Вопрос: Обьясните пожалуйста неразумному. По поводу слона. Качающегося в пыли. Я об этом часто задумываюсь, но боюсь что мой ответ мягко говоря оскорбителен. Если слон лезет в пыль после купания, то это означает что результат омовения неполный, на теле остались неотмытые водой выделения сальных желез, отмерший и размякший от воды но не отвалившийся эпителий, паразиты в этих остатках эпителия, дающие очень неприятные ощущения. У слона ведь нет мыла, мочалки, некому потереть спину. Ему ничего не остается как упасть в пыль, которая прилипнет к телу, и эту пыль можно будет смыть повторным погружением в воду, и если нужно, то снова повторить процесс. Возможно, после этого пройдет зуд беспокоящий животное. Может быть слон и не такой умный как человек, но попробуй возвыситься над чувствами если тело зудит. Так о чем речь? О неискреннем покаянии! Но как без покаяния? Ведь это процесс. Возможно, не всегда совершенный. Тем не менее кающийся осмысливает свои анартхи, формулирует их в слова, в конце концов выдавливает эти слова из себя, освещая перед другим, более возвышенным человеком свои недостатки. Разумеется, если процесс неформальный. И наступает облегчение. Но те рога, которые как говорится, упираются в небо, а по Вайшнавски - гуны материальнай природы они то чаще всего остаются, может, не такие прочные и слабее давят. Со временем они дают о себе знать, и покаявшийся снова влазит во что- то подобное что было раньше. Так что теперь - ему прервать процесс? Призыв к этому? Заклеймить его позором. Обозвать дурным слоном? Так лучше? Понятно, что есть соответствующая наука, но к сожалению, не все совершенные. На мой взгляд, лучше таких людей поддерживать, в правильный мамент подсказать, сфокусировать внимание на хорошем, а не рубить саблей направо налево. Так многих можно растерять. Возможно, иногда приведенную аналогию можно использовать, но очень аккуратно. Смиренно прошу поправить меня если заблуждаюсь, для меня это важно, возможно, это то что меня тормозит. Примите смиренные поклоны.
Ответ эксперта: Проповедник ничего не придумывает, а лишь повторяет то, что говорится в шастрах и что услышал от духовных учителей. В частности, аналогия с купанием слона приводится в Шримад-Бхагаватам 6.1.10. Шрила Прабхупада очень часто её приводил в своих книгах и лекциях, пытаясь обличить некоторых последователей современных религий, которые, надеясь на отпущение грехов продолжают и продолжают грешить. А это уже деградация, а не духовное развитие, на что и указывал Шрила Прабхупада. Аналогии приводятся не для того, чтобы мы разобрались во всех их тонкостях, а только для того, чтобы объяснить что-то более доходчивым способом. Когда мы пытаемся же копаться в самой аналогии, то в этом случае концентрируемся на второстепенном, вместо того чтобы понять суть.
Конечно же вы правы, не все мы можем сразу отказаться от всех своих пороков, но важно не оправдывать себя своей слабостью, а вдохновлять продолжать следовать по пути духовного развития, искренне раскаиваясь в содеянном. Правильное отношение к этому описано в следующем стихах Шримад-Бхагаватам 11.20.27-28: «Пробудив веру в рассказы о Моих прославлениях, питая отвращение ко всей материальной деятельности, зная, что все чувственное удовлетворение приводит к несчастью, но все же будучи неспособным отречься от всего чувственного наслаждения, Мой преданный должен оставаться счастливым и поклоняться Мне с великой верой и убеждением. Даже хотя он иногда и занимается удовлетворением чувств, Мой преданный знает, что чувственное удовлетворение ведет к плачевному результату, и он искренне раскаивается в такой деятельности.»
Шримад-Бхагаватам 11.20.21 даёт нам наставление, как правильно заниматься контролем чувств и ума, чтобы избегать фанатизма: «Опытный наездник, желающий обуздать строптивую лошадь, сначала позволяет лошади двигаться по ее собственному пути какое-то время и затем, натянув удила, постепенно направляет лошадь на желаемый путь. Подобно этому, высшим методом йоги считается тот, с помощью которого человек внимательно изучает все повадки и желания своего ума и шаг за шагом полностью подчиняет его себе.» Поэтому процесс контроля ума и чувств проходит постепенно, но если мы берем на себя аскезы, не соответствующие моему уровню духовного развития, то конечно же не сможем на нём удержаться. Все свои аскезы мы должны согласовывать с духовным наставником. Это позволит избежать как фанатизма, так и излишней сентиментальности.
Конечно же, иногда нам некоторые утверждения и аналогии могут казаться несколько жёсткими и неподходящими. Но это происходит от того, что я пока очень мало знаю. Любая лекция строится не на отдельном стихе, а включает в себя всё, что знает лектор, а это, как минимум, «Бхагават-гита как она есть», «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанья-Чаритамрита». И чем глубже я буду познавать духовную науку, тем меньше мне будет встречаться несоответствий. Поэтому очень рекомендуем вам прочитать все эти книги, которые написал Шрила Прабхупада (https://dobro-shop.com/product/ves-komplekt-knig-shrily-prabkhupady/), чтобы глубже погрузиться в духовную науку. Есть правда одна тонкость: изучать книги Шрилы Прабхупады надо под руководством опытного духовного наставника. Как раз, именно отсутствие такого наставника может стать самым большим тормозом в нашем духовном развитии.
Поддержать наш консультативный центр можно здесь!
Консультант КЦ «БАЛА» Полунин Игорь Васильевич.
Консультативный центр «БАЛА»: https://wp.me/p8tFlw-31D