🥁 Остров КИРТАНА и БХАДЖАНА

На День явления Шрилы Прабхупады многие танцевали для Шрилы Прабхупады, в он находится в противопложной части алтарной. Так что получается спиной к Божествам. Некоторые преданнеы делали иначе. Всё же как правильно? Даже на День явления ШП танцевать перед Божествами, то есть лицом к ним, а к Прабхупаде спиной? Либо всё время боком?

Насколько я знаю, нужно перед взором Прабхупады всегда оставлять проход, чтобы он мог смотреть на Божества.

1 Симпатия

Руководство храма обычно продумывает расстановку в алтарной комнате и как будут проходить программы. Как руководство скажет - так и надо делать.

2 Симпатий

ШРИЛА ПРАБХУПАДА ОБ УЛИЧНОМ ВОСПЕВАНИИ

Стало известно, что некоторые из городской администрации пытаются запретить публичное воспевание на улицах города. Журналист вскользь упомянул этот факт, а Тушта Кришна подтвердил, что и в других городах происходит нечто подобное - есть как хорошие, так и плохие отзывы о Движении.

Прабхупада был доволен шумихой вокруг воспевания, так как считал это хорошим знаком. Даже если кто-то будет говорить, что Харе Кришна — это плохо, в конечном счете, это хорошо, потому что они, по крайней мере, произнесут имена Бога. Прабхупада сказал преданным, что они добьются абсолютной победы, если будут продолжать воспевать и распространять книги.

Однако он предостерег их: “Они думают, что Движение сознания Кришны приносит беспокойство, негодяи. Так что давайте делать все, что в наших силах. Все вы помогаете расширяться нашему Движению, но не идите на поводу у новоявленных, надуманных теорий. Не делайте этого. Идите по проложенному пути, оберегайте свою душу от этой скверны. Тогда Движение ждет большое будущее. Но если вы захотите развалить его из-за своих прихотей, тогда никто вам не сможет воспрепятствовать. Вы все испортите. Если вы будете выдумывать какие-то глупости, станете спорить и выяснять друг с другом отношения, тогда в результате вы получите еще одно так называемое духовное движение. Духовная сила будет утеряна. Всегда помните это. Не низводите все до уровня обыкновенной музыкальной вибрации. Природа воспевания другая, духовная. Мантра — это не обыкновенная звуковая вибрация. Нам нужно беречь энергию мантры, повторяя ее без оскорблений, оставаясь чистыми. Если вы оскверните мантру, тогда она утеряет всю свою силу”.

Из “Трансцендентного дневника” Хари Шаури прабху, 2 том, стр.63-64

5 Симпатий

Прабхупада присутствовал на киртане, который проводили его ученики в бруклинском храме. Играть и петь для удовольствия Прабхупады было для преданных совершенством жизни, и они использовали для этого все свои способности. Преданный, научившийся профессиональной игре на мриданге, показывал свои способности, играя ловко и быстро. Однако Прабхупада остановил киртан и сказал мридангисту, по имени Дхира Кришна, что он должен подыгрывать ведущему. Киртан возобновился, но все снова повторилось, и опять Прабхупада остановил киртан и попросил Дхира Кришну следовать за мелодией ведущего.

В другой раз Прабхупада сказал: «Мриданга не должна звучать громче, чем голос».

В 1966 году в Нью-Йорке в храм зашел юноша с пластинкой известного индийского музыканта-ситариста. Когда заиграла музыка, Шрила Прабхупада улыбнулся. Юноша спросил:

  • Вам нравится эта музыка?

Шрила Прабхупада ответил:

  • Это музыка для чувственного наслаждения.

Молодой человек был задет и сказал:

  • Что вы имеете в виду? Они исполняют это в храмах Индии.

Но Прабхупада настаивал:

  • Нет, это музыка для чувственного наслаждения, а музыкант просто бизнесмен.

Юноша тогда ответил:

  • Ну, ведь вы тоже когда-то были бизнесменом.

Прабхупада засмеялся и сказал:

  • Если я в детстве ходил голым, мне, что, и сейчас ходить голым?

  • Ну, а если этот музыкант захочет стать преданным? - спросил юноша.

  • О, это было бы замечательно, если бы он смог прийти, - сказал Прабхупада. - Но эта музыка для чувственного наслаждения.

Палика-деви даси также помнит, что Прабхупаде не нравилось, когда во время киртана играли на фисгармонии. Он сказал, что она будет «тормозить» киртан. Прабхупада обычно говорил, что его Гуру Махарадж, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, играл на караталах. В киртане он использовал только караталы и мридангу. Вывод таков: искусная музыкальность может иногда отвлекать от воспевания Святых Имен.

Нектар Прабхупады

3 Симпатий

Было замечательно наблюдать за бхаджанами Прабхупады. Он играл на фисгармонии, и я осторожно играл на караталах и старался сохранить ритм, потому что не было мриданги. Тогда Прабхупада надевал наушники и, слушая запись с фисгармонией и караталами, он играл на мриданге. На многих записанных бхаджанах, Шрила Прабхупада играет как на фисгармонии, так и на мриданге.

Шрила Прабхупада был опытным музыкантом. Когда звукорежиссер услышал воспевание, которое сделал Прабхупада на альбоме «Happening», первом альбоме Харе Кришна, он сказал, что у Прабхупады отличный слух. Он был очень впечатлен голосом Прабхупады.

Тамал Кришна Госвами

5 Симпатий

Что же нам теперь забыть про гармошку?

Мне тоже этот момент интересен…Почему же? Но мы играем, значит в этом есть смысл?

Храмовая служба традиционно проводится только с караталами и мридангой. Не стоит превращать храмовую службу в рок-концерт без разрешения президента храма.

1 Симпатия

Стоит уточнить кто и где играет?

1 Симпатия

Да! Патита Павана прабху играет, в ятре на вечерних киртанах играют…))

Непонятно всё равно, кто конкретно и где конкретно, и на какой части храмовой службы. И что сказал по этому поводу президент храма. По отрывочным данным трудно понять.

Вайшнавскую традицию, или традицию сознания Кришны, нередко называют «музыкальной религией», что привлекает многих. Но что важней: красота мелодии или звучание Святого Имени? Джи-Би-Си призывает вернуться к стандартам…

Комитет по стандартам проведения киртанов (КСК) был учрежден Джи-Би-Си (Высший Руководящий Совет Международного общества сознания Кришны. Штаб-квартира Джи-Би-Си располагается в г. Маяпуре (Зап. Бенгалия, Индия)), чтобы сформулировать четкие стандарты и рекомендации по проведению киртанов в ИСККОН на основе наставлений Шрилы Прабхупады. Разрwаботки Комитета должны предоставляться на одобрение Джи-Би-Си. Ниже приводится первый список утвержденных предложений.

Музыкальные инструменты, рекомендованные для сопровождения киртанов и бхаджанов при храмовом поклонении и публичной проповеди в ИСККОН

При изучении многочисленных наставлений Шрилы Прабхупады об использовании музыкальных инструментов во время киртана, мы разделили их на три категории:

  • инструменты, используемые для ежедневных киртанов в храме во время арати (пение верующими Святых Имен (мантр) в ходе совершения поклонения Божеству в алтаре храма), Туласи-пуджи (церемония поклонения священному дереву Туласи) и гуру-пуджи (церемония поклонения (выражения почтения) гуру (духовному учителю));
  • инструменты, используемые для киртанов в храме в остальное время;
  • инструменты, используемые вне храма для харинам и публичной проповеди.

Ниже мы приводим цитаты Шрилы Прабхупады по каждой из трех категорий и вытекающие из них выводы.

Инструменты, используемые для ежедневных киртанов в храме во время арати, Туласи-пуджи и гуру-пуджи

Из письма Шрилы Прабхупады Хаягриве (17 марта 1968 г.):

«Всякий раз, когда я иду на лекцию, я вспоминаю, как ты радостно пел Святое Имя в храме и так искусно играл на рожке. И каждый раз, когда я вижу лежащий без дела рожок, поскольку никто не умеет играть на нем, я сразу вспоминаю Хаягриву Брахмачари».

Из письма Анируддхе (14 ноября 1968 г., Лос-Анджелес):

«Во время арати используются колокольчик, караталы, мриданга, гонг, фисгармония и т.д.»

Комитет посчитал вышеприведенные цитаты и другие подобные им характерными для того периода времени, но потерявшими свою значимость для определения стандартов ИСККОН в наши дни, поскольку в последующие годы Шрила Прабхупада дал другие конкретные наставления:

Из письма Рупануги даса (30 января 1975 г.):

«Возник вопрос о том, какие инструменты нужно использовать для храмовых киртанов, в частности во время арати. Только ли караталы и мриданга являются единственными инструментами в данном случае? Или можно также использовать фисгармонию, тамбур и бубен?»

Ответ Шрилы Прабхупады (2 февраля): «Что касается инструментов для храмовых киртанов, будет вполне достаточно каратал и мриданги. В других инструментах необходимости нет».

Из письма Шрилы Прабхупады Бахудаку (11 января 1976 г.):

«Если кто-то умеет хорошо играть на фисгармонии, ее можно использовать для бхаджанов. Но не для киртанов и арати».

Из беседы в Бомбее (26 декабря 1976 г.):

Индийский гость: «У него есть сын и дочь. Его семья живет в Бомбее. Другой его сын умер. Он очень талантливый преподаватель хинди, музыки и звукозаписи. Это его работа. А она очень хорошо готовит».

Прабхупада: «Да, готовка – это хорошо».

Индийский гость (говорит на хинди): «Она очень хорошо готовит. Он очень хорошо играет на фисгармонии».

Другой индийский гость: «На всех музыкальных инструментах».

Прабхупада: «Нет, мы не хотим использовать фисгармонию».

Индийский гость: «Да, я знаю. Он просто обучает этому в настоящий момент. Ему приходиться делать это».

Прабхупада: «Если он играет на ином музыкальном инструменте ( под понятием «иной музыкальный инструмент» Прабхупада, вероятнее всего, имеет в виду фисгармонию, так как в этой беседе речь шла о ней; либо Прабхупада говорит о любых мелодичных инструментах), его внимание будет сосредоточено на нем, а не на воспевании Святого Имени: «Нужно послушать мелодию, хороша ли она». Но это не правильно. Мы должны сосредоточиться на слушании Харе Кришна. Это – бхакти. Чайтанья Махапрабху играл просто на караталах, на кхоле (бенгальское название большого глиняного двухмембранного барабана-мриданга). В те дни, конечно, не было фисгармонии, но было много струнных инструментов. Ситар, эсрадж (индийский струнный смычковый инструмент с двадцатью струнами, играть на котором можно сидя, положив инструмент на колено, либо поставив на пол, причем для извлечения звуков используется смычок), но ими не пользовались. Иногда мы используем их, чтобы привлечь внимание публики, но в них нет особой необходимости (говорит на хинди).

Из письма Шрилы Прабхупады доктору Вулфу (29 января 1976 г.):

«В Индии существует традиция приходить к божеству Господа Джаганнатхи. С эстетической точки зрения божество не особенно красиво, но, тем не менее, люди приходят к Нему тысячами. Нужно именно такое отношение. В киртанах мы тоже используем только барабаны и караталы, но людей переполняют экстатические чувства. Не из-за красивых мелодий; это просто экстаз, вызванный благодаря шраванам и киртанам».

Из книги «Нектар Шрилы Прабхупады», «Кто бросает вызов моему авторитету?»:

«Палика деви даси также вспоминает, что Шрила Прабхупада не любил, чтобы во время киртана играли на фисгармонии. Он объяснял, что это отвлекает от киртана. Прабхупада говорил, что его Гуру Махарадж Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур играл во время киртана только на караталах и мриданге».

Его Святейшество Бхакти Чару Свами:

«Рекомендованными Шрилой Прабхупадой инструментами для киртанов были караталы, мриданга и джхаджи (большие ручные караталы, медные тарелки). Он не одобрял использование фисгармонии на киртане. Но для бхаджанов она вполне подходит».

Из песни «Гаура-арати» Шрилы Бхактивинода Тхакура:

«Раздаются трубные звуки раковин, звенят колокольчики и караталы, слышатся мерные удары мриданг. Музыка киртана необычайно сладостна и доставляет величайшее наслаждение всем слушающим ее».

Из интервью с Реватинанданой дасом из фильма «Воспоминания о Шриле Прабхупаде», часть 1:

«Он [Шрила Прабхупада] отмечал, что мелодичные инструменты, включая фисгармонию, не предназначены для киртана, и объяснял почему. Он говорил, что мы в этом случае начинаем естественно прислушиваться к мелодии и уже не будем так сосредоточены на мантре».

Таким образом, Комитет по стандартам проведения киртанов заключил, что для ежедневных киртанов в храме во время арати, Туласи-пуджи и гуру-пуджи должны использоваться только караталы и мриданга. Также можно использовать джхаджи, гонги и прочие ударные инструменты, поскольку они часто использовались для арати в присутствии Прабхупады. Но Прабхупада очень четко дал понять, что не разрешается играть ни на каких мелодичных инструментах, включая фисгармонию. Однако, можно играть на фисгармонии во время молитв Нарасимхадеву после арати, когда все сидят.

Инструменты, используемые для киртанов в храме в остальное время

Эта категория включает в себя:

  • исполнение бхаджанов в храме;
  • сидячие и стоячие киртаны в храме, включая 12- и 24-часовые киртаны;
  • большие праздники в храме для общины вайшнавов и новых людей.

Из письма Шрилы Прабхупады Джадурани (26 мая 1969 г.):

«Отвечая на твой вопрос о киртане: на самом деле мы не уделяем особого внимания инструментам. Иногда они используются, чтобы сделать киртан сладостнее, но если при этом наше внимание отвлекается на них. Это неправильно. Мы можем принять все для служения Кришне, если нет риска, что внимание будет отвлекаться на другие вещи, которые помешают развитию нашего сознания Кришны. Это должно стать нашим правилом, нашим принципом».

Из беседы между Шрилой Прабхупадой и Шьямасундорой дасом о Чарльзе Дарвине (недатирована):

«Вы можете петь очень красиво, например, петь песни, подыгрывая на тамбуре. Это замечательно. Чинтамани-пракара-садмасу калпа (напевает)… Это очень хорошо.

В каждом храме должен быть музыкант, который умеет играть на тамбуре и петь. При этом требуется хорошее произношение, и вместе со звучанием тамбура это будет (неразборчиво)».

Из беседы в Лондоне (15 августа 1971 г.):

Прабхупада: «Электрогитара, если они поют только Харе Кришна, ничего другого, тогда это хорошо. Но насколько возможно, используйте только мридангу и караталы. Однако если Джи-Би-Си считает, что музыкальные инструменты привлекут больше людей, тогда это другое дело. В ином случае в них нет необходимости».

Из письма Шрилы Прабхупады Бахудаку (10 ноября 1975 г.):

«Что касается инструментов: струнные инструменты относятся к ведическим, но истинные ведические инструменты – это мриданга и караталы. Но ты должен действовать согласно времени и обстоятельствам, если собираешься использовать другие инструменты. Так что ты получил мое одобрение и можешь продолжать».

Из книги Ваясаки даса «Радха Дамодара виласа» (июнь 1970 г.):

«Сейчас в Лос-Анджелесе жизнь бьет ключем, поскольку сюда съехались многие президенты храмов нашего движения. Из Нью-Вриндавана приехал Киртанананда Свами и продемонстрировал свое умение играть на органе перед вечерней лекцией в храме. Прабхупада рад видеть, как преданные (самоназвание вайшнавов, последователей Общества сознания Кришны) используют свои наклонности в служении Кришне и хочет, чтобы было проведено больше программ с органом».

Хари Шаури дас:

«Во Вриндаване 24-часовой киртан часто был сидячим и проходил в стиле бхаджана, хотя при этом пели исключительно маха-мантру. В 1975 году я был ответственным за организацию киртана. В то время преданные играли на фисгармонии. Сатчидананда дас, бенгальский брахмачари с прекрасным голосом, всегда играл на фисгармонии, и Шрила Прабхупада лично попросил его каждый день участвовать в 24-часовом киртане».

Как было отмечено в первой части данного документа, наставления Шрилы Прабхупады, запрещающие использование фисгармонии и других музыкальных инструментов, касались именно арати. Поэтому КСК заключил, что рекомендации Шрилы Прабхупады, представленные в данной части, относятся к киртанам и бхаджанам, проводимым в храме в остальное время. То есть в этих случаях к караталам и мриданге можно добавить фисгармонию и тамбур. И хотя Прабхупада отдавал особое предпочтение этим четырем инструментам, иногда он также разрешал использовать другие нетрадиционные музыкальные инструменты для привлечения публики. Их можно использовать даже в храме, так как проповеднические программы проходят не только вовне, но и в стенах храма. Под понятием «публика» мы подразумеваем феномен, которого не существовало во времена Прабхупады, – большие и разномастные общины, состоящие из преданных и друзей сознания Кришны всех возрастов и придерживающихся различных убеждений. Важно заметить, что, как ясно следует из вышеприведенных цитат, Шрила Прабхупада был настроен очень консервативно и предупреждал, чтобы преданные с осторожностью использовали какие-то еще инструменты в дополнение к четырем особо им одобренным. Если же они используются, президент храма и местные авторитеты должны убедиться, что:

  • дополнительные инструменты не играют доминирующей роли в киртане, а поддерживают его, никогда не звучат громче и выразительнее основных и традиционных инструментов или пения Святого Имени;
  • музыкант не играет соло, если в это время не поется маха-мантра, а если и делает это, то его партии очень короткие;
  • если музыкант играет на духовом инструменте, лучше, если он делает это не постоянно, а чередуя с пением, так чтобы он мог получить благо от пения Святого Имени и не делать излишний акцента на звучании инструмента.

Инструменты, используемые вне храма для харинам и публичной проповеди

Примечание: все цитаты из предыдущего раздела также относятся и к этой части.

Из письма Прабхупады Прабхупады Хамсадуте (22 января 1968 г.):

«Также я предлагаю организовать группу санкиртаны, в которой два человека будут играть на мридангах, восемь на караталах, двое на тамбуре и один на фисгармонии. Кроме них будет еще лидер группы. Профессионализм этой группы должен быть на таком уровне, чтобы выступать на сцене. Они будут петь, танцевать и распространять прасад, и мы будем продавать билеты на эти выступления. Такая группа будет представлять наше духовное движение».

Из беседы (Маяпур, 24 февраля 1974 г.):

Панчадравида: «Почему бы нам не приглашать на Ратха-ятру марширующих музыкантов? Если бы у нас был такой оркестр с трубами, барабанами и прочими этими вещами, как на параде, пришло бы много людей».

Прабхупада: «Я думаю, вы можете сделать это и в Африке (смех)».

Брахмананда: «Мы хотим сделать это в Момбасе. Мы это уже обсуждали».

Из письма Шрилы Прабхупады Харикеше (Вриндаван, 28 октября 1976 г.):

«Повторение Святого Имени дает огромный результат. Пусть они поют Святое Имя под ритмичное звучание мриданги и тамбура. Устраивай такие музыкальные выступления и распространяй книги как можно больше».

Бхакти Викаша Свами: «Киртан»:

«На заре ИСККОНа Шрила Прабхупада разрешал играть на киртанах на любых инструментах. В первом храме на 2-й Авеню, 26 гости играли даже на внутренних частях от старого пианино. Мриданг тогда еще не было, поэтому Шрила Прабхупада играл на барабанчике бонго. В храме в Гонолулу Шрила Прабхупада участвовал в киртанах, в которых преданные играли на электрогитарах и бас-гитарах. Даже потом он разрешал использовать тамбур и прочие инструменты – не для обычных храмовых киртанов, а для проповеднических программ, фестивалей, чтобы привлечь внимание публики».

Курма дас: «Великое трансцендентное приключение» (29 июня 1974 г.):

«Неожиданно воздух наполнился звуками волынок. По совету Прабхупады Мадхудвиша пригласил участвовать в шествии марширующий оркестр. На дороге показались музыканты «Митчам Бэгпайп бэнда». Вооруженные своими волынками, одетые в килты, гольфы, в клетчатых фуражках и с кожаными сумками, они шли, наигрывая с нотных листов популярный мотив Харе Кришна. «Прабхупада, шотландский оркестр», – объявил Мадхудвиша. Шрила Прабхупада кивнул с широкой одобрительной улыбкой».

Примечание: шотландский оркестр не играл вместе с традиционной группой киртана.

Дравинакша дас: «Воспоминания о Шриле Прабхупаде», часть 7:

«В другой раз в той же комнате состоялась беседа о киртанах группы «Радха Дамодара», которые мы устраивали в лагере и на улицах городов, куда мы приезжали. Прабхупада сказал, что нужно использовать только караталы и кхол. В то время у нас было много разных инструментов: фисгармония, похожий на скрипку эсрадж, эктара (однострунный инструмент) и еще один струнный инструмент, на котором играли с помощью маленьких молоточков. В этой беседе Прабхупада велел использовать только кхолы и караталы. Ади-кешава сказал, что люди привлекаются киртаном благодаря этим инструментам, но Прабхупада не придал этому особого значения. Тогда Ади-кешава добавил: «Но Вишнуджана сказал…» Прабхупада прервал его: «Кто такой Вишнуджана? Я твой духовный учитель». Тогда же Прабхупада сказал, что на арати не должно быть фисгармонии. Вы можете услышать много ранних записей, где Бхарадвадж и другие играют на фисгармонии. Это было прекращено. Было очевидно, что Прабхупада не хотел, чтобы мы становились опытными музыкантами, он хотел, чтобы мы стали преданными. Поэтому теперь группа «Радха Дамодара» играла на публике исключительно на мриданге и караталах. Однако спустя какое-то время, они снова стали периодически использовать те или иные инструменты, как я слышал, с разрешения Прабхупады. Но я не уверен в этом».

Бхуриджана дас: «Мой прославленный учитель»:

Бхуриджана: «Прабхупада, во время киртанов мы играем на гитарах. Вы не против?»

Прабхупада: «Киртан» означает: кхол и караталы. Вот и все».

Бхуриджана: «Но в Гонконге так трудно проповедовать. И китайцы тоже больше любят тихие киртаны под гитару. Они не любят громкие киртаны со множеством инструментов».

Прабхупада уступил моей настойчивости и разрешил нам играть на гитарах наряду со стандартными кхолом и караталами. Иногда духовный учитель может соглашаться с нашими просьбами, когда мы проявляем настойчивость. Однако это не всегда означает, что таково желание Кришны. Нам следует проявлять осторожность, чтобы наш энтузиазм не перекрыл способность понимать истинные желания гуру».

Комитет по стандартам проведения киртанов заключил, что Шрила Прабхупада давал те же самые наставления для киртанов, проводимых вне храма, что и для киртанов и бхаджанов в храме не во время арати. В этом случае для привлечения публики можно добавлять фисгармонию, тамбур и другие нетрадиционные инструменты. И, как уже отмечалось в предыдущем разделе, Прабхупада был настроен очень консервативно и предупреждал, чтобы преданные с осторожностью использовали какие-то еще инструменты в дополнение к особо им одобренным (мриданге, караталам, фисгармонии, тамбуру). Если же такие инструменты используются вне храма, глава храма и местные уважаемые вайшнавы должны быть по-прежнему уверены в том, что:

  • дополнительные инструменты не играют доминирующей роли в киртане, а поддерживают его, никогда не звучат громче и выразительнее основных и традиционных инструментов или пения Святого Имени;
  • музыкант не играет соло, если в это время не поется маха-мантра, а если и делает это, то его партии очень короткие;
  • если музыкант играет на духовом инструменте, лучше, если он делает это не постоянно, а чередуя с пением, так чтобы он мог получить благо от пения святого имени и не делать излишний акцента на звучании инструмента.
2 Симпатий

Я имела в виду, что когда на ретриты приезжаю в “Баланс” Вы перед лекцией играете на фисгармонии )

1 Симпатия

А, понятно. Это не храмовая служба, и не храмовый киртан. Это публичная программа за пределами храма ИСККОН, частная программа, на которой можно использовать дополнительные инструменты.

Мне кстати больше нравится играть на караталах, но “народ требует зрелищь”…

2 Симпатий

Вот, теперь и мне стало понятно )) Благодарю! :pray::pray::pray:

Патита Павана прабху, от всей души благодарю за полезную и интересную расширенную информацию по моему вопросу :pray::pray::pray:

2 Симпатий

Мне тоже подумалось, что исполнения на караталах и мриданге достаточно, чтобы сосредоточиться на Святых Именах. Четкий ритм и звон помогает звуку Маха Мантры проникнуть в сердце.

1 Симпатия

“Иногда Шрила Прабхупада садился под деревом Тамал во дворе храма Кришны Баларамы, и мы имели честь воспевать киртаны или Бхаджаны, в присутствии и ради удовлетворения Шрилы Прабхупады.
Однажды один “яркий” преданный, с роскошной Тилакой, одевавший свое шелковое Дхоти в особом модном стиле, и считавший себя искусным Киртанией, сел и начал петь в очень подчеркнутой показной манере. Прабхупада послушал несколько секунд, и махнул ему рукой чтобы тот прекратил.
Затем Прабхупада показал рукой на обычного мальчика из Гурукулы и попросил его спеть. Этот мальчик не умел толком петь. Его лицо стало красным, а голос напоминал лягушку которую душат, и он также не умел толком подыгрывать себе на Мриданге. Он искренне продолжал петь но голос был ужасным.
Но Прабхупада слушал с улыбкой покачивая в ритм головой и стуча своим пальцем по колену, явно испытывая удовлетворение от воспевания. Тем временем “яркий” преданный был настолько обижен, что встал и ушел.
Прабхупада ценил воспевание сердцем. Он не ценил показуху”.

(Из воспоминаний Рупа Виласы Прабху)

3 Симпатий

ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО КИРТАН ЭТО БАРАБАНЫ И КАРАТАЛЫ?

С приездом Сварупа-Дамодары во Вриндаван пришли дожди, знаменовавшие собой конец лета и начало сезона дождей, и пока Прабхупада разговаривал со своим учеником, по крыше колотил сильный ливень. Прабхупада сказал, что ведическая теория эволюции была изложена в «Падма-пуране» за тысячи лет до Дарвина.

— Если нам удастся привлечь на свою сторону серьезных ученых, — сказал Сварупа-Дамодара, — хотя бы нескольких, этого будет достаточно.

— Именно об этом я и прошу, — подтвердил Прабхупада.

Чувствуя, что Шрила Прабхупада, должно быть, устал от двухчасового разговора, в беседу вмешался Тамала-Кришна:
— Может, пригласить группу киртана, Шрила Прабхупада?

Но Шрила Прабхупада поправил его:
— То, что происходит сейчас, и есть киртан. Люди должны понять, что такое киртан. Любые темы о Кришне — это киртан. Шукадева Госвами достиг совершенства с помощью киртана, но какой это был киртан?

— Он рассказывал «Бхагаватам», — подсказал Тамала-Кришна.

— Да, — кивнул Прабхупада. — Вы думаете, что киртан — это барабаны и караталы. Но киртан — это все, что мы здесь делаем. Это не имеет ничего общего с материей. Мы не говорим о том, как расширить бизнес и наслаждаться женщинами и вином. Наша цель не в этом. Ка уттамашлока-гуньянувадат. Мы пытаемся утвердить Кришну — вот киртан. Шраванам киртанам вишнох. Понимаешь?

“Шрила Прабхупада Лиламрита”
Сатсварупа дас Госвами

2 Симпатий