Он не любил критиковать миссии типа Миссии Рамакришны или каких-то знаменитых людей, явно называя их по имени. Он учил, что следует смотреть на то, чему они учат и осуждать это. Он приводил пример: «Не говорите прямо «корова». Скажите: животное с четырьмя ногами, длинным хвостом, двумя рогами и т.д. Но не начинайте ссоры». (Бхактисиддханта Сарасвати)
Бхактивинода Тхакур называет спор одним из видов праджалпы: споры, просто ради того, чтобы поспорить. Но говорит, что в спорах рождается неприязнь, сердце становится черствым. Это не относится к спорам на философские темы, если человек правильно ведет философские споры на тему Вед и хочет действительно установить истину, и он оттачивает свой разум в сиддханте, то это нормально, но если в это вовлекается его ложное эго, то это уже плохо. Причина этого - зависть и гордыня, или глупость.
Рупа Госвами осудил Дживу Госвами за то, что тот спорами разовьет в себе гордыню. “Для человека, отрекшегося от мира, ни в коем случае нельзя спорить, так как гордыня твоя таким образом будет развиваться”. Хотя тот, тоже говорил: “Давайте о сиддханте поспорим, о Ведах”, но тем не менее, его желание поспорить было признано негативным.
А как спор переводить в правильную дискуссию, если он уже начат?
К сожалению, если спор начат без подготовки, если он начат в неправильном настроении, то этот спор уже очень трудно перевести в культурное русло. Можно конечно, но только если есть взаимное уважение, которого как правило нет (( Поэтому лучше перенести такой спор, договорившись о правилах его проведения.
Спор .-торги?Только цель какая?Погружение в неразбериху!Тело кармы состоит из крови гун?Служение многим как кость в горле,любой атрибут -провокация…Взаимное уважение (если его нет - война)
Если есть погружение в поиск Истины, то цель всегда одна.
Нет, не спор и не торги,
Это Истине враги.
В критике культурной может быть,
Есть полезное, как научиться жить, любить…
В семьдесят четвёртой сутре Нарада говорит: vādo nāvalambyaḥ. Это переводится так: «Преданный не должен вступать в дебаты и споры». vādo обозначает «философские заключения». И поскольку в мире встречаются люди — представители разных течений, то между ними бывают определённые дебаты, люди пытаются друг друга переспорить. В Индии до сих пор существует такая культура философских турниров. Битва философий происходит на словах, на определённых аргументах из шастр. Кто лучше знает шастры, тот и побеждает. Это сражение на самом высоком уровне…
Веданта сутре есть такой афоризм, который гласит: тарко пратиштха. Это означает, при помощи тарки, логики, ничего невозможно утвердить. Как в китайской пословице: вода держит судно и вода топит судно. Вода и держит, и топит, одновременно. Точно так же, логикой можно всё что угодно утвердить и всё что угодно опровергнуть. И когда появляется какой-то более сильный логик, он побеждает предыдущего логика… В чём смысл? А смысла то в этом и нет…
Ну давайте сначала хоть поспорим.
Итак, с одной стороны, выясняется, что логика, логические споры - это беспокойства для ума, ничего невозможно доказать. С другой стороны, мы имеем прецеденты из вайшнавской истории, когда великие вайшнавы, философы вступали в серьёзные споры. Например, тот же Бхактисиддханта Сарасватипрос лыл как личность, которая шла на любую конфронтацию. Он был очень сильным спорщиком. Но он делал это не для того чтобы кого-то победить. Он на самом деле сражался не с людьми. Он сражался с доктринами, с иллюзией. Это очень важно: отличать грех от грешника. Когда мы просто хотим кого-то переспорить, чтобы доказать, что он глупец, то это одно, это вещи, которые взращивают нашу гордость. Но если человек спорит с кем-то, желая помочь этой заблудшей дживе, иллюзию убрать, это совсем другое.
Когда врач, с одной стороны борется с болезнью, опухоль ампутирует, почему-то доверяют только опытному хирургу, потому что нужно ещё и чтобы пациент не умер. Одно отрезать, а другое сохранить. Вот в этом смысл: убрать ненужное, а сохранить ценное. Мы разбиваем какую-то доктрину, но при этом не трогаем человека как такового. Потому что потенциально все являются слугами Бога. И поэтому вступать в такие дебаты квалифицированно могут лишь люди, которые, как хирурги, умеют отделить одно от другого. Они хотят, чтобы и пациент живой остался, и в то же время разобрать его иллюзию, разобрать все эти ложные аргументы. И это довольно-таки тонкое искусство…
Вот именно. И кажется безопасно спорить, когда есть авторитетный наблюдатель, коуч, судья. Всегда соблюдается правильное направление дискуссии.
Это кстати и есть работа администратора на го-локе ))
Иногда вайшнавы не вступают в споры. Мы знаем историю, как однажды какой-то великий пандит, спорщик, пришёл к Рупе Госвами и сказал: «Рупа Госвами, я слышал, что ты представляешь вайшнавскую сампрадаю, традицию, я бросаю тебе вызов». Рупа сказал: «Что? Вызов? Давай, где там твоя бумага? Я тебе подпишу, что я проиграл, что ты выиграл, иди отсюда. Я занят вопросом, я пишу бхакти шастры, я очень занят, нет времени с тобой сражаться». Тот подумал — какая великая удача, я победил без боя! Ваш противник готов вам подписать капитуляцию сражу же, одним махом. Рупа Госвами говорит: «Давай, подпишу». И он такой счастливый пошёл всем рассказывать: «Видите, ваш главный философ, Рупа Госвами, капитулировал передо мной!» И когда эту бумажку увидел Джива Госвами, который был племянником Рупы Госвами, он самый молодой был из шести Госвами, молодой, горячий, но при этом он был самый непревзойдённый философ. Он подумал: «Что?! Мой дядя, Рупа Госвами, признал капитуляцию от какого-то майавади? Да я сейчас от него вообще, камня на камне не оставлю!» Джива Госвами сказал: «Иди сюда, сейчас мы с тобой поговорим». И он его разобрал полностью, по частям… Джива Госвами является до сих пор непревзойдённым философом, и те, кто любит философию, могут почитать такие книги Дживы Госвами, которые называются Шат сандарпа, Шесть сандарп.
Как бы хотелось на это посмотреть и послушать…Это не для слабонервных. Истиной можно убить, если это демон. Он никогда не принимает ее.
Нечего спорить с вайшнавами)))
Спасибо большое за вебинар Патита Павана прабху. А космос как всегда молчал…Но он не умер, просто затаился и внимательно слушал… Я раньше слышала про ритвиков…, но не очень понимала о чем они. Это ведь абсурд такое говорить… А как же цепь ученической преемственности, ведь и у Шрилы Прабхупады был Духовный Учитель. Это все равно что умертвить философию под видом таких заявлений.
Создавая свою новую организацию, надо бороться с конкурентами, а точнее переманивать её последователей. Это война. А на войне все методы… Вот и приходится защищаться по военному ))