Харе Кришна! Не раз слышал от преданных негласное правило, "всё делать по часовой стрелке ". Каковы границы применения этого правила? Когда я начал вливать воду " Не по часовой стрелке " в кастрюлю,и меня поправили, мне это показалось перебор…
Для начала необходимо найти источник данного требования. От источника надо и отталкиваться. Что говорит об этом Шрила Прабхупада? Что написано в Шримад Бхагаватам? В Бхагавад-гите? Кто-то должен провести первичное исследование и тогда уже можно двигаться дальше. “Слышал от преданных” это ОБС в ведическом варианте (Один Бхакта Сказал). Тут нужен конкретный источник.
Хм. Интересное правило. Я знаю только его астрологический отголосок, который гласит, что если жена хочет, чтобы муж потеплел, надо мешать пищу по часовой, а если, наоборот, хочет охладить его пыл - то против.
Но духовного смысла в этих телодвижениях мало. Ну и, разумеется, мешать или вливать воду в любом направлении - это не грех Тем более, если речь идёт не о храмовом стандарте, а о домашнем прасаде.
Для храмов, возможно, есть какие-то правила, но их надо найти и изучить.
Слово «возможно» тут главное…
Да, возможно, это придумка аюрведистов и мистиков
В основном движение по часовой стрелке используется в процедурах поклонения.
А вот есть рекомендация по сервировке.
Сервировка тарелки.
Начинайте сервировать по часовой стрелке с левой стороны тарелки в следующем порядке:
- Соль
- Длинный ломтик лимона
- Горячие чатни (сделанные из трав таких как свежий кориандр, фудино, свежий имбирь и чили, соль и другие специи)
- ам адхану (манговый сок)
- лимбо на адхану (лимонный сок)
- метхи ам адхану (манговый сок с фенугриком)
- марча на адхану (длинный красный перец в лимонном соке)
- рачхумбер (томаты, свежий салат, огурцы, свежий кориандр, всё нарезано маленькими кусочками)
- райта (огурцы, йогурт, свежий кориандр, обжаренный молотый тмин, свежий имбирь и чили мелкого помола, соль и не много сахара. Также можно сделать райту из спелых бананов)
- шак (окра шак или другой вид шака)
- карела батака шак (горькая дыня с картофелем)
- Приготовленный сухой турецкий горошек (или другой вид бобовых) с масалой (чхана масала)
- пури или роти (кладите справа от соли)
Следующими за пури или роти подаются два вида сабджи или шака. Если сабджи сочные, они должны подаваться в маленькой чашечке. Дополнительные пури или роти будут подаваться в процессе еды. - острые блюда такие как дхокла, самосы, качори, (подаются в центре тарелки)
- кари или дал (подаётся в чашечке и кладётся справа)
- дхудх пак (сладкий рис)(подаётся в чашечке и ставится справа от тарелки)
- папад (подаётся в левой половине тарелки и не много выходит за край, лучше всего жареный папад)
- шрикханд (подаётся в чашечке и кладётся справа от тарелки)
- ам рас (сок манго с мякотью)(подаётся в чашечке и кладётся справа)
- чавал (рис)(подаётся в конце, должен подаваться горячим).
Только не знаю, пригодится ли это вам? …
Новобрачные должны семь раз обойти вокруг костра по часовой стрелке, первым идти должен муж. Члены семьи и другие доброжелатели новобрачных должны в знак благословения обсыпать их лепестками и рисом.
А вот из Нектара преданности: Нельзя обходить храм перед Шри Кришной. (Обход храма нужно начинать справа от Божества и двигаться по часовой стрелке. Такой обход вокруг здания храма следует выполнять по крайней мере три раза в день.
Шримад Бхагаватам вот так описывает Шишумару: Голова шишумары наклонена вниз, а тело свернуто кольцом. На конце его хвоста расположена планета Дхрувы, вдоль хвоста - планеты полубогов Праджапати, Агни, Индры и Дхармы, а у основания хвоста - планеты полубогов Дхаты и Видхаты. В районе талии шишумары находятся планеты семи великих мудрецов, в том числе Васиштхи и Ангиры. Его свернутое кольцом тело, Шишумара-чакра, вращается по часовой стрелке. На правом боку этого тела находятся четырнадцать созвездий от Абхиджит до Пунарвасу, а на левом - четырнадцать созвездий от Пушьи до Уттарашадхи. Таким образом, тело шишумары симметрично, потому что на каждом его боку помещается равное число созвездий. На спине у него расположена группа звезд Аджавитхи, а на животе - текущая по небу Ганга [Млечный Путь].
Очевидно, определенные ритуальные действия по часовой стрелке соответствуют гармонии Вселенной. Однако, надо ли делать таким образом ВСЁ?
Всё - это слишком просто. Есть и исключения, и обстоятельства и просто разум… ВСЁ - это отключение мышления. Опасно действовать по простым формулам. Жизнь не проста…
В Хари-Бхакти-Виласе описывается, что во время постройки храма или дома для Бога, нужно проверить воду, вылитую в яму фундамента. Если вода в яме крутится по часовой стрелке, то это благоприятно, а если крутится против часовой стрелки, то - неблагоприятно.
Пойду проверю суп, как там крутится.
Если против часовой - значит мне принесите, вам его уже есть неблагоприятно ))
Каждое утро Шрила Прабхупада проявляет большую преданность, с любовью взирая на Божества во время даршана. Он стоит, окруженный преданными, пока из колонок раздаются молитвы Говиндам. Занавес открывается, и он в течение нескольких секунд смотрит на алтарь. Затем он опускается на пол и простирается в поклоне Их Светлостям Гаура-Нитай. Потом он снова поднимается на колени, опять касается пола лбом, и затем уже встает на ноги. Затем Прабхупада повторяет тот же ритуал перед алтарем Кришны-Баларамы, и, наконец, - перед Радхой-Шьямасундарой, самыми прекрасными Божествами во всем Вриндаване. Пригубив чаранамриты, он поворачивается и идет через алтарную к вьясасане. Проходя мимо каждого алтаря, он поворачивается по часовой стрелке на 360 градусов.
Никто не учил Кешаву, что поклоняться нужно только Богу, и никому другому. Он ничего не знал о первой заповеди, которую Господь открыл Моисею на горе Синай. Но как стоило ему увидеть своего Господина и повелителя, как передние ноги его сами сгибались в поклоне. Никто другой не удостаивался этой чести, и даже брахманы с чамарами и зонтами для Божества вынуждены были взбираться на него сзади. Никто не объяснял Кешаве, что Кришна хочет, чтобы в Экадаши Его слуги соблюдали полный пост - он сам безошибочным чутьем опеределял, когда наступит этот день, и отказывался от еды, даже если ему прелагали его самое любимое блюдо - свежие банановые стебли. Никто не говорил Кешаве, что храм нужно обходить только по часовой и только тогда, когда алтарь в храме открыт - он сам знал, что нравится его господину. Когда приближалось время слоновьей процессии Кешава начинал дрожать от нетерпения, и цепи, сковывавшие его ноги, натягивались до предела. Однажды, в праздничный день, его желание служить Кришне стало таким сильным, что он, как нитки, порвал железные цепи и на виду у тысяч паломников помчался к храму. С криками ужаса люди разбегались, уступая дорогу обезумевшему слону, и только просивший милостыню прокаженный без ног, оказавшийся прямо на его пути, не мог сдвинуться с места. Ему оставалось трепеща глядеть, как приближается его гибель. Но Кешава, добежав до него, осторожно поднял его своим хоботом и перенес в другое место, чтобы продолжить свой путь. Домчавшись до храма, он обежал храм пять раз, поклонился Гуруваюр-аппану и спокойно встал перед храмом, ожидая, когда вынесут Божество. Однако никто не решался подойти к нему, не веря, что безумие может так быстро кончится. Такова была сила любви, освятившей его гордое, но простое сердце. С тех пор, как Кешава стал вожаком слоновьего стада, он не позволял никакому другому слону носить на себе Кришну. Когда же храмовые служители пытались водрузить Кришну на другого слона, Кешава в неудержимой ярости нападал на него и прогонял прочь. (Бхакти Вигьяна Госвами)
Говорится, что для того, кто обходит храм Кришны останавливается этот цикл рождений и смертей в материальном мире. Это один из видов служения Кришне, это выражение почтения Кришне. Обычно вайшнавы обходят храм четырежды, и в конце обхода они кланяются Кришне. Количество обходов различается в зависимости от того, может это храм Шивы, Ганеши, но храм Вишну обходят 4 раза. И, разумеется, только по часовой стрелке. (Вайшнавский этикет)
Обход вокруг Божества (прадакшина)
Шрила Прабхупада пишет:“Тот, кто обходит вокруг Божества Вишну, может прервать круг повторяющихся рождений и смертей в материальном мире” (“Нектар преданности”,гл.9; выдержка из “Хари-бхакти-судходайа”).
Обход по часовой стрелке вокруг кого-нибудь, держась правой стороны, свидетельствует об уважении к этой личности. Обходя Господа таким образом, мы поклоняемся Ему всем телом. Не следует обходить еще кого-нибудь напротив Божества, а также нельзя обходить Божество единожды. Как составной части пуджи, необходимо обойти Господа, по крайней мере, три раза.
Видимо, идея в том, что контакт должен быть именно с нашей правой стороной, правой рукой, как чистым местом.