Шри Ишопанишад. Мантра шестая

Мантра шестая

йас ту сарвани бхутанй
атманй эванупашйати
сарва-бхутешу чатманам
тато на виджугупсате

йах - тот, кто; ту - но; сарвани - все; бхутани - живые существа; атмани - в связи с Верховным Господом; эва - только; анупашйати - наблюдает под определенным углом зрения; сарва-бхутешу - в каждом живом существе; ча - и; атманам - Сверхдушу; татах - тогда; на - не; виджугупсате - ненавидит кого-либо.

ПЕРЕВОД
Тот, кто видит всё связанным с Верховным Господом, кто смотрит на все существа как на Его неотъемлемые частицы и ощущает присутствие Верховного Господа во всём сущем, никогда не питает ненависти к кому-либо или чему-либо.

КОММЕНТАРИЙ
Эта мантра описывает маха-бхагавату, великую личность, которая все видит связанным с Верховной Личностью Бога. Есть три стадии осознания присутствия Верховного Господа. Каништха-адхикари - это человек, находящийся на низшей стадии осознания Господа. Он приходит на место поклонения: в церковь, храм или мечеть (в зависимости от того, какую религию он исповедует) - и поклоняется там Господу в соответствии с указаниями писаний. Преданный, находящийся на этом уровне, считает, что Господь присутствует только в местах, специально отведенных для поклонения Ему, и нигде больше. Он не способен определить, какое положение занимает тот или иной человек в преданном служении, так же как и понять, кто уже осознал Верховного Господа, а кто - нет. Такие преданные следуют шаблонным предписаниям и нередко враждуют между собой, считая, что какой-то один тип поклонения лучше другого. Таких каништха-адхикари, находящихся на низшей ступени преданного служения, называют преданными-материалистами, которые еще только стараются освободиться от материальных уз, чтобы достичь духовного уровня.

Тех, кто достиг второй ступени преданного служения, называют мадхьяма-адхикари. Эти преданные видят различие между четырьмя типами живых существ: 1)Верховным Господом; 2)преданными Господа; 3)невинными людьми, которые ничего не знают о Боге, и 4)атеистами, которые не верят в Господа и ненавидят тех, кто занят служением Ему. Мадхьяма-адхикари по-разному ведут себя с теми, кто принадлежит к этим четырем категориям. Они поклоняются Господу, видя в Нем объект своей любви, дружат с теми, кто занят преданным служением, стараются пробудить любовь к Богу, дремлющую в сердцах невинных, и избегают атеистов, осмеивающих само Имя Господа.

Выше мадхьяма-адхикари стоит уттама-адхикари, который все видит во взаимосвязи с Верховным Господом. Такой преданный не делает различий между атеистами и верующими, а смотрит на каждого как на неотъемлемую частицу Бога. Он знает, что между образованным брахманом и бродячим псом нет принципиальной разницы, так как и тот, и другой являются неотъемлемыми частицами Господа, хотя и находятся в разных телах, полученных ими в результате качественно различной материальной деятельности в прошлой жизни. Он понимает, что частица Верховного Господа, воплотившаяся в теле брахмана, не злоупотребляла своей независимостью, предоставленной ей Господом, а частица Господа, находящаяся в теле собаки, неверно использовала свою независимость и потому наказана законами природы и заключена в тело животного. Не обращая внимания на разницу в действиях брахмана и собаки, уттама-адхикари старается принести благо обоим. Такого образованного преданного не могут сбить с толку материальные тела, его привлекает духовная искра внутри тела.

Те, кто подражает уттама-адхикари, провозглашая идеи всеобщего равенства и братства, но в своем поведении руководствуется телесной концепцией жизни, являются лжефилантропами. Идею всеобщего братства следует усвоить от уттама-адхикари, а не от глупых людей, которые не понимают природы индивидуальной души и Сверхдуши - полной экспансии Верховного Господа, пребывающей всюду.
В этой мантре Шри Ишопанишад недвусмысленно говорится, что человек должен наблюдать, то есть смотреть на вещи под определенным углом зрения. Это подразумевает необходимость следовать предыдущему ачарье, совершенному учителю. Санскритское слово, употребленное в этой связи, - анупашйати. Ану означает следовать, а пашйати - наблюдать. Таким образом, слово анупашйати означает, что не стоит воспринимать вещи такими, какими они представляются невооруженному глазу, вместо этого нужно следовать по стопам предыдущих ачарьев. Материальные недостатки не дают невооруженному глазу увидеть истинную природу вещей. Не выслушав высших авторитетов, невозможно обрести истинное видение. Самым высшим авторитетом является ведическая мудрость, которая поведана Самим Господом. Ведические истины передаются по цепи ученической преемственности, начинающейся с Господа, который поведал их Брахме, Брахма - Нараде, Нарада - Вьясе, а Вьяса - своим многочисленным ученикам. Прежде не было необходимости записывать Веды, так как в древние времена люди обладали более крепким умом и памятью. Им достаточно было однажды услышать наставления из уст учителя, чтобы потом следовать им.

Сейчас издается много комментариев к богооткровенным писаниям, но большинство комментаторов не принадлежат к цепи ученической преемственности, идущей от Шрилы Вьясадевы, составителя ведического канона. Последним, самым совершенным и величественным трудом Шрилы Вьясадевы является Шримад-Бхагаватам - естественный комментарий к Веданта-сутре. Кроме того, есть еще Бхагавад-гита, которая была поведана Самим Господом и записана Вьясадевой. Это самые важные из богооткровенных писаний, и любой комментарий, противоречащий принципам Гиты или Шримад-Бхагаватам, является неавторитетным. Учения Упанишад, Веданты, Вед, Бхагавад-гиты и Шримад-Бхагаватам полностью согласуются друг с другом, и никто не должен пытаться делать какие-либо выводы, касающиеся Вед, пока он не получит наставлений от тех, кто принадлежит к школе Вьясадевы и верит в существование Личности Бога и Его многообразных энергий, описанных в Шри Ишопанишад.

В соответствии с Бхагавад-гитой (18.54), уттама-адхикари может стать только тот, кто достиг стадии освобождения (брахма-бхуты) и в каждом живом существе видит своего брата. Политики, которые всегда преследуют ту или иную материальную выгоду, не способны обладать таким видением. Тот, кто подражает поведению уттама-адхикари, служит материальному телу других людей (ради славы или в расчете на какое-либо вознаграждение), но он не способен служить духовной душе. Такие имитаторы ничего не знают о духовном мире. Но уттама-адхикари видит в материальном теле душу и служит ей как духу, и тогда материальное благоденствие приходит само собой.

6 симпатий

Задача человека на эту жизнь, а может быть и не на одну жизнь - это со стадии преданных - материалистов, дойти до стадии уттама- адхикари. Нам всем по итогу нужно стать святыми мудрецами, а иначе мы будем грешными глупцами.
Поэтому человеку нужно следовать по стопам духовного Учителя, который состоит в цепи ученической преемственности.
Самые важные священные трактаты - это Шримад Бхагаватам и Бхагавад Гита. Их нужно изучать под руководством духовного наставника.
Виктория Григоренко.

2 симпатии

Нельзя слушать людей у которых есть хоть какие то материальные цели …у духовных учителей есть одно желания
служить Кришне и помогать людям выбираться из круговоротов рождений и смертей .
Поэтому они распространяют знания о духовной жизни , понимание о личности Бога и учат быть в процессе Его познания
Возвышенное сознание учителей ,образ их другой жизни ,живой опыт практических усилий -это мощная вещь …они могут понять людей ,могут уберечь от ошибок . Самые совершенные и величественные труды это «Бхагавад Гита »,где Кришна рассказывает о себе самом и «Шримад -Бхагаватам» …
Слушая послания учителей ,ученики исцеляются ,обретают смысл жизни .
Ученики видят как служат учителя ,каким чувством любви они движимы .
Получают совершенное знания от учителей ,становятся по милости гуру и Кришны возвышенными ,счастливыми .
Пяйко Елена

2 симпатии

Как мы смотрим, что в действительности видим вокруг своими глазами? Каждый из нас видит какой-то свой мир, потому что это видение напрямую связано с нашими желаниями. И мы видим только то, что хотим видеть, и значит наше видение ограниченное, неполное, а значит не истинное. Мы не видим то, что видит другой человек, потому что наше сознание и интересы отличаются. А для того, чтобы между людьми появилось какое-то понимание и дружелюбие, должна быть дана единая система ценностей, единая система восприятия, единая картина мира, потому что Истина одна и Господь у нас один. И такую единую систему мы можем получить только от авторитетного духовного учителя, который правильно видит этот мир, и, исполняя его желания, а не свои, мы тоже сможем обрести целостное видение мира.

4 симпатии

Есть 3 стадии осознания присутствия Верховного Господа.

  1. Каништха-адхикари - преданный, находящийся на этом уровне, считает, что Господь присутствует только в местах, специально отведенных для поклонение ему, и нигде больше.
  2. Мадхьяма-адхикари - эти преданные поклоняются Господу, видя в нем объект своей любви, дружат с теми, кто занят преданным служением, стараются пробудить любовь к Богу, дремлющую в сердцах невинных, и избегают атеистов, осмеивающих само Имя Господа.
  3. Уттама - адхикари - такой преданный не делает различий между атеистами и верующими, а смотрит на каждого, как на неотъемлемую частицу Бога.

Сорокоумова Наталья

2 симпатии

Удивительное знание Вед раскрывается всё больше и больше. Эта мантра говорит о великой личности, которая ощущает присутствие Верховного Господа во всём и смотрит на все живые существа как на Его неотъемлемые частицы, и никогда не питает ненависти. Чтобы достигнуть такого высокого осознания, необходимо обрести истинное видение. В нашем современном мире каждый претендует на своё мнение; исключительную авторскую точку зрения. И нет единства во взглядах, а есть противостояние и ненависть друг к другу. Наши материальные недостатки не позволяют увидеть истинную природу вещей.

Самым высшим авторитетом, как сказано в Шри Ишопанишад, является ведическая мудрость, которая передаётся строго по цепи ученической преемственности. Веды - это знание, которое обретается в процессе слушания. И для этого нам необходимо стать смиренными учениками у авторитетного духовного учителя, выполнять его наставления и желания, и тем самым приобрести истинную картину мира.

2 симпатии

Думаю перейти с первой ступени каништха-адхикари на вторую мадхьяма-адхикари не очень сложно. Но со второй мадхьяма-адхикари на третью уттама-адхикари перейти гораздо сложнее.
Мне кажется это удаётся только мудрецам.
Действительно « материальные недостатки не дают невооруженному глазу увидеть истинную природу вещей» .
Получается из за своих недостатков, духовной необразованности у меня и не получается увидеть во всех людях своих братьев и сестёр.
Если не изучать свящённые трактаты Шримад-Бхагаватам, Бхагавад-гиту , если не прислушиваться к наставлениям истинных духовных учителей, то никогда не поучится избавиться от своих недостатков , и увидеть в каждом материальном теле душу, частицу Господа.
Получается следующая схема: я изо всех сил стараюсь увидеть в другом человеке бессмертную душу, но передо мной стоит стена из моих же собственных недостатков, вот их то я и наблюдаю. Интересно.
Даже не недостатки другого , а свои. Сложно это принять без знаний.
Наверно получив знания, в человеке также и любовь просыпается. Без любви тоже сложно это понять.
Это очень глубокая мантра.
Без этого осознания , мало шансов продвинуться дальше. Думаю невозможно.
Но этот процесс сложный, длительный. Иначе это будет лжефилантроп. Это нужно из сердца прочувствовать. И не единожды , а постоянно.
Это мое рассуждение вслух о себе.

«Тот, кто видит всё связанным с Верховным Господом, кто смотрит на все существа как на Его неотъемлемые частицы и ощущает присутствие Верховного Господа во всём сущем, никогда не питает ненависти к кому-либо или чему-либо.»
Еременко-Шэн Людмила

3 симпатии

Доброе утро! Самое яркое, что я взяла в этом стихе, учится видеть духовную искру внутри тела каждого живого существа!
БГ и ШБ - истинные знания, которые важно изучать под руководством учителя, который принадлежит к цепи ученической приемственности.
Интерестно было узнать, про 3 стадии осознания присутствия Верховного Господа. Радует, что я уже не на первой!!! Есть куда стремится!!!
Омельянюк Екатерина

1 симпатия

Да, все кричат о равенстве, но почему то разделяют в этом людей и животных. Кто то кричит - защищать животных надо и заботится о кошках и собаках, но при этом ест коров и свиней. Нет знания о вечности души и что душа везде одна, хоть в теле человека, хоть в теле муравья

2 симпатии

Такое объяснение очень чётко раскладывает, объясняет- что вообще происходит с другими религиями… И становится понятно, почему некоторые религиозные группы враждуют.

А что касается ступеней видения- жалко осознавать себя на самой низшей ступени. Очень хочется видеть мир, как Вы вчера объясняли на лекции, как отпечаток руки Бога. Не забываться, а видеть проявления Бога, Его энергий во всём.
Я вот иногда как будто отключаюсь и внимание сосредотачивается га чём-то материальном… и тогда это осознание, что Кришна дал нам этот мир , уходит на второй план. И только опомнившись я понимаю, что опять погрузилась в материю…

3 симпатии

Впервые читаю этит стих и понимаю, что жизнь человека встроена прямо как по писаниям: в детстве мы рождаемся и принимаем вероисповедание то, которое есть у родителей, дальше видимо должны расти в своих взглядах и духовно расти до уровня уттама - адхикари.
Анализируя свой уровень духовного развития, понимаю что добраться до таких высот, что бы служить душе, нужно много трудиться, глубоко изучать науку жизни.
Светлана Скориянтова

Вот интересно,как видит нас Бог,нашу душу,когда мы находимся на нисших ступенях: душа очень всклокоченная,злая,гневливая,завистливая,растрёпанная,потрёпанная, к которой не подойти ни с какой стороны,которая только и думает как насладить свои чувства.
И по Милости Господа,чтобы обогреть эту душу,появляются преданные. И начинается развитие этой души. Ступень за ступенью, человек обретает смысл жизни,появляется вкус к духовному. И в конце,через нелегкие испытания появляется и проявляется любовь к Богу. И душу уже не узнать.
Гульнара Табакаева

1 симпатия

"4)атеистами, которые не верят в Господа и ненавидят тех, кто занят служением Ему. "
Меня мучает эта четвертая категория людей. Я встречаю их и давольно часто. Нередко это довольно успешные люди в материальном мире которые не испытывали особых потрясений в жизни. Я никак не могу понять их ненависть к Богу и людей которые верят в Бога. Не вижу источник и первопричину ненависти. Помогите понять причину такого мышления если Вы ее видите.
Заранее спасибо,
Пряничникова Мария.

Харе Кришна :pray: Даже представить себе не могла, что есть три стадии присутствия Верховного Господа. Каништха-адхикари - это человек, находящийся на низшей стадии осознания Господа. Он поклоняться согласно своей религии только в Храмах или специальных для поклонения мест, больше нигде. Это самая низкая третья ступень преданного служения. Вторая ступень переданного служения называется мадхьяма-адхикари. Они видят различие между четырьмя типами живых существ: 1)Верховным Господом; 2)преданными Господа; 3)невинными людьми, которые ничего не знают о Боге, и 4)атеистами. И соответстно относятся согласно их уровню. Высше ступень те кто во всём видят взаимосвязь с Верховной Личностью. Он не делает различий между людьми, во всём видит частицу Бога.
Скажите Патита Павана прабху, бывает так , чувствую отдаление от Верховной Личности, и к людям жестокость появляется, от чего такое может быть? Я так понимаю это осквернение. Как такое наступает начинаю повторять Маха-Мантру целый день и читать книги и слушать и смотреть об Абсолютной истинны

Да, это влияние гун материальной природы.

Осознание присутсвия Верховного Господа - это не минутное дело. Надо проделать долгий путь под руководством высших авторитетов. Не поддаваться материальным соблазнам. Быть честным, не имитировать возвышенность. Уровень уттама-атхикари кажется недостижимым. Но надо ставить высокую цель. И начинать движение.
Вопросы:

  1. Вопрос-уточнение. Каништха-адхикари - те, кто приходят, например, в церковь на исповедь. Помолились, покрестились. Потом вышли из церкви и давай “во все тяжкие”? И считают, что Бог их не видит вне церкви?
  2. Мадхьяма-адхикари относят каништха-адхикари к “преданным” или “невинным”?
  3. Получается, что “невинных людей” легче привлечь к Богу, чем атеистов?
  4. Уттама-адхикари видит во всех духовную искру. А остальные, значит, придерживаются какой-то иерархии, хотя бы здесь, в материальном мире? Мы же говорим про мудрецов - “это возвышенная душа”, а про тех, кто в тамасе - “жалкая душёнка”.
  5. Лжекомментаторы - атеисты или всё же преданные, но застрявшие в эзотерике? Может ещё кто? Зачем писать комментарии на свой лад?
    Ольга Пащенко

Не стоит смешивать духовные традиции.

1 симпатия

К каништха-адхикари.

1 симпатия

От Бога зависит окончательное решение.

1 симпатия

Не стоит оскорблять ни кого.

1 симпатия
Сайт go-loka.ru не осуществляет какую-либо миссионерскую деятельность от имени какого-либо религиозного объединения, не направлен на распространение сведений о каком-либо вероучении среди лиц, не являющихся его последователями, не преследует цель вовлечения в какое-либо религиозное объединение.

© Сopyright, 2019, Клуб "БАЛАНС". Все права защищены.