изменений. Вы не можете этого отрицать. Поэтому в «Бхагавад-гите» говорится: на ханйате ханйамане шарйре — «Сознание вечно. Оно не исчезает с уничтожением временного материального тела».

Тело, в котором отсутствует сознание, мертво. Так что же такое сознание? Сознание — это признак присутствия души. Как пламя, находясь в одном месте, распространяет вокруг себя свет и тепло, так и душа, пребывающая в теле, распространяет сознание на все тело. Это неоспоримый факт. (Шрила Прабхупада)

1 Симпатия

Шрила Прабхупада. Сейчас душа находится внутри материального тела, но изначально у нее нет материального тела. Духовное тело души существует всегда. Материальное тело — лишь оболочка духовного тела; оно, подобно костюму, выкроено по духовному телу. Материальные элементы: земля, вода, воздух, огонь и так далее, смешиваясь, становятся подобны глине и покрывают духовное тело. Именно потому, что духовное тело имеет форму, материальное тело тоже принимает форму. На самом деле, материальное тело не имеет ничего общего с духовным телом; оно лишь своего рода осквернение, из-за которого душа и страдает. Стоит этому осквернению покрыть душу, как она тут же начинает принимать эту оболочку за саму себя и забывает о своем подлинном, духовном теле. Это майя, невежество, иллюзия.

1 Симпатия

Как мы видим душа ПОДНИМАЕТСЯ на духовные планеты.

Поднимается, но при этом - неподвижная?

Неподвижная - значит не меняющая своего статуса отдёлённой частички. Была всегда, есть сейчас и всегда будет!

9 ГЛАВА. ТЕКСТ 21

те там бхуктва сварга-локам вишалам
кшине пунйе мартйа-локам вишанти
эвам трайи-дхармам анупрапанна
гатагатам кама-кама лабханте

те - они; там - тот; бхуктва - вкусив; сварга-локам - рай; вишалам - огромный; кшине - когда исчерпаны; пунйе - последствия их благочестивых поступков; мартйа-локам - на бренную землю; вишанти - падают; эвам - так; трайи - трех Вед; дхармам - учению; анупрапаннах - следующие; гата-агатам - смерть и рождение; кама-камах - желающие чувственных наслаждений; лабханте - получают.

Изведав райских удовольствий и исчерпав запас благочестивой кармы, они вновь возвращаются на бренную землю. Так те, кто следует законам трех Вед ради удовлетворения собственных чувств, получают в награду только череду рождений и смертей.

КОММЕНТAРИЙ: Попадая на высшие планеты, человек живет значительно дольше и получает гораздо больше возможностей для наслаждений, однако никому не позволено оставаться там вечно. Исчерпав запас благочестивой кармы, душа будет вынуждена вернуться на Землю. Тот, кто не обрел совершенного знания, описанного в «Веданта-сутре» словами джанмадй асйа йатах, иначе говоря, тот, кто не постиг Кришну, причину всех причин, лишается возможности достичь высшей цели жизни и потому вынужден оставаться в круговороте материального бытия: то подниматься на высшие планеты, то снова возвращаться на Землю, как будто он сидит на колесе обозрения и то поднимается, то снова опускается. Вместо того чтобы подняться в духовный мир, откуда оно уже не вернется на Землю, живое существо вращается в цикле рождения и смерти, перемещаясь с одной планеты на другую. Поэтому лучше всего встать на путь преданного служения, чтобы сразу попасть в духовный мир, обрести вечную жизнь, исполненную блаженства и знания, и никогда не возвращаться в исполненный страданий материальный мир.

Вот из ответов Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа:

ВОПРОС: Объясните пожалуйста тот момент из второй главы БхагавадГиты, когда говорится, что душа недвижима и то, что она пребывает повсюду. Большое Вас спасибо.

ОТВЕТ: Предыдущий стих (23) говорит о бессилии любого оружия причинить вред душе. 24 стих объясняет, по чему никакое оружие не может уничтожить душу. Первая часть этого стиха описывает природу души: так как у души нет составных частей (аччхедйах), ее невозможно расчленить. Так как у нее нет материальной формы, она неподвластна стихии огня (адахйах) (Тонкий элемент огня - форма, поэтому огонь способен уничтожать формы). Она нерастворима в воде (акледйах), и потому вода не может причинить ей вреда, и ее невозможно высушить (ашошйах), потому что в ее составе нет воды.

Вторая часть этого стиха дает еще более глубокое объяснение природы души, описывая причину перечисленных выше качеств. Душа НЕ ПОДВЕРЖЕНА НИКАКИМ ИЗМЕНЕНИЯМ, в отличие от постоянно меняющейся материи.

Если мы воздействуем на что-то в материальном мире, то изменения, которые эта вещь претерпевает в результате нашего воздействия могут быть следующими: некая вещь может появиться на свет, она может перейти из рук в руки, то есть поменять свое местоположение, она может поменять свою форму или состояние.

Но так как душа нитйах, вечная, она не может появиться на свет. Так как душа вездесущая, она не может быть ограничена в пространстве, так как душа неизменная (стханух), она не может приобрести новую форму, и она не может поменять свое состояние, потому что она ачалах (неподвижная). Шридхара Свами (комментатор Шримад Бхагаватам) объясняет слово ачалах как пурварупаапаритйаги, что значит, что состояние, в котором пребывает душа сейчас неотлично от того состояния, в котором она пребывал прежде. Иначе говоря, стханух значит, что она не приобретает новую форму, а ачалах значит, что она никогда не меняет свою прежнюю форму.

Кто-то может подумать, что это тавтология - одно как будто подразумевает другое. Но это не так. На самом деле это аргумент против теории майявады. майявади могут утверждать, что сейчас душа имеет какуюто форму, но в будущем она утратит ее. Но Кришна говорит: ачалах - она никогда не утрачивает свою прежнюю форму!

Что касается слова сарвагатах (вездесущая), то Баладева Видьябхушана объясняет сарвагатах так: душа по закону кармы может родиться в любом месте вселенной, и потому она вездесущая. Однако самое удивительное объяснение ему дает Шрила Джива Госвами в Параматмасандарбхе. Он говорит, что оно означает, что душа ЗАВИСИТ (гатах) от Бога (который есть все, сарва). Иначе говоря, тот, кто понимает вездесущность Бога, всегда зависит только от Него и повсюду может ощутить Его присутствие. (Пример тому Прахлада Махараджа).

Ваш слуга, БВ Госвами

1 Симпатия

Шри Мадхавачарья, объясняет данный вопрос так:

«Поскольку Верховный Господь Кришна является вездесущим, Он не двигается, таким образом, Он является первоосновой всего сущего.
Вишну Пурана утверждает, что живое существо вечно существует под контролем Верховного Господа Кришны, и нахождение под Его контролем поистине делает живое существо также неподвижным.»

«Ум может остановиться только на Абсолютной истине.»
То, что духовное тело существует всегда, значит ли что душа, обладающая изначально качествами сат- чит-ананда, находится в духовном мире, а путешествует её сознание?

Сознание - это энергия души. Душа находится в области сердца, а сознание (энергия души) пронизывает тело.

1 Симпатия

«КОММЕНТАРИЙ (продолжение): Здесь ямадуты отвечают на этот вопрос. Обусловленная душа может думать, что грешит втайне от всех, но в шастрах сказано, что у каждого её поступка есть множество свидетелей: солнце, огонь, небо, воздух, луна, полубоги, вечер, день, ночь, стороны света, вода, земля и, наконец, Сверхдуша, которая всегда пребывает рядом с индивидуальной душой в сердце живого существа. Разве этих свидетелей мало? Свидетели есть, и есть Верховный Господь, поэтому одни живые существа возносятся на высшие планеты, а другие низвергаются на адские или иные низшие планеты. Здесь нет несправедливости, ибо всё, что совершается по воле Верховного Господа, совершается безупречно (свабхавики джнана-бала-крийа ча)».

В Упанишадах говорится, что Сверхдуша и индивидуальная душа обитают в сердце , подобно двум птицам, дружно живущим на одном дереве. Верховный Господь в образе Сверхдуши — лучший друг индивидуальной души , ибо Он милостиво сопровождает душу , когда та переселяется из одного тела в другое.

Мундака Упанишад говорит, что душа не просто находится в сердце, оно там находится с 5 пранами при помощи которых душа переносит свое сознание по всему телу.

В теле есть 72000 каналов, по которым эти праны разносят сознание души. Есть также один канал, называемый пуритат, в который душа погружается во время глубокого сна.