🥁 Остров КИРТАНА и БХАДЖАНА

Проблема «громких киртанов»

Шачинандана Свами как-то пошутил: «Писания предсказывают, что чем дальше будет прогрессировать Кали-Юга, тем громче преданные будут играть на музыкальных инструментах. Настолько громко, что не будет слышно даже маха-мантры».

Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Некоторые преданные ИСККОН, а особенно ведущие киртанов, страдают от потери слуха. Зачастую родители опасаются заходить в алтарную с младенцами.

Арджуна дас, инженер-электрик, проживающий вместе с женой и двухлетним сыном на ферме «Нью-Варшана» в Новой Зеландии, — один из тех, кто всерьёз обеспокоен этой проблемой. Во время проведения мероприятий в храме Арджуна отвечает за звук — так же, как это более 30 лет делал его отец.

Лимит на воспевание

«Уровень безопасности шума можно рассчитать, исходя из допустимого времени воздействия определенного количества децибелов», — объясняет он. «Например, звук громкостью в 85 децибел безопасно слушать в течение 8 часов. Но повышение громкости всего на 3 децибела укорачивает это время вдвое. Это значит, что воздействие 88 децибел безопасно только в течение 4 часов. И так далее. Большинство громких киртанов в храмах безопасны для слушания только первые 30 минут, самое большее один час. А то и меньше».

Отец Арджуны, Росс Палмер из «ПалмерАкустикс», работает над созданием аппарата для храмов, который будет отслеживать средний уровень громкости и подавать предупредительный световой сигнал в случае достижения опасного уровня шума.

Относительно недорогие программы для замера уровня звука доступны также и в Интернете.

Одни караталы, одна мриданга

Однако еще важнее было бы дать разъяснение этой проблемы во всем ИСККОН, а также пересмотреть практику проведения киртанов. Арджуна дас считает, что Двиджа Вара дас, звукорежиссер польского тура Индрадьюмны Свами и ретрита «Садху-санга», знает, что делать.

«В гармоничном киртане на первом плане должно быть слышно воспевание, а инструменты должны создавать фон», — объясняет Двиджа Вара дас. «В киртанах ИСККОН, как правило, все наоборот. В итоге мы быстро устаем, а киртан становится неприятным для слуха. Даже психологически, когда музыка играет слишком громко, и не слышно своего голоса, пропадает интерес к участию в киртане, и мы просто слушаем вместо осознанного совместного воспевания».

Первым делом надо уменьшить количество инструментов. Часто во время киртана преданные хватаются за инструменты, не глядя, сколько играющих уже принимает участие в сопровождении. Двиджа Вара дас считает, что одних караталов и одной мриданги (никаких тарелок и гонгов) вполне достаточно даже для большого киртана.

Игра в гармонии

Караталы с их высокой частотой звучания — это самый большой раздражитель, который быстро вызывает усталость слуха. Поэтому, организуя звук на фестивале, Двиджа Вара дас усаживает игрока на караталах позади ведущего киртании и мридангиста, чтобы уменьшить их звучание в миксе. Он также предпочитает, чтобы киртании на вторых голосах не играли на караталах.

«Хотите верьте, хотите нет, но даже без усиления караталы всегда очень хорошо слышны в миксе, в то же время остается место для других инструментов и, конечно же, для маха-мантры в первую очередь», — поясняет он.

Следующий важный шаг заключается в том, чтобы музыканты не только владели каждый своим инструментом, но и привносили своей чуткой игрой личный вклад в гармоничный киртан.

Приглушить инструменты

«Я думаю, что у многих преданных, выросших в нашей культуре «громогласных киртанов», нет реализованного опыта того, что киртан может быть динамичным и вдохновляющим, даже если на инструментах играют сдержанно и мягко», — рассказывает Двиджа Вара дас.

Затем он добавляет: «Зачастую мридангисты и игроки на караталах настолько сосредоточены на игре, что не отдают себе отчета в том, насколько громко звучат их инструменты. А когда киртан ускоряется, они начинают играть еще громче, будто участвуют в соревнованиях за звание самого громогласного музыканта».

Третий важный шаг – привлечение профессиональных и опытных звукорежиссеров или развитие обучения в этой области. Опытный звукорежиссер может творить чудеса.

Например, когда киртан набирает обороты, и преданные начинают играть громче, Двиджа Вара дас убавляет звук инструментальных микрофонов и добавляет в микс вокал.

Звуковые системы для контроля уровня звука

Также могут помочь вложения в звуковые системы высокого качества и установка акустических пультов в алтарных. С использованием такой техники погружение в святое имя происходит легче и переживается более полно. Такое открытие сделал для себя Арджуна дас на фестивале «Священный звук» в «Новом Говардхане» в Австралии, где Двиджа Вара дас режиссировал звук.

«Идеальный уровень громкости не вредил слуху, никому не понадобились беруши, и это способствовало удивительному совместному воспеванию, потому что я действительно слышал свой собственный голос», — пояснил он.

К сожалению, пока руководители храмов не обращают внимания на опасность потери слуха и отказываются от консультаций преданных, имеющих опыт в звукорежиссуре.

И все же Арджуна дас и Двиджа Вара дас не опускают рук и просят остальных распространить предупреждение об этой проблеме.

«Конечно же, на исходе дня, когда маха-мантра проявляется, каждый киртан – громогласный или нет – особенный», — признает Двиджа Вара дас.

Росс Палмер из «ПалмерАкустикс» рекомендует нижеследующий доступный аппарат для контроля за уровнем звука во время киртана в храмах:

4 симпатии

Вот это сила духовного звука, микрофоны не нужны. Оглохнуть бы не хотелось, как потом слушать о Кришне, это связь такая мощная - звук.

Киртаны бывают ох и ух…

Женщины и дети по краю…затопчут в экстазе. Какая экспрессия. :pray:t3:

Возможно, зависит от размеров помещения. Если, например, громкий киртан на улице или в большом пандале?

Перкусси рулят! :wink:

Согласна полностью. Ум очень напрягается в этом случае. Мучение, когда голоса не слышишь собственного.

В закрытом помещении конечно всё на порядок хуже. Но и на открытом пространстве можно в неудачном месте оказаться…

Ну кстати слышно только барабан, цимбал и вскрики. А что поет ведущий не слышно вообще.

Потому что цимбалы и мриданги в принципе не перекричать ))))

Когда берешь в руки караталлы, так и хочется ими постукивать ( не всегда в такт),:laughing: такой звонкий звук. А если умеешь на мриданге, вот где дух захватывает, хочется наверное все время всякие ритмы барабанить…для Кришны. Такие звуки не перепеть.

Когда дети немного подросли, то стали проситься выйти почти сразу после начала киртана. Говорили, что очень громко и ушки болят.

2 симпатии

Учитывая, что у детей уши ещё нежные, для них тем более опасно многократное превышение.

Проявление “экстаза” через громкость киртана - это общая проблема всех вайшнавов в кали-югу. Поэтому временное решение, а может и вечное - беруши… Лично я всегда стою как можно дальше от группы “экстатичных” музыкантов, если это возможно.

2 симпатии

Хороший знак задуматься - мы Бога радуем, или пугаем? )))))

Да , если параматма, как частичка Бога хочет уйти от громких звуков, то пугаем точно.

Громкость - это животный метод для отпугивания. Зарычал погромче - враг и убежал ))))

2 симпатии

У льва это какой-то метод самоуспокоения получился. Порычал и легче стало :smile: Подозреваю, что у людей то же самое происходит, когда они наорутся :smile:

В связи с этим вопрос: а слишком громкий киртан - это не способ для участников снять стресс?

1 симпатия

По-моему, слишком громко только возбуждает психику, а снимает спокойная музыка

Скажите пожалуйста, вот если один киртан нравится, а другой нет и я его выключаю это нормально или оскорбление?

Возможно, что всё индивидуально… Челентано вон дрова колол, а не слушал шум дождя :smile:

1 симпатия

Главное, без фанатизма. Психологически мы все разные. К тому же иногда действительно такая жуткая запись бывает, что слушать невозможно…

Сайт go-loka.ru не осуществляет какую-либо миссионерскую деятельность от имени какого-либо религиозного объединения, не направлен на распространение сведений о каком-либо вероучении среди лиц, не являющихся его последователями, не преследует цель вовлечения в какое-либо религиозное объединение.

© Сopyright, 2019, Клуб "БАЛАНС". Все права защищены.