Шри Ишопанишад. Мантра четвёртая

Мантра четвертая

анеджад экам манасо джавийо
наинад дева апнуван пурвам аршат
тад дхавато 'нйан атйети тиштхат
тасминн апо матаришва дадхати

анеджат - недвижимый; экам - один; манасах - чем ум; джавийах - быстрее; на - не; энат - этот Верховный Господь; девах - полубоги, такие, как Индра и другие; апнуван - могут приблизиться; пурвам - впереди; аршат - стремительно двигающийся; тат - Он; дхаватах - бегущих; анйан - остальных; атйети - превосходит; тиштхат - остающийся на одном месте; тасмин - в Нем; апах - дождь; матаришва - боги, которые управляют ветром и дождем; дадхати - снабжают.

ПЕРЕВОД
Оставаясь в Своей обители, Верховный Господь, Личность Бога, передвигается быстрее мысли и может обогнать всех бегущих. Даже могущественные полубоги не способны приблизиться к Нему. Оставаясь на одном месте, Он в то же время повелевает теми, кто посылает ветра и дожди. В Своем совершенстве Он не знает Себе равных.

КОММЕНТАРИЙ
Верховный Господь, который является Абсолютной Личностью Бога, остается непостижимым даже для величайших философов, пытающихся понять Его усилиями своего ума. Его способны постичь только Его преданные, к которым Он проявляет особую милость. В Брахма-самхите (5.34) говорится, что философ, не являющийся преданным Господа, может путешествовать в космосе со скоростью мысли или ветра в течение сотен миллионов лет, но, несмотря на это, Абсолютная Истина будет по-прежнему бесконечно далека от него. Далее в Брахма-самхите (5.37) сказано, что Верховный Господь, Абсолютная Личность Бога, вечно пребывает в трансцендентном мире в Своей обители, называемой Голокой, где Он наслаждается Своими играми. Однако, благодаря Своим непостижимым способностям, Он может одновременно находиться в любой части Своей созидательной энергии. В Вишну-пуране энергии Господа сравниваются с теплом и светом, исходящими от огня. Огонь находится в определенном месте, однако его тепло и свет распространяются на значительное расстояние. Подобно этому, Абсолютная Личность Бога распространяет Свои энергии повсюду, оставаясь при этом в Своей трансцендентной обители.

Энергиям Господа нет числа, но среди них можно выделить три основные категории: внутреннюю, пограничную и внешнюю. В каждой из этих категорий существуют миллионы подвидов. Полубоги, уполномоченные управлять природными стихиями и явлениями (воздухом, светом, дождем и т.д.), относятся к пограничной энергии Абсолютной Личности. Живые существа, находящиеся на более низком уровне, в том числе люди, также принадлежат к пограничной энергии Господа. Материальный мир является творением внешней энергии Господа, а духовное небо, царство Бога,-проявлением Его внутренней энергии.

Таким образом, различные энергии Господа присутствуют всюду. Хотя между Господом и Его энергиями нет разницы, это еще не значит, что мы должны принимать эти энергии за Высшую Истину. Из этого также не следует, что, распространяя Себя повсюду в форме Своих энергий, Верховный Господь становится безличным, то есть утрачивает Свою индивидуальность. Люди привыкли в своих выводах полагаться на собственные умственные способности, но Верховный Господь находится за пределами ограниченных способностей нашего разума. Поэтому Упанишады предупреждают нас, что Господа невозможно постичь, опираясь на ограниченные возможности своего ума.

В Бхагавад-гите (10.2) Господь говорит, что Его не могут постичь даже великие риши и суры. Что же тогда говорить об асурах, для которых пути Господа всегда остаются тайной за семью замками? Из этой мантры Шри Ишопанишад со всей очевидностью следует, что Абсолютная Истина в конечном счете является Абсолютной Личностью. Иначе не было бы необходимости приводить такое множество разных доводов, подтверждающих то, что Абсолютная Истина обладает качествами личности.
Отдельные частицы энергий Господа наделены всеми Его свойствами, однако сфера их деятельности ограниченна, и, следовательно, сами они тоже ограниченны. Часть никогда не сравняется с целым, поэтому они не способны до конца постичь всех возможностей Господа. Под влиянием материальной природы глупые и невежественные живые существа, являющиеся всего-навсего неотъемлемыми частицами Господа, пытаются строить гипотезы в надежде постичь трансцендентную природу Господа. Шри Ишопанишад предупреждает их о тщетности попыток познать Господа путем спекулятивных рассуждений. Нужно стараться постичь природу Трансцендентного, слушая Самого Господа, высший источник Вед, поскольку никто кроме Господа не обладает совершенным знанием Трансцендентного.

Каждая частица Полного Целого наделена определенной энергией, позволяющей ей действовать, исполняя волю Господа. Когда же она забывает о своих обязанностях, говорят, что она находится в майе, иллюзии. Поэтому Шри Ишопанишад с самого начала предупреждает нас, что мы должны стараться играть ту роль, которая отведена нам Господом. Однако это не означает, что индивидуальная душа не может проявлять свободы воли. Являясь неотъемлемой частицей Господа, она должна обладать и свободной волей, присущей Господу. Когда человек разумно пользуется предоставленной ему свободой воли, то есть проявляет свою деятельную природу, осознавая, что все является энергией Господа, это помогает ему возродить в себе изначальное сознание, которое было утрачено из-за соприкосновения с майей, внешней энергией.

Всю свою энергию мы получаем от Господа, поэтому ее нужно использовать только для исполнения воли Господа и ни на что другое. И только тот, у кого не осталось других желаний, кроме желания исполнять волю Господа, способен постичь Его. Совершенное знание предполагает понимание Господа во всех Его аспектах, знание Его энергий и того, как они действуют, повинуясь Его воле. Это подробно описано Господом в Бхагавад-гите, являющейся квинтэссенцией Упанишад.

6 симпатий

Как понять выражение «играть роль»? Правильно ли я понимаю, что у преданных есть одна роль – быть слугой Господа, а это означает, что это уже не игра, а наше изначальное положение? Или в служении есть определённые для нас Господом роли?

1 симпатия

Пока мы в этом мире, всё что мы делаем - это играем роли. Это не наше изначальное положение.

5 симпатий

Ясно. Спасибо! :pray:

Да, когда мы становимся серьёзными в духовной практике, то подвергаем анализу на что мы тратим энергию, полученную от Господа. И по мере нашего развития мы все больше находим мелочей и не очень на что мы впустую растрачиваем энергию Бога. Иной момент кажется, что я целиком уже всего себя отдал служению Богу, но вдруг раз, и ты понимаешь - нет ещё не всего и находишь ещё резервы для служения.

Есть такое выражение как выгорание. Почему это происходит с преданными, ведь вроде занимается преданным служением и должен быть в экстазе, а вдруг раз и выгорел, отходит от активного служения? Вы как то говорили, что до конца пути доходят самые неторопливые, незаметные педанные, а остальные сходят с дистанции, так и не дойдя до конца.

2 симпатии

Просто закончился этап ложного энтузиазма, а должной веры и стабильности преданный получить не захотел, вот и образовался провал в практике.

4 симпатии

Т. Е. Это вопрос философского фундамента, что он так и не поднялся на уровень шастрия-шраддхи?

Да, где-то застрял…

1 симпатия

Правильно ли я понимаю, что внутренняя, пограничная и внешняя энергии Бога не пересекаются между собой. Т.е. они разделены и все что создано из них относиться только к этому типу энергий (внутренняя или внешняя). А пограничная энергия (люди и полубоги) могут находиться под влиянием внутренней или внешней энергии? Правильно ли, что именно поэтому нельзя впрямую описать то, что создано внутренней энергией Бога (духовный мир) в понятиях внешней энергии (материального творения), а наоборот они могут (те кто находиться в духовном мире)? Можно только перейти под влияние внутренней энергии Бога и перейти в духовный мир?

Всё вполне прямо описано. Просто надо немного очиститься для понимания внутренней энергии Господа.

Добрый день. Откликается, что Господь в своем совершенстве не знает себе равных, в этом Его могущество и непостижимость… Умом, самим Его постичь невозможно, как и Священные Писания, они открываются изнутри преданным по милости Господа в процессе очищения сердца и служения Ему.
Три основные категории энергий Господа:
Полубоги, люди - принадлежат пограничной энергии
Материальный мир - творение внешней энергии
Духовный мир - проявление Его внутренней энергии
Господь Личность. Часть никогда не сравняется с целым… Образный пример с БГ: капля океана по свойствам одинакова с океаном, но количественно не равны…
Важно энергию свою, наделенную мне Господом задействовать, исполняя волю Господа. Разумно пользоватся свободой воли, так можно возродить свое изначальное сознание.

Всю энергию получаем от Господа, поэтому важно всю ее задействовать в служении Ему! Для меня сегодня особо ярко прозвучало это с прасадом!. Это проявление нашей благодарности за возможность купить эти продукты, приготовить из них, покушать и наполнится энергией…И помнить, кому тут все принадлежит… Как хочется уже перейти из разряда вора, в благодарную дживу. И пусть в полной мере ещё не получается все освятить, но перед тем, как, что-то положить на язык сегодня осознанно благодарю Господа!.. Дай Бог по милости получится повзрослеть на этом пути
Омельянюк Екатерина

2 симпатии

Никто, кроме преданных не может постичь Господа, какие бы усилия не прилагали.
Люди относятся к пограничной энергии Господа.
Верховная Личность остаётся индивидуальностью, распространяя себя всюду. Господь - Абсолютная Личность.
У нас есть свобода воли, которую нужно использовать исполняя волю Господа, и тогда у нас не останется ни одного материального желания.
Виктория Григоренко.

Проявлять свою деятельную природу - это значит разумно пользоваться предоставленной свободой воли. И тогда это помогает возродить в себе изначально сознание, которое было утрачено из-за соприкосновения с майей, внешней энергией.
Сорокоумова Наталья.

Энергия Господа безгранична, наш ум не может этого понять в силу своей ограниченности. Даже слова не могут нам помочь выразить то ,что мы чувствуем . Если посмотреть сверху , глобально, то можно понять какие мы маленькие, беззащитные, точно , маленькие частицы Господа. Единственная наша сила - это любовь к Богу. Если она есть, то эта сила помогает нам во всем, при том очень незаметно. Любовь к Господу нужно воспитать, вспомнить, взрастить . Только через любовь и преданность можно познать Господа. Хоть немного почувствовать его свет. Божественный свет.
Вот рассказывают и ищут скорость света , мне кажется любовь и есть эта скорость. Только скорость трансцендентная. Нельзя ее посчитать и вычислить. Только сердце поможет в этом.
Постоянно проживая в материальном мире, в иллюзии, только каждодневно читая Маха мантру чувствуешь энергию Господа. Что и в тебе есть маленькая искорка его энергии.
Не знаю правильно ли я понимаю.
Наши обязанности здесь они важны , но почему так сложно сочетать и служение Господу в радости и счастье и выполнение своего долга по отношению к близким , к людям. Как будто это две параллельные линии. И когда они пересекаются, какое то недовольство вызывается, отталкиваются и дальше продолжают свой путь. А ведь в идеале эти две нити должны быть сплетены в одну веревочку. По-моему так? Поэтому наверно с каждым годом как то кажется что нет сил. Многие говорят - нет сил, нет энергии. А от куда же ей взяться?
Вот и не видят этой искры в себе люди. Жалко.

«Совершенное знание предполагает понимание Господа во всех Его аспектах, знание Его энергий и того, как они действуют, повинуясь Его воле.»
Мне кажется эта фраза ответ на все наши вопросы.
Нам очень нужно стараться изучать совершенное знание. Получается ,что мы живем в таком мире ,где любовь к Богу - это наука, которую нужно изучать.
Еременко-Шэн Людмила

1 симпатия

Вот над этим я активно думаю последнее время. Надеюсь однажды пойму, где выход) “Ни на что другое” - пока путаюсь с этим понятием. В мыслях всю деятельность подвожу к главному - к служению, изучению, практике… Но по факту не понятно всё ли, что я делаю идёт на исполнение воли господа или нет…

Такой удивительный стих Шри Ишопанишад! Для меня он - о безграничных энергиях Господа, которые присутствуют всюду. Распространяя эти энергии, Верховный Господь не становится безличным и не утрачивает свою индивидуальность. Его энергиям нет числа… можно выделить основные: внутренняя энергия - царство Бога, духовный мир; внешняя энергия - материальный мир и пограничная энергия - к ней относятся полубоги и все живые существа.

Как же постичь безграничного Господа нашим ограниченным умом?.. Под влиянием материи живое существо становится глупым и невежественным, и чтобы постичь трансцендентную природу Бога, необходимо слушать Самого Господа, высший источник Вед, и только по Его милости мы можем постичь Абсолютную Истину. И всю свою энергию, которую мы получаем от Господа, мы должны использовать для исполнения воли Господа, а это значит - выполнять все наставления духовного учителя.

2 симпатии

В очередной раз убедилась, что “Шри Ишопанишад” - моя наилюбимейшая книга. Читая эту мантру и комментарий, понимаю, что все писатели: сказочники, фантасты, утописты и прочие, - скромненько могут сидеть в уголочке.
Трансцендентный мир не постижим нашим умом. По-моему, легче принять всё, как данность. И не мучаться, пытаясь… Даже не знаю, что пытаясь. Дух захватывает! Ничего не понимаю, полубоги не понимают. Только преданные понимают. И слава Богу! Вот об этом та мантра.
Вопросы:

  1. Асуры, наверное, считают Кришну йогом-сверхмистиком? Не Богом ведь.
  2. Энергии Бога (внутренняя, внешняя, пограничная) равнозначны? Ни одна не хуже и не лучше других?
  3. Действовать, исполняя волю Господа, - значит плоды посвящать Кришне и связывать с Ним? Т.е. даже, например, убираясь дома, делать это для Его посланников (семьи) и этим Его радовать? А муж тогда зарабатывает, чтобы накормить-одеть посланников Бога?
  4. Стараясь “постичь природу Трансцендентного”, растёт наша любовь и привязанность к Богу? Для чего “нужно стараться постичь”?
    Ольга Пащенко
2 симпатии

могут считать кем угодно, но только не Богом

1 симпатия

энергии Абсолюта абсолютны

1 симпатия

должна быть воля, чтобы её исполнять, а значит надо действовать под руководством Духовного Учителя

1 симпатия
Сайт go-loka.ru не осуществляет какую-либо миссионерскую деятельность от имени какого-либо религиозного объединения, не направлен на распространение сведений о каком-либо вероучении среди лиц, не являющихся его последователями, не преследует цель вовлечения в какое-либо религиозное объединение.

© Сopyright, 2019, Клуб "БАЛАНС". Все права защищены.