Что-то мало фотоотчётов о проведённом празднике… Хочется увидеть как проходили торжества!
Радхика - олицетворение высшей красоты и славы. Ей 15 лет. Её изумительное тело, напоминающее застывшую молнию и расплавленное золото, умащено благоуханными маслами. Радхика носит синие одежды и украшена драгоценностями и цветами. Её чёрные волнистые волосы заплетены в косу, а лоб отмечен красной краской синдура. Её удлинённые, подведенные тушью лотосоподобные глаза самые пленительные во всех вселенных. Их проницательный взгляд так могуществен, что Кришна просто теряет сознание. Его корона и шёлковый чадар начинают соскальзывать. Он роняет флейту и падает на землю. Кончик носа Радхи украшен жемчужинкой, алые губы затмевают красный лотос, а зубы белы, как жемчуг. Радостный лик Радхики, источающий нектар чистой любви к Кришне, ярче множества лун. Её подбородок с тёмной точкой мускуса подобен золотому лотосу, на котором сидит шмель. Шею Радхики обвивает нитка жемчуга. Её высокая грудь закрыта корсажем и украшена ослепительным бриллиантовым ожерельем. Красота Её грациозных рук в браслетах из драгоценных каменьев поражает воображение. Кисти, подобные двум розовым лотосам, увенчаны чередой лун сияющих ногтей.
Шримати Радхарани - лучшая из гопи. Её ещё называют Гандхарва-деви. Её почитаемое божество - бог солнца, любимые раги - маллара и дханасри, любимые танцы - чхаликья и рудравалаки. Она обучена всем искусствам.
Личные вещи Радхи
Инкрустированное драгоценными каменьями зеркало называют Шудхамсу-дарпа-харана, что означает “попирает гордость луны”. Её золотая кисточка для нанесения туши на ресницы называется Нармада, расчёска с каменьями на ручке - Свастида. Ещё у Неё есть цветочный сад под названием Кандарпа-кухали, где растёт побег золотистого цветка жасмина, называемый Тадидвали, что значит “побег в форме молнии”.
Рассказы о Радхарани очень сладко сердце ранят. , есть возможность представить, что есть цветущий, красивый, неувядающий Духовный мир. Слеза великолепия пронзает сердце.
Украшения Радхи
Одежда Радхи называется Мегхамбара. Её красные, как рубин, верхние одежды нравятся Господу больше всего. Нижние одежды Радхи - цвета синей тучи, и это - Её любимый цвет. Её тилака называется Смараянтра, драгоценное ожерелье - Харимохана, серьги - Рочана, жемчужинка на кончике носа - Прабхакари, медальон с изображением Господа Кришны - Мадана. Её камень Сьямантака также называется Шанкхачуда-широмани, благоприятный камень на шее - Пушпаван, поскольку он одновременно затмевает сияние солнца и луны, браслеты на лодыжках - Чатакарава, на руках - Маникарвура, перстень - Випакша-мардини, пояс - Канчана-читранги, а ножные колокольчики - Ратнагопура.
Служанки Радхи
Рагалекха, Калакели и Бхурида возглавляют служанок. Главные среди них Сугандха, Налини (дочери Дивакирти-деви), а также Манджиштха и Рангарага (дочери прачек Нанды Махараджи). Палиндри одевает и украшает Радху. Читрини наносит Ей косметику. Бхагьявати и Пуньяпунджа (дочери метельщика при дворе Нанды Махараджи) также служат Ей.
Талантливые музыканты Расолласа, Гунатунга, Калакантхи, Сукханти и Пикаканти приводят Радху и Кришну в восторг, напевая под музыкальные композиции Вишакхи.
Маники, Нармада и Кусумапесала играют на барабанах, цимбалах, вине и флейте.
Тунга, Малли и Маталли находятся во главе девочек из нецивилизованного горного племени пулинда. Во Вриндаване некоторые из этих девочек действуют иногда как подруги Радхи, а иногда как подруги Кришны.
Также среди служанок Радхи: Гарги, Бхрингарика, Виджая, Расала и Пайода.
Тунга, Пишанги и Калакандала всегда остаются рядом с Радхой, чтобы служить Ей.
Манджула, Биндула, Сандха, Мридула и другие девочки, хотя ещё очень юны, тоже служат Радхарани.
Мадхави, Малати и Чандрарекха - во главе служанок, которые одевают и украшают Радху.
8 служанок во главе с Расаликой умеют готовить самые разные виды изысканных напитков.
Курангакши руководит восемью служанками, которые готовят вкусные блюда из молока.
Калаканти возглавляет 8 самых близких подруг Рангадеви. Все они умело пользуются благовониями, духами и косметикой. В холодную погоду они приносят уголь, а летом обмахивают Радху и Кришну веером. Подруги Рангадеви умеют приручать львов, оленей и других лесных животных.
Кавери и другие подруги Судеви играют на колокольчиках, украшают ложе и трон для Радхи и Кришны, как разведчицы проникают в окружение Чандравали, чтобы разузнать её секреты. Они - покровительницы лесов Вриндаваны, которые заботятся о птицах и пчёлах.
Домашние животные Радхи
У Радхарани много коров сурабхи, главные среди которых - Сунада, Ямуна и Бакула. У Неё есть телёнок Тунги, старая обезьяна Какхати, олениха Рангини, птица чакори Чаручандрика, лебедь Тундикери, который любит плавать в Радха-кунде, слон Мадхури и попугаи Сукшмадхи и Шубха, которые в точности копируют голос Лалиты, когда она шутит с Божественной Четой.
«Во Вриндаване все домохозяйки ходили жаловаться Матери Яшоде на несносного Кришну. Она все бросала и слушала. Как обычному человеку понять эту философию? Но Кришна обещает, что каждый, кто будет слушать о Его проказах, будет освобожден». (Шрила Прабхупада)
Прабхупада поправил меня:
– Кришна – сельхоз-ачарья. Баларама держит плуг, а Кришна всегда с теленком. Кришна посоветовал Своему отцу не совершать Индра-пуджу, а просто поклоняться Говардхану, земле, которая поддерживает и коров, и людей.
Как это просто. И прочно.
ЧЧ Aди 4.81
тара мадхйе врадже нана бхава-раса-бхеде
кршнаке карайа расадика-лиласваде
Пословный перевод:
тара мадхйе — среди них; врадже — во Врадже; нана — различных; бхава — умонастроений; раса — рас; бхеде — различий; кршнаке — Господа Кришну; карайа — побуждают совершать; раса-адика — — первый из которых — танец раса; лила — игр; асваде — вкушение.
Перевод:
Возлюбленные Господа во Врадже делятся на группы сообразно их умонастроению и особенностям расы. Они помогают Кришне наслаждаться сладостью танца раса и других развлечений.
Комментарий:
Как было сказано, Кришна и Радха — это одна личность в двух формах. Они едины и неразделимы. Кришна предстает во множестве воплощений и полных экспансий, таких как пуруши. И точно так же Шримати Радхарани предстает во множестве образов: в образе богинь процветания, цариц Двараки и девушек Враджа. Все это полные экспансии Шримати Радхарани. Эти женские образы Кришны являются экспансиями, которые по своим категориям соответствуют экспансиям Вишну. Они подобны отражениям изначального образа. Между изначальным образом и его отражениями нет разницы. Женские отражения энергии блаженства Кришны ни в чем не уступают Самому Шри Кришне.
Полные экспансии Кришны называют вайбхава-виласами и вайбхава-пракашами, и такие же экспансии есть у Радхи. Богини процветания относятся к Ее образам категории вайбхава-виласа, а царицы Двараки — к образам категории вайбхава-пракаша. Наперсницы Радхарани, девушки Враджа, являются непосредственными экспансиями Ее тела. Воплощая в себе те или иные черты божественного облика и нрава Шримати Радхарани, они действуют под Ее руководством и помогают Господу Кришне в Его бесконечно разнообразных любовных играх. В духовном мире можно испытывать полное наслаждение благодаря царящему там разнообразию. Божественные расы обогащаются присутствием большого числа участников, подобных Радхарани, которых называют гопи или сакхи. Шри Кришна черпает радость в разнообразии бесчисленных возлюбленных, поэтому, чтобы усилить блаженство Кришны, Шримати Радхарани — Его энергия наслаждения — распространяет Себя во множество форм. Трансцендентные любовные отношения Радхи и Кришны — это самые возвышенные игры во Вриндаване. С помощью экспансий Своего тела Шримати Радхарани позволяет Кришне наслаждаться танцем раса и другими подобными играми. Шримати Радхарани, главный лепесток в цветке раса-лилы, имеет и другие имена, которые приводятся в следующих стихах.
“Главная черта человека, который обрел сознание Кришны, — то, что он говорит только о Кришне или о том, что связано с Ним”.
БГ 2.54, комментарий Шрилы Прабхупады.
йа те лила‑раса‑парималодгари‑ванйапарита
дханйа кшауни виласати врита матхури мадхурибхих
татрасмабхиш чатула‑пашупи‑бхава‑мугдхантарабхих
самвитас твам калайа ваданолласи‑венур вихарам
Гопи продолжали: «Дорогой Кришна, аромат Твоих исполненных сладости игр разносится по лесам дивной земли Вриндавана, что лежит посреди округа Матхуры, славящегося своей красотой. В приятной атмосфере, которая царит в этом удивительном краю, начни Свои игры, поднеся к устам флейту и собрав вокруг Себя нас, гопи, чьи сердца всегда переполняют самые неожиданные экстатические чувства».
Это стих из «Лалита‑мадхавы» (10.38) Шрилы Рупы Госвами.
Прабходананда Сарасвати также отмечает, что некоторые Упанишады и Веды стали коровами, и пасясь по пастбищам, они наполнились вкусом высших рас. Теперь вы понимаете, что песок, пыль, трава, воздух могут дать любовь Радхи и Кришны. Также мы должны понять, что коровы и все другие живые существа, находящиеся в дхаме, помогают играм Радхи и Кришны. Никакое живое существо Враджа не может находиться без контакта с мадхурья расой . Даже если оно не имеет напрямую эту расу, тем не менее, есть какая-то связь. Даже если они изначально не имеют мадхурьи , тем не менее, они поддерживают мадхурью для наслаждения Радхи и Кришны. Все живые существа сконцентрированы на почтенном восприятии игр Радхи и Кришны.
“Джая-Говинда был прав в своем наблюдении: сейчас обсуждать игры Радхи-Кришны не нужно. До тех пор, пока человек не достигнет высокого уровня духовного сознания, обсуждать эти игры опасно. Чайтанья Махапрабху никогда не обсуждал лилу Радхи-Кришны с обычными людьми. Нам есть что обсудить — что такое душа, что такое бхакти. Понять игры Радхи и Кришны — наша цель, но сейчас мы этим заниматься не должны. Иначе неверное понимание неизбежно.”
(Письмо Шрилы Прабхупады Шивананде, 22 июля 1969)
Лучшим другом всех живых существ является Кришна, Верховная Личность Бога, потому что Он — Верховный Господь, пребывающий в сердце каждого. Он — верховная всепривлекающая личность, обладатель всей красоты, знания, богатства, славы, силы и отречения. Он приходит в этот мир из эпохи в эпоху, чтобы пригласить нас возродить наши вечные отношения с Ним. Теперь Он явился в виде книги.
«КРИШНА. Верховная Личность Бога»
Его Божественная Милость А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
В сегодняшнем стихе из Шримад-Бхагаватам Прахлада Махараджа объясняет, что Кришна присутствует всюду: в воздухе, огне, небе, земле, воде, во всех грубых и тонких проявлениях, включая ум, сознание и ложное эго, а также во всем, что можно выразить словами или мыслями. Прабхупада хорошо объяснил, зачем мы поклоняемся Божествам и что такое же настроение преданности следует применять ко всему, что мы делаем.
Он вспомнил, как недавно в Дели один из слушателей бросил ему вызов. Этот человек спросил, что если Бог повсюду, зачем приходить в храм. Прабхупада повернул эту логику другой стороной, ответив, что раз Бог повсюду, то почему бы не приходить в храм? Несомненно, там он тоже присутствует.
Прабхупада объяснил, что это подобно электричеству. Электрическая энергия есть повсюду, но пользоваться ей мы можем при помощи проводов и выключателя. «Подобно этому, Кришна есть повсюду, и поклоняться Ему можно как угодно. Все знают, что это Божество сделано из камня. Мраморный пол сделан из черного и белого камня, и Божества тоже черные и белые. Все это знают. Но почему вы смотрите на черно-белое Божество в храме и возносите Ему молитвы? Такой же мрамор лежит на полу, черно-белый камень. Но вы видите разницу. Это указывает на любовь, любовь к Кришне.
Те, в ком нет любви, полагают: «И на полу, и в Божестве, один и тот же камень. Зачем эти дурачки ему поклоняются?» Они скажут: «Я могу поклоняться и камням на полу». Нет, нет. Кришна говорит, что Он есть все, включая каменный пол, но в то же время Он в нем не присутствует. Это называется ачинтья-бхедабхеда. Им кажется: «Раз Кришна вошел во все предметы, Он потерял свою индивидуальность. Так что у Него больше нет формы. Это материальные измышления. Глупцы, которые им предаются, ничего не понимают.
Я уже несколько раз приводил вам этот пример. Можно взять листок бумаги, разорвать его на мелкие клочки и выбросить на ветер. Листа бумаги уже не существует. Его больше нет. И такие люди считают: «Раз Кришна пронизывает собой все сущее, у Него больше нет формы. Он лишился всякой формы». Но это глупость.
Кришна говорит: майя татам идам сарвам, «Я нахожусь повсюду, всепроникающий. Но это не Я как личность». Преданные должны понимать, что Кришна есть и на троне, и в полу. Поэтому нужно аккуратно обращаться с полом, аккуратно обращаться с троном, с цветами, с посудой. Всем предметам нужно поклоняться, как Кришне. Нельзя чем-либо пренебрегать. Шри-виграхарадхана-нитья-нана-шрингара-тан-мандира-марджанадау. Все едино. Нельзя сказать: «Кришна сидит там, так что я могу не обращать внимания на пол». Это глупо. Заботиться о чистоте храма нужно не менее тщательно, чем заботиться о Божестве, об украшении Божества. Это будет сознание Кришны. Нельзя думать: «Этот преданный работает в саду, значит он менее важен, чем я, ведь я служу Кришне прямо на алтаре». Нет. Преданный, который работает в саду, в саду Кришны, должен быть настолько же внимателен, как и тот, кто поклоняется Кришне в храме. Вот чего мы хотим от вас добиться».
Он завершил лекцию, сказав, что мы должны очень хорошо это понять. Например, преданный, который посыпает голову пылью Вриндавана. Это правильное настроение, ведь пыль Вриндавана - это сам Кришна. Если мы будем помнить, что каждый атом - сам Кришна, то наше сознание Кришны будет очень сильным и надежным. Огромное небо - тоже Кришна. Кришна может быть повсюду, во всепроникающей форме, а может прийти в образе небольшого Божества, чтобы принять наше служение. Конечно, это видение только очень продвинутого преданного, добавил он, и мы не должны ему подражать, но это - идеальный уровень, к которому всем нам нужно стремиться.
Трансцендентный дневник, Хари шаури прабху