Надо ли практикующему преданному вообще задаваться вопросами кармы?
Как это в реальной жизни происходит?
Вопрос читателя: Харе Кришна, дорогой Вячеслав Олегович и администраторы. Как Вы думаете с какой целью к человеку приходят кармические последствия прошлых жизней в виде страданий, а память и понимание о том как ты в них вляпался забирается и не даётся? Ведь , тогда сильно страдает воспитательный процесс, разум остаётся в неведении, механизмы кармы сокрыты. Харе Кришна.
Ответ эксперта: Харе Кришна! Спасибо за такой важный вопрос, в котором действительно следует разобраться. Кармические последствия бывают разные и в виде страданий, и в виде наслаждений (если удалось совершить благочестивый поступок в прошлых жизнях), и в виде возможностей для духовного развития. И лучше совершать сейчас преданное служение, осознанно или неосознанно, потому что оно, в любом случае, создаст нам в будущем наиболее благоприятные возможности для духовного развития и возвращения в духовный мир.
Да, механизмы кармы от нас сокрыты, у нас нет памяти о прошлых жизнях, но если бы мы их помнили, то просто сошли с ума, ведь если мы до сих пор в материальном мире, то ничего хорошего в нашем прошлом нет, лишь различные способы наслаждения тела и греховные действия ради этого. Поэтому что бы не происходило в нашей жизни – всё это заслужено и, в принципе, не так уж и важно за что. В комментарии к Бхагават-гите 2.56 Шрила Прабхупада говорит: «…все страдания он принимает как милость Господа, считая, что заслуживает даже более сурового наказания за свои прошлые грехи. Кроме того, он убежден, что всемилостивый Господь сводит его страдания к минимуму.»
Но мы не просто страдаем, мы можем это делать с пользой для нашего духовного развития, тогда в этих страданиях действительно будет толк. В комментарии к Шримад Бхагаватам 10.14.8 говорится: «Подобно тому как невозможно приблизиться к солнцу, не превратившись в огонь, невозможно стать приближенным Высшей Чистоты, Господа Кришны, не пройдя перед этим тщательного очищения, которое может показаться болезненным. Однако на самом деле страдания, которые выпадают на долю преданного, - не что иное, как сильнодействующее лекарство, прописанное ему Самим Господом.» Так что всё, что нужно преданному – это использовать всё для очищения и служения Кришне, даже страдания.
Консультант КЦ «БАЛА» Полунин Игорь Васильевич.
Консультативный центр «БАЛА»:
Бывает, что некоторые преданные сильно заморачиваться на очищении и благочестии, начинают больше значение придавать совершению благочестивые поступков, нежели преданным служению
Вопрос подписчика: Какое значение в Вед /трактатах придаётся способности присутствия в настоящем моменте, где это можно почитать в БГ и ШБ и какова значимость этой концепции в целом ?
Ответ эксперта: Здравствуйте! Спасибо за Ваш вопрос! Сейчас существуют разные течения и направления, которые придают важное значение концепции «здесь и сейчас». В своих молитвах Кунтидеви называет Кришну вечным временем, что Сам Кришна подтверждает в Бхагават Гите 10.33. В Ведах сказано, что время является могущественной, непреодолимой силой, влияющей на все, что существует в этом мире. И наше отношение к нему приводит нас либо к счастью, либо к страданию. Мы или живем в прошлом, жалея о несбывшихся надеждах, или в будущем, мечтая о каком-то иллюзорном счастье, то есть находимся в состоянии ожидания, а это означает, что мы не находимся в настоящем моменте. Но только в настоящем можно ощутить счастье от окружающего нас мира . Счастье - это то, что происходит в данный момент времени. Нет никакого прошлого или будущего счастья.
И если мы в будущем хотим быть счастливыми, то нужно понимать, что будущее мы создаём только в настоящем. Каким оно будет зависит от того, семена каких поступков мы сеем сейчас. Шрила Прабхупада давал своим ученикам следующее наставление: «Зачем вам беспокоиться о будущем? Беспокойтесь о том, правильно ли поступаете или нет. Вот, что вы должны делать. Кришна дает гарантию на ваше будущее. Почему вы сомневаетесь? Вы не верите в Кришну? Вы должны позаботиться о том, поступаете ли вы в согласии с тем, что говорит Кришна. В этом ваша обязанность. Какой смысл думать о прошлом, будущем, настоящем? Исполняйте свой долг, как говорит Кришна, как говорит духовный учитель, и тогда все будет хорошо.» ( Беседа со Шрилой Прабхупадой, США, Гонолулу (12-06-75)). Нет нужды и скорбеть о прошлом, потому что в нем мы тоже не способны ничего изменить, кроме нашего отношения к случившемуся. Надо научиться быть осознанными в настоящем, а это значит быть ответственными, сеять семена поступков, которые принесут вечные плоды, а не сиюминутные радости. «Вечное время сильнее самых сильных, ибо время — это Сам Верховный Господь. Словно пастух, который гонит свое стадо, время, играя, увлекает за собой всех, кто смертен». (ШБ 10.51.19).
Время – это могущественный инструмент в руках Бога в этом материальном мире и в должный срок, оно отнимет у нас всё, даже наше тело. В комментарии к ШБ 3.31.1 говорится : «Он (Господь) велит материальной природе предоставить индивидуальной душе тело определенного типа в соответствии с результатами ее прошлой деятельности, и материальная природа послушно выполняет Его приказ». На страницах первой и второй Песни ШБ Шрила Прабхупада часто упоминает о том, что жизнь в человеческом теле очень редка и ценна и наша ответственность использовать отведенное нам в человеческом теле время по назначению – для самоосознания и для поиска Абсолютной Истины. Веды учат нас, как правильно использовать отведенное нам время в человеческом теле. Они указывают нам и цель, и путь, и дают средства, с помощью которых мы способны одолеть путь, достигнуть цели , раз и навсегда покончив с неизбежными страданиями материального мира ( рождением, болезнью, старостью и смертью) - вернуться назад обратно к Богу.
Чтобы понять ценность послания Священных Трактатов, мудрецы рекомендуют читать Писания целиком, чтобы понимать мудрость заключенную в них. Читать писания важно с комментариями ачарьев, находящихся в цепи ученической преемственности, а не ученых или философов имперсоналистов. Только в этом случае у нас есть шанс понять важность послания в истинном, неискаженном виде и постичь мудрость Священных Трактатов. Вырывая цитаты из контекста и читая главы не целиком , а отдельными стихами, мы рискуем неверно трактовать прочитанное, наслаждая свой хитрый ум. К примеру, возьмите 31 главу 3 песни Шримад Бхагаватам и прочитайте её целиком за один раз, и Вы получите полную картину происходящего и инструкции к тому, что нужно делать прямо “здесь и сейчас”. Можно также ознакомиться с книгой “Как победить власть времени” по ссылке:
Эксперт КЦ «БАЛА» Еренкова Светлана Владимировна.
Поддержать наш консультативный центр можно здесь!
Консультативный центр «БАЛА»:
Вопрос: В нашем восприятии карма стала включать в себя и викарму, представляя закон причинно-следственных связей. Это правильно?
Ответ эксперта: Карма - это деятельность, в результате которой живому существу приходится снова и снова рождаться и умирать. Поэтому этот термин может использоваться для обозначения закона причинно-следственных связей.
С такой глобальной точки зрения позитивная и негативная карма не особо друг от друга и отличаются. Поэтому этот термин может использоваться для обозначения закона причинно-следственных связей. При этом, для уточнения нюансов существуют несколько способов типизации кармы - по тяжести последствий и методу приобретения, по времени и степени проявленности на данный момент.
Тип кармы, который кардинально отличается от всех остальных, называется акарма. Это действия, которые не приносят никаких материальных последствий и совершаются ради исполнения долга и посвящены Богу. Человек, занятый такой деятельностью освобождается от власти кармы и от необходимости снова рождаться в материальном мире. Более подробно о том как подняться на уровень акармы можно узнать в “Бхагавад-Гите, как она есть”
Эксперт КЦ «БАЛА» Алла Рамасвами
Его можно поменять на закон милосердия и любви, было бы желание.
Картинка хоть и не совсем в тему, но вполне оригинальная и заслуживающая внимания.
Благодарю за внимание и ответ.
Я испытал бы гораздо большее чувство благодарности, если бы ответ был точно по теме.
Вероятно это из-за излишней краткости изложения самого вопроса. Тогда бы меня лучше поняли…
Алла, благодарю за очень развёрнутый ответ!!! Он меня устраивает. Действительно экспертная оценка. Понимаю, что вы можете ответить на этот вопрос ещё гораздо больше, в несколько раз.
Позвольте задать ещё вопрос по этой же теме. Об акарме.
О ней вообще мало что путнего слышал. Может дадите ссылку на информацию об акарме. Но не просто по теории вопроса (с этим более-менее понятно для начала), а о практике применения на уровне вигьяны (осознанного и прочувствованного знания). Ведь занятие акармой полностью противоречит человеческой логике и желаниям. Ведь изначально странно рекламировать деятельность, плодов которой НИКТО не заметит и не оценит (ну, кроме Бога, конечно, и, возможно, Его преданных).
- На каком уровне преданности реально может понравиться заниматься никчёмной (в материальном плане) деятельностью? С точки зрения материального сознания это сплошная дурь.
- Какую долю/процент жизни должна занимать акарма в разных ашрамах?
Я хотел бы услышать ответы на эти вопросы от непосредственно Патиты Паваны прабху (можно бы даже утром в эфире), но буду рад ответу любого неравнодушного преданного.
Есть три типа преданных: канаштха-адхикари, мадхьяма-адхикари и уттама-адхикари. Каништха - это преданный-материалист по сути, веры у него немного, много материальных желаний. Мадхьяма - это преданный с твердой верой и пониманием реальности, для него материальная деятельность является глупостью. Уттама - это тот самый уровень, на котором деятельность человека полностью трансцендентна.
Сначала разверните немного, какую оценку вы ожидаете?
Вопрос: Что такое греховный поступок?
Ответ эксперта: В мире много больших университетов, где изучают различные науки, но нет ни одного учебного заведения, где-бы преподавали науку о душе. Все, что делается в этом мире, делается для человеческого тела, но между тем душа - самое важное, что есть в теле, но именно ей и не уделяется никакого внимания. И Бхагавад-гита восстанавливает важность науки о душе. У вечной души есть вечная деятельность, и когда мы её бросаем, то испытываем все виды страданий.
Поэтому забота только о теле не что иное, как греховная деятельность. Грех – это когда я забываю о самом важном для себя. Если родители поели сами, но забыли покормить своего ребенка или родителей – то это греховный поступок. То же самое происходит, когда мы кормим до отвала своё тело, но забываем покормить свою собственную душу любовью…
Живя в материальном мире, обусловленная душа забыла о своей вечной деятельности, не помнит о своих отношениях с Верховной Личностью Бога, погрузилась в болото чувственных удовольствий, все время совершая разного рода грехи и подвергаясь за это разного вида страданиям. Поэтому всё, что мешает нам на пути к истине, мешает нам помнить о главном, о Боге, оскверняет наше сердце и затуманивает наше сознание, является греховной деятельностью, так как отдаляет нас от Всевышнего.
И человеку, который ставит целью своей жизни возвышение сознания, в первую очередь необходимо понять важность следования основным 4-м регулирующим принципам, которые позволяют начать переход от низших стандартов материальной жизни (невежество и страсть) к вершине материальной жизни - благости, с которой уже легче развиваться духовно. Это определенные ступени, ведущие к высшей цели, и они следующие:
-
Милосердие. Это отказ от насилия. Не употреблять в пищу животных (мясо, рыба, яйца).
-
Чистота. Отказ от употребления всякого рода одурманивающих средств (алкоголь, табак, наркотики, чай, кофе). То есть всё то, что губит здоровье, затуманивает сознание и способствует деградации личности.
-
Правдивость. Отказ от участия в азартных играх. Мы должны поддерживать себя честными методами.
-
Целомудрие. Отказ от незаконных половых отношений. Допустимы только в законном браке для зачатия достойного потомства.
Более подробно о разнице между душой и материальным телом вы можете узнать из книги Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады «Бхагавад-гита как она есть»: https://dobro-shop.com/product/shrila-prabhupada-bhagavad-gita-kak-ona-est/
Светлана Горячева
Консультативный центр «БАЛА»: https://vk.com/lectorium108
…И человеку, который ставит целью своей жизни возвышение сознания, в первую очередь необходимо понять важность следования основным 4-м регулирующим принципам, которые позволяют начать переход от низших стандартов материальной жизни (невежество и страсть) к вершине материальной жизни - благости, с которой уже легче развиваться духовно. Это определенные ступени, ведущие к высшей цели
Спасибо за развернутый, очень практичный ответ, как правильно расставить приоритеты в жизни и начать возвышать сознание!
Ученик: Прабхупада, некоторые люди говорят, что к нам движется комета и оказывает неблагоприятное влияние. Вы что-нибудь об этом знаете?
Шрила Прабхупада: А что у вас вообще благоприятно? А? Мы же только что прочитали о признаках века Кали, где описывалось, как все будет плохо и без кометы. И где же тут благоприятное? Это как один бьет другого ногами, а потом ему грозит: “Погоди, я тебя сейчас еще и обругаю бранными словами!” … Всё и так уже неблагоприятно. Вся атмосфера неблагоприятна. Поэтому не беда, если добавится чуть-чуть неблагоприятного. Это ещё ничего. Будет ещё хуже.
(18 января 1974 г., Гонолулу)
Мы должны стремиться к 100% осознавая зачем я это делаю
Можно пример “дури”)
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СВОЮ КАРМУ
Альберт Эйнштейн дал очень хорошее определение безумия. Он сказал, что «безумие – это делать все время одну и ту же вещь и ожидать, что результат будет другим». Это то, чем мы занимаемся в этом мире: все время делаем одно и то же и все время надеемся, что результат будет другой. А делаем мы одно и то же потому, что у нас один и тот же ум. Мы можем научиться делать другое или поменять принципиально образ своей деятельности, когда поменяем свой ум.
Некоторые люди, не очень разумные, критикуют закон кармы. Они говорят: «Закон кармы делает человека фаталистом». На самом деле изначально ведическая культура настаивала на том, что человек должен выйти из-за пределов кармы, преодолеть свою карму. А преодолеть карму – значит преодолеть свой ум.
Шрила Бхакти Вигьяна Госвами