“Age has no reality except in the physical world. The essence of a human being is resistant to the passage of time. Our inner lives are eternal, which is to say that our spirits remain as youthful and vigorous as when we were in full bloom. Think of love as a state of grace, not the means to anything, but the alpha and omega. An end in itself.”
«Возраст не имеет реальности, кроме как в физическом мире. Сущность человека устойчива к течению времени. Наша внутренняя жизнь вечна, то есть наши души остаются такими же молодыми и энергичными, как когда мы были в полном расцвете. Думайте о любви как о состоянии благодати, не о чем-либо, а о Альфе и Омеге. Цели самой по себе ».
― Gabriel Garcia Marquez , Love in the Time of Cholera/
Габриэль Гарсиа Маркес, Любовь во время холеры
«Нам предстоят темные времена, но вы будьте светом во тьме, светом любви. Поэтому говорю вам: если вы молчите, молчите ради любви. Если говорите, говорите ради любви. Если кого-то поправляете, поправляйте ради любви. Если прощаете, прощайте ради любви. Да будет в вас всегда корень любви, потому что только из этого корня может вырасти добро. Любите и делайте то, что хотите!»
Августин Блаженный
Если есть , что сказать, то ради любви лучше сказать, чем молчать…
Во все эти таинства любви можно, пожалуй, посвятить и тебя, Сократ. Что же касается тех высших и сокровеннейших, ради которых первые, если разобраться, и существуют на свете, то я не знаю, способен ли ты проникнуть в них. Сказать о них я, однако, скажу, - продолжала она, - за мной дело не станет. Так попытайся же следовать за мной, насколько сможешь.
Кто хочет избрать верный путь ко всему этому, должен начать с устремления к прекрасным телам в молодости. Если ему укажут верную дорогу, он полюбит сначала одно какое-то тело и родит в нем прекрасные мысли, а потом поймет, что красота одного тела родственна красоте любого другого и что если стремиться к идее прекрасного, то нелепо думать, будто красота у всех тел не одна и та же. Поняв это, он станет любить все прекрасные тела, а к тому одному охладеет, ибо сочтет такую чрезмерную любовь ничтожной и мелкой. После этого он начнет ценить красоту души выше, чем красоту тела, и, если ему попадется человек хорошей души, но не такой уж цветущий, он будет вполне доволен, полюбит его и станет заботиться о нем, стараясь родить такие суждения, которые делают юношей лучше, благодаря чему невольно постигнет красоту нравов и обычаев и, увидев, что все это прекрасное родственно между собою, будет считать красоту тела чем-то ничтожным. От нравов он должен перейти к наукам, чтобы увидеть красоту наук и, стремясь к красоте уже во всем ее многообразии, не быть больше ничтожным и жалким рабом чьей-либо привлекательности, плененным красотой одного какого-то мальчишки, человека или характера, а повернуть к открытому морю красоты и, созерцая его в неуклонном стремлении к мудрости, обильно рождать великолепные речи и мысли, пока наконец, набравшись тут сил и усовершенствовавшись, он не узрит того единственного знания, которое касается прекрасного, и вот какого прекрасного… Теперь, - сказала Диотима, - постарайся слушать меня как можно внимательнее.
Кто, наставляемый на пути любви, будет в правильном порядке созерцать прекрасное, тот, достигнув конца этого пути, вдруг увидит нечто удивительно прекрасное по природе, то самое, Сократ, ради чего и были предприняты все предшествующие труды, - нечто, во-первых, вечное, то есть не знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения, а во-вторых, не в чем-то прекрасное, а в чем-то безобразное, не когда-то, где-то, для кого-то и сравнительно с чем-то прекрасное, а в другое время, в другом месте, для другого и сравнительно с другим безобразное. Прекрасное это предстанет ему не в виде какого-то лица, рук или иной части тела, не в виде какой-то речи или знания, не в чем-то другом, будь то животное, Земля, небо или еще что-нибудь, а само по себе, всегда в самом себе единообразное; все же другие разновидности прекрасного причастны к нему таким образом, что они возникают и гибнут, а его не становится ни больше ни меньше, и никаких воздействий оно не испытывает. И тот, кто благодаря правильной любви поднялся над отдельными разновидностями прекрасного и начал постигать самое прекрасное, тот, пожалуй, почти у цели.
Вот каким путем нужно идти в любви - самому или под чьим-либо руководством: начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх - от одного прекрасного тела к двум, от двух - ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это - прекрасное. И в созерцании прекрасного самого по себе, дорогой Сократ, - продолжала мантинеянка, - только и может жить человек…
ПИР Платон
Это очень тонкое понятие: все, что вы любите и есть вы.
Джалаладдин Руми
Любовь не упряма, он не настаивает на своих правах, или на своем пути;
Любовь не обидчива, не раздражается и не держит зла;
Любовь не злопамятна и не обращает внимания на перенесенную несправедливость.
Любовь не злорадствует, но радуется, когда побеждают справедливость и истина.
Любовь всегда готова верить в самое лучшее о каждом человеке, ее надежда при любых обстоятельствах непреходящая.
Любовь все переносит, не ослабевая.
Любовь никогда не терпит поражения, никогда не блекнет; не снашивается и никогда не кончается.
Иисус
Что человек знает о любви? Каковы ее признаки? На эти и другие вопросы отвечает человек, имеющий любовь к Богу – Шрила Прабхупада. По его ответам каждый человек может оценить меру своей любви.
Кэрол : Гурудев, скажите, пожалуйста, что такое любовь?
Шрила Прабхупада : Любовь – это когда у вас есть что-то очень вкусное, и вы обязательно делитесь с тем, кого вы любите. Точно также влюбленные всегда дарят друг другу подарки. К примеру, когда юноша любит девушку, он всегда думает о том, как подарить ей что-нибудь, и она старается доставить ему радость своим подарком. Если у вас в сердце есть что-то сокровенное, вы обязательно захотите поделиться с тем, кого вы любите. И вы рассчитываете, что любимый вами человек тоже не будет держать от вас секретов и будет делиться с вами. Если же вы любите кого-то только потому, что он красив (для удовлетворения собственных чувств), и у вас есть секреты от него, то это не любовь, а вожделение.
Существует шесть видов взаимоотношений в любви или обмена любовью, которые являются признаками ее наличия. Дарить и принимать подарки, угощать и принимать угощение, открывать свое сердце и выслушивать тайны другого. Это и есть любовь. И чем больше вы развиваете эти шесть видов взаимоотношений, тем больше возрастает ваша любовь.
Кэрол : Если кто-то хочет совершенствоваться в своей любви, должен ли он отдаляться от мира?
Шрила Прабхупада : Прежде всего нужно понять, что любовь – это не то, что существует в сердце только одного человека. Для любви вас должно быть двое. И только тогда ваша любовь будет развиваться. То есть любовь соединяет двоих: любящего и возлюбленного. Это взаимоотношения двух людей, и они находятся в постоянном развитии.
Кэрол : Можно ощущать что-то в своем сердце, но это трудно выразить, объяснить.
Шрила Прабхупада : Почему трудно объяснить? Это можно сделать. Что бы вы ни чувствовали в своем сердце – если вы не можете объяснить это, значит, вы несовершенны. Вы должны уметь четко выражать то, что чувствуете в своем сердце. Это не так, что в вашем сердце есть нечто такое, что невозможно объяснить. Это говорит только о том, что ваши знания несовершенны.
Кэрол : Часто бывает так, что наше восприятие работает как бы со стороны – через сердце, через чувства и ощущения.
Шрила Прабхупада : Научное знание о Боге не нуждается в чувствах. Здесь чувства не нужны и бесполезны. Знание о Боге должно опираться на факты. Нет никакой пользы от ваших эмоций. Эмоции имеют смысл только на высших стадиях экстатической любви к Богу. Но для предварительного изучения науки о Боге нет нужды в ваших чувствах.
Кэрол : И все же в процессе развития бхакти (любовного преданного служения) эти чувства и любовь должны присутствовать, не так ли?
Шрила Прабхупада : Да, но это уже на самом возвышенном уровне, а не в начале. Сначала преданность означает, что вы готовы предаться Богу, разумом понимая необходимость этого. Сначала вы должны понять, что Бог стоит того, чтобы Ему предаться. Кришна говорит: «Предайся Мне». Но пока вы не поймете, почему Кришна достоин того, чтобы вы Ему предались, зачем вы будете делать это? Если сразу же, как вы приехали сюда, я потребовал, чтобы вы мне предались, разве бы вы подчинились? Почему вы должны мне подчиняться, если вы не знаете ни моих качеств, ни моих особенностей?
Поэтому, прежде чем предаться, вы должны узнать ту личность, которой вы собираетесь предаться. И только после этого вы предаетесь. И эта преданность настоящая. А слепая преданность не может долго продолжаться. И слепая любовь к Богу не сможет длиться долго. Так как смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы предаться Богу, мы должны знать, кто Он такой и что Он из себя представляет. Когда это основано на прочных знаниях, ваши чувства уместны. Это значит, что вы уже достигли чего-то. Если вы понимаете, что Бог дает вам все, то эмоции, основанные на этом знании, вполне уместны. Но если кто-то с самого начала осознает это и поэтому эмоционален: «О, Господь так милостив! Я должен служить Ему», то его чувства – настоящие, и это очень хорошо.
У обычных людей таких эмоций не возникает. Поэтому они должны изучать науку о Боге. И уже потом, когда они полностью осознают величие Бога, чувство любви к Нему проявится в их сердцах. И это – истинное чувство. А иначе их преданность Богу всего лишь излишняя чувствительность. Она пройдет. Она не сможет длиться долго, ибо это – преходящее чувство.
Бедна любовь, если ее можно измерить.
Уильям Шекспир
Мы — мост через вечность, возвышающийся над морем времени, где мы радуемся приключениям, забавляемся живыми тайнами, выбираем себе катастрофы, триумфы, свершения, невообразимые происшествия, проверяя себя снова и снова, обучаясь любви, любви и любви.
Ричард Бах «Мост через вечность»
Истинная красота заключается всё-таки в чистоте сердца.
Ганди
«… Понятие слова двояко:
есть слово, произносимое голосом,
но по произношении исчезает в воздухе;
и есть слово внутреннее,
заключенное в сердцах наших…»
Св. Василий Великий
ЛЮБОВЬ — от древнего корня *leubh- «алкать», «прославлять». Того же корня англ. love «любовь», нем. liebe «любовь», санскрит. lubhyati «желает», латин. lubet «доставляет удовольствие». Словарь Даля: — Любовь — состояние любящего, страсть, сердечная привязанность, склонность; вожделение, охота, расположение к чему. Любовь человеческая себя любит, а Божеская друга. Нет выше той любви, как за друга любовь свою полагать.Прп. Нил Синайский: «Как солнце светозарными лучами улыбается всей земле, так любовь светозарными деяниями приветствует всякую душу. Если приобретем ее, то угасим страсти и просияем до небес. Всякий труд совершишь, как скоро улучишь святую любовь; а когда нет ее, ни в чем нет успеха, — тогда и гнев свирепеет, и нравы грубеют, и к трудам, по высокоумию, примешивается тщеславие. В славянорусском языке родственное от того же корня любой «всякий, каждый». Бог любит всякого человека, приходящего к Нему, призывая к тому же и нас: «Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров, Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду. Люби́те и вы пришельца, ибо сами были пришельцами в земле Египетской» (Второзаконие, 10:19). «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» (От Матфея, 5:44). «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (От Иоанна, 13:34-35).
Символ любви – роза, в зависимости от её цвета можно передать разнообразные проявления своих чувств.
«Молитва» Экзюпери, написанная в один из самых тяжелых моментов его жизни:
Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов. Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали. Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни. Подари мне тонкое чутье, чтобы отличать первостепенное от второстепенного. Я прошу о силе воздержания и меры, чтобы я по жизни не порхал и не скользил, а разумно планировал течение дня, мог бы видеть вершины и дали, и хоть иногда находил бы время для наслаждения искусством.
Помоги мне понять, что мечты не могут быть помощью. Ни мечты о прошлом, ни мечты о будущем. Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную.
Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко. Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем.Напоминай мне, что сердце часто спорит с рассудком. Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать ее любя! Я знаю, что многие проблемы решаются, если ничего не предпринимать, так научи меня терпению. Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в дружбе. Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы. Дай мне богатую фантазию, чтобы в нужный момент, в нужное время, в нужном месте, молча или говоря, подарить кому-то необходимое тепло. Сделай меня человеком, умеющим достучаться до тех, кто совсем «внизу». Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни. Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо. Научи меня искусству маленьких шагов.
Один очень важный урок, которому мы все должны научиться, – урок деликатности, чуткости. Потому что сознание Кришны, оно все об отношениях, об отношениях с Богом. А для того, чтобы отношения были в принципе возможны, нужно развить в себе чуткость, «музыкальный слух» по отношению к эмоциям другого человека. Почему он сейчас испытывает эти эмоции? Проблемы в отношениях возникают именно потому, что один человек не понимает, что происходит в сердце другого человека, какие эмоции он испытывает.
© Бхакти Вигьяна Госвами,
Семинар «Бхаджана-крия», лекция 4, 08.05.2018
У кого большая любовь, у того большое испытание.
Руми