Вдохновляющая история, спасибо.
Введение:
В чем же суть «Бхагавад-гиты»? Ее цель — вызволить человечество из плена невежественного материального существования. Каждый из нас в своей жизни постоянно сталкивается с многочисленными трудностями, подобно Арджуне, которому предстояло сражаться в битве на Курукшетре. Оказавшись в трудном положении, Арджуна предался Шри Кришне, и в результате ему была рассказана «Бхагавад-гита». Но трудности испытывал не только Арджуна, тревоги и беспокойства преследуют каждого из нас, и причиной тому — наше материальное существование. Само наше бытие протекает в атмосфере небытия. На самом деле нам не должно угрожать небытие, ибо душа вечна, однако по той или иной причине мы оказались в атмосфере асат . Асат значит «то, чего не существует».
«Поэтому, о Бхарата, мечом знания разруби в своем сердце узел сомнений, порожденных невежеством. Вооружившись йогой, встань и сражайся!» Бхагават-Гита 4.42
Герой индийского эпоса «Бхагавад-гиты», Арджуна, находится на распутье. Он умен, доброжелателен и сталкивается с дилеммой, с которой все мы знакомы: несовместимость мирских обязанностей и духовных устремлений. Арджуна - воин, который хочет вести мирный, спокойный образ жизни. На грани великой войны он отказывается сражаться, несмотря на то, что враг - агрессор, и его необходимо уничтожить. Подобно Арджуне, если мы хотим просветленной жизни, мы тоже можем испытывать неприятие мирских обязанностей. Можно ли выполнять эти обязательства без ущерба высшему «я»? Можно ли жить в материальном мире, не погружаясь в них? Бхагават-Гита отвечает, анализируя нашу дилемму, взглядом солдата, готовящегося к битве.
Глава четвертая начинается с того, что Арджуна сомневается в утверждении Кришны о том, что он учил йоге Бога Солнца миллионы лет назад. Это обычная уловка: когда мы не хотим что-то делать, мы придираемся или ищем оправдания, аргументы. Один из аргументов Арджуны не сражаться - это сомнение в авторитете Кришны. Кришна терпеливо объясняет: «И ты и Я рождались великое множество раз. Я помню все эти жизни, ты же не помнишь их.».
Простое заключение совета Кришны таково: делай добро, не присваивая результатов того, что делаешь, и так избежишь пагубных последствий эгоистичного поведения. Загляните глубже в повествование Гиты, и откроете для себя более глубокое понимание в условиях человеческой жизни.
Например, в этом стихе подразумевается, что боль и болезненные обязательства неизбежны. Проницательный йог не позволяет боли или неприятностям мешать выполнению праведных дел. Как описано в «Йога-сутрах» (2.1): «Принятие боли как помощи в процессе очищения- это и есть йога на практике».
Философия йоги интерпретирует все события как способствующие духовному развитию. Это горькая пилюля, но она помогает уменьшить боль: все имеет цель. Может быть непонятно, как трудное событие может служить нашему личному прогрессу, особенно когда оно кажется беспричинным и трагичным. Тем не менее, главный урок Кришны - не огорчаться и не убегать от того, что помогает нам прогрессировать. Подобно Арджуне, мы достигнем освобождения от страха, столкнувшись с этим страхом, признав божий промысел даже в самых трагических обстоятельствах.
Но как это сделать? Как принять боль? Как преодолеть то, чего мы боимся больше всего? Слово хрид-стхам (в сердце) в этом стихе дает ключ к разгадке. Когда ситуация кажется очень сложной, мы переносим из сердца в голову. Мы убегаем от страха, обдумывая его, объективируя его, как это сделал Арджуна. Проще говоря, когда мы не хотим что-то делать, мы изобретаем ложь об этом. «Я не буду делать этого, потому что это разрушительно», или «Я не буду деалть этого, потому что это навредит другим». В первой главе Арджуна дает Кришне кучу таких оправданий своего бездействия. Кришна опровергает их все и называет свои заблуждения «постыдной слабостью сердца» (БГ 2.3). Речь Кришны побуждает Арджуну покинуть «пространства своей головы» и вернуться к сердцу.
Сердце описывается как место обитания сознания в Гите. Недавно я спросил практикующего йогу кардиолога Мехмет Оз о роли сердца в его работе. Его ответ имеет отношение к нашему обсуждению этого заключительного стиха четвертой главы.
«Сердце – это наш самый поэтичный орган», - сказал он. «Есть жестокие сердца, холодные сердца, кровоточащие сердца, сердце - это окно нашей души. Сердце дает нам уникальную способность заглянуть внутрь себя и других … и если у сердца нет причины продолжать биться, оно и не будет. Я осознал, чтобы уйти с порога смерти, вам нужно нечто большее, чем новое физическое сердце. Вам нужен целостный подход к жизни, которого так не хватает в западной медицине. Это просто открыло мои глаза. Вот что мне дала йога ".
В этом настоящая цель йоги: найти причину, по которой наше сердце продолжает биться, причину, по которой нужно проявлять настойчивость, когда становится трудно, вместо того, чтобы поддаваться отравляющему страху и сомнениям. Кришна называет такой отравляющий стресс агьяна-самбхутам, буквально переводится «вызванный недостатком знания». Знание, о котором он говорит, - это осознание себя вечной душой, божественным созданием.
Кришна говорит: разруби узел мечом знания. «Разрубить мечом» - это сильный образ, который указывает на другое глубокое измерение этого стиха. Хотя йога действительно вызывает умиротворение. В более глубоком смысле йога - это подготовка к столкновению с проблемами, к взаимодействию с ними и их разрешению, как это отражено в последних словах Кришны: «Вооружившись йогой, встань и сражайся».
Йога не гарантирует материального счастья и победы в битве. Приносит ли практика йоги материальную пользу? Конечно. Если вы спокойны, вам лучше работается. Но проблема в том, что мы возлагаем различного рода ожидания на духовную практику: «Если я сделаю это и то-то, что я могу ожидать взамен».
Не все сталкиваются с такими суровыми испытаниями, как Арджуна. Тем не менее, каждый из нас в любой момент сталкивается с выбором: как вести себя, какие действия предпринять. Обычно мы способны на большее, чем можем себе представить. В то время, когда миру крайне не хватает мудрого руководства, этот стих из Бхагават-Гиты дает нам много поводов для размышлений.
Йогешвара дас 2 октября 2020
Сегодня Гита-джаянти!
Мангалачарана, вступительные молитвы, Шри Баладевы Видьябхушаны к комментарию на Бхагавад-Гиту:
сатйанантачинтйа-шакти-эка-пакше
сарвадхйакше бхакта-сарватипакше
шри-говинде вишва-сарвати-канде
пурнананде нитйам астам матир ме
Пусть мой ум всегда стремится к Шри Говинде, высшему совершенству и повелителю непостижимых сил, искушённому в защите Своих преданных. Переполненный блаженством, Он служит корнем создания, поддержания и разрушения мира.
аджнана-нирадхир упаити йайа вишешам
бхактих парапи бхаджате парипошам уччаих
таттвам парам спхурати дургамам апи аджасрам
сад-гунйа-бхрит сварачитам пранамами гитам
Я выражаю своё почтение Бхагавад-гите, что была поведана Господом, наделённым безупречными качествами. Этим ученим иссушается океан невежества, чистая бхакти насыщается до полного раскрытия, а высшая абсолютная истина, трудная для понимания, становится явной и доступной.
сарва-дхарма̄н паритйаджйа
ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа
ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо
мокшайишйа̄ми ма̄ ш́учах̣
Бг. 12.10
абхйа̄се ’пй асамартхо ’си
мат-карма-парамо бхава
мад-артхам апи карма̄н̣и
курван сиддхим ава̄псйаси
Если ты не в состоянии следовать правилам и предписаниям бхакти-йоги, просто трудись для Меня, ибо, служа Моему делу, ты тоже достигнешь совершенства.
В свое свободное время я выполняю наемную работу и часть средств оправляю на проведение воскресных программ. “Такой кэшбек получаеться.” Учитывая что Ишавасьям идам сарвам.
Я стараюсь выполнять эту работу хорошо и для этого стараюсь постоянно в процессе медитировать на Кришну, что очень сильно облегчает мой труд. Что бы оставаться на этом уровне приходиться держать баланс между семейными обязанностями, основной работой, социумом и успеть отдыхать. В семье и среди друзей ( которые остались после отсечения закоренелых материалистов) я главный " проповедник абсолютной истины с точки зрения бытовых вещей". Мне помогает понимание того сколько мне дает Кришна и как мало я ему возвращаю. Я бы хотел что бы в тех условиях которых я нахожусь Он мог бы меня использовать на 100 процентов. Для этого свободное время я трачу на чтение священных трактатов и т.д.
Иногда мне удается похозяйничять на кухне с киртаном и танцами и этот опыт долго со мной живет потом.
дйутам чхалайатам асми теджас теджасвинам ахам джайо 'сми вйавасайо 'сми саттвам саттваватам ахам
Из всех видов мошенничества Я азартная игра. Я блеск всего, что поражает великолепием. Я победа, Я приключение и сила сильных.
На Голоке впервые и надеюсь, что я отвечаю на вопросы домашнего задания по вебинару 21.08.21 в правильном месте.
- Сейчас реально нахожусь на 12 стихе: “Если же ты не можешь заниматься и этим, то приложи свои усилия к тому, чтобы обрести знание…” Периодически поднимаюсь на 11 (пожертвования) и 10 (помощь преданным, участие в организации программ) и потом возвращаюсь.
Очень помогла лекция, расставив все по местам и показав, где я реально нахожусь. Хоть я ни раз уже прочитал “Бхагават Гиту”, но смысл стихов открылся мне только сейчас и воспринял я эти стихи, как руководство к действию. - На этом уровне я завис давно. Приятно сидеть в своем болоте, читать, слушать и думать о том, какой ты умный. Буду применять знания на практике и переходить от слов к делу. Планирую действовать согласно 11 стиху и чаще заглядывать в 10.
- Чтобы поднятся на верхний этаж, нужно пройти по ступеням лестницы. Именно это я и пытаюсь сделать, но пока дальше 10 стиха ничего не вижу. Прямой путь на данном этапе жизни - не просматривается.
Как я поняла из прошедшей встречи, что уровни, о которых говорится в 12 главе Бхагавад-гиты не могут достигаться, как материальные ступени. Закончил школу получил аттестат, закончил институт получил диплом специалиста, защитил диссертацию и т.д. Суть материальных достижений, что ты получаешь какое-то звание и ходишь с ним, думая, вот кто я теперь.
Но на духовной лестнице есть только мотив, есть только самое сокровенное, есть только я-слуга Кришны и милость духовного Учителя и Кришны. И всё, что мы можем делать это стараться. Стараться для Кришны, для Учителя, для преданных. И результат динамичный, а не статичный. Всё зависит от стараний и строгости следования - предания.
Я попытаюсь провести свой анализ относительно уровня.
Боюсь, что последние 6 лет (до 2020 г.) я шла окольным путём БГ 12.12.
“шрейо хи джнанам абхйасадж
джнанад дхйанам вишишйате
дхйанат карма-пхала-тйагас
тйагач чхантир анантарам
Если же ты не можешь заниматься и этим, то приложи свои усилия к тому, чтобы обрести знание. Однако медитация предпочтительнее, чем знание, а отречение от плодов своего труда предпочтительнее медитации, ибо человек, отрекшийся от плодов своего труда, обретает умиротворение”.
Медитация самостоятельная не особо получалась. Я училась отрекаться от плодов своего труда, старалась не привязываться к похвале. И слушала, слушала знания пока, наконец, не узнала, что без духовного учителя не возможно постичь духовную науку.
БГ 13.8-12 “Трансцендентная жизнь начинается тогда, когда человек принимает руководство истинного духовного учителя”. “Что касается обращения к духовному учителю, то это абсолютно необходимо, ибо, только следуя указаниям истинного духовного учителя, можно постичь духовную науку”.
После того, как стала действовать под руководством духовного наставника и по сей день, думаю, хожу в разных состояниях по разным уровням БГ 12.9-12.11.
БГ 12.9. То есть стараюсь следовать принципам, о которых говорит духовный наставник. Молюсь в медитации об очищении чувств.
БГ 12.10 Стараюсь служить преданным. Помогать продвигать проповедь как могу на данный момент. Жертвовать, чем могу. (Силами, деньгами, временем. Время - это самая большая жертва в большой семье. Только по милости Учителя я стала ежедневно читать мантру. Трачу так называемое свободное время на духовность (а точнее не свободное, а запланированное время). На что-то другое времени нет.
БГ 12.11 В социальной жизни в последнее время стала более активно заниматься благотворительностью. Помогаю людям с необходимыми вещами и предметами быта, если они у меня есть, в хорошем состоянии, но не пользуюсь и могли бы послужить кому-то, то нахожу человека по интернету, дарю ему необходимую вещь, оформив при этом её красиво. Это непростой был шаг, избавиться от накопительства, но очень важный и чувствую, что это правильно.
Также отдаю больным детям, хорошие или новые (пропущенные, неподошедшие) вещи от своих детей. Хотя наши родители ещё в советское время всё хранили, даже детские вещи, как воспоминания. До сих пор лежат. Но только благодаря духовному знанию, понимаю, что всё материальное уничтожается и нет смысла за него держаться, пусть служит людям.
Не хочу замахиваться на высокие уровни. У меня его точно нет. Но однажды, в момент безнадежности, повторяя мантру, я поняла, что у меня никого больше нет кроме преданных и Святого Имени, ничего материального: ни семьи, ни дома, ни наград, только святое Имя. Это похоже на стих БГ 12.8. Но первое желание, которое появилось во мне после этого, это идти и вдохновлять преданных. Как можно быстрее.
Анастасия Любельская.
Да, это то самое место!
Что я могу написать, я нахожусь на самой первой ступени, стараюсь двигаться вверх, исполнять наставления Шрилы Прабхупады. Что то получается , что то нет. Слишком долго служила майе. Теперь не хватает усердия, знаний, любви. Все усилия оказывается были брошены не на те цели. Сейчас силы уже другие, приходится использовать рационально. Патита Павана, большое спасибо за наставления, они расширяют горизонт, показывают нужное направление. Харе Кришна!
Спасибо за такое интересное задание!
1. Напишите на каком стихе (уровне) вы сейчас реально находитесь.
Мой реальный уровень — это все предварительные ступени. Каждая ступень для меня актуальна и помогает в духовном развитии, сегодня одна ступень может доминировать, а завтра другая, или смешиваются.
2. Напишите, что вы делаете, чтобы правильно развиваться/оставаться на этом уровне.
Стараюсь следовать наставлениям духовного учителя: соблюдаю 4 регулирующих принципа; повторяю ежедневно минимум 16 кругов маха-мантры на чётках, как правило рано утром после омовения; освещаю пищу; регулярно читаю священные трактаты и слушаю их из уст духовного учителя; насколько получается, стараюсь жертвовать время и деньги (хотелось бы больше); общаюсь с преданными, есть совместное служение в рабочих группах; нравится принимать участие в любом физическом труде (очень люблю мыть полы); готова оказать любую материальную помощь людям, если это действительно необходимо.
3. Напишите на каком бы уровне вы хотели находиться в будущем и что для этого делаете.
Конечно, хочется подниматься на высшие уровни, иначе зачем всё это… Пока стараюсь закрепиться на предварительных уровнях, чтобы всё это стало моей твёрдой духовной жизнью, делая всё то, о чём сказала выше, хотя этого очень мало, потому что вижу, сколько всего другие преданные делают…
Домашнее задание по вебинару от 21.08.21:
-
Напишите на каком стихе (уровне) вы сейчас реально находитесь.
Мне не очень сложно определить свой уровень - он чуть выше нулевого. Я 15 лет топталась на нулевом уровне. С того момента, как я начала участвовать в утренних настройках, уровень немного подрос, но он все еще никакой, потому что у меня не получается находиться 100% ни на одном из уровней, указанных Кришной, а значит, я не могу говорить, что нахожусь на этом уровне. -
Напишите, что вы делаете, чтобы правильно развиваться/оставаться на этом уровне.
Я стараюсь ежедневно повторять как минимум 17 кругов маха-мантры, вставать рано и принимать душ, одевать чистую одежду. Стараюсь участвовать в онлайн сессиях с Патитой Паваной и другими преданными и следовать их наставлениям, также смотрю лекции других гуру онлайн. Как могу соблюдаю 4 регулирующих принципа, но пока не 100% по еде (то есть мясо и рыбу я уже давно не ем, но вот с яйцами пока проблема, старюсь их избегать, но без фанатизма, иначе происходят срывы). Я стараюсь готовить для Кришны и предлагать ему еду, но пока плохо получается, я не знаю, как это правильно делать. Также я регулярно читаю Бхагавад Гиту и другие свяшенные книги, делаю пожертвования. Когда я выполняю какую-то работу по дому или начинаю свой рабочий день, стараюсь посвящать ее Кришне. Также стараюсь не пропускать Экадаши, хотя не всегда получается выполнить все требования по конкретному Экадаши (например, не спать всю ночь - я не могу, потом на следующий день я не способна ни к какой работе).
Очень хочется попасть в храм и пообщаться лично с преданными, а также как-то физически им помочь, но такой возможности пока нет, в этом у меня полный провал. Только один раз в жизни Кришна подарил мне опыт участвовать в подготовке к Ратха Ятре здесь, в Лиссабоне. Это было непередаваемо, думаю, благодаря в том числе ему мне удалось дотянуть хоть как-то до этого года, помня о Кришне. -
Напишите на каком бы уровне вы хотели находиться в будущем и что для этого делаете.
Я очень хочу достичь уровня, описанного в тексте 8. Но я понимаю, что это требует невероятных усилий, ежесекундного контроля и совершенства на всех других уровнях. Если я буду оценивать свои силы сейчас и объективно, то смогу с уверенностью сказать, что никогда не смогу попасть на этот уровень сознания Кришны. Но я верю в милость Кришны и поражаюсь тому, как у меня сейчас получается делать или не делать то, что еще несколько месяцев назад мне казалось невозможным. Я полностью доверяю себя Кришне и надеюсь на то, что Он не оставит меня. Со своей стороны я буду продолжать прикладывать все свои жалкие усилия, чтобы очистить сердце.
Не совсем понятно какой это стих?
Мне кажется это излишняя скромность. Если вы следуете принципам и вычитыааете круги то, как мне кажется это уровень следования правилам и предписаниям, стих 12.9. Почему вы считаете что недостойны этой ступени?)
А разве Шрила Прабхупада давал такие наставления для грихастх?
уровень следования правилам и предписаниям, стих 12.9.
Я думаю, что не всё так однозначно, только старшие могут увидеть…
Домашнее задание
1 -2 на каком уровне я нахожусь и что для этого делаю.
Текст 6-7
-Повторяю святое имя Кришны. 16+
Текст 8
-предлагаю пищу( иногда конечно экспресс предложение , фрукты например, очень хочу предлагать все как следует , выдерживая время.
Текст 9
Следую правилам и предписаниям:
-ранний подъем
-омовение
- в храме бываю два раза в неделю( далеко живу. Сб утро, вс фестиваль.
-повторяю святое имя Кришны.
-хочу готовить хоть одно блюдо в день для Кришны. Список есть. - попросила прибежища у дезовного учителя.
- очень счастлива выполнять наставления Патита Паваны пр. И быть в наставнической санге.
Текст 10
-совершаем семьей пожертвования.
- к какому уровню стремлюсь.
Текст 2
Тех, чей ум сосредоточен на Моем личностном образе и тот кто всегда поклоняется Мне с глубокой духовной верой, Я считаю достигшим совершенства жизни.
Что я для этого делаю.
ПЫТАЮСЬ. внимательно повторять маха - мантру. Внимательно, с любовью выстраивать отношения с близкими. Они очень проверяют меня. С преданными мало общения . Оно нектарное.
Домашнее задание к вебинару 21.08.21
2 года назад впервые поймала себя на желании служить Богу, и отучившись на ведического астролога, начала проповедовать. Благодаря Мантра-сева-санге духовная практика и проповедь стали углубляться и усилилась потребность посвящать как можно больше труда Кришне, а также не присваивать плоды этой деятельности себе. 12.10.
«…человек, отрекшийся от плодов своего труда, обретает умиротворение.» Наблюдаю, как это умиротворение влияет не только на мою жизнь, но и близких, знакомых, а также проникает в сердца тех, кто приходит на консультацию по астрологии. Понимаю, что без этого умиротворения, то есть без отречения от достижений уже не получится радоваться жизни. Думаю, это можно назвать более-менее стабильной зафиксированностью на уровне 12.10.
Очень хочется утвердиться на уровне бхакти-йоги 12.9., но пока понимаю, что сильно не дотягиваю до него: не хожу в храм и на воскресные программы, не подношу пищу божествам, не всегда получается 4ч в день посвящать чтению и воспеванию. Но в то же время вижу, что старость перестала быть такой пугающей, ибо наполнилась смыслом исполнения всех этих обетов служения Кришне.
Сейчас моя главная задача - утвердиться в практике мантра-медитации, прочно встроить ее в образ семейной и трудовой жизни, адаптировав джапу к любым внешним условиям и переменам. Следующим этапом будет такое же встраивание в режим дня чтения и прослушивания книг,лекций Шрилы Прабхупады и его учеников.
Патита Павана Прабху, благодарю вас за глубокий анализ этой темы, по особому прониклась 12й главой Бхагавад-Гиты. Совершаемые усилия на пути к бхакти теперь обрели новый уровень осознанности и преданности.