Проблема «громких киртанов»
Шачинандана Свами как-то пошутил: «Писания предсказывают, что чем дальше будет прогрессировать Кали-Юга, тем громче преданные будут играть на музыкальных инструментах. Настолько громко, что не будет слышно даже маха-мантры».
Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Некоторые преданные ИСККОН, а особенно ведущие киртанов, страдают от потери слуха. Зачастую родители опасаются заходить в алтарную с младенцами.
Арджуна дас, инженер-электрик, проживающий вместе с женой и двухлетним сыном на ферме «Нью-Варшана» в Новой Зеландии, — один из тех, кто всерьёз обеспокоен этой проблемой. Во время проведения мероприятий в храме Арджуна отвечает за звук — так же, как это более 30 лет делал его отец.
Лимит на воспевание
«Уровень безопасности шума можно рассчитать, исходя из допустимого времени воздействия определенного количества децибелов», — объясняет он. «Например, звук громкостью в 85 децибел безопасно слушать в течение 8 часов. Но повышение громкости всего на 3 децибела укорачивает это время вдвое. Это значит, что воздействие 88 децибел безопасно только в течение 4 часов. И так далее. Большинство громких киртанов в храмах безопасны для слушания только первые 30 минут, самое большее один час. А то и меньше».
Отец Арджуны, Росс Палмер из «ПалмерАкустикс», работает над созданием аппарата для храмов, который будет отслеживать средний уровень громкости и подавать предупредительный световой сигнал в случае достижения опасного уровня шума.
Относительно недорогие программы для замера уровня звука доступны также и в Интернете.
Одни караталы, одна мриданга
Однако еще важнее было бы дать разъяснение этой проблемы во всем ИСККОН, а также пересмотреть практику проведения киртанов. Арджуна дас считает, что Двиджа Вара дас, звукорежиссер польского тура Индрадьюмны Свами и ретрита «Садху-санга», знает, что делать.
«В гармоничном киртане на первом плане должно быть слышно воспевание, а инструменты должны создавать фон», — объясняет Двиджа Вара дас. «В киртанах ИСККОН, как правило, все наоборот. В итоге мы быстро устаем, а киртан становится неприятным для слуха. Даже психологически, когда музыка играет слишком громко, и не слышно своего голоса, пропадает интерес к участию в киртане, и мы просто слушаем вместо осознанного совместного воспевания».
Первым делом надо уменьшить количество инструментов. Часто во время киртана преданные хватаются за инструменты, не глядя, сколько играющих уже принимает участие в сопровождении. Двиджа Вара дас считает, что одних караталов и одной мриданги (никаких тарелок и гонгов) вполне достаточно даже для большого киртана.
Игра в гармонии
Караталы с их высокой частотой звучания — это самый большой раздражитель, который быстро вызывает усталость слуха. Поэтому, организуя звук на фестивале, Двиджа Вара дас усаживает игрока на караталах позади ведущего киртании и мридангиста, чтобы уменьшить их звучание в миксе. Он также предпочитает, чтобы киртании на вторых голосах не играли на караталах.
«Хотите верьте, хотите нет, но даже без усиления караталы всегда очень хорошо слышны в миксе, в то же время остается место для других инструментов и, конечно же, для маха-мантры в первую очередь», — поясняет он.
Следующий важный шаг заключается в том, чтобы музыканты не только владели каждый своим инструментом, но и привносили своей чуткой игрой личный вклад в гармоничный киртан.
Приглушить инструменты
«Я думаю, что у многих преданных, выросших в нашей культуре «громогласных киртанов», нет реализованного опыта того, что киртан может быть динамичным и вдохновляющим, даже если на инструментах играют сдержанно и мягко», — рассказывает Двиджа Вара дас.
Затем он добавляет: «Зачастую мридангисты и игроки на караталах настолько сосредоточены на игре, что не отдают себе отчета в том, насколько громко звучат их инструменты. А когда киртан ускоряется, они начинают играть еще громче, будто участвуют в соревнованиях за звание самого громогласного музыканта».
Третий важный шаг – привлечение профессиональных и опытных звукорежиссеров или развитие обучения в этой области. Опытный звукорежиссер может творить чудеса.
Например, когда киртан набирает обороты, и преданные начинают играть громче, Двиджа Вара дас убавляет звук инструментальных микрофонов и добавляет в микс вокал.
Звуковые системы для контроля уровня звука
Также могут помочь вложения в звуковые системы высокого качества и установка акустических пультов в алтарных. С использованием такой техники погружение в святое имя происходит легче и переживается более полно. Такое открытие сделал для себя Арджуна дас на фестивале «Священный звук» в «Новом Говардхане» в Австралии, где Двиджа Вара дас режиссировал звук.
«Идеальный уровень громкости не вредил слуху, никому не понадобились беруши, и это способствовало удивительному совместному воспеванию, потому что я действительно слышал свой собственный голос», — пояснил он.
К сожалению, пока руководители храмов не обращают внимания на опасность потери слуха и отказываются от консультаций преданных, имеющих опыт в звукорежиссуре.
И все же Арджуна дас и Двиджа Вара дас не опускают рук и просят остальных распространить предупреждение об этой проблеме.
«Конечно же, на исходе дня, когда маха-мантра проявляется, каждый киртан – громогласный или нет – особенный», — признает Двиджа Вара дас.
Росс Палмер из «ПалмерАкустикс» рекомендует нижеследующий доступный аппарат для контроля за уровнем звука во время киртана в храмах: