Я уже убедился – американцам очень нравится вегетарианский прасад, который я готовлю. Они забудут о мясе и будут покупать прасад. Американцы, в отличие от индийцев, не так бедны, и если им что-то по душе, они готовы выложить за это любую цену. Вместо философии им подсовывают словесные трюки а вместо йоги – гимнастику, а они все равно платят! Но я уверен, что, когда им предложат
настоящий товар – когда они попробуют вкусный прасадам Бала Кришны – Америка получит то, чего никогда не видела за всю свою историю.
Спасибо! Надо будет найти эту норму.
Поначалу Кейт готовил только для Свами. Он научился замечательно варить в
трехъярусной пароварке дал, рис и сабджи. Обычно этого хватало еще на одного-двух гостей, но вскоре гостей прибавилось, и Свамиджи велел Кейту готовить больше (разумеется, уже не в пароварке). Так что, в конце концов, готовил он уже на дюжину голодных молодых людей, а два нахлебника – Рафаэль и Дон – хоть и не очень-то интересовались философией Свами, каждый день с завидной пунктуальностью приходили к прасаду, обычно приводя с собой еще одного-двух
приятелей, которые случайно забредали в храм. Стив приходил прямо с работы, из отдела социальной защиты. Заходила и компания с Мотт-стрит. Бывали и другие гости. На кухне всегда хранился запас традиционных индийских пряностей: свежий стручковый перец, свежий имбирь, семена кумина, куркума и асафетида. Кейт овладел основами приготовления пищи и обучил им своего приятеля Чака, который стал его помощником. Другие ребята часто стояли у дверей узкой кухоньки и наблюдали за тем, как над открытым огнем один за другим, как футбольные мячи, вздуваются похожие на блины чапати а затем ложатся сверху на дымящуюся стопку уже готовых.
Кхир
Первый раз когда я попробовал кхир, незабываемый. Это было в первые мои встречи с преданными. Помню начали раздавать прасад, и так же в стаканчиках раздавали сладкий рис. Раздавал молодой брахмачари из киевского храма, он его и готовил. Помню я был настолько голоден, что не мог дождаться когда начнём почтить прасад, в моём случае не почитать, а плотно поесть. И вот настал момент истины, и первое что я попробовал это был кхир. Одна ложка, и нектарный, ароматный и сладкий рис остановил время, как только рис попал в рот, сильного голода как небывало, и я уже неспеша прислушиваясь к кхиру доел его, непереставая удивляться происходящему.
Сегодня готовил кхир в первый раз
В рецепт кажется закралась недопечатка в пропорциях. На 2.4 литра молока написано всего 50 грамм риса. Кхир не получился, фактически одно молоко. Поискал в других рецептах и везде на литр молока от 80 до 100 грамм риса идёт. Переделал с расчетом 80 грамм на литр и кхир получился, и происходящее с молоком во время приготовления описанное в ВКИ хорошо проявилось. Делал с лавровым листом вместо шафрана.
Когда отборный рис басмати, разварившись, превращался во влажную, воздушно-белую массу, а сабджи булькало, кипя на медленном огне, кухонное колдовство достигало своего апогея – приходило время готовить «чаунк». Кейт готовил его в точности так, как показал ему Свамиджи. Он ставил на огонь металлическую чашечку, наполовину заполненную топленым маслом, и бросал туда семена кумина. Когда те становились почти черными, он добавлял чили, а когда перец тоже темнел, из чашки начинал валить удушливый дым – чаунк был готов. Кухонными щипцами
Кейт снимал с огня чашку с кипящей трескучей смесью, дымящуюся, словно котелок ведьмы, и подносил ее к кастрюле с кипящим далом. Он приподнимал плотно закрытую крышку, быстрым движением вливал кипящий чаунк в дал и тут же закрывал кастрюлю… Пух! От соединения чаунка с далом происходил взрыв, который стоящие в дверях встречали громкими криками одобрения. Это означало, что обед готов. Завершающая операция была настолько непредсказуемой, что однажды крышка кастрюли с грохотом взлетела под потолок, а Кейт немного ошпарил руку. Иногда соседи жаловались на удушливый запах. Но преданным все это очень нравилось.
Малай кофта. Отправляется на экспертизу. Внешне похожи получились, а вот как на вкус, предстоит узнать.
Когда обед был готов, Свамиджи, помыв в ванной руки и прополоскав рот, входил в
гостиную – всегда босиком (кожа на его ступнях была мягкая и розовая) и в шафрановом дхоти, доходившем ему до лодыжек. Он шел к кофейному столику, над которым висело изображение Господа Чайтаньи, окруженного Своими спутниками. Его же собственные «спутники» полукругом стояли у стен. Кейт вносил большой поднос с чапати, разложенными стопками по дюжине, и ставил его на пол перед алтарным столиком. Потом он приносил кастрюли с рисом, далом и сабджи. Свамиджи начинал читать бенгальскую молитву, прося Господа принять пищу, а все
собравшиеся, встав на колени и касаясь головой пола, старательно, слово за словом, ее повторяли. Ароматный пар, словно дым курящихся благовоний, поднимался к потолку перед изображением Господа Чайтаньи, а последователи Свами, склонив головы к деревянному полу, неуверенно повторяли молитву. После этого Бхактиведанта Свами садился вместе со своими друзьями и ел тот же самый
прасад, который ели они. Кроме того, он выпивал стакан горячего молока с бананом. Он нарезал банан о край металлического стакана так, чтобы ломтики падали прямо в молоко. Все знали, что Свамиджи велит есть столько прасада, сколько влезет, и это создавало веселую, домашнюю атмосферу. Никому не разрешалось просто сидеть, ковыряясь в тарелке, или прикасаться к пище только из вежливости. Они ели со смаком, – так, как этого хотел Свамиджи. Если он видел, что кто-то ест без удовольствия, он с улыбкой обращался к нему по имени:
– Почему не ешь? Давай, не стесняйся!
Он смеялся и говорил:
– Когда я плыл сюда на корабле, я думал: «Неужели американцы будут это есть?»
Когда молодые люди протягивали тарелки за добавкой, Кейт накладывал им по второй порции риса, дала, чапати и сабджи. В конце концов, это была духовная пища, и есть ее нужно было много – прасад очищал, избавляя от влияния майи. Кроме того, эта была здоровая, вкусная и пряная пища – не чета американской. Это было так же здорово как киртан. От этой еды можно было запросто «улететь».
Они ели правой рукой, по-индийски. Кейт и Говард научились этому в Индии. Им уже
доводилось есть подобные блюда, но, как они признавались Свами и всем его последователям, которые приходили пообедать, в Индии им никогда не приходилось пробовать такой вкусной еды. Один из ребят, Стенли, был совсем еще юным, и Свамиджи, как любящий отец, всегда следил, чтобы он ел как следует. Мать Стенли встретилась со Свами и сказала, что разрешит сыну жить в храме только при условии, что Свамиджи пообещает лично за ним присматривать. Свамиджи согласился и старательно вдохновлял юношу брать больше, так что постепенно у Стенли развился зверский аппетит, и он начал съедать по десятку чапати за один присест (он съедал бы и больше, но Свамиджи его останавливал). Но это ограничение – Стенли больше десяти не давать – было единственным. Обычно же только и слышалось: «Еще… берите еще». Когда, закончив есть, Свамиджи вставал и выходил из комнаты, Кейт с парой добровольцев шел на кухню мыть посуду, а остальные расходились по домам.
Иногда, по воскресеньям, Свамиджи сам готовил пир, состоявший из особых индийских блюд.
Стив: Свамиджи сам готовил прасад, а потом сам раздавал его у себя наверху, в гостиной. Я помню, как мы рассаживались рядами, а он босиком ходил между нами и ложкой накладывал каждому из разных кастрюль. Обычно он спрашивал, кому чего добавить: «Хотите еще этого?» – и с удовольствием нас угощал. Это были не обычные блюда, а сладости или острые закуски, вроде сладкого риса или качори, и вкус их был неповторим. И даже когда у каждого набиралось по полной тарелке, он снова обходил всех нас и предлагал добавку. Однажды он подошел ко мне и спросил, чего бы я еще пожелал, – может, сладкого риса? В ту пору у меня были ложные представления о духовной жизни – я считал, что должен отказывать себе в том, что мне нравится больше всего, поэтому попросил простого риса. Но даже этот «простой» рис был восхитительным желтым рисом с жареными сырными шариками.
Он сделал паузу и оглядел присутствующих.
– А сейчас можно раздать прасад.
Гости расселись рядами на полу, и преданные стали разносить прасад, предложив первую порцию Свамиджи. Здесь были блюда, готовить которые их научил сам Свамиджи: самосы, халава, пури, рис, несколько блюд из овощей, фруктовое чатни, сладости – все, что обычно подают во время воскресного пира. Гостям нравился прасад, и они ели, сколько могли осилить. Пока преданные, в основном опытные в этом деле женщины, разносили добавку, гости отдыхали, наслаждаясь угощением и непринужденной беседой. Отведав все блюда, Свамиджи поднял брови:
– Отлично приготовлено. Да здравствуют повара!
30 октября 1970 года.
Пробыв десять дней в Амритсаре, Прабхупада снова сел в поезд и отправился обратно в Бомбей. Он ехал с Гуру-дасом, в небольшом купе первого класса, а остальные преданные находились в другой части поезда. Вагон Прабхупады был рядом с локомотивом, и поэтому в него постоянно залетала сажа из трубы, так что Прабхупада очень скоро с головы до ног был испещрен маленькими черными точками.
Ямуна: Где-то между Амритсаром и Дели я решила сходить посмотреть, как там Шрила Прабхупада и не нужно ли ему чего-нибудь (поскольку иногда, когда поезд останавливался, он просил кого-нибудь купить ему на платформе свежих фруктов или еще что-то в таком духе). Мы с Каушальей прошли через несколько вагонов в вагон первого класса, где ехал Прабхупада. Он, словно царь, полулежал на нескольких подушках, согнув в колене одну ногу, и на его лице играла чудесная улыбка.
Мы поклонились, и Шрила Прабхупада подмигнул нам.
– Есть что-нибудь горячее поесть? – спросил он.
– Что вы имеете в виду? – спросила я. – Вы хотите, чтобы я принесла обед, Шрила
Прабхупада?
– Нет, – ответил он. – Не совсем. Немного риса, немного горячего риса.
– Что вы имеете в виду, Шрила Прабхупада – из ресторана?
– Нет. Может быть, ты сама приготовишь мне горячий рис?
Я согласилась. У меня не было ни малейшего представления, как я буду готовить горячий рис, но мы с Каушальей нашли кухню. Там никого не было, за исключением двух индийцев, одетых в черные, запачканные куркумой шорты. Они стояли возле угольной печки и курили. Я не знала хинди, но, как могла, попыталась объяснить:
– Мой Гуру Махараджа хочет чавал, горячего риса.
Мужчины рассмеялись над нами, словно мы были сумасшедшие, и я подумала, что было бы неплохо найти кого-нибудь, кто даст нам разрешение. Но когда мы нашли заведующего рестораном, он был категорически против:
– Нет. Ни в коем случае. Вы не можете готовить на кухне.
Я сказала:
– Простите, но это для моего Гуру Махараджа. У нас нет выбора. Я сказала ему, что
приготовлю рис, и должна исполнить обещание. Но он опять повторил:
– Нет, это невозможно.
Тогда я нашла начальника состава и объяснила ситуацию.
– Если я не смогу сделать это для своего гуру, мне останется только выброситься из поезда.
Начальник отнесся к ситуации со всей серьезностью и сказал:
– Конечно-конечно, можете готовить на кухне все что угодно.
Он привел нас обратно и сказал шеф-повару и заведующему рестораном, что дает нам разрешение. Печь была гигантская, и я абсолютно не умела ею пользоваться. По всей кухне висели алюминиевые кастрюли самых разных видов. Мы, как смогли, вычистили одну из них, вскипятили воду и бросили в нее чавал. Мы приготовили огромное блюдо очень горячего риса с маслом, свежим лимоном и перцем и отнесли его через поезд в вагон Прабхупады.
– Ваш рис, Шрила Прабхупада! – сказала я, входя.
Его глаза загорелись и широко раскрылись. Он расплылся в широкой улыбке.
– О, пришли мои богини удачи, – сказал он. – Они принесли мне мой рис. Большое вам спасибо. Это как раз то, что я хотел.
Он съел с этого большого блюда очень много. Вместе с рисом он съел маленький качаури, пури и маленький пикуль. Он был очень доволен.
Сегодня готовил сандеш и суджи ка халаву. Сандеш ванильный с тросниковым сахаром скатал просто в шарики.
Халава так же готовилась с соблюдением пропорций, так как орехи лесные помогал колоть помощник, (орехи как-то прислала тёща со своего огорода, на котором у нее выросло огромное дерево лесного ореха) и так как ему было лень, то он следил за тем чтобы орехов было ровно 35 грамм как по рецепту, а значит и все остальное тоже не отклонялось от рецепта Хотя одно препятствие в соблюдении рецепта было, это аж 300 грамм сахара на 225 грамм манки, котрое я смело преодолел Халава готовилась на молоке. Получилось всё очень вкусно. Супруга выразила особое восхищение халавой, которую она не любит после чего сын удивлённо говорит мне - маме понравилась халава дай пять
Признаюсь я и сам к халаве относился всегда с большим подозрением и непойму почему, что-то у меня с ней не ладилось, за исключением одного раза когда попробовал халаву одного проповедника, который поднял так сказать планку в этом деле очень высоко и незабываемо.
Каждое утро все собирались на веранде. Мужчины усаживались в одном крыле, женщины – в другом, а Ананда быстро шел по проходу и раздавал прасад. Прабхупада тем временем сидел в конце крыла, в деревянном кресле, перебирал четки, и наблюдал, как преданные принимают прасад. Он давал ашраму деньги, и Ананда регулярно готовил роскошные пиры: картофель, обжаренный в молотых специях, рис, йогурт, дал, три вида сабджи, картофельные чипсы, чатни,
малпуры, раджкели, сандеш, кхир и так далее – все было очень вкусно и приготовлено просто идеально!
Прабхупада, сидя во главе двух рядов преданных, вдохновлял всех принимать прасад:
– Положи ему еще!
Он расхваливал кулинарный талант Ананды и с улыбкой наблюдал за вкушающими
преданными. Когда все наедались до отвала, Прабхупада громко декламировал према-дхвани.
Преданные в ответ кричали: «Джайя!»
После очередного пира Прабхупада пригласил к себе учеников.
– Видите, как он готовит? Он сам все готовит, сам раздает и не садится, пока не накормит всех до полного удовлетворения. Так должен вести себя настоящий вайшнав. Ему доставляет большее удовольствие служить другим, нежели себе.
Шрила Прабхупада попросил учеников сообщить об окончании дела в газеты. Он
пригласил всех пройти в зал перед его кабинетом, чтобы принять участие в пире. Циновки были расстелены в два ряда, преданные принесли тарелки из листьев и расставили их перед гостями, после чего стали предлагать сидящим в два ряда гостям разнообразные блюда.
Прабхупада не садился.
– Ну что же, приступим! – сказал он после того, как преданные раздали прасад.
Преданные приготовили несколько блюд – рис, дал, пакоры самых разных видов (из
картофеля, цветной капусты, баклажанов), картофельное сабджи, пападамы, бурфи, сабджи из цветной капусты, ладду, чамчам (молочные сладости), кхир с вермишелью, халаву и лимонный напиток. Настроение у всех было радостное и приподнятое.
Прабхупада: Да, а что в этом сложного? Чапати, рис – простая безвредная пища. Не вижу проблемы.
Харикеша: Многие преданные ссылаются на вас. Они говорят, что есть злаки нет
необходимости, и что вы будто бы сказали, что злаки предназначены для животных.
Прабхупада: Но я сам ем злаки.
Харикеша: Я им так и сказал.
Прабхупада: Они говорят: «Прабхупада сказал». И вы верите этому.
Прабхупада велел преданным особо не прислушиваться к советам по оздоровлению тела, если эти советы вынуждают их отказаться от почитания прасада Господа.
Прабхупада: Поэтому следуйте принципу принятия прасада. И будь что будет.
Тамала-Кришна: Умрем, но с прасадом!
Прабхупада: Да. (Смеется). Таков преданный. Но готовить мы должны первоклассную пищу. Кто станет жаловаться, если еда будет первоклассной?